Несмотря ни на что, решила все же продолжить. Вдруг какому-то случайному гостю интересно будет почитать. И еще раз предупреждаю, что фики не мои.
Тайный дневник Базена Часть 5
17 января 16… года Так и есть. Это не вполне честные деньги.
Сначала я испытал желание выйти из дела. Но у меня нет привычки следовать первому душевному порыву. Моя сдержанность и благоразумие не раз выручали меня. Вот и теперь я подумал как следует. Душевное не есть вечное; вечным следует признать размышления умственные.
Мушкетон считает свои делишки вполне естественными. Я ничего о них не знаю, поскольку он мне ничего не говорил. Отвечать за поступки будет Мушкетон, я же только вкладываю деньги в некое дело. Стало быть, на мне нет никакого греха, полученные деньги очищены руками Мушкетона, я могу использовать эти деньги как свою долю дохода.
Хозяйство требует много расходов, благодетельница наша щедра, но часто пропадает. К тому же господин Арамис не вполне понимает, куда нужно вкладывать деньги. Он покупает дорогие книги в красивых переплетах, очень толстые. Он обновил себе гардероб – трата правильная, но неразумно большая. Достаточно было заказывать по камзолу в месяц. Он же совершенно обезумел от вида денег и тратит их направо и налево.
Одни притирания, которые он использует для сохранения свежести кожи, стоят нам около 30 пистолей в месяц. К тому же у господина есть привычка принимать ванну каждый день. Я пытаюсь ему доказать, что трижды в неделю можно ограничиться обтираниями душистым уксусом. Он не слушает. Можно подумать, что он вырос в месте, где вода была всегда и в больших количествах. Он даже не знает, что воду мы часто покупаем.
Хорошо то, что он ест мало мяса. Плохо то, что он ест много рыбы, притом предпочитает морскую, а она дороже речной почти втрое.
Плохо то, что к нему чаще ходит господин Атос, а не господин Портос. После визитов господина Портоса можно много списать на расходы на пищу. Господин Атос предпочитает пищу, приготовленную мной, ест умеренно и требует качества. Кроме того, всегда к столу нужно подавать хорошее вино.
Хотя после визитов господина Атоса всегда порядок, и господин пребывает в хорошем настроении, ласков со мной, часто задумчив и тих.
Не имею сейчас желания рассуждать, что хуже, что лучше. Ясно лишь то, что требуется дополнительный источник дохода. Причем такой, о каком будет знать и господин. Ему это полезно.
читать дальше
Он ей изменил.
Все это плохо, очень плохо.
Но я тоже изменил мадам Жаснейри. Не могу и не хочу думать над вопросом того, как герцогиня посмотрит на то, что ее любовник стал любовником ее кузины, но должен озаботиться вопросом, как мадам Жаснейри посмотрит на то, что я вступил в весьма близкие отношения с ее кухаркой.
Вышеупомянутая кухарка меня ввела в искус, воспользовалась тем, что я не смог устоять и теперь намекает на то, что наша связь имеет неопровержимые последствия.
Говоря прямо, что она понесла от меня и требует теперь, чтобы я на ней женился. В противном случае угрожает все рассказать госпоже.
В такой ситуации я впервые. Это не очень приятно.
Да. Это очень неприятно.
От кого исходила инициатива сближения?
Хорошо. Признаю. От меня. Но она позволила мне это сделать. Она постоянно искушала меня, показывая мне наиболее соблазнительные части своего тела. Она догадалась, что мне нравятся женщины полные, приятные на ощупь. Мадам Жаснейри к таковым не относится. Увы.
Поэтому я три или четыре раза приходил к ней. Мы имели взаимное удовольствие и не требовали друг от друга ничего, кроме этого.
Что теперь делать?
Проклятая слабость плоти.
Женщины – создания дьявола. Не иначе.
23 января 16.. года
Что делать?
Я не хочу на ней жениться. Столь соблазнительная плоть теперь кажется мне грудой отвратительного окорока. Фу. Кажется, больше никогда не смогу есть окорок.
Она требует, чтобы я решился до конца недели.
Неужели придется жениться?
На глупой бретонской девице, у которой нет иных достоинств, кроме роскошного тела и любовного пыла?
Я могу ей сказать, что она досталась мне не девицей. Стало быть, я не соблазнил невинность и не несу никакой ответственности за ее состояние. Мало ли с кем она была! Мало ли с кем она нагуляла этого ребенка!
Нужно посоветоваться с Мушкетоном. Наверняка он попадал в подобные ситуации и знает, как найти достойный выход.
Я рискую потерять все. Я глупец, который из-за минутной слабости гибну.
Горе, горе мне!
25 января 16.. года
Теперь знаю степень разницы между знатной дамой и простой мещанкой.
Знатная дама, прознавшая про измену своего любовника, смеется и говорит, что сама отдала его кузине – чтобы «остался в семье». После чего дарит прекрасный перстень с алмазом и уверяет, что будет теперь посещать наш дом в три раза чаще. Чтобы не ревновать.
Умозаключение не бесспорное, но причины его понять можно.
Мадам действительно не вполне равнодушна к моему господину.
Вот это важно. Это означает, что она не перестанет нас содержать.
Простая мещанка, узнав, что ее любовник не устоял перед соблазном задрать юбку кухарке, дает любовнику несколько пощечин и начинает плакать.
Не выношу женских слез, потому удалился.
Когда успокоится – поговорим. Женщине всегда нужно сразу показывать, на каком месте ты ее желаешь видеть.
27 января 16… года
Это ужасно. Это действительно ужасно. Она является ко мне во сне. Я просыпаюсь в холодном поту. Кажется, я даже кричу во сне, чего со мной никогда не случалось.
Мне не нужна эта женщина. Я не имею к ее ребенку никакого отношения.
Дал себе обет, который намерен свято выполнять. Если я сумею благополучно выйти из этой истории, то более никогда не буду связываться с подобными девицами.
Тому, кто считает себя слишком довольным жизнью, неизменно достается самое худшее испытание. Всегда получаешь то, чего боишься больше всего.
Я человек кроткий и богобоязненный, всегда боялся связать свою жизнь с недостойной женщиной. Достойных я не встречал, в каждой обнаруживался какой-то изъян. Поэтому я не женат, и не намерен жениться в ближайшем будущем. От женщин всегда ожидаю только лжи и лицемерства. Таковы уж евины дочери, все до единой. Каждый раз, когда я встречаю новую, мне тотчас хочется искать в ней подвох. Я ищу, и что же? Конечно же, нахожу. Даже не один, а много. Стоит ли моя драгоценная свобода того, чтобы из-за какой-то юбки терять голову? Прок от женщины есть только в двух случаях: когда она мертвая и когда она на ложе любви. На эту тему есть латинская цитата, но сейчас я не могу ее припомнить.
Боже, спаси меня. Пресвятая Женевьева, покровительница моего рода, спаси меня.
28 января 16… года
Я действительно кричу во сне. Я даже стал худеть. Обнаружил это, когда сегодня застегивал на себе камзол. Природа наградила меня приятной полнотой, которую я считаю достоинством и стараюсь подчеркнуть.
Бог в своем милосердии поступил так, как я не ожидал.
Сейчас эта мерзкая девица у нас. Вместе со своей хозяйкой.
Еще у нас сидит ученый богослов господин Гро с улицы Сен-Жак.
Дело в том, что я вынужден был все рассказать моему господину. Так уж получилось. Он внимательно выслушал меня и велел привести обеих женщин. Затем я привел господина Гро.
Теперь они вдвоем в гостиной выслушивают женщин.
Я уже сказал свое слово и твердо отрицал вину, которую на меня возлагают.
Да будет вознаграждена моя стойкость и твердость.
Могу под присягой свидетельствовать, что я тут ни при чем.
Неужели придется жениться? Тогда плакали все мои сбережения. Нужно будет содержать жену, воспитывать и обеспечивать вечно орущих детей. Детей ведь наверняка будет несколько. Они всегда появляются неожиданно. Только что в пеленках надрывался один, ты еще не запомнил, как он выглядит – а жена уже подносит тебе второго, такого же красного от непрерывного крика.
Тогда я точно пойду по кабакам и стану самым несчастным на свете человеком.
Как мне плохо!
29 января 16… года
Мой господин – лучший на свете. Теперь я это вполне осознал и понял. Он не ангел, но меня в обиду не даст никогда и никому.
Вчерашняя фурия ушла укрощенной и пристыженной. Меня простила мадам Жаснейри, но я не уверен, что хочу продолжения отношений с ней.
Господин прочитал прекрасную проповедь. Половины я не слышал, поскольку в тот момент как раз принужден был как следует грохотать посудой на кухне, дабы никто не заподозрил моего намерения подслушать.
То, что удалось услышать, убедило меня в том, что господин действительно имеет призвание к духовной стезе. Как он говорил о лжесвидетельстве и пороках! Как был красноречив! Если подумать, то он проповедует не хуже самого архиепископа, а господин архиепископ – великий проповедник.
Виновная расплакалась, да так сильно, что пришлось принести ей нюхательную соль для успокоения нервов. Разумеется, соль принес я, и мне удалось сохранять вид значительный и величественный. Это произвело на нее впечатление.
Она раскаялась и призналась в том, что в одно время со мной имела еще трех кавалеров; в милых пустяках не отказала никому из них.
Она сказала, что я казался ей самым подходящим кандидатом в мужья, а ей страсть как хочется замуж, но у нее нет приданого.
Далее она сказала, что история с ее положением – выдумка. Она совершенно в порядке, никакого ребенка не ждет.
Мадам Жаснейри, расплакавшись, обняла кухарку и посулила ей сразу по возвращении домой дать приданое и выдать замуж за благочестивого вдовца с двумя детьми.
Мне же господин Гро велел ежедневно ходить к мессе и приносить покаяние в течение двух месяцев.
Грешен. Сегодня я проспал. Я впервые за последние две недели спал спокойно.
30 января 16… года
Проспал я. Проспал и барин. В половине седьмого нас разбудил господин Портос. Его появление я узнаю сразу. Только он наваливается на нашу дверь плечом и колотит не молотком, а ногой. Получается громче, чем молотком. Но если все будут колотить в нашу дверь таким же образом, дверь разлетится в щепки. Эту уже пришлось однажды укреплять металлическими полосами с внутренней стороны. Лишние два пистоля за материалы и работу.
В связи с последними событиями не считал доходы и расходы. Сейчас господин у капитана де Тревиля, я же сижу с расходной книгой.
Да. Расходной. Весьма расходной. Зимой мы тратим примерно в два раза больше, чем в теплые месяцы. Я стараюсь, чтобы в доме было не холодно. Господин склонен к простудам. Ему противопоказаны сквозняки. Разумеется, в первую очередь я забочусь о самом себе. Мне в моем возрасте совсем не полезно наживать радикулит и прочие болячки. Если сейчас потерять здоровье, то оно больше никогда не вернется.
Ежедневно мы сжигаем в печи на кухне и в двух каминах невероятную сумму денег. Нужно попросить Мушкетона приносить к нам хворост. Они с господином Портосом почти не тратятся на дрова, поскольку господин Портос отпускает Мушкетона за хворостом в лес. Если осел везет одну вязанку, почему не нагрузить на него вторую?
Очень дорога морская рыба. У меня складывается ощущение, что все бретонские торговцы на редкость непорядочны. Они наживаются на том, что бедные парижане лишены возможности ловить в Сене угрей.
Кстати. Сена промерзла. Нужно решить, как господин будет принимать ванну вечером.
Хоть бы он остался ночевать у той, второй дамы.
3 февраля 16.. года
Мы подрались с Гримо.
Сам не знаю, как решился на такую глупость. Господа обедали вместе – у господина Атоса, конечно. Господин Портос никогда никого не приглашает к себе. Я не раз видел дом, где они с Мушкетоном квартируют. Конечно, господин Портос важный барин, но этот дом явно не соответствует его финансовым возможностям. Жить в трех шагах от Люксембургского дворца ох как недешево. К тому же этаж не первый. Я попытаюсь со временем проникнуть туда. Мы с Мушкетоном как компаньоны не должны иметь друг от друга никаких секретов.
Итак, господа обедали вместе.
Два супа, жаркое из баранины, каплун с подливой по-пикардийски, паштет из оленины, трюфеля. Еще две перемены блюд.
Это у господина Атоса появились деньги. Мы сидим в бедности. У господина Портоса тоже в карманах пусто.
Мы сидели на кухне и надеялись на то, что на нашу долю что-то перепадет. Вот господин Портос всегда позаботится о Мушкетоне.
Господин Атос тоже не забывает о Гримо. А у моего господина в голове сейчас очередной латинский перевод. Они его стали обсуждать с господином Атосом и так увлеклись, что господин Портос уснул прямо за столом.
Мы же поняли, что останемся теперь голодными. Научные споры господин Атос и мой господин могут вести часами как заправские богословы или философы. Я уважаю ученость в людях, особенно господах благородного происхождения. Но когда на кухне страдают голодные слуги, ученость становится вредной.
Но мешать господам я бы никогда не решился.
Гримо же, хоть и служит господину Атосу, обладает не таким терпением, как у меня. Он решил под предлогом перемены блюд унести со стола все, что господа не успели съесть.
Я попытался ему помешать.
Тут мы и подрались. Я успел пару раз ударить кулаком Гримо, но попал ему в ребра. Ух, они и крепкие! Кулаку стало больно. Гримо же разозлился и своим острым локтем ударил меня по лицо. Он выше меня ростом. Ему проще.
Теперь я прикладываю к синяку то средство, которое взял у господина на туалетном столике. Там много всего стоит. Вкусно пахнет. Иногда оказывается весьма приятным на вкус.
С Гримо нужно мириться. Я не считаю себя виноватым, но Господь благоволит к кротким духом и смиренным.
Помимо пользы для духа, есть в примирении польза для тела. Вряд ли там все съели. Там было так много всего, что Гримо наверняка поделится с нами.
7 февраля 16... года
Ужасно.
В меня полетели все предметы, которые я не успел прибрать с вечера. Как я их мог прибрать, когда они были в спальне, а господин явился поздно и в дурном настроении?
Я вне себя. Я выскажу, наконец, этому мальчишке все, что про него думаю. Что он возомнил? Допустим, я не дворянин. Но я человек. Человеческое достоинство никто не отменял. В отношениях с Богом я куда более честен: я регулярно хожу в церковь и исповедуюсь. Я даже пытаюсь не пропускать посты. Это легко в моих нынешних условиях существования. Пост бывает теперь не когда это предписано в церковных правилах, а когда у нас нет денег. Господин имеет телосложение сухое и деликатное, ему не нужно много еды. Более того, переедание ему вредно, поскольку господин тяжело переносит жирную сытную пищу. Я же обычный человек с нормальными потребностями, не слишком юного возраста. Мне при моем телосложении требуется пища три раза в день.
Я старателен и пытаюсь делать все, к чему приучен. Я честно исполняю свои обязанности. Я в поте лица добываю хлеб свой. Но когда есть пот, а хлеба нет – как тогда сохранить смирение?
Он вчера ужинал опять в гостях. Я же лишен куска хлеба насущного.
Ставлю вопрос так. Или он мне увеличивает жалование, или я ухожу. К господину Портосу.
9 февраля 16… года
Я вынужден обратиться напрямую к нашей благодетельнице. Наше положение настолько бедственно, что более терпеть лишения нельзя.
В доме нет ничего съедобного. Вчера сожгли последнюю свечку.
В лавке не дают в кредит.
Мы должны ювелиру, кузнецу, шорнику, прачке и зеленщику.
Прачка в знак презрения трижды выливала помои к нашим дверям. Это уже переходит все рамки приличия! Что она себе позволяет!
13 февраля 16.. года
У господина появились деньги. Откуда – не знаю и не хочу знать. Но он мне сегодня дал двести пистолей на хозяйственные нужды.
Похоже, я имею на него некоторое влияние.
Так и должно быть. Он дворянин, но я больше его понимаю в людях и дольше живу. Он очень доверчив. Он излишне щедр. Он не умеет планировать свои траты. Слава Богу, не играет ни в карты, ни в кости. Но господин Портос не оставляет попыток заставить господина играть. Это нужно пресекать на корню. Каждый урок игры в кости, который дает г-н Портос, обходится нашему карману в пять – десять пистолей. За то время, что я служу у господина, мы потеряли двадцать пистолей. Г-н Портос иногда бывает на редкость неприятным человеком. Он не желает понимать, что Библия запрещает нам азартные игры.
То же не желает понимать г-н Атос. Но он хотя бы не заставляет играть вместе с собой моего господина. Напротив, следит, чтобы господин не играл.19 января 16.. года