Довольно продуктивно сижу над комментами Баринг Гоулда и попутно еще со вчерашнего дня мелькают в голове разные мысли. Которые, наверное, здесь запишу отдельными постами.
Ну, и вот во-первых, когда сейчас уже в который раз прогоняю через себя историю создания Холмса, то снова и снова понимаю, что для меня тут лучшей и наиболее полной книгой является Чертанов из серии ЖЗЛ. Там не только все гораздо подробнее, но книга, к тому же, именно авторская и он все это рассматривает с разных позиций. Ну, и еще вот он, наверное, сам один из лучших российских шерлокианцев и Канон знает досконально, а не только в общих чертах, как это часто у нас бывает.
Со временем , конечно, что-то забывается, и я вот часто говорю, что сама эта книга когда-то убедила меня в том, что с Холмсом и Дойлем все гораздо сложнее, чем это принято считать. И для Дойля Холмс был не просто раздражающей помехой собственного сочинения; и трудно вообще с полной уверенностью сказать, что это за явление - "Шерлок Холмс". Подобные мысли появлялись уже не раз. и в том числе именно при чтении Чертанова, так что я его всячески рекомендую. И возможно даже еще вернусь к нему и тезисно выпишу отдельные цитаты оттуда - не скопом, а концентрируясь на каждой.
И вчера в ночи, когда я полезла в эту книгу уточнить кое-что по поводу Дойля и Уайльда, то наткнулась на некоторые мысли автора по поводу Уотсона.
И тут хочу сказать вот что.
Я как-то писала в одном комментарии - в другом дневнике -о том, как непросто складывался этот образ и у меня в подсознании. Возможно, к этому следует вернуться, но сейчас вкратце скажу по памяти. Он сначала был исключительно книжным. Потом этот книжный, и очень живой, образ дополнил Ричардсон, как бы подтвердив его своим хладнокровием, спокойствием и язвительностью. Потом Ливанов добавил туда благородства и жертвенности - вот, черт, сейчас при этом слове всплывают в голове очередные параллели, но об этом позже. Далее был Бретт, который сделал его еще более живым, при чем тем, что принято считать темной стороной - нетерпимостью, раздражительностью, депрессией и кокаином. Ну, и последнюю ноту, наверное, внесли - и продолжают вносить многочисленные фанфики, показав всю Сагу в еще более развернутом виде, высветив то, что до сих пор оставалось в тени. Вот как-то так. Вот он настоящий "живой корабль")
Об этом, наверное, могу долго говорить, но сейчас скажу об Уотсоне.
Вот тут, наверное, Соломин сыграл огромную роль, сделав того Уотсона,что уже как-то смутно маячил у меня в голове, более молодым и уж точно более осязаемым и живым. И, наверное, благодаря ему, у меня появилась очень твердая уверенность в любви доктора к Холмсу. Именно любви. Для меня это нечто само собой разумеющееся, и потому потом немного напрягали фанфики, где Холмсу в той или иной степени приходилось как-то завоевывать его сердце - и говорю тут не только о слэше.
Но почему я об этом заговорила? Наткнулась у Чертанова на совершенно справедливое замечание о том, что в Каноне-то все несколько иначе, чем принято считать. И это Уотсон уходит с Бейкер-стрит. И поначалу это он раздражается и пытается в чем-то "уесть" друга.
"Обычно считается, что привязанность Уотсона к Холмсу носит односторонний характер, но это не так. Именно Уотсон бросает Холмса в одиночестве, уходя рука об руку с Мэри Морстен, а тот «издает вопль отчаяния»; именно Уотсон держится настороженно и пытается «немножко сбить спесь с моего приятеля, чей нравоучительный и не допускающий возражений тон меня несколько раздражал»; именно Уотсон подозревает своего товарища в том, что тот мог бы стать преступником, а Холмс относится к другу искренне и просто. Даже известный эпизод, когда Холмс, взглянув на часы Уотсона, восстанавливает историю его брата, – отнюдь не только пример дедукции. Уотсон хочет «уесть» Холмса, а увидев результат своего опыта, приходит в бешенство; Холмс, однако, не говорит ему: «Вы сами напросились», он просто очень расстроен. «Мой дорогой Уотсон, – сказал мягко Холмс, – простите меня, ради бога. Решая вашу задачу, я забыл, как близко она вас касается, и не подумал, что упоминание о вашем брате будет тяжело для вас».
И еще немного о другом.
Смотрела утром "Союз рыжих". И внезапно поняла, почему у меня последнее время бывают моменты, когда я отключаюсь. Поймала себя на том, что ..."слишком много мыслей". Внезапно какой-то кадр или произнесенная фраза заставляет их устремляться совершенно в другом направлении и ты уже отключаешься или же наоборот продолжаешь смотреть, но с чувством что что-то от тебя ускользнуло.
Сегодня вот опять обратила внимание на этот сверток , с которым пришел Уотсон - ну, ведь не зря же он все-таки показан.
А при одном только слове об Винсенте Сполдинге вспомнила пастиш о нем, наверное, надо будет потом добраться до него.
И еще - когда только начинают показывать зрительный зал во время концерта Сарасате.... Не первый раз уже мне кажется, что там на балконе сидит дама, которая уже появлялась в "Медных буках", играя там претендентку на место гувернантки, которая была как раз перед мисс Хантер. Видно там не очень хорошо, но мне кажется, что это она.
morsten
| суббота, 12 июня 2021