Продолжаю корпеть над "Сквайрами". Едва продрала глаза после тяжелейшего вчерашнего дня, и заставила себя встать и взяться за дело.
Иногда думаю, стоит ли вообще это переводить. Я не англичанка, речь в общем-то не идет о самом Холмсе и не касается каких-то приципиальных вопросов в Каноне. Это просто погружение в географические, исторические и краеведческие подробности. Исключительно с точки зрения "Великой игры", которую я люблю, но смотрю на Канон все же довольно трезво.
Но по ходу чтения статьи узнала - как это почти всегда бывает, когда что-то перевожу про Холмса - немало интересной информации. Ну, вот в частности - "Письма Пастона". Прежде никогда о них не слышала. Решила написать об этом отдельно.
Письма Пастона представляют собой сборник переписки между членами семьи Пастон из норфолкского дворянства и другими лицами, связанными с ними в Англии в период с 1422 по 1509 год. В коллекцию также входят государственные документы и другие важные документы.
Представитель первого поколения Пастонов, Клемент Пастон, был крестьянином из Норфолка, но за два поколения Пастоны разбогатели, купили поместья и влились в ряды местной знати. Правнуки Клемента жили при королевском дворе, были посвящены в рыцари, среди них были шерифы и члены парламента от Норфолка. Начиная с сына Клемента, Уильяма Пастона I, все мужчины семьи получали образование в Кембридже и Оксфорде, а также лондонских юридических корпорациях. Семья Пастонов просуществовала до XVIII века, причем набирала все больший вес, получила титул и пэрство, но в итоге прекратила свое существование со смертью в 1732 году сына Марджери и Джона Уильяма Пастона, второго графа Ярмутского. Его жена Шарлотта была незаконнорождённой дочерью короля Джеймса II.
Женские послания составляли заметную долю от общей массы писем. К примеру, существует свыше 60 писем, дошедших до наших дней, отправленных Маргаритой Пастон Норфолкской своему мужу Джону, адвокату по профессии, который работал в Лондоне. Их корреспонденция была самого разного характера: от вполне мирских проблем, до весьма необычных. В письме от 1448 г. Маргарита настоятельно просит своего мужа прислать арбалеты, чтобы отбить нападения враждебных соседей. Маргарита сообщает, что слуги заколотили все двери в доме и стреляют из каждого угла. Затем Маргарита просит миндаль, сахар и ткань, чтобы сшить детям новые платья.
И интересно, что именно среди этих писем находится, вероятно, самая первая известная "Валентинка" - в письме Марджери Брюс Джону Пастону.
Марджери Брюс (Пастон) – Джону Пастону (февраль 1476 года, отправлено из Топкрофта)
"Моему истинному возлюбленному Валентину, Джону Пастону, эсквайру, доставить в собственные руки.
Мой милостивый и почтенный возлюбленный Валентин, я вверяюсь Вам, горя желанием узнать о Вашем благоденствии, и молю Всемогущего Господа продлить его ради своей услады и во исполнение Ваших желаний.
Если же Вам угодно узнать, как поживаю я, то я отнюдь не в добром телесном и душевном здравии и не пребуду в них, пока не получу весточку от Вас.
Не знает никто, что терплю муки вечно,
От них даже смерть не излечит.
Ваша матушка со всем старанием изложила суть дела моему отцу, но не смогла добиться от него более того, о чем Вам уже известно, и Бог свидетель, я горько об этом сожалею. Но если Вы любите меня, а я верю, что воистину любите, Вы не оставите меня, ибо, если бы у Вас не было и половины средств, что Вы имеете, я не покинула бы Вас, даже если бы мне пришлось заниматься самым тяжким трудом, на какой только способна женщина.
Прикажешь мне любовь хранить, куда я ни пойду,
Любить я буду всей душой, так сильно, как смогу.
А если друзья не отпустят уйти
И скажут, что сбиться рискую с пути,
Мне сердце велит тебя любить
Превыше всего, что есть на земле,
А если не разгорится их гнев,
Чем дальше, тем буду любить все сильней.
На этот раз более ни слова, и да хранит Вас Святая Троица, а я молю не показывать это письмецо никому из ныне живущих, кроме как Вам самому.
Это письмо писано в Топкрофте с тяжестью на сердце Вашей Марджери Брюс."