Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Честно говоря, у меня стойкое ощущение, что пишу диссертацию) - как всегда, когда приходится что-то переводить по Холмсу, залезаешь в справочники, википедию, собираешь разные доп. материалы. Ну, вот так же и здесь и еще больше, чем обычно. Потому что возникают неясности в процессе перевода и пытаешься хоть как-то в этом разобраться. Кое-что добавлю к материалам книги. Мне кажется, что и эта глава написана несколько сбивчиво, но тема такая, что, наверное, ничего другого ожидать не приходится. Местами это рассказ о том, чего уже нет.
Тем не менее, материала, хоть и кратко и довольно фрагментарно изложенного, собралось немало и я пыталась как можно более полно проиллюстрировать имеющиеся факты об актерах и фильмах, помимо тех фото, что были в книге. И сейчас, думаю, что разделю эту главу на две части - пусть рассказ об Уильяме Джиллетте пойдет отдельно - там будет ряд фотографий и других материалов, и не хотелось бы смешивать все в одну кучу.


Шерлоки немого кино

Свет! Камера! Дедукция!


Как это ни странно, но Шерлока Холмса, в сущности английского эксцентричного детектива, задолго до того, как Британские студии проявили к нему интерес, с огромным энтузиазмом воплотили на экране иностранные кинематографисты.

Шерлок Холмс стал знаковой фигурой в кино почти сразу же, как только начали снимать киноленты и проецировать изображение на экраны. Первым известным фильмом о сыщике стала картина Sherlock Holmes Baffled «Озадаченный Шерлок Холмс», снятая американской студией «Mutoscope and Bioscope Company» в 1900 году.



Этот забавный фильм, который продолжается менее минуты, представляет собой нечто большее, нежели примитивные комбинированные съемки. Нам показывают одетого в халат Холмса, (которого играет неизвестный актер, вероятно , работник студии)одураченного грабителем, вломившимся на Бейкер-стрит. Очевидно, этот грабитель обладает особыми способностями, позволяющими ему исчезать и появляться по собственному желанию. Подобное умение озадачивает сыщика – отсюда и такое название.
«Озадаченный Шерлок Холмс» представляет исторический интерес не просто потому, что это первый известный фильм о Холмсе, но еще и потому, что он демонстрирует, что даже на такой ранней стадии развития кинематографа использование имени Шерлока Холмса рассматривалось, как беспроигрышный способ привлечения публики. Таким оно осталось и до сих пор.
Второе появление Холмса на экране произошло в 1905 году, и это вновь случилось на американской студии «Vitagraph». Данный фильм известен под двумя названиями Held for Ransome «Похищение ради выкупа» и Adventures of Sherlock Holmes «Приключения Шерлока Холмса». Он продолжался восемь минут , это был большой шаг вперед по сравнению с предыдущим фильмом и утверждалось, что в основе сценария лежит повесть «Знак четырех». И этот фильм дал нам первого кино-Холмса, личность которого уже можно точно идентифицировать: Морис Костелло.



В конце первой декады двадцатого столетия появилось поразительно много короткометражных фильмов о Холмсе. В 1908 году итальянская студия «Societa Anonima Ambrosio» выпустила фильм Un Rivale de Sherlock Holmes «Соперник Шерлока Холмса» (сейчас не могу не упомянуть, что в книге это название не совсем верно переведено на английский, упущено вот это «de», а это большая разница – надо потихоньку осваивать и итальянский) , а в том же году в Штатах «Крезент Филмс», одна из быстроразвивающихся, но обычно недолговечных, независимых киностудий Нью-Йорка предложила вниманию публики фильм Sherlock Holmes in the Great Murder Mystery «Шерлок Холмс и великая тайна убийства». Похоже, сюжет был навеян «Убийством на улице Морг» Эдгара По и в нем была задействована горилла-убийца.
В то время как Шерлока Холмса совершенно игнорировала только еще зарождающаяся киноиндустрия его родной страны, европейские кинематографисты охотно использовали этот образ в своих фильмах. Датская компания «Нордиск» начала съемки целой серии фильмов о Холмсе. Это невероятное количество фильмов, в некоторых их них речь шла и о джентльмене –взломщике Раффлсе, творении зятя Конан Дойля Э.У.Хорнунга. В добавление ко всему на продолжение всех серий Холмса играют разные актеры.

Похоже, что Вигго Ларсен был ведущей фигурой этого проекта, ибо он не только играл Шерлока в большинстве этих фильмов, но был также их автором сценария и режиссером.

Несколько фотографий Вигго Ларсена







Среди прочих Холмсов были Альвин Нойс, который перед этим играл роль Уотсона,



Форест Хольгер-Мэдсен, (который кроме того играл Раффлса),



Отто Лагони и Хольгер Расмуссон.


Отто Лагони - довольно солидный Шерлок

Этот сериал состоял из тринадцати фильмов, снятых в период от 1908 до 1911 годов, среди них были такие фильмы, как «Шерлок Холмс в газовом погребе», «Похититель бриллиантов», «Мошенничество и дама в сером». Последний фильм был снят по «Собаке Баскервилей», но вместо огромного светящегося пса там выступала странная призрачная дама, несущая смерть членам семьи Баскервилей.
После выхода их последнего фильма о Холмсе « Последний подвиг Шерлока Холмса» , «Нордиск» по-прежнему «осталась на Бейкер-стрит», но пыталась скрыть это. Хотя киностудия и использовала сюжет Дойля из рассказа «Подрядчик из Норвуда», они назвали свой фильм 1912-го года «Детектив под гипнозом» и вывели в нем своего собственного сыщика, профессора Локсли. По неясной причине Локсли играл последний Холмс студии , Хольгер Расмуссон . Затем в 1913 году Локсли вновь появился в фильме, снятом «Нордиск», под названием «Похищенный договор» - завуалированная версия «Морского договора»Конан Дойля.
Тем временем над фильмами о Шерлоке Холмсе стали работать немецкие кинематографисты. В 1910 году Вигго Ларсен начал работу в берлинской киностудии «Vitascope Company» и снялся в роли детектива в ряде их двухсерийных фильмов о Шерлоке Холмсе, где Холмс ведет «битву умов» с Арсеном Люпеном, французским похитителем бриллиантов, созданным Морисом Лебланом, это был своего рода, галльский Раффлс, которого играл Пауль Отто. Было снято пять фильмов: «Старый секретер», «Синий алмаз», «Подложный «Рембрандт», «Побег Арсена Люпена» и «Конец Арсена Люпена».


Схватка Шерлока Холмса(Вигго Ларсен) и Раффлса (Хольгер Мэдсен)


Шерлок Холмс (Вигго Ларсен) и профессор Мориарти (Густав Люнд)


После успешного задержания Арсена Люпена «Витаскоп» сняла фильм «Шерлок Холмс против профессора Мориарти» с Ларсеном в роли Холмса и Паулем Отто, который только что играл Арсена Люпена в роли профессора. Такие перекрестные роли для актеров также озадачивали, как и те тайны, что приходилось раскрывать их киногероям.

Затем появился чрезвычайно успешный, довольно продолжительный немецкий сериал «Собака Баскервилей», состоящий из семи фильмов, который состоял из довольно продолжительного ряда следующих друг за другом глав и их продолжений, как это и было в самом романе. Альвин Нойс начал играть Холмса, но затем его сменили другие актеры. Стэплтон предстает в фильме, как изобретательный и несгибаемый человек. Он не погибает в конце «Собаки Баскервилей» (снято в июне 1914), он просто арестован, но в конце второго эпизода «Уединенный дом» (Октябрь 1914) он сбегает из Дартмурской тюрьмы и отправляется в странный водонепроницаемый дом. Холмс также снабжен современной техникой: у него имеется карманный радиоприемник. В конце этой части Стэплтон не только тонет, его к тому же разрывает в клочья, но в третьей части «Страшная комната» (апрель 1915) он самым чудесным образом вновь появляется, чтобы противостоять Холмсу. Так сериал и продолжался, а его последний эпизод «Дом без окон» появился после Первой Мировой войны в 1920 году.


Холмс (Альвин Нойс) - пленник Стэплтона в "Собаке Баскервилей" (1914)


Юный Билли и Шерлок Холмс (Альвин Нойс) с констеблями


Арест доктора Морса. Холмс (Альвин Нойс)


В 1912 году Конан Дойль продал права на съемки фильма о Холмсе французской кинокомпании Eclair, хотя сам он лично и не участвовал в работе над фильмами. Картины о его героях снимались в том году и в Британии с почти полностью британским актерским составом, за исключением Жоржа Тревилля, который играл Холмса.


Жорж Тревиль в фильме "Серебрянный"

Восемь фильмов этого сериала, заявленных как совместное франко-британское производство, имели лишь некоторое отношение к рассказам Конан Дойля. Так, например, в «Пестрой ленте» Холмс, переодетый богатым иностранцем, посещает Сток-Морон , дом негодяя Гримсби Ройлотта, чтоб попросить руки его падчерицы; а в «Медных буках» сыщик появляется только в финале, чтобы спасти героиню. Другие эпизоды этого сериала, который сначала вышел на экраны в Америке, это «Обряд дома Месгрейвов», «Рейгетские сквайры», «Берилловая диадема», «Тайна Боскомбской долины» и «Похищенные бумаги» (по «Морскому договору»).


Первый полнометражный британский фильм о Холмсе, «Этюд в багровых тонах», появился в 1914 году и был выпущен киностудией «Сэмуэлсон Филм». Фильм был снят очень близко к оригинальному сюжету Дойла, но вместо рассказа о мормонах в самом конце вся история была передана в хронологическом порядке, и в результате Холмс стал почти второстепенным персонажем, появляясь на экране уже ближе к концу фильма.
Сыщика играл Джеймс Брэгингтон, который не был актером, а просто сотрудником студии и был похож на общепринятый образ Холмса.



За его действиями внимательно наблюдал режиссер Джордж Пирсон, который в момент съемки говорил Брэгингтону, как ему себя вести.



Те сцены, где действие происходит в Америке, были сняты на обширном , ровном пляже в Саутпорте, в Ланкашире, изображающем Великую соляную пустыню, и в Сомерсете, в ущелье Чеддер с его утесами, которое играло роль Скалистых гор.


В 1916 году та же кинокомпания экранизировала еще один роман о Холмсе , «Долину страха», в которой снялся актер Сэйнтсбери, более тысячи раз до этого сыгравший роль Великого детектива на сцене.



К сожалению, так же, как и «Этюд в багровых тонах» фильм утерян, но судя по рецензиям Сэйнтсбери с его сценической манерностью нелегко было приспособиться к более естественной технике, свойственной кинематографу. Возможно, поэтому это была его единственная роль в кино.

Увы, период немого кино это великая эра утраченных фильмов. Так много драгоценных кинопленок исчезло без следа, или сама кинолента, на которую они были сняты, обратилась в пыль. Еще одна из этих потерь – это фильм 1914 года «Этюд в багровых тонах», снятый «Юнивесал Филм» - предшественником «Юниверсал Пикчес» - в котором в роли Холмса выступил Фрэнсис Форд, брат выдающегося кинорежиссера Джона Форда.


Фрэнсис Форд также был режиссером этого двухсерийного фильма, а его жена Грейс Кунард написала для него сценарий, который, как утверждают, был очень близок к литературному источнику. И имя Артура Конан Дойля, и название картины широко использовали для рекламы фильма, хотя весьма вероятно, что писатель, продав права на съемку фильмов по своим рассказам студии «Eclair», даже понятия не имел об этом проекте.

----------------------------------
Ну, вот как-то так. Не ожидала, что этот труд окажется таким объемным - умаялась одни только фото вставлять. Далее пойдет часть об Джиллетте.
Замечу еще по ходу, что фильмы о Холмсе судя по всему было принято выпускать сериями, экранизируя сразу, как минимум несколько рассказов - это, наверное, были первые сериалы)

@темы: Шерлок Холмс, Кино-Холмсы, В роли Шерлока Холмса

Комментарии
01.08.2020 в 18:27

:white: Супер!
01.08.2020 в 21:38

Судя по фотграфиям, внешностью Холмса вообще никто не заморачивался. Только двое более-менее на него похожи.
01.08.2020 в 22:02

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Нари, ну, во-первых, это ж, немое кино) Там вообще все могло быть довольно приблизительным. А Холмса когда-то вообще усатым рисовали) А эти немые фильмы, как я поняла,снимали весьма приблизительно
А по-моему для немого кино очень даже интересные кандидатуры.А потом, вот если изначально поглядеть на фото всех актеров, что его играли, тех, что похожи, наверное, по пальцам можно сосчитать. Остальное - игра и грим.
А этих мы же даже не видели "в деле" )
01.08.2020 в 22:27

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Sectumsempra., :sunny:

Только сейчас обнаружила,что пропал мой коммент)
02.08.2020 в 12:23

I go where I go
Большое спасибо!

Мне кажется, что и эта глава написана несколько сбивчиво, но тема такая, что, наверное, ничего другого ожидать не приходится. Местами это рассказ о том, чего уже нет.
Наверное так и есть. Оно, конечно, галопом по европам, но с другой стороны, все эти немые фильмы явно не шедевры. Посмотреть ни ты, ни он (автор) их не может, поэтому вот такой краткой информации вполне достаточно, если ты, конечно, не совсем маньяк.
Но если что-то поискать приспичит, то всё же за 20 лет, почти прошедших с момента составления книги, инфа в сети поднабралась, но лично я пока даже не испытываю сильного желания смотреть этих немых Холмсов от начала до конца. Хотя на ютьюбе уже немало всего лежит. Но мне достаточно просто потыкать в файл)) Дэвис наверное когда писал эту книгу, даже и не ожидал, что потом столько всего в натуре появится))



Этот забавный фильм, который продолжается менее минуты, представляет собой нечто большее, нежели примитивные комбинированные съемки. Нам показывают одетого в халат Холмса, (которого играет неизвестный актер, вероятно , работник студии)одураченного грабителем, вломившимся на Бейкер-стрит. Очевидно, этот грабитель обладает особыми способностями, позволяющими ему исчезать и появляться по собственному желанию. Подобное умение озадачивает сыщика – отсюда и такое название.
Ах вот оно что!
Блин, сколько не пыталась я это постичь, так и не врубалась.
С другой стороны, очень странный сюжет для самого ПЕРВОГО фильма о Холмсе.
Мне все-таки интересно, что употреблял сценарист? И на что он намекал? На кокаиновые глюки Холмса или что?


Но вот только мне не понятно, как Дэвис мог обойти вниманием "Тайну летучей рыбы" (1915)? Это шикарная пародия!!! Я ржала до слез. Смотрела не менее двух раз! Оно даже есть на рутрекере, и я немного писала о нем, вот посмотри, если интересно: oscary.diary.ru/p217572113.htm
02.08.2020 в 12:49

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Oscary, я очень рада, что тебе этот пост понравился. Я, правда, вложила в него немало сил и времени. Хотелось проиллюстрировать поподробнее.

Оно, конечно, галопом по европам, но с другой стороны, все эти немые фильмы явно не шедевры. Посмотреть ни ты, ни он (автор) их не может, поэтому вот такой краткой информации вполне достаточно, если ты, конечно, не совсем маньяк.

Да, согласна. Такие фильмы все ж весьма своеобразны. Хоть на какую тему, а про Холмса тем более) Мне кажется, даже многие более позднего периода смотрятся, как анахронизмы, а уж немые и подавно. Но я бы посмотрела вот на этого худого Брэгингтона, хоть он и вообще не актер. Ну, и Джиллетт в общем-то интересен и фильм порой смотрится, как почти современный. Вот так же, как Норвуд в этом отрывке из "Дьяволовой ноги" - глава о нем как раз следующая.


Дэвис наверное когда писал эту книгу, даже и не ожидал, что потом столько всего в натуре появится))

Ага, он о многом говорит, как об утерянном безвозвратно.

Блин, сколько не пыталась я это постичь, так и не врубалась.
С другой стороны, очень странный сюжет для самого ПЕРВОГО фильма о Холмсе.
Мне все-таки интересно, что употреблял сценарист? И на что он намекал? На кокаиновые глюки Холмса или что?


:D Да уж, выглядит очень странно)

Спасибо за "летучую рыбу") Погляжу
Яндекс.Метрика