Ну, и как приложение к книге Дэвиса - очередная глава из книги. Вообще неплохо бы параллельно еще и саму автобиографию Рэтбоуна подключить к делу, но посмотрим...

Перевод, конечно, не идеален, я все же не профи, но это лучше, чем ничего) а я все же стараюсь придать тексту более-менее цивилизованный вид. Вчера размечталась - классно было бы иметь в руках книги на русском о Рэтбоуне, Бретте и Ричардсоне. Первые два случая вполне реальны, если смириться с тем, что книги будет самоделками, а вот с Ричардсоном вопрос пока открыт. Но он все же очень интересен мне, хотя в других ролях его видела очень мало.

1909-1916

Выход на сцену


Судьба - это не дело случая. Это вопрос выбора. Это нечто, чего нужно ждать, это то, чего нужно достичь.

Уильям Дженнингс Брайан


В возрасте 17 лет, когда вся его жизнь была впереди, Филип Сент-Джон Бэзил Рэтбоун готов был завоевать целый мир. Благодаря своему триумфальному пребыванию в Рептоне, из класса в класс он переходил во многом благодаря своему спортивному мастерству, а его достижения в области знаний были весьма посредственными.
Продолжая успешно скрывать свою любовь к актерскому мастерству и драматургии, теперь он был свободен от оков мужественности, которые постоянно ощущал во время своего пребывания в школе и был готов следовать своему истинному призванию. Родители Бэзила не отвергали его мечту стать актером, но жертвы, на которые они пошли ради того, чтобы их сын поступил в такое престижное учебное заведение, нуждались в какой-то компенсации, и их юный сын воспринял это, как должное. По крайней мере, пока.

Фрэнк Бенсон был сыном сестры матери Бэзила, Анны, и его сходство с Бэзилом было невероятным.








Фрэнк Бенсон

Эдгар, должно быть, знал, с каким уважением относится Бэзил к своему старшему кузену – тот был старше его на тридцать четыре года – и страстному увлечению Бенсона Шекспиром. Бэзил словно бы был юным Фрэнком Бенсоном, и Эдгар и Анна, вероятно, понимали, что их сын рано или поздно последует своему истинному призванию к сцене, и скорее раньше, чем позже.
Эдгар устроил Бэзила на должность младшего клерка в лондонскую страховую компанию "Глоб" , где он мог бы изучать бизнес и, возможно, мог бы сделать вполне успешную карьеру . Он покорно согласился на эту роль, без сомнения, чувствуя себя в долгу перед своими родителями и особенно перед отцом, который, несомненно, надеялся, что актерские устремления его сына со временем сойдут на нет.
Но на это было мало надежды, так что этому столкновению с миром страхования суждено было стать довольно коротким, когда подающий надежды актер отчаянно, хоть и добровольно пытался сделать карьеру. Бэзил вспоминал:

«Мой отец попросил меня пойти на компромисс, на один год уйдя в мир бизнеса, по истечении которого я мог бы делать все, что мне заблагорассудится. Это был щедрый компромисс. Итак, я стал младшим клерком в главном офисе лондонского филиала страховой компании "Глоб", и мне ясно дали понять, что меня ждет досрочное повышение по службе при условии, что я буду усердно работать. Я прошел специальное обучение ,в нерабочее время посещал лекции, и через несколько месяцев меня перевели в бухгалтерию филиала Вест–Энд в районе Черинг-Кросс, под руководством Э. Престона Хитча - лысого, трудолюбивого, почти диккенсовского героя, с весьма недисциплинированным персоналом. В этот период я был избран каждую субботу играть в крикет и футбол, за первую команду L, L & G. Кроме того, меня приглашали проводить уик-энд с мистером и миссис Льюис и их дочерью на выданье.
Все это было вполне прозрачно, но не произвело на меня никакого впечатления, разве что усилило мою решимость избавиться от них всех к концу того года.»

22 апреля 1911 года Бэзилу, наконец, предоставился удобный случай, которого он так долго ждал. Воспользовавшись семейными связями, он получил роль Гортензио в «Укрощении строптивой», поставленной сэром Фрэнком Бенсоном в Королевском театре в Ипсвиче. Труппа состояла из многообещающих молодых талантов, еще не встававших на ноги, но это был весьма уважаемый филиал империи Бенсона – своего рода академия начинающих актеров.



С режиссурой Генри Хьюберта, юный Ретбоун произвел столь благоприятное впечатление, что в октябре 1912 года его вместе с труппой Бенсона пригласили принять участие в турне по Соединенным Штатам. Невозможно было отказаться от возможности поехать в Америку с пьесами Шекспира и сыграть такие роли, как Парис в "Ромео и Джульетте", Фентон в "Виндзорских насмешницах" и Сильвиус в комедии "Как Вам это понравится".



Он занимался любимым делом, зарабатывал на жизнь и путешествовал по миру, оттачивая свое мастерство. Кроме того, поездка в Соединенные Штаты стала началом его любви на всю жизнь к стране, которую через несколько лет Бэзил в конечном итоге назовет своим домом . Он был в своей стихии и преуспевал в турне, завоевав широкое признание публики за яркое выступление в спектакле "Сон в летнюю ночь". Как и кузен Фрэнк, он был преданным учеником Шекспира, и это стало его судьбой. Казалось, все шло по намеченному плану.
Поскольку Шекспировский фестиваль Бенсона в Стратфорде-на-Эйвоне все еще набирал обороты, Бэзил появлялся во многих разнообразных постановках, превращаясь в классического актера, что впоследствии принесет ему богатство и славу. Там же он познакомился я с актрисой Марион Форман, в которую был безнадежно влюблен.
В своей автобиографии Рэтбоун писал:

«До того, как я встретил ее в Стратфорде в августе 1913 года, Марион уже некоторое время выступала на сцене. Она была превосходной актрисой с прекрасным певческим голосом. Мы были партнерами в ролях «второго плана», таких как Лоренцо и Джессика в «Венецианском купце» и Сильвиус и Фиби в "Как Вам это понравится". На протяжении многих месяцев мы часто виделись как на сцене, так и за ее пределами.»


Марион Форман

Похоже, Марион, всегда играла какую-то роль и ее подруга Бэбс Ричардс из ее родного города Ньюпорта вспоминала: «Я очень хорошо знала Марион. Она всегда одевалась в черное, и казалось, что она всегда играет роль, даже когда она [просто] разговаривает с вами. Она поставила много пьес, в основном, это были уличные постановки Шекспира».
Бэзил и Марион казались идеальной парой, и вскоре влюбленные в искусство молодожены уже ждали своего первенца. Или они сначала узнали, что у Марион будет ребенок, а потом решили пожениться? Только им известно, как все было на самом деле. Через девять месяцев после свадьбы Марион родила, так что либо зачатие произошло немедленно, либо они действительно знали об этом заранее и поспешно поженились.
Несколько месяцев спустя Бэзил появился в роли дофина в спектакле "Генрих V" в театре Шефтсбери и продолжал гастролировать в течение всего 1915 года с труппой Бенсона № 2, в которой он теперь считался одним из ведущих актеров, но кроме того ему приходилось сражаться со своим собственным внутренним смятением. Он впервые стал отцом в июле 1915 года, Марион родила здорового мальчика, которого они назвали Родионом, и дела у Ретбоунов шли хорошо, но за несколько месяцев до рождения Родиона любимый младший брат Бэзила Джон, не теряя времени даром, прямо из школы пошел в армию. К июню 1915 года Джон был назначен капитаном Дорсетского полка 3-го батальона, и если что-то и перевернуло для Бэзила чашу весов , так это, возможно, мысль о том, что его младший брат сражается за свою страну и каждый день рискует своей жизнью, в то время как он продолжает выступать в различных театрах страны.
Поскольку война с каждым днем бросала все большую тень на повседневную жизнь британцев, Бэзил боролся со своей совестью – записаться в армию или держаться подальше от этого как можно дольше и надеяться на лучшее? Может, конечно, он и родился в Южной Африке, но его сердце и душа принадлежали Англии, и именно ей он был обязан наличием характерной британской стойкости, которая подводила его к неизбежному выводу.
В его словах ясно слышатся его терзания:

"Я ощущал почти физическую боль , когда видел, слышал или читал о множестве храбрых молодых людей, спешащих вступить в армейские ряды… в то время, как я размышлял о том, как долго я смогу это откладывать ."

Капитан Джон Рэтбоун был чрезвычайно популярен среди своих однополчан, и, как и его старший брат, явно был прирожденным лидером . Харизматичный и приветливый, он гордился тем, что служит своей стране, хотя у него никогда не возник бы вопрос относительно сдержанности в этом вопросе Бэзила, особенно теперь, когда у него были жена и маленький сын, о которых нужно было заботиться, но Бэзил, наконец, принял решение, и 30 марта 1916 года, когда его сыну еще не исполнилось и 10 месяцев, он решил, что не может больше стоять в стороне и смотреть, как тысячи людей отдают свои жизни за короля и страну. Его актерская карьера была официально приостановлена – возможно, навсегда, – а его роль мужа и отца была отложена на неопределенный срок.


Прежде чем всерьез началась его армейская жизнь, Бэзил вспоминал, как горд он был за своего любимого кузена и то, каким необычным образом он получил рыцарское звание Королевства. Он писал:
«Сэр Фрэнк Бенсон был посвящен в рыцари в театре Друри-Лейн во вторник,2 мая 1916 года на специальном представлении для Королевской семьи спектакля «Юлий Цезарь", в котором каждую роль, даже "второстепенную", играли звезды или известные актеры. После гибели «Юлия Цезаря» мистеру Бенсону было приказано пройти в королевскую ложу. Там, на глазах у всех, в своей тоге, с которой капала кровь, он преклонил колени перед королем Георгом V и получил награду. Был забавный момент, когда король Георг попросил принести меч. Последовала значительная пауза – между королем и мистером Бенсоном, который продолжал стоять на коленях, не было произнесено ни слова. Затем, наконец, откуда-то появился меч с украшенной драгоценными камнями рукоятью, и обнаженный клинок лег сначала на левое , а потом на правое плечо мистера Бенсона, а когда король Георг произнес магическую фразу: «Встаньте, сэр Фрэнк Бенсон». Раздался гром аплодисментов.»

Менее чем через четыре месяца после этого гордого момента сын сэра Фрэнка Эрик Уильям Бенсон был убит в битве на Сомме в возрасте 29 лет.
Бэзилу еще не исполнилось 24 лет, но было уже самое время. Если бы он и не сражался буквально бок о бок со своим братом, то он все сражался бы в той же битве, и вместе они могли бы попытаться перехитрить одного и того же врага и надеяться, что оба вернутся домой с победой в объятия тех, кто их любил. Можно только догадываться о том ,что думала обо всей этой ситуации Марион, но это было время, когда женщины Британии стойко поддерживали своих мужчин – и что может быть благороднее, чем борьба за свободу других, за то, чтобы положить конец этой ужасной войне? Ретбоун не говорит в своей автобиографии об этом невероятно трудном периоде его жизни, упоминает только то, что он будет вспоминать об этом конкретном периоде с большим сожалением. В некотором смысле. Хотя в то время ни он, ни Марион не знали об этом, но их брак закончился еще до того, как он по-настоящему начался, и Бэзил, который открыто признавал, что был "в ужасе" от мысли о службе в армии и не мог понять, почему так много людей вступают в нее по собственной воле, теперь стал частью той самой военной машины, которую он так презирал. В этом отношении он вел себя так же, как и во всем остальном: если он был в деле, то был в деле, и был до конца предан ему. Для Бэзила Рэтбоуна не было никаких полумер - все или ничего.
Он прошел базовую подготовку в Ричмонд-парке, недалеко от Лондона, и именно здесь рядовой Рэтбоун научился ненавидеть, а если потребуется, то и убивать врага. Избавленный от почти немедленного призыва на северные поля сражений во Франции (что не было редкостью для недавно обученных новобранцев), Бэзил решил подать заявление, чтобы стать офицером, и, к его удивлению, оно было принято и он был отправлен в офицерский учебный лагерь в Гейлсе, Шотландия. Некоторые аспекты жизни в Гейлсе напомнили Рэтбоуну о Рептоне, и ему снова позволили предаться своей любви к спорту. Бэзил встретил родственную душу в сборной Шотландии по регби, которого он называет просто "Макдональд", оба они вскоре объединили кадетов в "Синих" и "Красных", одну сторону возглавил Макдональд, другую - Рэтбоун. Они отчаянно соревновались, проводя матчи по футболу, регби и легкой атлетике, поднимая боевой дух и почти неосознанно демонстрируя при этом свои значительные лидерские качества. Лагерь был жив, дух соперничества и товарищества был на небывало высоком уровне, но перед рядовым Рэтбоуном вновь замаячили призраки Рептона – в академическом плане на предстоящих экзаменах и Макдональд и Бэзил были близки к провалу.
Тем не менее, их усилия за пределами классной комнаты не остались незамеченными, и когда начальник Гейлса, капитан Смит, затащил их обоих в свой кабинет, чтобы предупредить о грозящей им участи, он сделал это в качестве совета, а не упрека – не заблуждайтесь, он знал, что оба они были идеальными лидерами-вдохновителями среди сослуживцев, но правила есть правила, и они должны были соответствовать хотя бы самым элементарным учебным стандартам. Он усадил их в своем кабинете и сказал , что именно им нужно делать:
- Послушайте… Я очень внимательно наблюдал за вами со дня вашего приезда, и мне не потребовалось много времени, чтобы понять, что вы оба обладаете необычными лидерскими качествами. Нашей армии во Франции нужны такие люди, как вы, и я позабочусь о том, чтобы вы получили свои чины, но при одном условии. Вы, ребята, будете биться, как звери, в течение следующих трех недель, чтобы достойно сдать экзамены. Это зависит от вас, так что действуйте и не подведите меня. И мне наплевать, кто выиграет этот чертов футбольный матч. Свободны!
Для справки, команда Рэтбоуна – "Блюз" – выиграла, оба усердно учились, чтобы поднять свои оценки до приемлемого уровня, и оба получили офицерский чин. Бэзил, согласно его просьбе, был отправлен в Ливерпульский Шотландский батальон, и их с Макдональдом пути разошлись.
На этом игры были закончены в полном смысле этого слова, и с этого момента пути назад уже не было