Назвала это "Дебатами...", но дело совсем не в дебатах, а в содержащейся в них информации. И о Ноксе, и о других. Часть о Ноксе мне очень понравилась, посмотрим, что будет дальше.
Джон Лелленберг
Дискуссия между вашим покорным слугой и доктором Ричардом Свеумом из «Норвежских исследователей» на уик-энде "Коллекций Шерлока Холмса" 2010 года в Библиотеке Андерсена Университета Миннесоты.
В тот раз доктор Свеум отстаивал официальное мнение "Нерегулярных отрядов Бейкер-стрит", согласно которому Рональд Нокс создал шерлокианскую науку, а Кристофер Морли принес ее в Америку и стал проповедовать это Евангелие. Ваш скромный нерегулярный историк попытался продемонстрировать, что это миф — миф уже давний, но, тем не менее, миф. Ниже приведены вступительное заявление доктора Свеума, мое вступительное заявление, его опровержение и мое опровержение.
Вступительное заявление доктора Свеума
В информационном бюллетене «Коллекции Шерлока Холмса» за июнь 2009 года я написал статью “50 лет назад” о биографии монсеньора Рональда Нокса, написанной в 1959 году Ивлином Во. И можно сказать, что я получил гневное письмо от Джона, возражающего против моего заявления: “Рональд Нокс (1888-1957) был английским теологом, который положил начало литературным исследованиям Шерлокианы”.
Рональд Нокс
читать дальше
14 января 2010 года в Нью-Йорке я сидел и слушал, как Джон дискредитирует монсеньора Нокса, поэтому я по глупости предложил ему приехать в Миннесоту и, используя правила Оксфордского союза, обсудить тезис о том, чтобы Рональд Нокс был основателем Шерлокианской науки. Я изложу свои доводы относительно Нокса, а затем Джон выступит против. Затем отвечу я, затем Джон, а затем мы оставим этот диспут открытым для вопросов.
Я действительно слышал, как Джон Беннет Шоу говорил о культе Шерлока Холмса, и моя мания коллекционирования началась со списка «Шоу-100», а потом я расставил книги на своих полках по религиозным категориям: Канон, Апокрифы и Писания о Священных писаниях. Я думал, все знают, что шерлокианская Высшая Критика и то, что Холмса называют Мастером, было вызвано религиозным влиянием Нокса. Я был потрясен, узнав, что мистер Лелленберг выдвигал возражения против этого.
В 2011 году исполнятся 100 лет со дня написания Рональдом Ноксом статьи “Обзор литературы о Шерлоке Холмсе”, а вместе с ней и начала существования шерлокианской науки. Во введении к книге Нокса “Сатирические эссе" 1928 года он пишет: "Эта статья о Шерлоке Холмсе была написана, я полагаю, в 1911 году для клуба "Грифон" в Тринити; я полагаю, она была прочитана в различных обществах более двадцати раз и дважды опубликована в "Синей книге" и «Блэкфрайарз».”
С точки зрения библиографии, статья “Обзор литературы о Шерлоке Холмсе” была опубликована шесть раз, первый раз в "Синей книге" (под руководством оксфордских студентов), том 1, № 2 (июль 1912 г.), с. 111-32, и была включена в книги Эдгара Смита «Зарождающийся Шерлок Холмс» 1958 года и Джеймса Эдварда Холройда «Семнадцать ступенек к 221B» 1967 года.
Будучи стипендиатом Родса в Оксфорде в 1911 году, Кристофер Морли услышал лекцию Нокса “Обзор литературы о Шерлоке Холмсе” и написал об этом в книге "Шерлок Холмс и доктор Уотсон: Учебник дружбы" (1944). Лекция была псевдосерьезным исследованием несоответствий в рассказах о Шерлоке Холмсе и сатирой на библейскую высшую критику. Рональд Нокс в своей автобиографии "Духовная Энеида", вышедшей в 1918 году, пишет, что частью обязанностей преподавателя является чтение научных докладов студенческим обществам. Он планировал написать две статьи, одну о Святом Павле для теологических обществ и статью о Шерлоке Холмсе для светских обществ, но обнаружил, что статья о Шерлоке Холмсе подойдет для обоих, поскольку она интерпретировалась как религиозный трактат. Он воспринял рассказы о Шерлоке Холмсе как форму литературного искусства и разделил их на одиннадцать характерных разделов с греческими названиями. Нокс придумал спор о достоверности рассказов с комментариями воображаемых немецких ученых. Труд Нокса положил начало нашему культу, а Морли принес его в Америку.
Особо следует отметить, что сэр Артур Конан Дойл написал Ноксу письмо от 5 июля 1912 года, которое Во цитирует в своей книге. “Не могу удержаться, чтобы не написать Вам о том веселии — а также изумлении, — с которыми я читал Вашу статью о Шерлоке Холмсе. Меня удивило, что кто-то мог потратить столько сил на подобный материал. Конечно, Вы знаете его гораздо лучше, чем я”, - и он продолжал на четырех страницах подробно обсуждать критику. Стив Дойл вскоре опубликует все письмо целиком в книге профессора Нотр-Дама Майкла Кроу под названием "Рональд Нокс и Шерлок Холмс: истоки шерлокианских исследований".
В письме Конан Дойл играет в Игру и называет комментаторов ученым и глубокомысленным Завуошем и не менее эрудированным Пиф-Паффом, а заканчивает его: “вновь изумлен — тем трудом, который вы на себя взяли”. Литературный Агент благословил Большую Игру и шерлокианские исследования.
Так кем же на самом деле был Рональд Нокс? Монсеньор Рональд Арбутнотт Нокс был английским теологом, священником и писателем детективов, родившимся 17 февраля 1888 года, 122 года назад. Шестой и последний ребенок англиканского епископа, он учился в Итонском колледже и получил первую степень по классике в Баллиол-колледже в Оксфорде в 1905 году. К 1910 году он был стипендиатом Тринити-колледжа, в 1912 году рукоположен в сан англиканского священника, а в 1917 году вступил в лоно римско-католической церкви.
“Обзор литературы о Шерлоке Холмсе” был написан во время его перехода из протестантской англиканской церкви в римско-католическую. Церковь отправила его преподавать в школе в Хартфордшире в 1919-1926 годах. Он смог вернуться в Оксфорд в 1926 году в качестве капеллана для студентов-католиков.
Там, чтобы дополнить свое скудное жалование капеллана, он начал писать классические детективные рассказы, опубликовав всего шесть, включая семь романов и три рассказа с участием Майлза Бредона, который нанят частным детективом некоей страховой компанией. В 1930 году он был членом-учредителем Детективного клуба наряду с Дороти Л. Сэйерс. Он написал введение к «Лучшим детективным рассказам 1928-1929 годов», и в нем он систематизировал правила игры — а детективы Золотого века считались играми, отличными от нашей Игры.
По словам Нокса, «главным интересом детективного рассказа должно быть раскрытие тайны, элементы которой ясно представлены читателю на ранней стадии повествования, и природа которой такова, что вызывает любопытство; любопытство, которое удовлетворяется в конце рассказа». “Десять заповедей” Нокса (или Декалог) заключаются в следующем:
1. Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить.
2. Как нечто само собой разумеющееся исключается действие сверхъестественных или потусторонних сил.
3. Не допускается использование более чем одного потайного помещения или тайного хода.
4. Недопустимо использовать доселе неизвестные яды, а также устройства, требующие длинного научного объяснения в конце книги.
5. В произведении не должен фигурировать китаец.
6. Детективу никогда не должен помогать счастливый случай; он не должен также руководствоваться безотчетной, но верной интуицией.
7. Детектив не должен сам оказаться преступником.
8. Натолкнувшись на тот или иной ключ к разгадке, детектив обязан немедленно представить его для изучения читателю.
9. Глуповатый друг детектива, Уотсон, в том или ином облике, не должен скрывать ни одного из соображений, приходящих ему в голову; по своим умственным способностям он должен немного уступать — но только совсем чуть-чуть — среднему читателю.
10. Неразличимые братья-близнецы и вообще двойники не могут появляться в романе, если читатель должным образом не подготовлен к этому.
Биография Рональда Нокса, написанная Ивлином Во, - интересная история. Нокс перед смертью выбрал Во для написания своей биографии. И Нокс, и Во были обращены в Римско-католическую церковь. Они были умнейшими людьми, происходили из семей среднего класса, получили образование в Оксфорде, какое-то время были школьными учителями, писали сатиру и наслаждались обществом британской католической аристократии. Нокс помог Во, читая корректуру "Возвращения в Брайдсхед", и в 1950 году попросил его стать его литературным душеприказчиком. Энтузиазм: глава в "Истории религии" (1950) Рональда Нокса была посвящена Ивлину Во. Во посвятил биографию Нокса Кэтрин Эсквит и Дафне Эктон. Преподобный Рональд Нокс жил сначала в Олденхеме леди Эктон в Шропшире с 1933 по 1947 год, а с 1947 года до своей смерти в 1957 году в поместье Меллс, графство Сомерсет, в загородном доме Кэтрин Эсквит.
Нокс покинул Оксфорд в 1939 году, и церковь посоветовала ему прекратить писать детективные рассказы. Живя в Шропшире, он смог посвятить свое время переводу Библии Вульгаты (латинская версия римской-католической церкви) на английский язык - работе, на которую ушло девять лет. Биография Во была противоречивой, поскольку подразумевала, что кардинал Борн, архиепископ Вестминстерский, неразумно использовал таланты Нокса. Книга была едва ли не осуждена Римско-католической церковью. Монсеньор Бартон, старший цензор, подтвердил “недовольство иерархии”, поскольку это нарушило неписаный закон о том, что епископов нельзя критиковать публично.
В своем завещании Рональд Нокс оставил свои рукописи и авторские права Ивлину Во, а авторские отчисления - семье Эсквит. В 1958 году Во опубликовал книгу Рональда Нокса "Литературные отвлечения". В гл. XIV, «Детективные рассказы», правила, которые он впервые написал в 1924 году, были переизданы с комментариями. Клуб детективов принял его правила в качестве своего этического кодекса.
В 1932 году Нокс написал рецензию на книги Х. У. Белла "Шерлок Холмс и доктор Уотсон: хронология их приключений" и Томаса Блейкни "Шерлок Холмс: факт или вымысел?", озаглавленную ”Математика миссис Уотсон", которая была опубликована в «New Statesman» 12 ноября. Позже она была переиздана в «Baker Street Miscellanea» за ноябрь 1975 года. В 1934 году Нокс написал “Тайну Майкрофта” для сборника Х. У. Белла "Исследования Бейкер-стрит". Его последним вкладом в шерлокианскую литературу стал “Апокрифический Шерлок Холмс: приключения в вагоне первого класса”, пародия на который появилась в журнале "Стрэнд" в 1947 году. Дороти Л. Сэйерс в предисловии к своей книге "Непопулярные мнения" 1946 года писала:
«Игра с применением методов “Высшей критики” к Канону Шерлока Холмса была начата много лет назад монсеньором Рональдом Ноксом с целью показать, что с помощью этих методов можно разрушить современную классику так же искусно, как определенная школа критиков пыталась разрушить Библию. С тех пор это превратилось в хобби избранных шутников здесь и в Америке. Правило игры состоит в том, что в нее нужно играть столь же серьезно, как на матче по крикету на стадионе Лордс: малейший налет экстравагантности или бурлеска портит всю атмосферу.»
Во отмечает, что через тридцать лет после публикации статьи “Обзор литературы о Шерлоке Холмсе” она принесла Ноксу известность, которую он находил утомительной. Нокс написал редактору, который попросил дать рецензию: “Я не выношу книги о Шерлоке Холмсе. Так удручает, что моим единственным неизменным достижением является то, что я дал начало плохой шутке. Если все это, и, правда, начал я.”
И Кристофер Морли, и Рональд Нокс умерли в 1957 году. Нокс ушел, но не забыт, и мы будем хранить память о нем особенно потому, что он основал шерлокианскую науку.
Дебаты о происхождении Нерегулярных исследований
Назвала это "Дебатами...", но дело совсем не в дебатах, а в содержащейся в них информации. И о Ноксе, и о других. Часть о Ноксе мне очень понравилась, посмотрим, что будет дальше.
Джон Лелленберг
Дискуссия между вашим покорным слугой и доктором Ричардом Свеумом из «Норвежских исследователей» на уик-энде "Коллекций Шерлока Холмса" 2010 года в Библиотеке Андерсена Университета Миннесоты.
В тот раз доктор Свеум отстаивал официальное мнение "Нерегулярных отрядов Бейкер-стрит", согласно которому Рональд Нокс создал шерлокианскую науку, а Кристофер Морли принес ее в Америку и стал проповедовать это Евангелие. Ваш скромный нерегулярный историк попытался продемонстрировать, что это миф — миф уже давний, но, тем не менее, миф. Ниже приведены вступительное заявление доктора Свеума, мое вступительное заявление, его опровержение и мое опровержение.
Вступительное заявление доктора Свеума
В информационном бюллетене «Коллекции Шерлока Холмса» за июнь 2009 года я написал статью “50 лет назад” о биографии монсеньора Рональда Нокса, написанной в 1959 году Ивлином Во. И можно сказать, что я получил гневное письмо от Джона, возражающего против моего заявления: “Рональд Нокс (1888-1957) был английским теологом, который положил начало литературным исследованиям Шерлокианы”.
Рональд Нокс
читать дальше
Джон Лелленберг
Дискуссия между вашим покорным слугой и доктором Ричардом Свеумом из «Норвежских исследователей» на уик-энде "Коллекций Шерлока Холмса" 2010 года в Библиотеке Андерсена Университета Миннесоты.
В тот раз доктор Свеум отстаивал официальное мнение "Нерегулярных отрядов Бейкер-стрит", согласно которому Рональд Нокс создал шерлокианскую науку, а Кристофер Морли принес ее в Америку и стал проповедовать это Евангелие. Ваш скромный нерегулярный историк попытался продемонстрировать, что это миф — миф уже давний, но, тем не менее, миф. Ниже приведены вступительное заявление доктора Свеума, мое вступительное заявление, его опровержение и мое опровержение.
Вступительное заявление доктора Свеума
В информационном бюллетене «Коллекции Шерлока Холмса» за июнь 2009 года я написал статью “50 лет назад” о биографии монсеньора Рональда Нокса, написанной в 1959 году Ивлином Во. И можно сказать, что я получил гневное письмо от Джона, возражающего против моего заявления: “Рональд Нокс (1888-1957) был английским теологом, который положил начало литературным исследованиям Шерлокианы”.
Рональд Нокс
читать дальше