Речь пойдет о книгах Робин Хобб и ее Саге о Видящих.
Для начала то, что я написала сегодня утром в комментах:
Вообще , всю Сагу о Видящих считаю, возможно, лучшим из всего, что прочла в этом веке) По тому впечатлению, что она на меня произвела. Фитц с Шутом встали в ряд с самыми любимыми моими героями, а это о многом говорит. Уж если я о Шуте сделала клип, то это что-нибудь да значит) И хотела сделать еще не один, но с клипами у меня все встало пока.
Мне , во-первых, нравится именно эта пара, в которой вижу отголоски отношений Холмса и Уотсона. И про них искала потом фанфики, когда прочла все, что было переведено на тот момент, и кончалось там все довольно безнадежным расставанием, совсем как у Дойля. А автор, кстати, высказала запрет на публикацию фанфиков, объясняя это вроде тем, что будет продолжение и народ этими фиками собьет ее с верного пути)
Во-вторых, мне ужасно нравится язык в этой книге и много чего хочется цитировать, что я одно время и делала. У Хобб там очень много философских фраз, которые мне иногда кажутся чем-то большим, чем просто мыслями того же юного Фитца. Некоторые засели в памяти и даже потом приходили на ум в различных созвучных им ситуациях:
"Очень короткий период я был счастлив и - еще более редкий дар судьбы - знал это"
"Звать, когда нужна помощь, и быть всегда готовым услышать такой зов. Мы стая"
"Бой не заканчивается, пока ты его не выиграл"
"Когда обдумываешь мотивы человека, помни, что ты не должен мерить его зерно своей меркой. Он может даже не знать, что такая мера существует"
"Есть странный покой в том, чтобы вверить свою судьбу кому-то другому, сказать: Веди и я последую за тобой. Я верю, что ты не приведешь меня ни к беде, ни к смерти."
"Живи с этим. Многим приходится жить с гораздо худшими хворями. Большую часть времени ты здоров. Ты не слеп. Ты не парализован. Ты не потерял разум. Прекрати мучить себя тем, чего не можешь изменить. Почему бы тебе не подумать о том, чего ты не потерял?"
"Люди не могут страдать так, как собаки. Мы должны быть благодарны за это. Люди не могут тосковать как собаки. Но мы тоскуем много лет."
Ну, и я когда-то думала, что будет ужасно скучно читать часть Саги о живых кораблях, не очень любила морские приключения. Но постепенно ужасно прониклась этой историей, самой философией, что при всем том, что лежало в их основании , корабли оживали, когда несколько поколений их хозяев умирали на их палубе, сливаясь с ними, отдавая им себя.
Ну, и в общем я прочла три больших части Саги и начала потом читать выходившее продолжение о Драконьей гавани. Остановилась, когда прервался выпуск и перевод этих книг. А потом их выпустили и взялись даже за перевод окончания, написанного автором. Я все хотела дождаться, когда выйдет все, но сейчас осталась не выпущенной еще одна книга и я начала читать все сначала, чтоб оживить все в памяти. Но потом случилась удаленка и чтение затормозилось, потому как читаю книги , в основном, в пути. Так уж получается. Дома не могу заставить себя просто сесть с книгой - слишком много всего прочего. Но потихоньку все же читаю. Хоть и застряла на "Корабле судьбы".
Но я, естественно, за все это время не могла не нарваться на спойлеры, за что выругала себя. Немного расстроилась, но зато, наверное, не будет большого потрясения, когда дойду до трагических страниц.
Что хочу сказать. Не стоит считать, что я совершенно одержима и все на свете свожу к Холмсу. Это совсем не так. И читала я Сагу как совершенно отдельное произведение, ни с кем и ни с чем более не связанное. Это уже просто потом невольно провела свои собственные параллели. Ну, и к слову хочу заметить - сейчас, когда проглядываю вообще список шерлокианской литературы или содержание доступных мне журналов то частенько натыкаюсь на такие названия, как "Холмс и ГенрихV", "Холмс и Сомс", "Холмс - мистер Пиквик?" Последнее вообще кажется довольно странным , но сейчас речь не о том. У меня просто напрашивается подобная же статья - "Холмс и Шут") Без особых глубокомысленных доводов , а очень кратенько)
Происхождение Шута покрыто тайной, он потом говорит что-то довольно смутное, почти, как Сами знаете, кто) А сейчас мне это особо близко, когда читаю про целый ряд гипотез происхождения Холмса. Вот довольно "говорящая" цитата:
"Шут появился в Оленьем замке на семнадцатый год правления короля Шрюда. Это один из немногих фактов, которые о нем известны. По слухам, король получил его в подарок от торговцев Удачного. О происхождении шута можно было только догадываться. Ходила разная молва. Говорили, например, что шут был пленником пиратов красных кораблей и торговцы Удачного отбили его. По другой версии, шута нашли младенцем, плывущим в маленькой лодке. Он якобы был защищен от солнца зонтиком из акульей кожи и лежал на подстилке из вереска и лаванды. Эту версию можно отбросить как плод фантазии. У нас нет достойных доверия свидетельств о прошлом шута до его появления при дворе короля Шрюда.
Шут почти наверняка был рожден людьми, хотя в полной мере человеком его назвать нельзя.
Когда речь идет о шуте, то, чего мы не знаем о нем, почти всегда более значительно, чем то, что известно. Когда шут впервые появился в Оленьем замке, о его возрасте можно было только догадываться. Что же касается его способности к ясновидению и причудливых надоедливых форм, которые оно принимает, то никто не знает в точности, является ли оно свойством расы или его собственным талантом. Некоторые верят, что он знает все заранее и даже что он всегда в курсе, если кто-нибудь где-нибудь говорит о нем. Другие считают, что он просто очень часто повторяет: «Я же вас предупреждал!» — и берет свои наиболее темные высказывания и впоследствии истолковывает их как пророчество. Может быть, порой так и случалось, но сохранились многочисленные свидетельства того, что он не раз предсказывал грядущие события."
Шут и Фитц. Как бы две стороны одной медали. Сила и ум. Не буду вдаваться в подробности для тех, кто не читал, но для Шута Фитц в книге "Изменяющий". Шут , возможно, видит будущее, но именно Фитц создает ситуации, при которых возможен иной, более благополучный расклад.
Ну, и их личные отношения. Казалось бы, обычная дружба двух одиноких мальчишек. С самого начала Шут для Фитца - полнейшая загадка.
"Но наконец я встал, пятясь вышел из комнаты шута и тихонько прикрыл за собой дверь. Я медленно спускался вниз по мириадам ступеней, разрываясь между страхом, что я могу встретить поднимающегося мне навстречу шута, и обретенным знанием, что среди обитателей замка, оказывается, есть еще один человек, который по меньшей мере так же одинок, как и я."
А потом, когда они становятся старше - юношами, а потом мужчинами... Кажется, что Фитц более ценен для Шута, чем он для Фитца. Шут говорит загадками, посмеивается, и как бы в шутку называет друга Любимым.
Фитц же постоянно мечтает о своей жизни с Молли - своеобразной Мэри Морстен этой истории. И, когда уже вот она - и Молли, и счастливая спокойная жизнь с ней и их дочкой, Фитц начинает тосковать по Шуту.
Потом вот "Сага о живых кораблях" - кроме основной ее линии, это же и хиатус пропавшего Шута. И я, если честно, даже не угадала его там в "Кораблях". А образов и маскировок у него не меньше, чем у мистера Холмса. Бледный королевский Шут, капризный лорд Гольден - больше спойлерить не стану)
Страницы с лордом Гольденом -одни из самых любимых. Буду перечитывать, точно будет много цитат, потому что сейчас помню только, насколько это было прекрасно, но без подробностей. И какими душераздирающими были последние главы, которые я прочла, когда Фитц сперва чуть не теряет Шута, а когда все уже вроде позади, теряет, потому что не может быть рядом с ним.
Экранизации нет - но когда-то на меня произвел впечатление, почти как воплощение на экране, вот этот портрет Шута
Мне кажется, что автор отталкивался от образа Джуда Лоу) , хотя, может, это мне так видится. Тем более, что если это и так, это совершенно отдельный портрет. Впечатление он на меня произвел примерно такое же, как Холмс Джереми Бретта) То есть в моем понимании герой должен бы быть не настолько хорош внешне, но он бесспорно восхитителен)
И до кучи еще вот здесь мой клип про Шута. Единственная попытка работы с Сони Вегасом. С картинками это попроще. И было, помнится, приятно получить ответ от автора песни, который сказал, что все изобразительные акценты там расставлены верно, и он рад, что его верно поняли) Это было очень трогательно