1940-1941
Любопытный случай Уиды Рэтбоун Став новоиспеченным отцом, Бэзил наслаждался небольшой передышкой, после чего два месяца спустя начались съемки его второй картины о Холмсе: «Приключения Шерлока Холмса». На этот раз он был ведущим актером, и снова с ним играл его близкий друг Найджел Брюс.
Сюжет фильма, где играли Джордж Зукко и молодая актриса Ида Лупино, был не экранизацией книги сэра Артура Конан Дойля, а был основан на пьесе 1899 года, написанной Уильямом Джиллеттом. Рэтбоун был в отличной форме, и ему было уделено гораздо больше экранного времени, чем во время его первого выхода в роли Холмса, а быстро развивающееся действие позволило ему большее развитие образа и даже дало возможность показать водевильную интерпретацию «Люблю быть у моря" от лица переодетого Холмса. Этот фильм должен был стать первым из его сражений, в которых ему удается взять верх над гениальным преступником профессором Мориарти, хотя в одной из заключительных сцен Холмс сбрасывает с крыши своего заклятого врага, который встречает свой роковой конец - признак того, что кинокомпания «Фокс» не планировала снимать много фильмов о Великом детективе.
На Найджела Брюса произвела не слишком сильное впечатление эта, по его мнению, сделанная наспех, путанная история, вот как он рассказывает об этом:
«5 июня мы приступили к съемкам нашего второго фильма о Шерлоке Холмсе, и снова продюсером был мой старый друг Джин Марки.
Помимо нас с Бэзилом, в актерский состав входила Ида Лупино. И это сложная история, которая не была похожа ни на одно из произведений Конан Дойла. В этой картине Ида Лупино сыграла свою первую драматическую роль, и, воспользовавшись предоставившейся возможностью, она великолепно сыграла свою роль, которая, можно сказать, стала началом ее пути к славе.»
Фильм вышел в прокат 1 сентября и став очередным кассовым успехом, удостоился теплого приема в Великобритании, где шел под названием «Шерлок Холмс».
***
Копии писем, предположительно (и почти наверняка) написанных рукой Бэзила, дают возможность предположить, что брак Рэтбоунов на том этапе , возможно, испытывал трудности, и что Уида почти наверняка подозревала, что у ее мужа был роман. О счастливой семье может говорить, что угодно, кроме содержания писем, которые Бэзил написал женщине, чье имя не будет включено в эту книгу, из-за обещания третьей стороны не оскорблять и не расстраивать семью и потомков актрисы, о которой идет речь. Примечательно, что в них содержится намек на то, что Уида, возможно, в то время принимала лекарства или была нездорова, и что Найджел Брюс и его жена ‘Банни’ были хорошо осведомлены о внебрачных отношениях Бэзила –возможно, были даже передаточным звеном.
Первое письмо, написанное в 1940 году, гласит:
«Что ж, дорогая …
Я завершил чудесный вечер, обходя все вокруг, убирая под замок острые предметы и все лекарства. Сейчас 2.30 ночи. Все спят. Некоторое время назад С. проснулась от кошмара и вся мокрая. Мы потеряли ее кролика (маленького коричневого), и мне пришлось искать его, после чего она успокоилась. Сейчас она крепко спит в моей постели. Свернувшись калачиком, она выглядит таким маленьким, печальным существом.
Это своего рода ад, не так ли? Не знаю, как это вынести.
Даст Бог, мы найдем какой-нибудь способ.
Я ужасно сожалею, моя дорогая [имя удалено] – об этом ужасном несчастье, когда твоя маленькая чаша уже так полна. Мне невыносимо видеть тебя такой бледной и вздрагивающей при малейшем звуке, и хуже всего знать, что я приношу только больше боли. Не беспокойся обо мне, сейчас все спокойно, обещай мне, что будешь есть и спать. —
Я позвоню тебе, но не сегодня вечером – свяжись со мной через Брюсов.
Вся моя любовь с тобой, дорогая девочка.
Б.»Упоминание об "острых предметах и лекарствах" наводит на мысль, что там были опасения за психическое здоровье Уиды. Иначе зачем еще писать о подобных вещах? Вполне возможно, что где-то в этот период Бэзил подумывал о том, чтобы покинуть Уиду. Неужели он был сыт по горло ее расточительной и властной натурой и устал постоянно находиться под угрозой? Записка, должно быть, была написана и доставлена из рук в руки, поскольку время и упоминание "сегодня вечером" могли говорить о том, что она имела непосредственное отношение к происходящему в данный момент.
Второе письмо рисует еще более отчаянную ситуацию для Бэзила и Уиды, которая, как в нем указывается, возможно, была сильно накачана успокоительными:
«Дорогая, Синтия проснулась, когда я вернулся домой, и я пошел принести ей немного воды, и пока я был этим занят, на кухню вошла Уида. Я был готов к худшему. Но она была очень тихой и невозмутимой. Я приготовил ей чай и отвел ее назад в постель, потому что не хотел, чтобы она бродила по дому одна, и дал ей таблетку.
Думаю, она знает, что я был с тобой. Если бы она спросила, не знаю, что бы я сказал, но она не спросила.
Она мирно спит. Все тихо. Но я прислушиваюсь к малейшему звуку, не хочу пытаться заснуть, боюсь, что она может проснуться или что-то случится. Все висит на волоске. Я молюсь, просто молюсь, чтобы ничего не случилось. Она чувствует себя намного лучше – почти совсем нормально.
Я так хочу иметь возможность поговорить с ней и попытаться найти какой–то выход, но я не смею ничем рисковать. Она всех нас просит сказать ей правду, и мы все улыбаемся и лжем по-своему, потому что сейчас ничто другое невозможно.
Я хочу вновь забраться в твою постель и никогда не уходить.
– Б.»читать дальше
Трудно сказать, восстановились ли после этого отношения супругов. Бытовало мнение, что Бэзил дал обещание заботиться об Уиде, что бы ни случилось, и чувствовал, что во многом обязан ей своим успехом и что все, чего он добился, было лишь благодаря ее указаниям. Возможно ли, что, когда здоровье Уиды улучшилось, Бэзил прекратил свой роман с таинственной незнакомкой? Или он продолжался? Как бы там ни было, Рэтбоуны не расстались, и, кроме того, в Европе началась Вторая мировая война, которая станет главной темой как для мужа, так и для жены, возможно, даже снова сблизит их.
Удивительно, но, несмотря на значительный успех двух фильмов о Холмсе, киностудия «Двадцатый век Фокс» решила больше не снимать подобных лент, полагая, что этот персонаж обладает ограниченной привлекательностью. Это оказалось серьезным просчетом со стороны студийных боссов, и в результате прошло еще три года, прежде чем Рэтбоун снова надел свой дирстокер.
Начало войны могло серьезно повлиять на карьеру Бэзила, и, несмотря на огромный успех в Штатах, он был готов рискнуть всем и предложить свои услуги королю и отечеству. Бэзил, которому было 47 лет, написал письмо британским вооруженным силам – невероятно самоотверженный поступок для человека, находящегося на пике своей карьеры, который своими глазами видел ужасы Первой мировой войны двумя десятилетиями ранее.
Позже он вспоминал:
«В августе 1939 года в Европе была объявлена война, и я написал в Военное министерство в Лондоне, предлагая свои услуги. В должное время я получил в ответ официальное бесконечно длинное письмо. Оно начиналось ‘Уважаемый сэр’ и заканчивалось ‘Ваш покорный слуга’. Я с трудом продрался сквозь него, и все, про что в нем говорилось, было: "Вы слишком стары!’ Вежливо, но твердо!»
Тем не менее, он был полон решимости внести свой вклад и помочь своей стране в трудную минуту. Бэзил, конечно, любил свою жизнь в Америке, ее людей, свободу и успех, которые она ему принесла, но в его груди билось храброе сердце гордого англичанина, и он был по-прежнему беззаветно предан своей Родине.
Подозревая, что военный конфликт будет обостряться, он почувствовал, что ему трудно находиться вдали от Англии. Он писал:
«Затем был Дюнкерк и год, когда Британия выступала одна против объединенных сил Оси. Именно тогда Уида организовала свой первый благотворительный вечер, вырученные средства от которого были распределены между Благотворительным фондом R.A.F. и Красным Крестом. Она организовала его одна, с секретаршей, в отеле Беверли Уилшир и собрала около 10 000 долларов. Это была потрясающая работа, в которой приняли участие все, кто хоть что-то представлял из себя в киноиндустрии, и это было одно из самых блестящих, красивых и захватывающих мероприятий, которые я когда-либо посещал.
К тому времени я был избран президентом «Британской организации помощи жертвам войны на побережье», агентства по оказанию помощи, штаб-квартира которого находилась в Нью-Йорке.
Это занимало большую часть моего свободного времени, которого у меня было слишком мало. Жюль Штайн из MCA Inc. очень мудро подписал со мной контракт с MGM на пять лет. Я также начал сниматься в фильмах о Шерлоке Холмсе и играл его в еженедельном радио-сериале.»
Действительно, это был мудрый шаг со стороны его агента, особенно в плане обеспечения работы на радио, с мягкой интонацией Рэтбоуна, идеально подходящей для средств массовой информации. Это также обеспечило гарантированный доход для развлекательного бизнеса в это тревожное время.
Найджел Брюс позже расскажет, что ему платили 500 долларов за каждый спектакль на радио,
и можно с уверенностью предположить, что Рэтбоун зарабатывал вдвое больше – если это так, то это было эквивалентно примерно 18 000 долларов за спектакль и 750 000 долларов за сезон на сегодняшний день.
Бэзил уже много раз появлялся в различных радиопередачах в 1930-е годы, в частности, на шоу Kraft MusicHall, организованном Бингом Кросби, где он неоднократно выступал в качестве гостя. Он также участвовал в радиопостановках и телевикторинах"Кто есть кто?", с участием суперзвезд Голливуда Кэри Гранта, Бетт Дэвис, Джона Бэрримора , братьев Маркс и многих, многих других.
А где-то на заднем плане продолжались его действия на невидимом порой антивоенном фронте.
Бэзил писал:
«Мы приняли этот образ жизни, работая тихо и осторожно, где и когда могли. Как президент British WarRelief, я написал всем топ-менеджерам MGM с просьбой внести свой вклад. Ни один из них даже не ответил на мои письма. Но с «Уорнер Бразерс» все было совсем по-другому.
Они были потрясающими англофилами и оказывали нам как материальную поддержку, так и уделяя этому свое время. И Гарри, и Джек Уорнер были преданы нашему делу. Главная надежда на результат при обращении за помощью в то время заключалась не в том, чтобы говорить о проблемах и нуждах Британии, а в том, чтобы использовать в качестве подхода почти всеобщее огромное восхищение Уинстоном Черчиллем.
Вместе с Найджелом Брюсом Рэтбоун начал записывать "Приключения Шерлока Холмса" для нью-йоркского канала WJZ-NBC, и еженедельное шоу оказалось чрезвычайно популярным и шло двадцать четыре недели, включая многие классические приключения Холмса, написанные Конан Дойлем.
Работа Рэтбоуна не только не иссякла во времена большой неопределенности для киноиндустрии, но, возможно, он даже был занят больше, чем когда-либо, а его успех на радио еще больше укрепил его в общественном мнении как непревзойденного Шерлока Холмса. Он выглядел как супер-сыщик Конан Дойла, голос был таким, каким, по общему мнению, он и должен был быть у Холмса, и во многих отношениях Бэзил, возможно, слишком легко вписался в эту роль.
Возможно, роль Холмса также помогла ему избежать ролей злодеев, которыми он прославился в 1930-е годы, и его первой картиной 1940 года был восхитительный музыкальный «Ритм реки», где он играл вместе с Бингом Кросби и Мэри Мартин.
Кросби, американская суперзвезда, пожалуй, был в расцвете творческих сил, и это, несомненно, было средством, нацеленным на миллионы его обожающих поклонников, но Рэтбоун был превосходен в комедийной роли процветающего композитора ОливераКортни. Музыкальный и комедийный, этот фильм был для него удовольствием, и хороший прием публики сделал эту ленту одной из лучших картин Кросби за последние несколько лет.
Среди множества положительных отзывов была рецензия Босли Кроутера из «Нью-Йорк Таймс», который писал: “Один из самых приятных музыкальных фильмов сезона”,в то время как Photoplay добавил: "Музыкальная комедия, в которой есть все, плюс шикарная история, которая представляет Бинга Кросби и Мэри Мартин двумя авторами песен, которые преследуют Бэзила Рэтбоуна, пока не находят свой собственный способ добиться успеха. Первоклассные песни и фирменный юмор Оскара Леванта.»
Последним фильмом Рэтбоуна в 1940 году стала еще одна постановка Дэррила Ф. Занука "Знак Зорро", в котором Бэзил вернулся к образам злодеев в лице коварного капитана Эстебана Паскуале в картине «плаща и шпаги» целью которой было повторить успех фильмов о капитане Бладе и Робин Гуде.
Тайрон Пауэрс играл героя в маске Зорро, в то время как Рэтбоун был великолепен в роли бывшего учителя фехтования, перешедшего на темную сторону, и он наслаждается великолепно поставленной эпопеей, где снова демонстрирует свое фехтовальное мастерство. Фильм получил признание критиков и удвоил свой кассовый бюджет в 1 миллион долларов, сделав Пауэрса звездой.
Затем Рэтбоун и Брюс приступили к еще одному эпическому второму сезону"Шерлока Холмса" для WJZ-NBC, который продолжался двадцать четыре недели с октября 1940 по март 1941 года, включая версию «Собаки Баскервилей», состоящей из шести частей. За два года Рэтбоун сыграл Холмса пятьдесят раз – дважды на киноэкране и сорок восемь раз на радио. Это было невероятной серией постановок, которая была одновременно прибыльной и утомительной, но она прочно удерживала его звезду на вершине голливудских рейтингов. Вопрос заключался в том, не окажется ли столь долгий период Холмса и Уотсона творчески истощающим для Бэзила. Это покажет время.
***
Стало очень жаль Бэзила... Мне иногда думалось, что актриса, о которой шла речь, Марлен Дитрих, но, наверное, это не так, я слишком мало знаю о нем.
О военных радиопередачах и, тем более, о фильмах речь пойдет особо - продолжу перевод статьи "Шерлок Холмс против Гитлера". И, наверное, периодически буду выкладывать, как минимум фотографии Бэзила, а, возможно, и дополнительную инфомацию, помимо этой книги.