Шерлок Холмс на радио.
Радиосериал "Шерлок Холмс", в котором также участвовали Бэзил Рэтбоун и Найджел Брюс, а также некоторые другие актеры из киносериала, был совершенно другим миром, отличным от его аналога в кино. На радио Холмс действовал согласно моральным ценностям, выраженным в Каноне, хотя интерпретация Уотсона Брюсом по-прежнему вызывала одобрение со стороны множества поклонников и критику со стороны пуристов. Несколько спектаклей были инсценировкой Канона, но большинство выпусков были оригинальными сюжетами, основанными на незначительных происшествиях, упомянутых в рассказах. Сериал начался вскоре после выхода на экран "Собаки Баскервилей" и продолжался до 1946 года. Рэтбоун и Брюс брали на съемках выходной , чтобы порепетировать и выступить в эфире с их еженедельным радиошоу. Хотя они вместе играли в нем почти восемь лет и сделали 213 спектаклей, дикторы, сценаристы, рабочая группа, и спонсоры менялись с течением времени. Почти все неизданные доступные сегодня радиоспектакли относятся к периоду с 1944 по 1946 год и были созданы командой Дениса Грина и Энтони Баучера, двух фанатов "Шерлока Холмса", глубоко преданных делу Союзников. Баучер обладал почти рельефной памятью на Канон, а Грин был экспертом в Британской речи и колоритных викторианских сценах. Эти двое , как нельзя более кстати , были представлены друг другу и были предложены в качеств команды сценаристов для радиофраншизы о Холмсе в поддержку облигаций военного займа.
Действие радиопостановок по-прежнему происходило в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Большинство эпизодов с 1944 по 1946 год были посвящены неполитическим преступлениям, во многом похожим на более поздние фильмы этой серии. Это не означало, что радиопостановки были лишены политической подоплеки. Напротив, Холмс и Уотсон часто расследовали дела по просьбе британского правительства. Часто преступниками были немецкие агенты или сочувствующие немцам. К последней группе, как правило, относились более пренебрежительно, поскольку коренные немцы считались заблудшими патриотами, в то время как британцев, перешедших на сторону иностранного государства, презирали как предателей. Несмотря на иной подход, радиосериал по-прежнему был посвящен войне.
В эпизоде “На полях Фландрии” Холмсу пришлось помешать перебежчику раскрыть немцам жизненно важные военные секреты. Здесь стареющие Холмс и Уотсон по просьбе правительства вновь вернулись к делам в начале Первой мировой войны , временно прервав свой заслуженный отдых. Рассказывая эту историю, Уотсон описывает британскую военную ситуацию как “ очень мрачную”. Холмса и Уотсона вызывает на передовую во Фландрских полях сэр Стэнли Моррис, генерал, командующий британскими вооруженными силами. Моррис не уточняет причин, по которым он вызвал Холмса и Уотсона, хотя и намекает, что на карту может быть поставлен исход внезапного военного нападения. Там они знакомятся с Мейтлендом и Синтией Моррис, братом и невесткой генерала, талантливыми шекспировскими актерами, добровольно предлагающими свои услуги в попытке поднять моральный дух войск. Пока Холмс и Уотсон ожидают встречи с сэром Стэнли, Холмс размышляет о воюющих нациях:
«Тысячи и тысячи немцев. Вооруженных немцев. Полных слепой, фанатичной ненависти и желания убивать. Они затаились в окопах всего в миле или двух отсюда. Нас окружает такое же количество английских парней, тоже вооруженных. И у них есть воля, если не желание, сражаться, потому что они знают, что их дело - это дело свободы и справедливости. Все эти тысячи людей были готовы наброситься друг на друга и сражаться не на жизнь, а на смерть.»
Речь относится к Первой мировой войне, но она в равной степени применима и ко Второй мировой войне. Немцы, в глазах Холмса, - чудовища. Их мотивы - ложная идеология и врожденная кровожадность. Холмс никогда не осуждает целую нацию ни в одном другом эпизоде, и его заявление не было ортодоксальной риторикой УВИ. УВИ (по крайней мере, официально) долгое время пыталось ограничить ненависть к немцам как к народу. Причины резких высказываний Грина и Баучера неясны. Однако этот эпизод транслировался поздней весной 1945 года, когда Америка начинала уставать от войны, а мир открывал для себя ужасы нацистских зверств. Какова бы ни была причина этого нападения на немецкие армии, речь по-прежнему поддерживает идеалы УВИ по позитивному представлению военных усилий союзников. По словам Холмса, британские солдаты сражаются за идеалы добродетели, а не просто ради борьбы или из ненависти.
Вскоре после того, как Холмс произносит эту речь, расстроенная Синтия Моррис сообщает Холмсу и Уотсону, что ее муж пропал, а до их первого выступления осталось всего несколько минут. Довольно неожиданно Холмс говорит миссис Моррис, что нет времени искать Мейтленда и что он займет место ее мужа на сцене. Холмс настаивает на том, чтобы миссис Моррис была храброй перед лицом этого несчастья и выступала на сцене вместе с ним, - еще один пример, когда Холмс призывает обычного человека проявить большое мужество ради военных нужд. Когда сбитый с толку Уотсон говорит, что жизнь Мейтленда в опасности, Холмс эмоционально отвечает, что он действует в интересах солдат: “Завтра утром многие из них могут оказаться трупами на полях Фландрии. Но сегодня вечером им обещали спектакль”. Холмс поражает солдат волнующим исполнением предсмертной речи Джона Гонта из "Ричарда II", той же речи, которая использовалась в конце "Секретного оружия", хотя версия, произнесенная Холмсом здесь, является более длинным отрывком.
После спектакля Холмс встречается с обезумевшей миссис Моррис и говорит ей, что он пришел к выводу, что ее муж - немецкий шпион. Миссис Моррис признается, что это правда и что она умоляла своего мужа оставаться верным своей родной стране, но безуспешно. Мейтленд добровольно покинул армейский лагерь, чтобы передать немцам жизненно важную военную информацию. В прощальном письме к своему другу Мейтленд написал, что немцы - “друзья, которые понимают и ценят меня. Меня заставляет сделать это нечто более сильное, чем любовь, кровь и страна. Это нечто более дорогое для меня, чем сама жизнь”. Эта цитата - попытка проникнуть в сознание перебежчика. Талантливый, но так и не ставший знаменитым, актер Мейтленд считает, что британцы не ценят великих артистов, в отличие от немцев. Мейтленд был готов пожертвовать жизнями бесчисленного множества соотечественников из чистого высокомерия. Скрытый посыл к аудитории здесь заключается в том, чтобы проиллюстрировать мелочность предателей.
От Холмса зависит помешать Мейтленду передать информацию немцам, и, как обычно, ему это удается. Ближе к концу Холмс снова судит немецкий народ нехарактерно сурово, называя его “страной варваров”. Холмс снова занимает место Мейтленда во втором представлении и заканчивает эпизод страстным исполнением речи Святого Криспина из "Генриха V", где монарх сплачивает свои войска зажигательной речью о славе битвы:
О нас, о горсточке счастливцев, братьев.
Тот, кто сегодня кровь со мной прольет,
Мне станет братом: как бы ни был низок,
Его облагородит этот день;
И проклянут свою судьбу дворяне,
Что в этот день не с нами, а в кровати:
Язык прикусят, лишь заговорит
Соратник наш в бою в Криспинов день.
Эта дань уважения войскам, сражающимся за дело союзников, также является уколом в адрес людей, которые не служат своей стране. Слушателям могло быть стыдно за свою помощь лишь на последнем этапе военных действий.
“Дело Мэнор Хауса”, транслировавшееся 15 октября 1945 года, было одним из немногих эпизодов, в которых фигурировал положительный немецкий персонаж. В июне 1890 года блестящий и стремящийся к миру немецкий дипломат граф Отто фон Хильденштейн был тяжело ранен бомбой, заложенной диверсантом, стремившимся сорвать британо-германские мирные переговоры. Секретарь фон Хильденштейна убит во время нападения, и есть довольно пестрая толпа подозреваемых. Хотя фон Хильденштейн в конечном итоге полностью поправится, некоторое время он будет полностью недееспособен, и ему нужен кто-то, кто расследовал бы происшедшее.
Фон Хильденштейну приходит в голову идея поручить Холмсу, знаменитому мастеру маскировки, выдать себя за него, чтобы найти диверсанта. Холмс надевает парик, накладывает грим, говорит с сильным немецким акцентом и начинает свое расследование, никому не сообщая о своих действиях. Ничего не подозревающий Уотсон объединяется с инспектором Лестрейдом, чтобы расследовать нападение. Одураченный этой маскировкой , Уотсон путается и хвастается, собирая информацию, в то время как забавляющийся этим Холмс наблюдает за ним. В конце, Уотсон уверенно указывает не на того преступника, и именно Холмс должен привлечь к ответу истинного убийцу. Обвинение Холмса сопровождается нетипичным для него гневом,поскольку он фактически кричит, что подрывник одновременно и “убийца, и предатель”.
Этот эпизод был одним из немногих, поддерживавших обе, часто противоречивые, цели УВИ -
подчеркнуть патриотизм и избежать антигерманских настроений. Этот эпизод опровергает утверждение, прозвучавшее в серии “Во Фландрских полях”, что все немцы - варвары. Фон Хильденштейн обладает интеллектом и честностью, и его цель - помочь восстановить мир между
Англией и Германией. Фон Хильденштейн признает, что в Германии есть элементы, которые проявляют насилие и наносят ущерб мировой гармонии.
Также становится ясно, что некоторые английские силы чувствуют то же самое; Англия не находится на высоком моральном уровне. Как английские, так и немецкие националисты
здесь изображены положительно, потому что герои этого эпизода любят мир и свои страны. Дипломатия - это лучший способ уладить разногласия между народами. Люди, которые действуют варварским образом, не приносят этим ни их делу, ни их странам никакой реальной пользы. Антигерманские настроения сменяются антианархизмом, тем самым поддерживая убеждения УВИ “не испытывать злости к кому бы то ни было”.
В то время как “Дело Мэнор-хауса” поддерживало мирные способы разрешения споров, основной посыл “Подводных пещер”, действие которых происходит в 1896 году, состоял в нападении на тех, кто занимается шпионажем. Часто такие преступники неистовствовали в своей защите Германии. Холмса и Уотсона отправляют на крошечный остров в Ла-Манше. Остров официально независим, но каждый год он отдает дань уважения Англии церемонией, на которой эмиссару британского правительства вручается один фунт свежего сливочного масла, поскольку остров известен своими молочными продуктами. В этом году представители Англии - Холмс и Уотсон.
Сначала Уотсон недоумевает, зачем понадобилось их присутствие, но Холмс объясняет, что на острове есть множество природных пещер с подводными входами, что делает его превосходной базой подводных лодок. Его власти всегда симпатизировали британцам, но теперь британское правительство узнало, что немецкие войска пытаются захватить остров, превратив его в подводную крепость и тем самым изолировав Великобританию от остальной Европы. Как мрачно замечает Холмс, “Тот, кто контролирует Ла-Манш, контролирует Англию”.
читать дальше
Шерлок Холмс против Гитлера. 5 часть
morsten
| четверг, 20 июля 2023