На протяжении того времени, что он провел в Талсе Шоу одевался, как все бизнесмены, в костюмы и галстуки, но вскоре после переезда в Санта—Фе он принял юго-западный дресс-код - нестрогий, с бирюзовой и серебряной пряжкой на ремне и шнурообразным галстуком-боло.
Расстояние в 640 миль разделяет города Талса и Санта-Фе, но на самом деле это два разных мира. В этих в корне отличных друг от друга культурах была выкована и отшлифована репутация Шоу. Талса, основанная в 1898 году, всего за пятнадцать лет до рождения Джона, была быстро развивающимся нефтяным городом. Санта-Фе, основанный в 1610 году и являющийся старейшим европейским поселением к западу от Миссисипи, на протяжении сотен лет был местом сбора местных племен, а с 17-го века - европейских путешественников. Как гражданин, Шоу внес значительный вклад в развитие обоих городов.
Талса
1913-1970
Опубликованное городским советом Талсы в 2014 году из архива правительства США, это видео о городе, в котором вырос Джон Шоу и где в 1940 году он получил степень магистра английской литературы (Университет Талсы). За свою разнообразную карьеру он “был владельцем и управляющим книжного магазина в Талсе и магазина грампластинок в Талсе, управляющим буровой компании «Беннетт» (Oil), управляющим похоронного бюро «Фитцджеральд» и директором католического центра в качестве директора по информации епархии Талсы”.
(Ричард “Дик” Конклин, “Бейкер-стрит, 221Б”, журнал "Нотр-Дам", весна 1990 года.
Джон и Маргарет в 1935 году в Талсе
В 1938 году Джон женился на Маргарет Мэри “Гаггер” Фитцджеральд. Родившаяся в Шони, штат Оклахома, в 1914 году, “первая миссис Шоу” закончила Университет Талсы с дипломом специалиста в области нефтяной инженерии и геологии. Члены семьи Шоу рассказали, что прозвище «Гаггер» объясняется тем, что один из детей не мог правильно произнести слово “мама”(Mother). Маргарет была преданной женой и любящей матерью, и большую часть жизни у нее были огненно-рыжие волосы. Борьба врачей с ревматизмом сердца и другими осложнениями привела к ее безвременной кончине в 1969 году в возрасте 54 лет.
Джон Шоу родился в Талсе, штат Оклахома, 10 октября 1913 года. Он был способным учеником и рано влюбился в книги. Поощряемый щедрым дядей, который финансировал его хобби, Джон покупал все книги, которые мог позволить себе в рамках своего бюджета в пять долларов в месяц. Будучи убежденным католиком, он попал под влияние Г. К. Честертона, британского автора детективных рассказов про патера Брауна.
Таким образом, первой страстью Джона к коллекционированию книг стали тома Честертона. Он даже поступил в Нотр-Дам, полагая, что знаменитый автор будет преподавать на первом курсе. Этого не случилось, но в 1965 году, спустя годы после того, как Шоу в 1937 году получил там диплом бакалавра с отличием, он любезно пожертвовал университету всю свою коллекцию Честертона (более 2000 томов). Затем он всерьез занялся коллекционированием Шерлока Холмса, объясняя это тем, что “ обладал разборчивостью пылесоса”.
Шоу и Гарднер
Библиофилы Талсы/8 часов вечера 4 апреля 1950 г., 29-я Восточная улица, 2121 / Фото: Hopkins Photography Co. / Слева направо: Джон Эллингхаузен, Джордж Соф, Мартин Гарднер. Слева направо сидят: Фрэнк Биллингсли, Джеймс Гурли, Дональд Маккормик, Джордж Паркс, Джек Хьюстон, Джон Шоу.
Мартин Гарднер, давний друг Джона Шоу, родился в Талсе в 1914 году. Блестящий писатель и математик, Гарднер в течение многих лет был редактором игр журнала «Scientific American» и редактором многочисленных изданий аннотированной "Алисы", последним из которых стало издание, посвященное 150-летию издательства W. W. Norton & Company.
Гарднер был страстно увлечен «Алисой в стране чудес». В 1960 году он опубликовал первое издание «Аннотированной Алисы». Эта книга несколько раз переиздавалась.
Пример Гарднера вдохновил его друга Уильяма Баринг Гоулда, и в 1967 году он опубликовал одну из любимых шерлокианских книг всех времен «Аннотированного Шерлока Холмса».
Вспоминая Джона Беннета Шоу
автор: Мартин Гарднер
Моим лучшим другом как в студенческие годы, так и после них, был Джон Шоу, легендарный коллекционер книг и знаток Шерлока Холмса. Сейчас я не могу вспомнить, как мы познакомились. Вообще маловероятно, что это могло случиться, потому что Джон, набожный католик, посещал католическую школу, в то время как я, воспитанный в методистской вере, учился в государственной школе. Наши пути разошлись, когда я поступил в Чикагский университет, а Шоу поступил в Нотр-Дам.
Чикаго находится недалеко от Нотр-Дама, поэтому в "Городе Ветров" было много веселых посиделок. Мы обедали в лучших ресторанах Чикаго и изучали магазины редких книг этого города. Будучи плотным мужчиной, Шоу, тем не менее, был легок на подъем и даже играл в теннисной команде Нотр-Дама! Я присутствовал на одном матче в чикагском кампусе, когда его команда выиграла.
Первой крупной книжной коллекцией Шоу были произведения Гилберта Кита Честертона, знаменитого британского писателя, которым мы оба восхищались, особенно его "Тайнами патера Брауна". Позже Шоу передал свою коллекцию Нотр-Даму. В ней много редких экспонатов, таких как никогда не публиковавшийся набор рисунков, которые Г. К. сделал к роману Уилки Коллинза "Лунный камень".
После Честертона Шоу обратил свое внимание на Шерлока Холмса и вскоре собрал одну из лучших в мире коллекций Холмсианы. Шоу был активным членом "Нерегулярных отрядов Бейкер-стрит". Десятилетия спустя, когда я жил на Манхэттене, Шоу приглашал меня на ежегодные "Нерегулярные банкеты". 8 января 1971 года Шоу выступил с послеобеденным докладом. Его выступление называлось “Отложить в долгий ящик или подвергнуть цензуре: некоторые тревожные мысли о каноне Шерлока Холмса и отвратительные свидетельства из него”. Она начиналась словами Шоу о том, что он перечитал весь Канон, прежде чем переехать в Санта-Фе после смерти Маргарет, своей первой жены. Шоу сказал, что был глубоко потрясен, обнаружив, что канонические книги были пропитаны откровенной порнографией! Ему, несомненно, придется держать книги под замком подальше от своей маленькой дочери Ходжи.
В знаменитом выступлении Шоу последовали десятки поразительных цитат. Например, в “Союзе рыжих” банкир сетует на то, что ему пришлось пропустить свой обычный субботний вечерний «rubber» (презерватив). В “Пестрой ленте” Холмс замечает, что в то утро он knocked up (обрюхатил) миссис Хадсон, свою квартирную хозяйку. И так далее. Несмотря на то, что слушатели толпились в проходах, это выступление было неподходящим для публикации в журнале "BSJ". К счастью, это сохранилось в фанатском журнале под названием "Тени Шерлока" (том 5, № 2, 14 августа 1971). На моем экземпляре надпись: “Мартину Гарднеру, который поймет, будучи к тому же внимательным читателем. Джон Беннетт Шоу, BSI. ” После окончания университета мы с Джоном снимали квартиру недалеко от Колумбийского университета, где Шоу посещал курсы английской литературы, а я пытался заработать на жизнь и писал статьи для небольших журналов. После этого мы отдалились друг от друга, я уехал в Чикаго и поступил на службу в военно-морской флот, а затем провел еще несколько лет в Нью-Йорке.
Помимо коллекционирования, Шоу каким-то образом удавалось совмещать несколько должностей в Талсе. Семья Маргарет владела похоронным бюро. После того, как ее отец выбросился из окна больницы и разбился насмерть, Джон взял на себя управление похоронным бюро. Какое-то время он даже водил машину скорой помощи! [катафалк?] Я помню, как он рассказывал мне о том, как ему пришлось отвезти тяжелораненого человека в больницу после серьезной дорожной аварии.
Кроме того, он купил и возглавил лучший в Талсе магазин новых книг и пластинок. Моя статья “Потрясающий книголюб Талсы” появилась в местном периодическом издании "The Talsan". Шоу также находил время, чтобы руководить компанией по мелкому бурению нефтяных скважин, основанной его дядей.
Вторым браком Джон был женат на Дороти, которая работала продавцом в его книжном магазине. В кругах шерлокианцев она больше всего запомнилась своей прекрасной моделью дома 221Б по Бейкер-стрит, с точностью до пулевых отверстий в стене и количества ступенек, ведущих ко входу.
Шоу часто спрашивали, был ли Шерлок Холмс реальным человеком или просто вымышленным персонажем. Он всегда отвечал ”Да".
Джули Маккурас вспоминает: “Нам повезло, что Мартин Гарднер написал эту статью о Джоне Беннетте Шоу. Гарднер и Шоу были ‘лучшими друзьями" со студенческой скамьи и до самой смерти Шоу в 1994 году, и у них было много совместных приключений.”
Джон Шоу и Мартин Гарднер на обеде BSI в 1977 году