18:13

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Вообще, наверное, ничего не получится. Ведь как не крути, а тот человек, что писал о своем житье-бытье, делился этим с довольно отзывчивой аудиторией. Ну, ладно, как пойдет...


Когда вчера искала в ютубе одну цитату из Шерлока, наткнулась на видео на тему моих любимых священных писаний. Только если в Холмсе я вполне охотно вижу литературный образ Христа, то с Шерлоком все же совсем другая история. И мне показалось, что авторы видео подошли к этому несколько обособленно и немного не в теме, а потому копают, как и где могут.
Первое, что бросилось в глаза, это упоминание Марио Пальмаро, до книги которого я никак не дойду. Полезла смотреть, есть ли о нем еще что-то на ютубе - хотя понятно же, что "английским он владел еще хуже, чем я итальянским". Но, тем не менее, с сожалением узнала, что он умер. В любом случае, о книге я помню, и она явно более информативна, чем "Священные улики", которую я забросила в силу разочарования, хотя, может, и зря.

Короче, вот видео



По мне так авторы именно что, "что видели , то и пели", но по любому, интересная информация

@темы: Шерлок Холмс, Шерлок, Ютуб, Священные писания

13:16

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
По иронии судьбы так уж вышло, что выкладываю эту статью в годовщину Рейхенбаха. Помню о ней далеко не всегда, а тут вот мелькнуло в голове. Интересное совпадение.
Тема параллелей между Каноном и Библией для меня бесконечно интересна, и прежде всего и потому, что пришла я к ней когда-то сама, без всяких посторонних исследований. Эта статья лежала у меня какое-то время незаконченной, а тут вспомнила о ней в связи с Пасхой и тем стихотворением, которое увы, здесь прошло почти незамеченным, - и решила, что надо эту статью довести до ума. Хотя, по правде говоря, на мой взгляд, все самое важное интересное там именно в начале. А многое после показалось несколько сумбурным, все-таки все это надо рассматривать и изучать более тщательно.

Статья из журнала Baker Street Irregulars за декабрь 1985 года

Итак

Шерлок Холмс как литературный образ Христа



Кристофер Тодд

Несколько лет назад в книге под названием «Открытость (нагота) – лучшая маскировка» была выдвинута гипотеза, что предполагаемая смерть и последующее через три года после нее воскрешение Шерлока Холмса это вполне умышленная пародия на смерть и воскрешение Иисуса Христа. И хотя я сомневаюсь, что в намерения сэра Артура входило замахнуться на некое сатирическое представление христианской догмы, меня поражают те мощные параллели, что прослеживаются между Холмсом и Христом.

И тот и другой желают пожертвовать жизнью, дабы избавить мир от великого зла.

Все эти события происходят весной.

Враг Христа (если можно так назвать Сатану) сброшен в бездонную бездну, из которой «поднялся дым, как из огромной печи» (Откровение 9:2), а затем «ввержен в озеро огненное и серное». Мориарти погибает в воде, которая описывается как «пенящийся, кипящий колодец» и «бездонная пропасть, из которой взлетают брызги , словно дым из горящего дома».

В этот час испытаний друзья покидают и Христа и Холмса, хотя Уотсона и вынуждают сделать это обманом.

Оба они чудесным образом являются потом своим ученикам и сторонникам.

Иисус заговаривает о Священных писаниях с двумя учениками, которые не узнают его. И, лишь сев с ними за стол и преломив с ними хлеб, Иисус открывается им и тут же исчезает. В Саге Уотсон не узнает переодетого сыщика, столкнувшись с ним на улице. Позже, говоря о книгах, Холмс открывается ему. Уотсон лишается чувств. И Иисусу, и Холмсу приходится заверять своих приверженцев в том, что они не призраки.

Все эти схожие черты могут показаться несерьезными, но лишь до тех пор, пока вы не осознаете, до какой степени Холмс может олицетворять собой Христа на протяжении всего Канона. Цель этой статьи заключается как раз в том, чтоб доказать справедливость этого утверждения.



Во-первых, важно кратко обрисовать уникальное положение Иисуса в иудейском мире первого века нашей эры. Иисус официально не обучался как равви (учитель). Его растили как будущего строителя, вероятно, каменщика. («Плотник» - это неверный перевод, основанный на неверном представлении, что дома в Палестине, как и в Европе, строили из дерева.) Книжников, знатоков иудейских законов, постоянно удивляло и раздражало то, насколько этот человек знал Священное писание и как поразительно он толковал его. Он не был саддукеем, не принадлежал к жреческому сословию. Он не был фарисеем, одним из той общеизвестной группы пиетистов, которые придерживались весьма догматического толкования Закона. Другими словами, он был неофициальный и неортодоксальный, независимый раввин, победивший официальных раввинов их же собственным оружием. Он не ссылался на мнение прежних, очень уважаемых раввинов в области общепринятой манеры Талмуда, а на свой страх и риск высказывал свое собственное.

Дороти Сэйерс, автор детективных романов, шерлокианец и теолог, писала:


«Люди, распявшие Христа, никогда – надо отдать им должное – не обвиняли его в занудстве, напротив он был слишком живым и энергичным, чтоб они могли чувствовать себя в безопасности… они ополчились против него, как против опасного головореза. Правда, он был ласков к несчастным, терпелив с теми, кто вопрошал его от чистого сердца, и смиренен перед небом; но он оскорблял уважаемых священнослужителей, называя их лицемерами. Он называл царя Ирода «эта лисица», он посещал сборища людей, пользующихся дурной славой; и на него смотрели как на «человека, который любит есть, и пить вино, друга мытарям и грешникам»; он набросился на негодующих торговцев и вышвырнул их из храма вместе со всем их добром; он нашел возможность обойти целый ряд неприкосновенных и давно устаревших правил; он лечил болезни любыми возможными способами, с шокирующей небрежностью относясь к имуществу и скоту; он не выказывал должного уважения к богатству или положению в обществе; столкнувшись с изощренными ловушками диалектического толка, он откликался на них с парадоксальным юмором, оскорбив тем самым серьезных людей, и ответил им, дерзко задавая пытливые вопросы, на которые практически не было ответа. В его бренной человеческой жизни явно не было ничего скучного и унылого , а если же он был Богом, то и в Боге не было ничего, что можно было бы назвать скучным.»


Рассматривая Иисуса с этой точки рения легко увидеть холмсианские параллели. Шерлок также неофициальное и неортодоксальное лицо, но он действует гораздо эффективнее незадачливых работников Скотланд Ярда. Он не выказывает уважения к Дюпену и его предшественникам, а его собственные умозаключения основываются на его собственных исследованиях и логических выводах. Он также проявляет сострадание к тем, кому менее повезло в жизни, и терпелив с теми, кто открыт и честен. Он не трепещет перед королями, знатью или толстосумами. Среди его знакомых – моряки, курильщики опиума, уличные мальчишки. Однако, он не столь общителен, как Иисус. Уотсон явно считал, что Холмс злоупотребляет наркотиками, а Холмс шутливо заверял его, что не является курильщиком опиума. Он добивается своих целей тем путем, который считает единственно правильным, невзирая на юридические тонкости. Его юмор простирается вплоть до подачи на завтрак договоров международного значения и сарказма в адрес именитых и августейших клиентов. И едва ли можно назвать скучным человека, стреляющего по мишени в своей комнате.

Подобно тому, как духовные прозрения Иисуса разрешают поставленные перед ним моральные дилеммы, так же и наблюдения и выводы Холмса проливают свет на те загадки, с которыми приходят к нему люди. Те, кто обращаются к нему в поисках правды, не всегда довольны тем, что они узнают. Раскрытие Холмсом дел герцога Холдернесса и лорда Сент-Саймона не приносит им счастливых вестей. Богатый молодой человек, приходит в смятение от того, что без обиняков сказал ему Иисус (Евангелие от Луки; Гл.18 ;18-26). Проницательность Иисуса даже вызывает восхищение у некоторых фарисеев, которые публично смотрят на него свысока, например , Никодим. Когда у них не остается иного пути, с Холмсом советуется Лестрейд и особенно Стенли Хопкинс.

Учение Иисуса предназначено вести людей к лучшей, духовно обогащенной жизни . Шерлок Холмс скромно называет свою монографию «Книга жизни». Его цель обогатить жизнь путем умственной дисциплины и применения своих методов.

Методы Холмса и учения Иисуса записаны их сторонниками и учениками в сборниках историй, где демонстрируются их необыкновенные способности и где в драматической форме изображены их деяния справедливости и милосердия.

Иисус, и Холмс не только учителя, но и действуют как судьи, когда они объявляют, что действующие законы противоречат духу истинной справедливости. Иисус судит души и прощает грехи. Он прощает женщину, обвиненную в прелюбодеянии , словно был при этом заинтересованной стороной. Холмс также играет роль судьи в некоторых из его дел, например, в «Картонной коробке», «Голубом карбункуле» и в деле Милвертона. В «Голубом карбункуле» он говорит: «Может быть, я совершаю преступление, но возможно я спасаю душу». В деле Милвертона он заходит настолько далеко, что защищает женщину, на его глазах совершившую убийство. Этот рассказ богат библейскими образами и подтекстами, но я здесь лишь отмечу, что Холмс рискует быть схваченным полицией, уничтожая свидетельства множества грехов и таким образом освобождая всех этих людей от власти того, кто «хитер как сам Дьявол» и который «не спеша терзает душу».

Каков же источник этой высшей силы, к которой они оба взывают? Согласно христианскому учению, Иисус – воплощение Бога, выражение абстрактного Абсолюта с точки зрения времени и пространства и человеческой личности – того, что могут постичь смертные. Иисус – в полной мере человек, равно, как и существо, абсолютно божественное, и тем самым он являет нам, каков Бог и кем может стать человек.

Можем ли мы сделать подобные утверждения в отношении Шерлока Холмса? В некотором смысле, да.

Во-первых, мы должны понять философию викторианской эпохи. В это время популярной была идея Прогресса. В свете истории и теории эволюции Дарвина, в которой животное высшего порядка пережило низшие виды, было широко распространено мнение, что в судьбе человечества неизбежен прогресс и позитивные перемены к лучшему. Этот оптимизм, основанием для которого послужили развивающаяся наука и сила человеческого разума, нашел отражение даже в теологических веяниях того времени. В знак ознаменования тысячелетия мира и процветания, было объявлено, что Церковь, проповедуя повсеместно Евангельское учение, откроет тем самым золотой век, за которым последует второе пришествие Христа.

Основываясь на этих фактах, я думаю, мы можем сказать, что Шерлок Холмс – воплощение духа прогресса девятнадцатого века. Он ученый, приверженец демократических принципов, и хоть и не является духовным лицом, верит в благостное Провидение и христианскую мораль. Шерлок Холмс - воплощение всего лучшего в той эпохе, с ее надеждами, что зло и невежество, терзающие земной шар, отступят перед светом образованного и упорядоченного мышления. Шерлок Холмс, возможно, и не является « Светом истинным, который просвещает каждого человека», как говорит Иоанн про Иисуса Христа, но если он может принести немного света в этот темный и холодный мир, то тоже являет собой представление о том, каков есть Бог и каким может стать человек.



@темы: Шерлок Холмс, Иисус, Исследования, BSI, Священные писания

13:02

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Христос воскрес! Всех с Праздником Святой Пасхи!



Опять я невольно впадаю в мистическое настроение, хотя на самом деле никакой мистики тут нет, просто так устроен этот мир, только надо уметь видеть и слышать)
Так вот, проснувшись, вспомнила сразу о своих планах, что наконец закончу перевод и что еще в этом роде надо сделать и завершить. Тут же всплыла мысль о Пасхе, но вот как сказала тут одна девушка:"где я, и где Пасха?" И православная я весьма себе посредственная. Хоть этот праздник опять напомнил о статье на тему Священных писаний, которую надо довести до ума. Никого не трогала и просто дежурно потянулась за планшетом. И минут через пять выплыло на меня стихотворение, что-то во мне перевернувшее.

Оно что-то пробудило во мне и очень надеюсь, что не только во мне, и напомнило о том, что вообще стоит за сегодняшним праздником, и кроме святых мыслей о том, что дал людям Христос, у меня всплыли мысли и о другом Спасителе и мысли эти шли параллельно. Но это был какой-то молчаливый призыв, возможно, понятный лишь мне одной.

А сейчас вот не удержалась и сделала перепост.

Пишет Svengaly:

…А между тем благая весть — всегда в разгар триумфа ада, и это только так и есть, и только так всегда и надо! Когда, казалось, нам велят — а может, сами захотели, — спускаться глубже, глубже в ад по лестнице Страстной недели: все силы тьмы сошлись на смотр, стесняться некого — а че там; бежал Фома, отрекся Петр, Иуда занят пересчетом, — но в мир бесцельного труда и опротивевшего блуда вступает чудо лишь тогда, когда уже никак без чуда, когда надежда ни одна не намекает нам, что живы, и перспектива есть одна — отказ от всякой перспективы.

На всех углах твердят вопрос, осклабясь радостно, как звери: «Уроды, где же ваш Христос?» А наш Христос пока в пещере, в ночной тиши. От чуждых глаз его скрывает плащаница. Он там, пока любой из нас не дрогнет и не усомнится (не усомнится только тот глядящий пристально и строго неколебимый идиот, что вообще не верит в Бога).

Земля безвидна и пуста. Ни милосердия, ни смысла. На ней не может быть Христа, его и не было, приснился. Сыскав сомнительный приют, не ожидая утешенья, сидят апостолы, и пьют, и выясняют отношенья:

— Погибло все. Одни мечты. Тут сеять — только тратить зерна.

— Предатель ты.

— Подослан ты.

— Он был неправ.

— Неправ?!

— Бесспорно. Он был неправ, а правы те. Не то, понятно и дитяти, он вряд ли был бы на кресте, что он и сам предвидел, кстати. Нас, дураков, попутал бес…

Но тут прихолит Магдалина и говорит: «Воскрес! Воскрес! Он говорил, я говорила!» И этот звонкий женский крик среди бессилия и злобы раздастся в тот последний миг, когда еще чуть-чуть — и все бы.

Глядишь кругом — земля черна. Еще потерпим — и привыкнем. И в воскресение зерна никто не верит, как Уитмен. Нас окружает только месть, и празднословье, и опаска, а если вдруг надежда есть — то это все еще не Пасха. Провал не так еще глубок. Мы скатимся к осипшим песням о том, что не воскреснет Бог, а мы подавно не воскреснем. Он нас презрел, забыл, отверг, лишил и гнева, и заботы; сперва прошел страстной четверг, потом безвременье субботы, — и лишь тогда ударит свет, его увижу в этот день я: не раньше, нет, не позже, нет, — в час отреченья и паденья.

Когда не десять и не сто, а миллион поверит бреду; когда уже ничто, ничто не намекает на победу, — ударит свет и все сожжет, и смерть отступится, оскалясь. Вот Пасха. Вот ее сюжет. Христос воскрес.

А вы боялись.

Дмитрий Быков




@темы: Стихи, Пасха, Иисус, Священные писания

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Пост "Янки из Коннектикута в поддержку сэра Артура" morsten.diary.ru/p220117636_yanki-iz-konnektiku...


Хотела вообще вот на эти дополнения к Наполеноам, пчелам и Меровингам забить, но информация все ж таки довольно важная. Потому просто в рабочем порядке.

Нашла небольшой сайт, где как бы галопом по Европам упоминается о том, что шерлокианцы давно пытались изучить, а за неимением данных в Каноне восстановить самим - предысторию Холмса.

И тут упоминается Баринг-Гоулд с его "Шерлоком Холмсом с Бейкер-стрит". Согласно его теории Холмс родился в Йоркшире и был младшим из трех сыновей Сайгера Холмса и Вайолет Шеринфорд. Автор дает братьям Холмс старшего брата Шеринфорда, чтоб избавить их от забот, связанных с поместьем. Ну, и к тому же вначале Дойль хотел назвать своего героя Шеринфордом, так что его по праву можно считать первенцем.

Упоминается также версия Николаса Мейера в "Семипроцентном растворе кокаина", где мать Холмса изменила его отцу и была им убита. Эта идея была высказана Тревором Холлом.morsten.diary.ru/?tag=5587155

В книге Майкла Харрисона "Я, Шерлок Холмс" Великий сыщик говорит, что его отец капитан Сайгер Холмс из британской ост-индской компании.

В "Детстве Шерлока Холмса" Моры Морстейн morsten.diary.ru/?tag=5521476 (прямо порадовало, что вспомнили эту книгу) отец Холмса- Дэвид Уильямс Холмс, а мать Катрин-Симона Лекомт Верне.

Таддеуш Хольт считает Холмса праправнуком Наполеона Первого, а его отец - плод тайного брака сына Наполеона, герцога Рейхшадтского.

Здесь же упоминается даже Энола Холмс), естественно в книжном варианте.



Ну, и о Меровингах, которые вчера из-за этих пчел привлекли мое внимание. Династия вообще таинственная, и есть несколько интересных деталей.


Вообще, начала по ним копать и погрузилась в дебри, в которые, видимо, вернусь позже, а пока лишь информация к размышлению.

Если верить преданиям, меровингские короли, по примеру их знаменитого современника Мерлина, были приверженцами оккультных наук и любых форм эзотеризма.

Впрочем, их часто называли королями-"колдунами" или "чудотворцами", ибо они обладали, чудесной силой исцелять только наложением рук, и кисти, свисающие по бокам их одеяний, обладали такими же целительными свойствами.

У них также был дар ясновидения и экстрасенсорного общения с животными и силами окружающей их природы, и рассказывали, что на шее они носили магическое ожерелье.



Короли из династии Меровингов были знаменитыми провидцами наподобие самаритянских волхвов и твердо верили в тайную силу медовых сот. Поскольку медовые соты имеют форму призм с основаниями в виде правильного шестиугольника, то все философы считали их проявлением божественной гармонии в природе . Их строение связывалось с познанием и мудростью, как это подробно объясняется в притчах Соломоновых

«Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен…

Таково и познание мудрости для души твоей…»

И кстати, насчет пчел еще вот такая интересная запись из энциклопедии "Мифы народов мира" " "В раннехристианском искусстве катакомб (период, когда скрывавшиеся от язычников ранние христиане рисовали не лики, а черточки, жучков, геометрические фигуры: чтобы гонители не догадались, кому они поклоняются) пчела символизировала воскресшего Христа, бессмертие."

Интересная деталь, предполагающая, что французским лилиям начало также положили пчелы Меровингов.



Наконец, их объявляли обладателями таинственной формулы, которая защищала их и гарантировала долголетие - дар, который, однако, не подтверждается Историей.

Меровингов называли также "королями с длинными волосами".
По примеру знаменитого Самсона из Ветхого Завета, они на самом деле отказывались стричь волосы, в которых помещалась вся их "доблесть" - сущность и секрет их сверхъестественных способностей.

На самом деле их считали не королями в современном смысле этого слова, а скорее королями-священниками, земным олицетворением всемогущества Божия, каковыми до них были фараоны Древнего Египта.

Они не царствовали милостью Божией, но были живыми ее представителями, воплощением - качество, обычно признаваемое только за Иисусом Христом.


Окутано тайной происхождение королевского рода. Средневековая легенда гласит, что короли франков ведут свой древний род от троянцев, героев гомеровской "Илиады", прибывших в древние времена на земли Галлии. Хроники Средних веков называют предками Меровингов последнего царя Трои Приама или героя Троянской войны, царя-путешественника Энея.

Есть также версия, что Меровинги произошли от потомков Иисуса Христа и Марии Магдалины. Ни много, ни мало...




Меровей

По легенде Меровей был плодом противоестественного союза женщины с морским чудовищем. Это предание, видимо, существовавшее с давних пор, записал в VII веке летописец Фредегар: «Утверждают, что, когда Хлодион, отец Меровея, летней порой остановился на берегу моря, в полдень его супругой, отправившейся на море купаться, овладел зверь Нептун, похожий на квинотавра (кентавра). Впоследствии, забеременев то ли от зверя, то ли от человека, она родила сына по имени Меровей, и по нему затем франкские короли стали прозываться Меровингами».

Каждая легенда далека от того, чтобы быть полностью вымышленной, а является символической и за своей чудесной видимостью скрывает конкретную историческую действительность. В случае с Меровеем, эта аллегория означает передачу ему матерью иностранной крови или же смешением династических родов, следствием чего явилось то, что франки оказались связанными с другим племенем, пришедшим, возможно, "из-за моря". С течением лет и с развитием легенд оно, вероятно , превратилось в морское существо.


Наибольшую известность и популярность среди королей этой династии приобрел Кладо-вей, внук Меро-вея. Иногда его называли Кладовик (франкск. Hlodowig). Хлодвиг. Именно этот монарх стал крестителем франков. Популярность его была необычайно велика во все времена. Имя его, в дальнейшем, носили 14 монархов из разных династий. Сегодня оно известно нам как Людовик. Так чудно преломилось оно, пройдя через языки европейских народов.




Примерно в 498 году король принял крещение. Этому способствовали необычные обстоятельства. Во время битвы с алмандцами, когда чаша весов уже склонялась в пользу врагов, Хлодвиг вспомнил о рассказах своей жены, Клотильды, о христианской вере, о том, что Иисус — Спаситель, — и совершил молитву: «О, милостивый Иисус! Я просил своих богов о помощи, но они отвернулись от меня. Теперь я думаю, что они просто не в силах мне помочь. Сейчас я прошу тебя: помоги мне справиться с моими врагами! Я верю тебе!» Как только были произнесены эти слова, франки перешли в наступление и повергли алмандцев в беспорядочное бегство с поля боя.
Крещение Хлодвига состоялось в Реймсе.
С тех пор все короли Франции принимали крещение именно в этом городе. В годы правления Хлодвига также был издан знаменитый средневековый кодекс законов «Салическая правда». Столицей государства Хлодвига стал Париж. Именно с этого правителя начался меровингский период истории Франции.



Отпрыски династии Меровингов обладали в глазах франков священным, таинственным могуществом. Другими словами, их считали чудотворцами или даже колдунами. Вот так прямо и называли этим вот словом - КОЛДУНЫ. И именно на этом основании полагали, что власть их священна. Т.е., здесь мы, по всей видимости, имеем дело с религиозной формой организации общества, когда вождь одновременно является и верховным жрецом.
Само слово кол-дун (кол-дей), по моему мнению, не всегда носило тот смысл, который мы вкладываем в него сегодня. Царь Египетский, например, называл колдуном пра-отца Авраама, который, как известно, был жрецом Бога Единого.
А вот есть еще такой древний народ - халдеи...

А вот тут поневоле еще вспомнилось :"Холмс заинтересовался также древним корнуэльским языком и, если мне не изменяет память, предполагал, что он сродни халдейскому и в значительной мере заимствован у финикийских купцов, приезжавших сюда за оловом. "

@темы: Шерлок Холмс, Параллели, Герб, Происхождение, Священные писания

19:27

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Совсем чего-то никак не налажу процесс с переводами. Помимо "Злостной клеветы на Лестрейда" лежит еще несколько начатых, в том числе 2 часть "Минорных интерлюдий" - в ночи тут вроде взялась за нее, но показалось все таким прозаичным - просто как бы пересказ "Союза рыжих" - что настроения браться совсем не было. И оригинал тут, наверное, ни при чем, просто я была не в духе. И вообще, и здоровье внушает сильные опасения. И, как мистически настроенный товарищ, решила, что надо браться за ум, быть хорошей девочкой, следить за своими мыслями и внутренним настроем и вести по возможности более здоровый образ жизни, хотя бы в плане питания. Хотя, возможно, пить "Боржоми" уже поздно)

Ну, и не хлебом единым, как говорится, и вчера я пыталась даже вспомнить свои энергетические навыки - хотя, "навыки" - это, конечно, сильно сказано. Но тем не менее, попыталась как-то проникнуться чем-то возвышенным. И как сказал Атос - "Вот видите, д’Артаньян, государи часто бывают неблагодарны, но бог никогда."

И когда я сегодня утром, все откладывая свой перевод, ковырялась в шерлокианских ресурсах, то наткнулась на маленький пост на тумблере, который сразу напомнил очень о многом. О некоторых своих мыслях и смутных идеях, о наших разговорах на эту же тему, которая, наверняка, многим покажется притянутой за уши. Вспомнила, что в своем-то дневнике я практически никогда ничего такого не писала и, наверное, стоит это как-то все оформить в более стройном виде.

Ну, и , в общем...

Есть многое на свете, друг Гораций...


Холмс с розой здесь не только для красоты, а потому, что его рассуждения о Божественном провидении и цветах в "Морском договоре"имеют самое непосредственное отношение к тому, о чем пойдет речь ниже.

Начну с того, что когда-то мелькнула у меня вдруг случайная и довольно причудливая мысль, что вот у Шерлока Холмса день рождения 6 января, а на следующий-то день мы празднуем Рождество Спасителя, то бишь Иисуса Христа. Я, конечно, тот еще теософ и для меня разница между Рождеством православным и католическим - весьма незначительна. И не то что бы я об этом сильно задумывалась, а просто отметила для себя.
Потом уже когда я вышла на просторы интернета, узнала как бы между прочим, что день рождения профессора Мориарти, тот который признан шерлокианцами, падает вообще-то на Хэллоуин, причем никто вроде и не писал, что это как-то логически взаимосвязано.
Ну, и потом, еще узнала, что день рожденья Уотсона совпадает с днем рождения Иоанна (по английски, значит Джона)) ) Крестителя, правда, опять таки, по православному календарю.
Все это показалось мне довольно примечательным, но решила, что это мои тараканы и фантазии, тем более, что не знала, что со всеми этими совпадениями делать)
Но тем не менее, эта тема - Холмс и его связь с религией - меня всегда очень интересовала. Поэтому когда я совсем уже освоилась в сети), приобрела книгу Стивена Кендрика "Священные улики" .



Автор - священник, и вся книга посвящена как раз этой теме. Я начала ее переводить и потихоньку выкладывать. Кому интересно, это вот здесь morsten.diary.ru/?tag=5570895

Но потом вся моя работа немного заглохла по множеству причин. И невозможно объять необъятное, и к тому же, наверное, я ждала от книги чего-то немного другого. Впрочем, возможно, ее просто надо дочитать до конца) Надо продолжить вообще-то.
Далее немного к этой самой, религиозной теме меня приблизила книга о Дойле Максима Чертанова из цикла "Жизнь замечательных людей". Большие выдержки из нее можно найти под тэгом "Конан Дойль". Книга очень интересная и не только тем, что она о Дойле, а вообще автор,- сам, кажется, холмсоман - пишет очень интересно, не занудно, имея на все свое мнение. Очень рекомендую.

Но я сейчас искала, но так и не нашла цитату оттуда, где Дойль со своим тоже весьма оригинальным взглядом на религию, говорит о том, что не "трудно быть Богом", имея совершенно другую природу, которой не свойственны человеческие слабости. И совсем другое дело возвыситься до божественного уровня, будучи простым смертным. Цитата, конечно, приблизительная, но смысл такой. И все это тоже говорило о том, что им владела мысль о некоем бого-человеке. Ну, это, конечно, грубо говоря, а на самом деле, я пока не берусь выразить словами все, что мне за этим видится.

Ну, а сегодня, я, как сказала, нашла один пост, которым поделюсь отдельно, чтоб не мешать все в кучу. Тем более, что , на мой взгляд, он очень важен. Но он меня заставил еще немного покопаться в сети и найти одну интересную статью, которая доказывает, что "не одна я такая умная")) Ею я сейчас и поделюсь, выложу текст полностью на всякий пожарный. А вообще-то сама статья находится здесь press.try.md/item.php?id=21902

Ученый, который обнаружил влияние Библии на рассказы Конан Дойля

Ричард Оуэн

"Профессор из Ватикана считает, что детективные рассказы - это зашифрованное Евангелие.

Марио Палмаро, ватиканский ученый, уверен, что, хотя сэр Артур Конан Дойль и не признавал себя христианином, в основу рассказов о Шерлоке Холмсе положены библейские истории.

Палмаро преподает философию в римском Университете Regina Apostolorum Pontifical. Он полагает, что на Конан Дойля "сознательно и подсознательно" повлияли несколько лет обучения в иезуитской школе.

В своей книге "Сверхъестественно, Ватсон. Шерлок Холмс и божественный случай" ученый утверждает, что борьба Холмса с Мориарти, которая привела детектива к гибели, и его возрождение в других книгах - это переложение истории о Воскресении Христовом.

Конан Дойль, родившийся в ирландской католической семье в Эдинбурге в 1859 г., в детстве обучался в иезуитской школе в Ходдере, графство Ланкашир, а потом был переведен в колледж Стонихерст. Дойлу эти школы не нравились. В 1876 г. он отрекся от римского католицизма и поступил в Эдинбургский университет, чтобы изучать медицину. Там он познакомился с Джозефом Беллом, обладавшим редкими дедуктивными способностями и ставшим прототипом для образа Шерлока Холмса. Позднее Дойль увлекся спиритизмом.

Профессор Палмаро и журналист Алессандро Гноччи считают, что Конан Дойль "так и не перестал бороться с католицизмом". "В Евангелии есть все элементы детектива: тело, убийства, таинственное исчезновение трупа", - сказал Палмаро.

Майор авиации Филип Уэллер, создатель Группы по изучению творчества Артура Конан Дойля, сказал, что библейские образы в рассказах писателя его поражают.

"Например, нет никаких сомнений в том, что чудовище из рассказа "Собака Баскервилей" - это воплощение сатанинской силы, - считает он. - Конан Дойл боролся с собственным протестанским представлением о католичестве".

По его словам, придумывая название места действия рассказа - "Гримпенская трясина" - Дойль использовал англосаксонский термин, означающий "дьявол".

Грэйс Райли, куратор музея Шерлок Холмса на Бэйкер-стрит, сказала, что считает теорию о библейском происхождении Холмса маловероятной, "потому что Конан Дойл отрекся от веры".

В рассказе "Последнее дело Холмса" детектив умирает, сражаясь с Мориарти у Рейхенбахского водопада, но потом возрождается истории "Пустой дом".

Холмс считает Мориарти дьявольской фигурой, использующей свои блестящие интеллектуальные способности для достижения дурных целей. Авторы новой книги убеждены, что их схватка - это символ борьбы человека со злом и искупления грехов. По словам исследователей, Холмс жертвует собой ради общественного блага, бросаясь с бездну вместе со своим заклятым врагом.

Гноччи и Палмаро говорят, что разговор Холмса с его старшим братом Майкрофтом в рассказе "Случай с переводчиком" очень похож на беседу Христа с Никодимом. В "Евангелии от Иоанна" (3, 1-15) Иисус и Никодим разговаривают о том, что человек должен родиться заново, чтобы быть спасенным.

Авторы обращают внимание на то, что спор Холмса и Майкрофта по своему ритму очень похож на беседу Иисуса и Никодима.

В рассказе "Желтое лицо" (загадочный силует в окне оказывается девочкой в маске, запертой в одной из комнат) великому детективу впервые не удается разгадать загадку. Авторы новой книги утверждают, что это отражение истории о том, как ученики отказались верить словам Марии Магдалины о том, что Иисус Христос вознесся к небесам.

Холмс выказал христианское смирение, попросив Уотсона делать ему замечания в тех случаях, когда он начинает вести себя самоуверенно.

Авторы указывают также на то, что, как правило, Холмс приходит к разгадке преступления благодаря озарению "в стиле Марии Магдалины".

В рассказе "Пестрая лента" тоже можно найти ссылки на историю о могиле Христа. В центре сюжета - смерть в закрытой комнате.

В новелле "Морской договор" Холмс обращает внимание на посторонние детали и делает вывод, что украденный договор все время находился под носом у следователей. Авторы считают, что это отражает следующую фразу Христа ученикам "Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них".

По мнению Палмаро и Гноччи, незначительные детали, на которые обращает внимание Холмс, на самом деле является "главными в истории о сотворении". В том же рассказе Холмс сказал: "Мне кажется, что своей верой в божественной провидение мы обязаны цветам".

Ричард Лэнслин Грин, автор нескольких научных исследований о Холмсе, заявил, что, хотя похороны Конан Дойля в 1930 г. были "спиритическими", в завещании он об этом не просил. Позднее писатель бы перезахоронен в соответсвии с правилами христианской традиции в Минстэде."

***


Вот эту вышеупомянутую книгу я бы почитала, пусть даже и на итальянском))

Вообще думала, что это будет большой пост, куда втисну и то, что уже было, и что "Записки" доктора шерлокианцы уже давно называют "священными писаниями", и про сегодняшний пост, но потом решила, что лучше пусть все будет постепенно. Это вот то, что мы имеем, и от этого уже пойдем дальше.

@темы: Шерлок Холмс, Мистические темы, Священные писания

Яндекс.Метрика