Довольно средняя статья и я тут со многим не согласна, хоть и несколько интуитивно. Как часто бывает, хотела бросить), но решила, что все же это просто в одну копилку, чтоб при желании можно было проглядеть.
Кроме того, это Кэтрин Уайт, которая мне очень интересна. Она, собственно, жена Дэвиса, когда-то работала, если я не ошибаюсь, в библиотеке музея Бронте, и с Дэвисом их познакомил практически Холмс) А мистер Бретт был кем-то вроде посаженного отца. Потому и решила для статьи выбрать эту фотографию, судя по виду Бретта, мне кажется, что это или "Сиреневая сторожка", или "Чертежи Брюса-Партингтона". Это 1988 год, а статья вышла в 1990-м. Так что очень подходит
Статья была опубликована в журнале "Бумаги Месгрейва" (Musgrave Papers), выпускаемого Обществом Северных Месгрейвов", основанном как раз Дэвисом и его женой. У меня оттуда уже были несколько статей.
А это был специальный выпуск, посвященный Уотсону
Мать Уотсона и его семейная история
Кэтрин Уайт
У Уотсона в Англии не было ни близких друзей, ни родных, когда он вернулся с афганской войны. В «Знаке четырех» мы узнаем об отце Уотсона, и об его несчастном покойном брате, но эти единственные представители клана Уотсона известны нам из его отчетов. Что же случилось с остальной частью семьи Уотсона, и самое главное, с его матерью? На протяжении всего Канона она никогда не упоминается, и это, как сказал С.К.Робертс, действительно, очень любопытно.
Робертс, в сборнике «Холмс и Уотсон» (Оксфорд, 1953) указывает на это упущение и отваживается сделать некоторые предположения. По-видимому, тут имеет место быть полное отсутствие информации о личности этой леди. Он предполагает, что отсутствие даже каких –либо упоминаний о миссис Уотсон в период жизни Уотсона после знакомства с Холмсом, объясняется ее ранней кончиной после рождения ее второго сына. Робертс наделяет эту леди благочестивыми, трактарианскими наклонностями на основании того, что она назвала Уотсона «Джон Генри» в честь кардинала Ньюмана. Он также предполагает, что ее муж, скорбя по столь безвременно покинувшей его жене, увез детей в Австралию. Это вполне правдоподобно. Мы знаем о предполагаемом знакомстве Уотсона с территорией вокруг Баларэта, но зачем его отцу было ехать в Австралию? Возможно, у их семьи были там родственники: писатель Генри Бреретон Марриотт Уотсон (1863-1921) помощник редактора в «Пэлл-Мэлл Газетт» и автор таких романов, как «Диоген Лондонский»(1893), был австралийского происхождения.
Генри Бретертон Марриотт Уотсон
Столь же обоснованы и связи с Шотландией. Джон «Иен Макларен» Уотсон (1850-1907) был сыном шотландского сборщика налогов. Он учился в Эдинбургском университете, стал священником и писал сентиментальные шотландские рассказы. Мужчины с именем «Уотсон» зачастую не были обделены литературным талантом .
читать дальше
Выводы Робертса имеют оттенок вероятности, но, учитывая отсутствие представленных нам доказательств, они остаются всего лишь предположениями. Молчание Уотсона о своей матери достаточно красноречиво: память о ней для него священна и ее печальный конец для него дело очень личное, не допускающее публичного вмешательства. Я не претендую на то, что обнаружила какие-то несомненные факты, это просто альтернативы, основанные на изучении косвенных свидетельств из разных «дел».
Что же тогда нам делать с этими отрицательными свидетельствами? Как нам придать форму и содержание туманной фигуре матери Уотсона? Многое можно вывести логическим путем, который, явно, одобрил бы Холмс. Обратите внимание на его наблюдение и вывод в отношении жестокого ребенка в «Медных буках»:
«Мой дорогой Уотсон, вы врач и должны знать, что поступки ребенка можно понять, изучив нрав его родителей. И наоборот. Я часто определял характер родителей, изучив нрав их детей.»
Таким образом, именно к Уотсону мы должны обратиться за пониманием характера его матери. Основные личностные черты Уотсона были сформированы окружающими его взрослыми людьми; присутствием или отсутствием отношений с родителями, особенно самой ранней близкой связью с матерью.
Такой подход сопряжен с некоторыми препятствиями, поскольку Уотсон, рассказчик от первого лица, естественно, мало что рассказывает о себе. Это может быть скромность на фоне гения, литературная интуиция или даже умалчивание о прошлом. Мог ли старый добрый Уотсон скрывать неприглядную тайну от своих читателей?
Уотсон- автор концентрируется на Холмсе, полагая, что читатель хочет знать о сыщике, деятеле, мыслителе, герое; его биограф второстепенен. Сам Холмс редко говорит о прошлом своего друга. Однако многое в характере Уотсона скрыто в его действиях: его чувство юмора и смелость, его литературные и медицинские навыки, терпимость и поддержка блестящего и эксцентричного детектива говорят сами за себя. Но откуда взялись эти качества? Как они были сформированы?
Продвинем наше расследование еще на один шаг вперед: если Уотсон, случайно или намеренно, оставил нам мало непосредственных прямых фактов, то мы должны заняться психологической импровизацией. Именно в отношения Уотсона с другими людьми мы должны углубиться, чтобы обнаружить признаки собственной психики Уотсона, вплоть до вещей, повлиявших на его формирование в детстве и, следовательно, к его матери. Мы должны изучить его отношение к женщинам в Каноне и, в особенности, к тем, где отношения матери и ребенка важны для дела.
С.К. Робертс отмечает в своем сборнике («Miscellanea»), исследуя значение брака (ов) Уотсона, что при выборе записанных случаев доктор явно предпочитает те , в которых была замешана попавшая в беду благородная дама. Мы могли бы привести следующие примеры: «Установление личности», «Пестрая лента», «Медные буки», «Одинокая велосипедистка» и «Исчезновение леди Френсис Карфэкс», а также «Конец Чарльза Огастеса Милвертона», «Второе пятно» и «Дело необычной квартирантки». Рассмотрим этих женщин в контексте: Мэри Сазерленд, Элен Стонер, Вайолет Хантер, Алису Рукасл, Вайолет Смит и леди Фрэнсис Карфакс - все они в той или иной степени запутаны в клубке обмана, покушений на убийство, брака, денежной выгоды и словесного насилия, жертвы коварных отчимов и злодеев-манипуляторов. Они - одинокие фигуры, которым не к кому обратиться в своей беде: "Они неизбежно вызывают у окружающих тягу к преступлениям".
Из его отчетов об этих делах очевидно, что Уотсон сопереживает тяжелому положению этих женщин. В "Деле установления личности" Уотсон, по-видимому, наобум выбирает статью из газеты:
«Возьмем первый попавшийся заголовок: "Жестокое обращение мужа с женой". Далее следует полстолбца текста, но я, и не читая, уверен, что все это хорошо знакомо. Здесь, без сомнения, фигурирует другая женщина, пьянство, колотушки, синяки, полная сочувствия сестра или квартирная хозяйка.»
Похоже, Уотсон говорит, исходя из личного опыта. Не обязательно об этой конкретной ситуации, но об обычном насилии над женщинами со стороны мужчин, в частности о жестоком обращении с одной женщиной - его матерью. Честность самого Уотсона не подлежит сомнению, но не будет ли слишком невероятным предположить, что его отец, возможно, был человеком, гораздо более подверженным слабостям? Мы знаем, что прекрасный пол был в ведении Уотсона и что его отношения с женщинами были благородными и сочувственными. Рыцарство Уотсона, вероятно, было вызвано тем, что он видел боль и унижение, причиненные его матери. Доктор Уотсон не выносит, когда обманывают женщину. Он так описывает обманутую мисс Мэри Сазерленд: "Несмотря на нелепую шляпу и простоватую физиономию, посетительница невольно внушала уважение своим благородством и верностью". Идет ли речь о мужчине, женившемся из-за денег, или о жестокости отчима по отношению к своей дочери, такие несчастные дамы могут быть уверены в Уотсоне как в своем защитнике. Однако, похоже, он был либо слишком молод, либо просто не успел спасти свою собственную мать.
Говорят, что на наш выбор партнера в значительной степени влияет наш детский опыт: мы ищем кого-то похожего на наших родителей или противоположного им. Я не буду пытаться строить дальнейшие предположения относительно заезженных проблем браков Уотсона, за исключением того, что женщины и брак играют значительную роль в его жизни.
В «Знаке», выбор Уотсоном Мэри Морстен в качестве своей невесты может быть либо неосознанной тоской по своей матери, либо полным ее отторжением. Учитывая моменты, которые мы рассматривали ранее, представляется вероятным, что его мать была женщиной с прекрасными качествами, в то время как его отец вовсе не был достоин восхищения. Уотсон, как младший сын, вероятно, брал с нее пример и они были близки, а старший брат был больше похож на отца по привычкам и темпераменту. Возможно, между братьями Уотсонами существовала заметная разница в возрасте, что могло бы объяснить раннюю смерть старшего, ускоренную невоздержанным образом жизни, и тот факт, что ни один из родителей Уотсона не был жив в годы его дружбы с Холмсом. Уотсона, возможно, отправили в школу раньше обычного, если его мать была больна. Мы можем предположить, что ее болезнь, возможно, усугубилась неразумным поведением ее мужа и что ранние семейные неурядицы могли в какой-то степени объяснить независимость Уотсона и его чуждость условностям во взрослой жизни.
В отличие от матери Уотсона, Мэри Морстен – величина конкретная и известная. Между молодой парой есть сходство - и у Уотсона, и у Мэри нет семьи и они вынуждены зарабатывать на жизнь. В некоторых рассказах мы видим домашнюю гавань Уотсонов. В начале "Тайны Боскомбской долины" они сидят вместе за завтраком; в начале "Горбуна" Уотсон уютно устроился у собственного очага, "выкуривая последнюю трубку и склоняясь над романом". Он говорит о своей недавней женитьбе в «Скандале в Богемии»:
«За последнее время я редко виделся с Холмсом – моя женитьба отдалила нас друг от друга. Моего личного безоблачного счастья и чисто семейных интересов, которые возникают у человека, когда он впервые становится господином собственного домашнего очага, было достаточно, чтобы поглотить все мое внимание.»
Тихая и спокойная домашняя жизнь с Мэри может быть примером того, как «лишенный матери» Уотсон либо ищет спокойствия, которого никогда не ощущал дома, либо хочет вновь вернуться к совершенству своего раннего детства, когда ничто не нарушало уверенности в том, что тебя любят. Любовь Уотсона к приключениям в равной степени сочетается с пониманием ценности домашнего очага и стабильного фундамента, чтоб он мог работать и далее проявлять свой интерес к делам Холмса. Сам Холмс лукаво замечает, что женитьба очень подходит его старому
другу: «… с тех пор, как я вас видел, вы пополнели на семь с половиной фунтов.» Эта удовлетворенность указывает на бессознательную реакцию Уотсона на отсутствие его матери: большую часть своего детства и ранней зрелости он провел вдали от дома, либо в школе, либо в университете, либо в армии. Я уверена, что его влечение к Мэри отражает собой тоску по положительным аспектам его прошлого, представленным его матерью, а не бегство от него. Мы вернемся к влиянию Мэри Морстен позже.
Отметив отношение Уотсона к женщинам, вовлеченным в дела Холмса, и таким образом, связав это с возможностью разрыва между его матерью и отцом, давайте поищем доказательства, на основе которых можно сделать дальнейшие утверждения.
Очевидно, что миссис Уотсон умерла рано - мы предполагаем, что в семье не было большого скандала, который мог бы заставить Уотсона молчать о своей матери. Трудно представить, чтобы мать уравновешенного Уотсона была заключена в психиатрическую лечебницу или тюрьму, и ее великодушный и преданный сын не мог упомянуть об этом факте и выразить ей сочувствие в своих опубликованных отчетах; Уотсон - человек, который воспользовался бы возможностью публично выступить против несправедливости, поэтому его молчание о своей матери проистекает скорее от его личной боли: он защищает ее действиями, а не словами.
Итак, миссис Уотсон умерла молодой, но когда? Не сразу после рождения юного Джона, в 1852 году или около того, как предполагает С.К. Робертс ,но, очевидно, до возвращения Уотсона в Англию в 1881 году после его участия в афганской кампании.
Если предположить, что она умерла между 1852 и 1881 годами, то , что было причиной ее смерти, и как повлияла эта безвременная кончина на молодого Уотсона?
Возникает соблазн предположить, что ее смерть могла быть результатом какого-то преступного деяния, прямого или косвенного. Это помогло бы дать некоторую мотивацию для объяснения рвения Уотсона и его преданности делу справедливости, отстаиваемому Шерлоком Холмсом. Однако болезнь кажется наиболее вероятной причиной смерти - ранний опыт столкновения с заболеванием, возможно, побудил Уотсона стать на путь медицины; если он не смог спасти свою мать, он мог бы спасти жизни других. Интересно отметить, что Уотсон знаком с малоизвестной монографией доктора Перси Тревельяна о редких нервных болезнях (Постоянный пациент). Почему Уотсон прочитал эту статью? Его осведомленность об идее фикс (Шесть Наполеонов) может дать дополнительные ключи к пониманию природы болезни его матери. Практически невозможно предположить точную причину кончины миссис Уотсон – число различных комбинаций тут бесконечно. Однако я считаю, что можно с уверенностью сказать, что сочетание нераскрытого преступления, возможно, в форме физического насилия и ментальной жестокости со стороны ее мужа, и возникшей в результате болезни, подействовавшей на душевное состояние, предрасполагающее к нервному заболеванию, унесло ее прочь. Таким образом, Уотсон, с проснувшимся в нем острым чувством справедливости, неосознанно стремился защитить ее, сначала занявшись медициной, а затем присоединившись к Шерлоку Холмсу в борьбе с преступностью.
* * *
Мы установили, что Уотсона тянет к Мэри Морстен из-за ауры комфорта и стабильности, которую излучала и его мать. Но в жизни Уотсона есть еще кое-кто, чье влияние очень велико, - Шерлок Холмс. Уотсон признается в "Этюде", насколько этот человек возбуждал его любопытство. Его тянуло к Холмсу, но он не мог сказать почему. Возможно, оба этих человека вызывают к жизни отголоски духа матери Уотсона. Он ищет сочетание блестящей нестабильности, присущей Холмсу, и силы характера и уверенности, которые являются сущностью Мэри. Кроме того, и Холмс, и Мэри Морстен - исключительные и чуждые условностей персонажи.
Терпимость и сочувствие Уотсона к настроениям Холмса и его пристрастиям наводят на мысль, что у Уотсона, возможно, был какой-то предыдущий личный опыт подобного поведения за пределами его медицинского образования. Миссис Уотсон, должно быть, была нервной, блестящей женщиной, преданной своим детям, но отчаявшейся в муже. Без сомнения, она принимала сторону юного Джона в семейных спорах, в то время как мистер Уотсон и старший из ее сыновей выступали против них. Вероятно, у нее были художественные наклонности, поскольку вполне вероятно, что Уотсон унаследовал свои литературные способности и богемные черты от одного или другого из своих родителей. Нам знакомо восклицание Холмса: "Никаких лирических отступлений, Уотсон", и его замечание в «Установлении личности» о том, что у доброго доктора тонкое чувство цвета. Обратите внимание на высказывание Уотсона в "Собаке Баскервилей" о том, что понятия Холмса об искусстве отличались крайней примитивностью. Это подразумевает, что у Уотсона были о нем какие-то свои понятия. Творческий образ мышления его матери, унаследованный Уотсоном и подвергнутый критике логичным Холмсом, мог бы привести ее к конфликту с мужем, придерживающимся ограниченных милитаристских взглядов. Работа миссис Уотсон тоже пострадала бы из-за ограниченных возможностей женщин в искусстве в викторианскую эпоху. Я подозреваю, что мать Уотсона, возможно, была писательницей или художницей.
Некоторые другие черты характера Уотсона были неминуемо унаследованы им от отца, но менее очевидны; эти черты в гораздо большей степени проявились у его несчастного брата, что было продемонстрировано Холмсом при осмотре часов в начале "Знака четырех". Азартные игры, игра на бирже, а также пристрастие к бокалу вина - все это "мужские" занятия, которым предавались джентльмены, составлявшие значительную часть круга общения мистера Уотсона. Мужчины часто выбирают военную карьеру, и я думаю, вполне вероятно, что отец Уотсона был военным. Однако Уотсон-старший был неважным семьянином. Вероятно, именно миссис Уотсон поначалу удерживала семью вместе: несомненно, после ее смерти ее старший сын «слетел с катушек», в то время как младший Уотсон решил добиться в жизни чего-то такого, чем она могла бы гордиться. То, что он действительно достиг столь многого и сам по себе и вместе с Шерлоком Холмсом, глубоко тронуло бы его мать. Те факты, которые мы получили о родителях в результате изучения их ребенка, доказывают, что у замечательного Джона Х. Уотсона была замечательная мать.
***
Из мистики. Иногда - вообще довольно часто - бывает ощущение, что в мире Холмса все каким-то образом взаимосвязано. Ну, это вот, когда еще до написания "Этюда" Дойлю дарят картину Верне, а вот у этого Марриотта Уотсона есть романы "Лондонский Диоген" и "Паутина Паука", написанный, кстати, в 1891 году. Ну, ладно, будем считать, что это мои фантазии.
Мне лично, наоборот, всегда казалось, что у Уотсона была вполне такая счастливая семья. По крайней мере, в детстве. А потом родители умерли, а с братом было все очень сложно. Но это просто мое восприятие.
Ну, и как не крути, все же немного странно, что Холмс тут был назван воплощением нестабильности, а Мэри - уверенности. Нет, в принципе, понятно о чем речь, но мне кажется, не стоит говорить об этом так однозначно.