Речь собственно о двух фильмах: "300 спартанцев" и его продолжении "300 спартанцев: расцвет империи" - хотя, на мой взгляд, на расцвет империи там как-то не очень похоже. И я сейчас задалась вопросом, о какой империи вообще речь? При всей своей забывчивости как-то не уверена, что Греция была империей, по крайней мере, до появления Александра Македонского. Но это к слову.
А вначале, как говорится, было слово) Причем очень давно, году так в 1974-м. Журнал "Мурзилка" и в нем популярный рассказ о битве царя Леонида в Фермопилах. Запомнилось на всю жизнь.
"Жена Леонида, прекрасная Горго, не пролила ни одной слезы - спартанки не плачут.
- Со щитом или на щите! - сказала она.
- Со щитом, Горго, со щитом! - ответил Леонид."
И любопытно, что из всего этого трагичного фильма больше всего запомнилась именно царица Горго - не сразу даже узнала Лену Хиди
И когда она на грубое оскорбление перса, что , мол, с женщинами говорить, бросает ему : В Спарте женщины рожают героев. - я почему-то вспомнила свою любимую эпопею с Тезеем "Царь должен умереть". Царства, где иногда власть принадлежала женщинам, но речь не о том. А главное, что царь должен быть готов к жертве, а если этой готовности нету, то он и не царь вовсе и нет у него силы вести за собой народ. Жертва может и не понадобиться, но готовность к ней должна быть всегда.
И надо сказать, что, как это часто бывает, сначала был один клип, после которого уже захотелось фильм посмотреть. Я его когда-то постила, но пусть тут будет все вместе
***
А самое интересное, что и с продолжением у меня связаны свои детские воспоминания.
Говоров. "Алкамен - театральный мальчик". (Когда-то очень любимая книжка) Я уже о ней здесь писала. Нам когда-то, когда заканчивали четвертый класс, историчка прочла перед каникулами маленький отрывок из начала. И с тех пор люблю эту книгу, наверное, первую историческую в моей жизни. Не считая "Принца и нищего" и "Мушкетеров"
Ну, так вот. Фемистокла помню именно отсюда. Вот таким Гераклом)
"— Что ты делаешь, скверный мальчишка? — Это был Фемистокл; угольные глаза его пылали.
— Долой благородных, долой ползучих черепах! Да здравствуют морские орлы! — крикнул я в лицо своему идолу те лозунги, которые сегодня провозглашал народ.
Улыбка раздвинула бороду Фемистокла.
— Ах ты, маленький демократ! Запомни, однако, надо быть снисходительным к побежденному противнику. Кто знает? Может быть, завтра нас с тобой ожидает его участь!
Я с таким восторгом смотрел, закинув голову, в его мужественное лицо, что он засмеялся и спросил:
— Как зовут тебя, мальчик?
— Алкамен, господин.
— Чей ты сын?
— Сын рабыни, господин.
Лицо вождя сразу сделалось скучным и озабоченным, он отодвинул меня и стал спускаться по лестнице к своим приспешникам.
Сын рабыни! А он, наверное, думал, что я свободный!"
Ну, и можно сказать, что киношный Мефистокл меня не разочаровал, а фильм понравился в чем-то даже больше первого
А вот воинственная Артемисия была и в моей детской книжке. Только совсем другой)
И настроена была совсем иначе:
"- Я гречанка, гречанка, - шептала Артемисия. - Во мне течет кровь троянских героев... - О, старик! Как тяжело быть гордой и унижаться, быть свободной и пресмыкаться!"
Но про эту Артемисию вспомнила совершенно случайно, казалось между нею и одноименной героиней фильма нет ничего общего.