Взялась за перевод с неохотой, как бы для галочки, чтоб было. А сейчас очень довольна, ибо он расставил много точек над i. Хотя мне казалось, что все открытия упомянуты вот в этом посте
morsten.diary.ru/p221592833.htmСтатья очень большая, потому разделю на части. Как минимум, на две, а то и больше. И еще отдельно, наверное, пойдут два рассказа об актерах и кое-какие фотографии.
Ну, и для начала - это статья из журнала Скарлет-стрит №13, зима 1994 года
Приключения Шерлока Холмса
Звездный час Рэтбоуна
Ричард Вэлли «За всю свою жизнь я не сумел справиться только с одним человеком, кого я поистине могу назвать злым гением. Это профессор Мориарти. Вот уже одиннадцать лет он оставляет меня ни с чем. Все, кто противостоял ему, теперь мертвы. Это самый опасный преступник из тех, что когда-либо знала Англия.Шерлок Холмс. 9 мая 1894 года.
История о том, как Шерлок Холмс, в лице Бэзила Рэтбоуна, написал эти слова не в мае 1894 года, а в июне 1939-го – уже довольно известная и, возможно, не совсем достоверная. Как гласит легенда, помешанный на поло, магнат кинокомпании «Двадцатый век Фокс» Дэррил Занук на коктейльной вечеринке встретил Бэзила Рэтбоуна и заметил, что британский актер был бы идеален в роли Шерлока Холмса. Остальное – уже история.
Имеется еще одна версия, что сценарист/продюсер Джин Марки, на обеде, где присутствовал не Рэтбоун, а Занук, предложил кандидатуры Рэтбоуна и Найджела Брюса (в роли доктора Уотсона) для серии фильмов о приключениях Шерлока Холмса. Остальное - опять таки история создания фильмов. Кто бы ни был автором этой идеи, неудивительно, что величайший из детективов нашел временное пристанище на студи «Фокс»; среди самых прибыльных фильмов студии был детективный сериал о "Чарли Чане, уже насчитывающий 17 серий к тому времени, когда был снят первый фильм о Холмсе, «Собака Баскервилей».
Съемки «Собаки Баскервилей» начались 29 декабря 1938 года. В то время, пока фильм был еще в производстве, «Фокс» , по всей форме , объявила в «Голливудском репортере», что это будет первый фильм из сериала о Холмсе. В апреле следующего года сообщалось, что, и в самом деле, будет выпущена целая серия фильмов о Холмсе. Рэтбоун и Брюс участвовали в приключениях, разворачивающихся на болотах, в то время, как уже готовился сиквел под названием «Шерлок Холмс», основанный на одноименной пьесе Уильяма Джиллетта.
Фильм был запущен в производство под другим названием «Приключения Шерлока Холмса» 3 июня 1939 года. 3 дня спустя, 6 июня было объявлено, что Лайонел Этвилл, игравший в «Собаке» доктора Мортимера, снимется в новом фильме в одной из ведущих ролей. (Но в «Приключениях» Этвилл не появился, если только он не скрывался под личиной Джорджа Зукко, сыгравшего Мориарти.) Он, правда, вновь снялся в одном из фильмов о Холмсе, но только тогда, когда сериал стала снимать компания «Юниверсал», где он сыграл Мориарти в фильме 1942 года «Шерлок Холмс и секретное оружие»
В июле появилось сообщение, что «Фокс», у которой были права на рассказы Артура Конан Дойля, намерена какое-то неопределенное время выпускать в год по одному фильму о Шерлоке Холмсе, и что студия вела переговоры с Рэтбоуном и Брюсом об их дальнейшем выступлении в главных ролях.
Однако, к концу месяца сделка сорвалась. Лондонские критики ополчились на «Собаку Баскервилей», находя эту картину слишком американской. Брюс, которого современные пуристы-шерлокианцы считают наименее достоверным Уотсоном, как ни странно удостоился самых лучших рецензий.
Наконец, в декабре появилось сообщение, что планы студии «Двадцатый век Фокс» на серию фильмов о Шерлоке Холмсе были «временно отложены». Наследники Дойля, недовольные «Приключениями», потребовали, чтоб студия экранизировала оригинальные рассказы и воздерживалась от придумывания не-канонических приключений – чего «Фокс» делать не желала.
Шерлок Холмс вновь появится, чтобы сразиться с Мориарти, нацистами, Паучихой, полковником Себастьяном Мораном и Червем Хокстоном – в любимой серии «Юниверсал» категории «В», но «Приключения Шерлока Холмса» знаменательны тем, что здесь Рэтбоун и Брюс последний раз появились на экране, представляя дуэт с Бейкер-стрит в соответствующей им исторической эпохе. Для одних – это просто самый лучший из всех фильмов о Шерлоке Холмсе. Для других план Мориарти по совершению преступления века, по словам Криса Стейнбмннера и Нормана Майклса («Фильмы о Шерлоке Холмсе, "Цитадель", 1978),"настолько сложный и громоздкий, что неловко видеть, как он почти всегда работает".
Штайнбруннер и Майклс в чем-то правы, но они не упоминают основную причину неразберихи: в «Приключениях Шерлока Холмса» не хватает некоторых существенных частей головоломки. То, что, в конечном счете, упало обрезками на пол монтажной, связывало большинство разрозненных сюжетных нитей "Приключений" и каким бы кратким оно ни было, это придавало фильму те дойлеанские элементы, которые могли бы заслужить большее одобрение со стороны Фонда наследия сэра Артура и возродить сериал на студии «Фокс».
«Необыкновенный здравый смысл был вложен в создание «ПРИКЛЮЧЕНИЙ ШЕРЛОКА ХОЛМСА». Основанный на весьма вольной инсценировке великих детективных историй Уильяма Джиллетта, фильм одновременно является захватывающим триллером и точным воссозданием знаменитого литературного персонажа.»Ховард Барнс «Нью-Йорк Геральд Трибюн»
читать дальше
Картина не теряет времени даром, приводя в движение колеса своего запутанного сюжета. После вступительных титров ( которые идут на фоне Рэтбоуна, отыскивающего улики при помощи потайного фонаря) и бросив взгляд на записанные Шерлоком примечания о его заклятом враге, мы переносимся в Олд-Бейли, где профессор Джеймс Мориарти (Джордж Зукко) предстает перед судом за убийство. Поскольку для вынесения обвинительного приговора доказательств недостаточно, оправдательный вердикт выносится всего за несколько мгновений до того, как Холмс (Бэзил Рэтбоун) врывается в зал суда:
Холмс: - Но, Ваша милость! Вы не можете освободить Мориарти! Он убил Лорея. Я могу доказать это. Я могу опровергнуть его алиби.
Но сыщику так и не дают возможности представить свои доказательства, и Мориарти неохотно отпускают на свободу.
Снятый по сценарию Уильяма А. Дрейка и Эдвина Блюма, эпизод продолжался тем, что председательствующий судья (Холмс Херберт) покидал зал суда, а Холмс с помощью доктора Гейтса (Айвен Симпсон), главного астронома Гринвичской обсерватории, пытался показать, что Мориарти манипулировал гринвичскими контрольными часами, чтобы создать алиби на время убийства Лорея. (Никогда не объяснялось, почему профессор, глава крупной преступной организации, должен был лично утруждать себя убийством кого бы то ни было.) Эти сюжетные махинации не имеют никакого отношения к остальной части истории и были благоразумно вырезаны — хотя Гейтс, личность которого так и не установлена, все же появляется в суде с опозданием вместе с Холмсом. По ходу действия Великий сыщик просто опоздал и несколько минут спустя он оказывается в одном кэбе с Наполеоном преступного мира, который предложил подвезти его до Бейкер-стрит. Далее следуют один из самых лучших в фильме диалогов, исполненных с непринужденным апломбом Рэтбоуном и Зукко:
Холмс: У вас великолепный мозг, Мориарти. Я восхищаюсь им. Я так восхищаюсь им, что хотел бы преподнести его, замаринованного в спирте, Лондонскому медицинскому обществу.
Мориарти: Это был бы интересный экспонат. Холмс, вы только что едва не отправили меня на виселицу. Вы единственный человек в Англии, достаточно умный, чтобы победить меня. Это становится невозможным.
Холмс: Что вы предлагаете?
Мориарти: Я уничтожу вас, Холмс. Я совершу прямо у вас под носом самое невероятное преступление века. И вы ничего не заподозрите, пока не станет слишком поздно. Это будет ваш конец, мистер Шерлок Холмс.
Удивительно, но мы не следуем за Холмсом, когда его высаживают на Бейкер-стрит, 221Б, а направляемся в особняк Мориарти, чтобы увидеть первую из двух очаровательно своенравных сцен между криминальным авторитетом и его дрожащим дворецким, Доузом (Фрэнк Доусон). Здесь мы находим некоторые ключи к разгадке подлого заговора Мориарти: странную, скорбную панихиду, исполняемую темной фигурой, анонимное письмо и наскоро нацарапанный рисунок человека с птицей, висящей у него на шее. Профессор объясняет Бэссику (Артур Хол), своему главному приспешнику:
Мориарти: Весь мой успех зависит от особенностей мозга Холмса, его вечной неутомимости, его постоянной борьбы со скукой.
Бэссик: Снова Холмс?
Мориарти: Всегда Холмс, до самого конца. Он похож на избалованного мальчишку, который разбирает часы на кусочки, но теряет интерес к одной игрушке, как только ему дают другую. Поэтому я представлю изобретательному, но непостоянному мистеру Холмсу две игрушки именно в том порядке, в каком я хочу, чтобы он их получил.
Если у "ПРИКЛЮЧЕНИЙ ШЕРЛОКА ХОЛМСА" и есть серьезный структурный недостаток, то он заключается в том, что, предоставляя Холмсу для расследования две отдельные, но взаимосвязанные тайны, одна "игрушка", скорее всего, очарует не только Холмса, но и зрителя гораздо больше, чем другая. Тем не менее, Дрейк и Блюм так искусно маскируют этот дефект, что делают его практически незаметным. Они также усиливают напряженность, раскрывая нам суть плана Мориарти. Когда в следующей сцене Холмс получает и письмо, и набросок, мы знаем, какой из них должен занять его разум, если он надеется помешать своему врагу — и мы знаем, что неугомонное любопытство Холмса почти наверняка сделает неправильный выбор.
***
Странный случай с фетишем шиншиллы — Врата предателя — дьявольский инструмент, который душит, сокрушает, исчезает — альбатрос судьбы! Влюбленная женщина, жертва преступления! Похищены драгоценности британской короны!
— Пресс-релиз
За исключением фильма "ШЕРЛОК ХОЛМС перед лицом смерти" (1943), который начинается с того, что Уотсон лечит контуженных офицеров в Херлстоун Тауэрс, "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШЕРЛОКА ХОЛМСА" – единственная картина Рэтбоуна / Брюса, в которой доктор, похоже, не живет на Бейкер—стрит, 221Б, - хотя нигде и не упоминается о том, что он женился - неизменная причина, по которой он ведет собственное домашнее хозяйство где-то в другом месте.
Ведение домашнего хозяйства в изобилии представлено в этом , самом крупном и ярком за время всего сериала, изображении самого известного адреса художественной литературы. Пока Холмс сидит перед накрытым стаканом с обычными домашними мухами, наигрывая гаммы на своей скрипке, миссис Хадсон (Мэри Гордон) суетится с подносом, а Билли (Терри Килберн) заметает пыль под ковер в прихожей. На этой сцене домашней суеты грубовато-добродушно и весело появляется доктор Уотсон (Найджел Брюс), обмениваясь любезностями с хозяйкой и подшучивая над мальчиком, который, к своему большому огорчению, был облачен в длинный фартук.
Билли, "мальчик-швейцар" с Бейкер-стрит, созданный Джиллеттом для пьесы 1899 года и позже присвоенный Конан Дойлем для двух пьес ("ПЕСТРАЯ лента" 1910 года и "БРИЛЛИАНТОВАЯ корона" 1921 года), романа ("Долина страха" 1911 года) и двух рассказов (“"Камень Мазарини" и "Загадка Торского моста", оба 1921) - одна из немногих ссылок фильма на сценическую постановку. (На самом деле, роль мальчика в пьесе Джиллетта гораздо содержательнее, чем у Уотсона, в то время как миссис Хадсон совсем там не появляется.)
Уотсон входит в гостиную и видит, как Холмс пиликает что-то на скрипке. ("Надеюсь, я не пришел некстати?") Холмс откладывает скрипку в сторону и показывает Уотсону записку, полученную накануне вечером. Вопреки ожиданиям публики, это не одно из двух сообщений, подготовленных Мориарти, а третье:
«Мой дорогой мистер Холмс!
Я беру на себя смелость зайти к вам завтра в одиннадцать часов утра, чтобы задать вам, возможно, глупый вопрос - стоит ли мне идти в субботу на садовую вечеринку к леди Конвенгэм.
Я умоляю вас встретиться со мной. Мне отчаянно нужен ваш совет.
Искренне ваша,
Энн Брэндон
"О, кто-то вас разыгрывает" - усмехается Уотсон, но детектив уже узнал несколько важных вещей: девушка живет со своим братом; она очень богата, благодаря состоянию на шахте; и ее отец умер 10 лет назад при загадочных обстоятельствах. Тем не менее, Уотсон недоумевает, как его друг может "заниматься пустяками, когда Мориарти свободно разгуливает по Лондону". Берясь за скрипку, Холмс уверяет его, что необходимые шаги уже предприняты.
Уотсон: Да, и что же вы делаете?
Холмс: Ничего.
Уотсон. Ничего?
Холмс: Дорогой Уотсон, вам не нужно переспрашивать меня, будто бы я назвал вам какой-то номер счета. Я сказал: «Ничего». Это лучшее, что я могу сделать на данный момент.
Мориарти так же интересуется моими передвижениями, как и я - его. Поэтому я сижу здесь и жду, когда он придет ко мне. И он придет — не сомневайтесь.
Уотсон: Значит, вы пиликаете на скрипке, пока пылает Рим !
Холмс: Смелая метафора, Уотсон.
Уотсон: И что вы делаете с этой адской скрипкой и этими мухами?
Холмс: Я наблюдал за реакцией обыкновенных комнатных мух на хроматическую гамму.
Уотсон: Блестящий эксперимент!
Холмс: Да, именно таким он и будет, если я смогу найти ноту, которая раздражает домашних мух. Тогда нужно сыграть только эту ноту, и — пст! — все комнатные мухи исчезнут.
Уотсон: Потрясающе!
Холмс: О, нет, элементарно, мой дорогой Уотсон. Совершенно элементарно.
Вышеприведенный диалог стоил того, чтоб его процитировали полностью по нескольким причинам, и не самая маловажная из них та, что все это дело с мухами дает «Приключениям» очаровательную концовку, одну из трех поспешно придуманных, когда фильм был уже в производстве. Оно также дает Рэтбоуну возможность сказать : «Элементарно, мой дорогой Уотсон!» - фразу, которой никогда не было в Каноне. Что еще более важно, оно обращается к теме бесконечных дебатов шерлокианцев всего мира – к вопросу Найджела Брюса.
***
Уотсон Найджела Брюса был, как и прежде, не столь подходящим компаньоном, какого можно было ожидать для такого блестящего интеллектуала, как Холмс, а каким-то милым клоуном.
Дэвид Стюарт Дэвис. Холмс кинематографа.
Начиналось все довольно благоприятно: "Мистер Брюс создает всесторонний и достоверный образ", - написал Ховард Барнс в своей рецензии на «Собаку Баскервилей» в «Нью-Йорк Геральд Трибюн». Рецензируя «ПРИКЛЮЧЕНИЯ», Говард Рашмор из «Дэйли Уоркер» номинировал «... на высшую награду Найджела Брюса, чей "Доктор Уотсон" нуждается не в игле (шприце), а в громком «ура» за отличную комедийную роль второго плана. Однако , к тому времени, когда три года спустя на экраны вышел «ШЕРЛОК ХОЛМС И ГОЛОС УЖАСА», Барнс уже называл Брюса "крайне неудовлетворительным" - мнение, которое в значительной степени преобладает по сей день.
Тем не менее, есть те, кто думает, что Найджел Брюс был жертвой беспочвенных обвинений. Это аргумент, не лишенный оснований.
Подумайте о том, что Брюс, чья репутация основывалась на его способности играть располагающих к себе недалеких англичан, мог лишь сыграть данный ему материал - и это, в письменной форме, свидетельствует о сильных сторонах Брюса. Блюм и Дрейк разделяют вину за то, что выставили Уотсона дурачком. Учтите также, что Брюс едва ли был первым актером, сыгравшим эту роль в комедийном ключе: Реджинальд Оуэн, например, был далек от литературного Уотсона в фильме «ШЕРЛОК ХОЛМС» 1932 года.
Является ли Уотсон в "ПРИКЛЮЧЕНИЯХ" таким уж большим шутом? Да, довольно большим. По ходу действия он выбалтывает информацию, которую Великий сыщик хотел бы сохранить в секрете, проваливает задание по слежке за подозреваемым, притворяется мертвым в сточной канаве и проваливается в пруд с лилиями в доме Мориарти.
Но обратите внимание на следующее: Холмс никогда не утруждает себя тем, чтобы велеть Уотсону держать рот на замке, и он не очень конкретизирует задание до тех пор, пока Уотсон его не провалит. Когда добрый доктор в по-настоящему забавной интерлюдии с другим дурачком (Уильямом Остином) изображает мертвеца, он делает это по приказу Холмса. (Сцена начинается с того, что Уотсон кричит: "Все в порядке, Холмс, я нашел это место!", прежде чем лечь на букву "X", отмечающую место убийства; тем не менее, совершенно очевидно, что он следует инструкциям сыщика.) Остается пруд с лилиями, и любой может наступить на что-нибудь, забираясь через окно в непроглядно темную комнату. (Ладно, ладно, значит, он делает это дважды....)
Можно еще кое-что сказать в защиту Брюса. На протяжении всех «ПРИКЛЮЧЕНИЙ» из двоих компаньонов именно Уотсон является наиболее прагматичным . Никогда, пока Холмс играет с "игрушкой", предоставленной профессором, он не забывает напомнить своему другу о его долге — и поскольку этот долг недвусмысленно (хотя и неожиданно) отсылает к "преступлению века" Мориарти, именно Уотсон действует , как зрелый человек, чего недостает Холмсу. Если нужны дополнительные доказательства того, что тупая практичность Уотсона иногда помогает там, где эксцентричный гений Холмса терпит неудачу, достаточно взглянуть на заключительные кадры "ПРИКЛЮЧЕНИЙ ШЕРЛОКА ХОЛМСА".Но вернемся к нашей истории....