Первым и, возможно, самым насыщенным из всех фильмов серии «Шерлок Холмс против нацистов» был фильм «Шерлок Холмс и голос ужаса». Снятый по мотивам рассказа «Его прощальный поклон», в котором уже немолодой Шерлок Холмс оставляет свою ферму и пчел, чтобы накануне Первой Мировой войны поймать искусного немецкого шпиона, фильм показывает, как Холмс пытается предотвратить преступления немецких террористов.

Так называемый «Голос ужаса» - это диктор, вещающий по радио из Германии. Пренебрежительно относясь к британскому правительству и уверенный в превосходстве Германии, «Голос» возвещает о разрушительном нападении на важные военные и экономические объекты Британии, и объявленные атаки действительно происходят. После нескольких месяцев разрушения и подрыва боевого духа британцев пять членов Разведывательного управления Англии готовы идти на любые меры, чтобы остановить непрекращающийся поток этих террористических актов. Вызвав недовольство четырех своих коллег, один из членов Управления просит Холмса начать свое расследование. Тот, естественно, принимает это предложение и тут же начинает действовать. Обнаружив умирающего человека практически на пороге Бейкер-стрит, Холмс заручается поддержкой одной из лондонских воровских шаек, с помощью которой он смог внедриться в окружение нацистского шпиона, стоящего за этим «Голосом ужаса». Ничего удивительного, что Холмсу удается добиться успеха и в считанные дни предотвратить немецкое вторжение в Англию.


Отчаявшаяся Англия обращается за помощью к Шерлоку Холмсу

Несколько реально существующих нацистских дикторов пытались подорвать боевой дух союзников, хотя по большей части их слова были лишь пустыми угрозами, в отличие от того, что показано в фильме. Некой Эксис Салли, благодаря нацистским шпионам, были известны некоторые подробности касательно войск союзников, хотя большинство ее передач были скорее эпатажем, нежели реальным возвещением о надвигающейся катастрофе. Эксис Салли угрожала союзникам подобными заявлениями: «Завтра утром гусеницы наших танков будут обильно смазаны вашей кровью».


Милдред Элизабет Гилларс, работающая под псевдонимом Эксис Салли

Вот здесь немножко о ней написано www.portalostranah.ru/view.php?id=158

Предназначением радиопередач Уильяма Джойса, он же лорд Хо-Хо, было вызвать ужас у его английских слушателей. Лорд Хо-Хо был фашистом, бежавшим из Англии, после того, как был обвинен в растрате, и поступил на службу к Гебельсу.

Вот здесь о нем написано www.svoboda.org/a/29064193.html

Враждебная критика в адрес Черчилля лишила его малейшего шанса на широкую британскую аудиторию, и он никогда не был чем-то большим, нежели просто чрезмерно лживым нацистским пропагандистом. Но и Эксис Салли и лорд Хо-Хо были просто радио-любителями по сравнению с героями фильма «Голос ужаса»
Интересны технические приемы «Голоса». Его слова противоречат основной идее, столь распространенной в ранних военных фильмах – что победа союзников неминуема и очевидна всем, даже врагам. Используя такие фразы, как «Глупо сопротивляться могущественному гневу фюрера» и «Англичане, вы все еще ожидаете гибели в своих душных маленьких клубах? Она придет, обещаю вам», «Голос» говорит о триумфе гитлеровской коалиции как о неизбежном результате. "Голос" не только насмехается над британцами, но также пытается склонить их на сторону нацистов. Наибольшую враждебность «Голос» испытывает не столько к британцам, сколько к Британскому правительству из-за отказа немедленной капитуляции. «Голос» говорит от своего имени. Вскоре после репортажа о диверсии на железной дороге, в ходе которой погибло немало молодых солдат и медсестер, «Голос» заявляет:

«Сердца немецкого народа обливаются кровью от того, что невинные мужчины и женщины должны гибнуть из-за того, что ваше глупое правительство отказывается принять неминуемое и капитулировать. Если ваш бестолковый Военный кабинет не понимает, что Англия уже погибла, то тогда долг нашей Священной Германии доказать им это снова и снова и снова, пока они на коленях не станут умолять нашего фюрера о пощаде».

Психология, которую использует «Голос», вполне просчитана. Пытаясь убедить британцев, что силы нацистов непобедимы, «Голос» надеется пошатнуть британский боевой дух, но не разрушить все их надежды. В этой речи «Голос» явно указывает на то, что Германия намерена покорить Англию, но не видит необходимости в ее уничтожении. «Голос» намекает на то, что если англичане капитулируют, то умышленные диверсии прекратятся, и Гитлер превратится в великодушного правителя английского народа. «Голос» говорит, что это единственный способ остановить все разрушения. Германия не остановится до своей полной победы; а Германия непобедима. Вдобавок ко всему, диктор пытается подорвать уверенность британцев в своем правительстве. Если Разведывательное управление Британии ничего не в силах предпринять, то кто может это сделать? Причем, фильм указывает на то, что хотя британцы напуганы этими нападениями, их патриотические чувства несокрушимы. Не смотря на то, что газеты говорят об ужасе, охватившем Британию, ни один англичанин в этом фильме не теряет надежды, и ни один член Разведывательного управления даже не помышляет о капитуляции. Такая преданность Англии свойственна всем социальным слоям, от самых высокопоставленных пэров в Парламенте до самых отъявленных головорезов в трущобах Лондона.
По ходу действия фильма становится ясно, что главным оружием Холмса в его войне с немецкими террористами станут как раз «отбросы» английского общества. Когда некий пытливый знакомый Холмса заколот ножом на самом пороге Бейкер-стрит и произносит загадочные предсмертные слова, Холмс тут же понимает, что это преступление – дело рук нацистов (такой нож мог быть изготовлен только в Германии). Чтоб собрать больше информации, Холмс и Уотсон посещают захудалый паб в Лаймхаузе, который часто посещал и убитый. Среди завсегдатаев этого заведения весьма закосневшие нарушители закона , и в том числе один заключенный, который попал за решетку благодаря непосредственно Холмсу. Потому неудивительно, что Холмсу был оказан в этом баре довольно холодный прием, но он не обращает внимания на столь негостеприимнее поведение окружающих и намерен переговорить с Китти, молодой женщиной, возлюбленной погибшего человека.
Так и не ясно, была ли она его женой или любовницей. Очевидно лишь то, что репутация ее довольно сомнительна. Одета она довольно броско, ее хорошенькое личико ярко накрашено – предполагается, что Китти уличная женщина. Однако, как и многие подобные ей представительницы этой профессии, Китти оказывается настоящим сокровищем. Когда Холмс сообщает ей, что нацисты, «палачи этого мира» , убили ее возлюбленного, она клянется отомстить за него, помогая захватить банду «Голоса ужаса». Естественно, Китти не в силах совершить подобную операцию сама. Ей нужна помощь посетителей паба, которые могут знать о большинстве преступлений, происходящих в Англии. В сцене , заимствованной из классического голливудского фильма 1931 года «М», Холмс просит Китти возглавить эту армию информаторов, ибо как преступники, они могут узнать секреты своих собратьев, служащих нацистам, гораздо быстрее полиции. Когда присутствующие головорезы отказываются помогать ей, Китти бранит их и взывает к их патриотическим чувствам:

«Хорошо тогда не помогайте мне. Сами идите на бойню. Помогайте мне или нацистам… Я прошу этого не для себя. Речь идет об Англии. Вашей, а не чьей-то еще. Нет времени думать, на чьей мы стороне. Сторона только одна – Англия. И не важно, богачи мы или бедняки.»



Этой речи Китти довольно, чтобы все завсегдатаи бара отправились за информацией о действиях нацистских шпионов. Они отложили свои личные дела и позабыли о своем поводе для недовольства ради общего блага, и их можно было бы назвать Нерегулярными частями Лаймхауза. Они сами признают, что они, воры, мошенники и убийцы, но они уж точно не предатели. Их реакция замечательна, ибо она показывает, как люди самого низкого социального положения могут быть безгранично преданы своей стране. Бернард Ф. Дик приписывает темы социальной справедливости политическим убеждениям сценаристов: Линна Риггза, твердого либерала и Джона Брайта, коммуниста. Хотя УВИ не любило коммунистов, оно ценило патриотические суждения, распространяемые ими среди социальных слоев общества. УВИ одобрило это эмоциональное выражение патриотических чувств. Никто из этих Нерегулярных частей не пожелал помогать Китти чисто из альтруизма, но все добровольно согласились на это, как только услышали, что на карту поставлена судьба страны. Это явная попытка сыграть на чувстве вины зрителей: если даже такие преступники могли жертвовать своим временем и рисковать своими жизнями, чтоб поймать нацистских шпионов, то люди , стоящие на более высокой ступени социальной лестницы, и подавно могут предпринять какие-то усилия, чтоб защитить страну.
Тогда как Нерегулярные войска Лаймхауса подвергали себя довольно умеренным опасностям и неудобствам, Китти была призвана взять на себя гораздо большую жертву во имя страны. Вскоре после того, как Нерегулярные отряды нашли убежище нацистов, они встречают одного из вожаков нацистского движения холодного, тщеславного Мида. Мид одержим фашистской идеей сверхчеловека, веря, что его детский сон, в котором он видел себя воином-триумфатором, был пророческим. Мид – воплощение слепой веры в нацистскую догму. Хуже того, Мид еще и предатель. Он британец, но покинул родную страну, чтоб служить Германии. Загнав в угол Холмса, Уотсона и одного из членов Разведывательного управления, Мид говорит, что гибель Уотсона не будет иметь никакого значения. Холмс тут же возражает, говоря: «Нам, глупым британцам, важна любая жизнь». Пренебрежительно фыркнув, Мид говорит, что это «странные понятия еще более странной нации…Мы знаем, что лишь могучие достойны уважения.» Мид настолько отвратительный персонаж, что все его взгляды представляются зрителю совершенно невыносимыми. Холмс и его друзья спасаются, но они знают, что за Мидом нужно следить, чтобы иметь больше информации о нацистских диверсантах. По заданию Холмса Китти выслеживает Мида и становится его любовницей; время от времени убегая от своего отвратительного возлюбленного, чтобы сделать донесение.

Историк кино Бернард Ф. Дик пишет: Основа фильма «Шерлок Холмс и Голос ужаса» - холмсианская, в отличие от его морали. Это мораль военного времени, мораль беспринципности, которой придерживается даже Холмс.» И в самом деле, то, что Холмс требует от Китти отдаться Миду с целью получения информации и захвата нацистских шпионов, выходит за рамки каноничного характера этого героя. В Каноне Холмс отнюдь не склонен отправлять молодых женщин с опасными заданиями, за исключением, если только уж совершенно экстренных случаев, но даже и тогда он никогда бы не попросил женщину заниматься проституцией, пусть даже во имя блага страны. УВИ хотело ясно подчеркнуть, что граждане страны должны идти на определенные жертвы, но то, на что пошла Китти, было сделано в исключительных обстоятельствах, здесь авторы фильма предвосхитили образ шпионки, сыгранной Ингрид Бергман в фильме Альфреда Хитчкока «Дурная слава» (1946). Ее жертва была отражена в фильме столь тактично, что создатели картины, оказавшись под давлением, могли бы заявить, что отношения между Китти и Мидом были совершенно невинны, хоть это и ослабило бы тот жертвенный образ, который сложился в фильме у Китти. Несмотря на сексуальный подтекст этой роли, Китти – один из самых сильных женских персонажей данной франшизы. Единственные женщины из этих фильмов, что могли бы сравниться с ней умом, смелостью и харизмой, это отрицательные главные героини фильмов «Женщина в зеленом» и «Паучиха». Кроме эпизодической роли миссис Хадсон, прочие героини это лишь инженю или таинственные подозреваемые.
«Голос ужаса» положил начало традиции, установившейся в военных лентах о Холмсе, которые заканчиваются его словами о войне и оптимистичной патриотической речью, несмотря на звучащие в ней нотки трезвого реализма. После того, как Холмсу удается захватить банду «Голоса ужаса», они с Уотсоном смотрят на Ла-Манш.

Уотсон: Прекрасное утро, Холмс.
Холмс: Скоро подует восточный ветер, Уотсон.
Уотсон: Не думаю, Холмс. Очень тепло.
Холмс: Эх, старина Уотсон! В этом переменчивом веке вы один не меняетесь. Да, скоро поднимется такой восточный ветер, какой никогда еще не дул на Англию. Холодный, колючий ветер, Уотсон, и, может, многие из нас погибнут от его ледяного дыхания. Но все же он будет ниспослан Богом, и когда буря утихнет, страна под солнечным небом станет чище, лучше, сильнее.

Этот отрывок из самого конца рассказа «Его прощальный поклон». За исключением того, что настоящее имя «Голоса» такое же, как и у супершпиона в «Его прощальном поклоне», эта финальная речь – практически единственное, что есть общего у фильма с этим рассказом. Фильм был снят в 1942 году. Никто не знал, какой ущерб может быть еще нанесен экономике Британии или о тех необратимых изменениях в ее социальной структуре, какие могли бы произойти за трехлетний промежуток. УВИ высоко ценило подобные речи: победа Америки была неминуема, но она потребует немало времени, усилий и жертв. Холмс был до резкости реалистичен, утверждая, что народ Англии сильно пострадает от грядущей войны, но в то же время очень оптимистичной была вера Холмса в то, что Англия сможет восстать из пепла после победы над врагом.