Эта история всплыла по ходу рассказа о творчестве и дружбе Верне и Торвальдсена. Заинтересовала судьба этой известнейшей на тот момент натурщицы, которую рисовали многие художники. И здесь я приложу небольшой рассказ о ней.
...Простенько, даже убого одетая девочка стояла у колодца.Лица её художник не видел,- но его привлекла грация и изящество в каждом её движении. "Виттория!" - окликнул кто-то девочку, и она обернулась...
А.Иванов. "Девочка из Аль Бано"
"...Попробуй взглянуть на молнию, когда, раскроивши черные, как уголь, тучи, нестерпимо затрепещет она целым потопом блеска. Таковы очи у альбанки Аннунциаты. Все напоминает в ней те античные времена, когда оживлялся мрамор и блистали скульптурные резцы. Густая смола волос тяжеловесной косою вознеслась в два кольца над головой и четырьмя длинными кудрями рассыпалась по шее. Как ни поворотит она сияющий снег своего лица — образ ее весь отпечатлелся в сердце."
Это о ней позднее напишет Гоголь. А пока - немецкий художник Август Кестнер зачарованно смотрел на стоящую у колодца девочку - нет, не простенькую крестьяночку из римского предместья видел он, а то идеальное Воплощение Красоты, о котором веками мечтали художники и скульпторы...
И.-Ф. Овербек "Портрет Виттории Кальдони", 1821.
...Виттория Кальдони родилась 6 марта 1805 года в беднейшей семье крестьянина - виноградаря. Ей было 12 лет, когда её увидел Кестнер - и в тот же день он познакомил Витторию с женой немецкого посла в Италии графиней фон Реден.
Очарованная красотой, скромностью и врожденным благородством девочки, графиня фон Реден, пригласила её к себе в качестве камеристки - но, однажды появившись в салоне графини во время музыкального вечера, юная Виттория произвела такое впечатление на собравшихся там многочисленных художников и скульпторов, что графине пришлось просить родителей своей маленькой протеже позволить девочке работать натурщицей.
Ф.-К.Винтерхальтер "Виттория Кальдони",1833-34.
Прежде всего, это, конечно же, были немецкие художники - молодые романтики. "У нас у всех открыты глаза, - говорили они, - но кисти и краски наши бессильны выразить эту необычную красоту!" Кестнер, нашедший эту Галатею,писал в письме к Гёте:" Её красота совершенна, такая была только, по-видимому, на заре человечества..." Виттория воплощала собой идеал эпохи - классицизм и романтизм находили в ней достойнейшую модель.
Г.-М. фон Малер. Портрет Виттории Кальдони. 1823 г.
Влюблённый в Витторию Юлиус фон Каролсфельд делал с неё рисунок за рисунком,и безупречность карандашных линий придавала модели нежную чистоту.
Увидев портрет Виттории работы Верне, Оноре де Бальзак пишет свой "Неизвестный шедевр",воспевающий идеальную красоту: "Но где же найти ее живой, - сказал он,прерывая сам себя, - эту необретаемую Венеру древних? Мы так жадно ищем ее,но едва находим лишь разрозненные частицы ее красоты! Ах, чтобы увидать на одно мгновение, только один раз, божественно-прекрасную натуру, совершенство
красоты, одним словом - идеал, я отдал бы все свое состояние. Я отправился бы за тобой в загробный мир, о небесная красота! Как Орфей, я сошел бы в ад искусства, чтобы привести оттуда жизнь..."
А сам Верне пишет об этом портрете: "Мгновенье мгновенья я всё же схватил!"
..Среди художников, восхищавшихся античной красотой Виттории, появились два молодых человека из далёкой России - Александр Иванов и Григорий Лапченко. И именно последнему - бывшему крепостному графа Воронцова, отправленному самим графом учиться живописи в Италию,- и отдала Виттория свою руку и сердце - на всю оставшуюся долгую и непростую жизнь.
Александру Иванову нравилась Виттория как личность, он, как художник, восхищался её красотой - но он опасался, что влюблённый друг забросит занятия живописью. И напрасно. Именно любовь вдохновила Лапченко на создание настоящего шедевра - картины "Сусанна и старцы"
Виттория отстояла своё право после заключения брака с православным оставаться в своей - католической - вере, она поехала с сильно заболевшим и почти ослепшим Лапченко в далёкую и холодную Россию, до этого приложив все усилия, чтобы вылечить мужа (они поженились 29 сентября 1839 года), она оставила своих близких и прекрасно поставленный ею же дом и быт, друзей, многочисленные знакомства и поклонение художников. Впрочем, позировать она больше не собиралась.
В России семью Лапченко встретили приветливо. Здоровье и зрение художника улучшились с первых же шагов по родной земле. Граф Воронцов тут же дал ему должность управляющего в одном из своих поместий в Крыму, где в 1841 году родился их единственный сын Сергей. В.А.Жуковский выхлопотал для художника достаточно большую пенсию; картину Лапченко "Девушка с хлебной корзиной" приобрёл для себя Великий Князь Александр Николаевич. Во всём помогал Лапченко Воронцов и по мере возможности - Иванов. Позднее семья переехала в Ревель, но южанка Виттория плохо переносила холодный климат, и следующим местом их пребывания стал Киев, а затем - Одесса. Несколько раз супруги выезжали в Европу. Последний из известных нам портретов прекрасной итальянки был написан Анной-Сусанной Фриз в 1850-м году в Цюрихе - 45-летняя Виттория всё ещё красива, лицо её дышит спокойствием и благородством.
Но жизнь шла к закату. Сын Лапченко женился, семья росла, родились правнуки. Вместе с сыном Григорий и Виттория выехали сначала в Латвию, где Сергей работал преподавателем в Лицее, и в 1870 м году окончательно переехали в Петербург. В 1876 году Виттория овдовела. В Италии она никогда больше не была, никаких сведений о её дальнейшей жизни не сохранилось.
Дата её смерти неизвестна, и это - Знак Судьбы. Ведь настоящие шедевры Красоты и Гармонии - бессмертны...
Взято вот отсюда divina-augusta.livejournal.com/943.html , там еще много цитат из Гоголя. Правда видела этот рассказ еще в одном месте)