Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Это, как я уже говорила, довольно проходная статья, а точнее даже глава вот в этой книге Тревора Холла.



Кстати, иллюстрация для обложки выбрана довольно странная. Это же, если не ошибаюсь, отец и сын Треворы. Ну, и каким-то косвенным образом это, наверное, говорит о том, что в книге много страниц посвящено детским и юношеским годам Холмса.
Я предварительно кое-что еще скажу от себя.
На самом деле, я, как оказалось, уже переводила большую главу из этой книги "Ранние годы Шерлока Холмса". Не знала тогда, что это глава книги, это эссе я нашла в сборнике "Большая игра". Если кому интересно, то вот ссылка morsten.diary.ru/?tag=5587155 Там три части.
Это эссе мне очень тогда понравилось, потому что в нем не было никаких особых фантазий, все выводы автор делал исключительно, опираясь на цитаты из Канона.
И вот после той статьи поэтому в этой меня немного смутила отсылка к письму племянника Мориарти. "Большая игра", конечно, предполагает существование такого персонажа, но тут все же какая-то явная фантазия и для этого автора, как мне кажется, не особо свойственная.

В этой статье, собственно, в основном критика теории Баринг Гоулда, что Мориарти был домашним учителем Холмса. Мне это вообще казалось странным еще со времен "Семипроцентного раствора" Николаса Мейера, хотя я, конечно, не знала, что идея принадлежит Баринг Гоулду. Тем не менее, она дала пищу для фантазии целому ряду авторов и фикрайтеров, в том числе и слэшеров, и порой выглядит очень правдоподобной.

Еще, наверное, надо добавить, что Тревор Холл в ранних годах Шерлока Холмса" выдвинул предположение, что Холмс родом из Восточного Сассекса, поэтому он тут временами противопоставляет Сассекс Северному Йоркширу (по теории Баринг Гоулда). При том он смело говорит, что Холмс родился в 1852 году, хотя вроде большинство признает годом его рождения 1854-й.

Ну, и это вот, наверное, все, что можно добавить, а теперь сама статья. Она, возможно, не особо информативна, просто интересно было еще что-то почитать на тему "Мориарти - учитель Холмса")

Тревор Холл

Заметки о школьном обучении Шерлока Холмса


Многие биографы, за одним единственным исключением, обычно предпочитают избегать любых дискуссий об образовании юного Холмса перед тем, как он поступил в университет. Гевин Бренд писал:

«Очень жаль, что мы ничего не знаем о школьных годах юного Шерлока. Был ли он одаренным ребенком или же не обнаруживал выдающихся способностей, которые развил позже в течение своей жизни? Увы, в то время рядом с ним не было Уотсона, который мог бы рассказать нам об этом. Мы не можем ответить на вопрос, играли или нет его школьные учителя роль, которая позже принадлежала неудачливой команде из Скотленд-Ярда. В любом случае чувствуется, что он не мог быть совершенно обычным учеником.»


Сэр Сидни Робертс также уклонился от этой важной темы:


«Но возвращаясь к воспитанию Холмса, очень мало, что можно заключить о его раннем образовании. Если, подобно Уотсону, он посещал одну из хорошо известных государственных школ, то трудно поверить, что Уотсон ни разу не воспользовался случаем упомянуть об этом.»

Мистер Томас Блейкни не стал пускаться в рассуждения:

«О школьной жизни Холмса нам ничего неизвестно, но когда пришло время, он поступил в один из наших университетов.»


Все три исследователя не смогли оценить огромное значение того, что в Каноне отсутствуют сведения о столь важном предмете, и что, надеюсь, мне удастся вам продемонстрировать.
С другой стороны, Уильям Баринг Гоулд сказал нам, что «за всю жизнь Шерлок посещал обычную английскую школу в общей сложности всего три года». По его мнению, два из них юный Холмс провел, будучи «учеником, посещающим в дневное время школу-интернат», находившуюся в шаговой доступности от Пинчин-лейн, в Ламбете, где согласно мистеру Баринг Гоулду Шерлок водил дружбу со «старым Шерманом, натуралистом и чучельщиком». Это не очень легко согласовывается с утверждением Баринг Гоулда, приведенным на той же странице его глубокомысленной биографии Холмса, о том, что в этот период «Шерлок был болен, проведя несколько месяцев спальне, в мансарде, где находился его дортуар», и эта фраза говорит о том, что он не только посещал школу, но и жил там. Однако, возможно, что мистер Баринг Гоулд тем самым ясно дал понять, что для этой теории посещения Холмсом школы-интерната, он не полагался ни на какие доказательства, кроме той одобрительной фразы о школах, сказанной Холмсом Уотсону, когда они «мчались в портсмутском поезде» по дороге от Уокинга к вокзалу Ватерлоо, после того, как откликнулись на призыв о помощи от школьного приятеля Уотсона Перси (Головастика) Фелпса из министерства иностранных дел. Холмс был погружен в глубокую задумчивость, и едва ли произнес хоть одно слово, пока они не проехали узловую станцию Клэпем :


«- Очень интересно подъезжать к Лондону по высокому месту и смотреть на дома внизу.
Я подумал, что он шутит, потому что вид был совсем непривлекательный, но он тут же пояснил:
- Посмотрите вон на те большие дома, громоздящиеся над шиферными крышами, как кирпичные острова в свинцово-сером море.
- Это казенные школы.
- Маяки, друг мой! Бакены будущего! Коробочки с сотнями светлых маленьких семян в каждой. Из них вырастет просвещенная Англия будущего.»


В отношении этой теории я все же хоть и довольно миролюбиво,но не соглашусь с мистером БарингГоулдом. Я уже указал на довольно веский аргумент в рассказе «Обряд дома Месгрейвов», в котором Холмс сам сказал Уотсону, что впервые приехал в Лондон, покинув университет в 1874 году, и в любом случае я думаю, что Баринг Гоулд опирался на нечто большее, нежели лишь на это похвальное слово Холмса школам-интернатам. Я порой выражал свое одобрение по поводу наличия исправительных центров, где содержатся юные правонарушители, но был бы очень огорчен, если бы Баринг Гоулд счел это доказательством того, что некогда я пребывал там и сам.
«Судя по всему, после того, как Шерлок поправился после тяжелой болезни, родители увезли его на ферму «Майкрофт» в Йоркшире (где он, собственно, и родился по словам БарингГоулда). Там он около года посещал среднюю школу, расположенную в близлежащем городке, старинном тихом местечке.»
Я уже предположил, что заманчивая теория о том, что Холмс был уроженцем Северного Райдинга в Йоркшире, не имеет под собой никакого основания. Ни один йоркширец никогда не станет говорить о Дербишире, который находится в самом сердце центральных графств , как о «Севере Англии» или (что еще хуже) о Норфолке, как о «севере». Поэтому боюсь, что год, проведенный Холмсом в средней школе в Северном Йоркшире это уже перебор, равно, как и другие измышления относительно его предполагаемого рождения в «Майкрофте».
Теория Баринг Гоулда относительно финального этапа образования Шерлока перед его поступлением в университет была довольно захватывающей. Он предположил, что отец Холмса «летом 1872 года нанял весьма необычного учителя», который приехал на ферму «Майкрофт», чтоб учить Шерлока математике:

«Профессор Джеймс Мориарти был очень высоким и очень худощавым, с сутулыми из-за многочасовых занятий плечами, выпуклым белым лбом и глубоко посаженными глазами. В те времена, когда ему было только двадцать шесть, в его волосах уже была седина. Говорил он напыщенно, был чисто выбрит, бледен и имел аскетический вид, как и надлежит ученому. Но общее впечатление благородного достоинства несколько портила его голова, которая выдавалась вперед и неестественно покачивалась из стороны в сторону, точно у змеи.»


Мистер Баринг Гоулд ,как до него – Уотсон , рассказал нам, , что в 1867 году учитель Холмса, когда ему был двадцать один год, написал трактат о биноме Ньютона, который снискал в Европе большую известность. И в силу этой известности он получил кафедру математики в одном из наших провинциальных университетов. «Там, - писал Баринг Гоулд, - он вскоре создал свой magnum opus – работу, благодаря которой, несмотря на ту дурную славу, что позже окружила его имя, он снискал всемирную и нерушимую известность. Он стал автором «Динамики астероида».
Так как Мориарти стал профессором примерно в возрасте двадцати одного года и написал свой magnum opus вскоре после того, как занял свой пост в университете, то (если верить Баринг Гоулду) из этого следует, что когда он стал наставником Холмса, он был уже одним из ведущих и самых превосходных математиков своего времени. По собственным словам Холмса, он был «знаменитым автором «Динамики астероида», в которой вознесся на такие высоты чистой математики, что в научном мире, говорят, не было человека, который способен был бы подвергнуть ее критике». Трудно поверить, что сквайр Холмс нанял бы математика такого уровня в качестве учителя для мальчика в возрасте Шерлока. Цитируя предшественника Холмса, Огюста Дюпена, я бы сказал, что предположение о том, что профессор Мориарти был учителем Холмса, было подсказано "скорее неожиданностью и мелодраматичностью этой идеи, нежели ее правдоподобием», что делало ее столь привлекательной в глазах Баринг Гоулда.
Конечно же, можно выдвинуть предположение, что Мориарти уже был вынужден оставить свой пост в университете, когда принял предложение отца Холмса:

«Но у этого человека наследственная склонность к дьявольской жестокости. В его жилах течет кровь преступника. И его необыкновенный ум не только не умеряет, но даже усиливает эту склонность и делает ее еще более опасной. Темные слухи поползли о нем в том университетском городке, где он преподавал, и , в конце концов, он был вынужден оставить кафедру.»


Однако, все сказанное выше никак не подтверждает теорию Баринг Гоулда, ибо он сообщил нам, что Шерлок и его преподаватель испытывали друг к другу антипатию и это начинание оказалось весьма безуспешным, и Мориарти «вскоре покинул ферму «Майкрофт» и вернулся к своим академическим занятиям».
Правда, есть несколько опубликованных фактов, которые отнюдь не противоречат теории Баринг Гоулда. Один из самых интересных документов, опубликованных в последние годы и имеющих отношение к профессору Мориарти, - это письмо доктору В.С.Бристоу от мистера Джеймса Мориарти, полученное им в августе 1960 года. В этом длинном послании племянник профессора Мориарти рассказал о некоторых подробностях жизни своего печально знаменитого дяди, которые до сих пор были неизвестны исследователям. К чести Баринг Гоулда надо отметить, что племянник профессора оценил указанную им дату рождения «около 1846 года», и она прекрасно согласуется с 1867 годом, который был упомянут Баринг Гоулдом, как год, в который Мориарти в возрасте двадцати одного года опубликовал трактат о биноме Ньютона. Мистер Джеймс Мориарти сказал, что в этот период его дядя испытывал нужду в деньгах:

«В этот период он жил искусством и научными изысканиями. И то и другое требовало средств. Ему нужны были приборы, которые его скромный университет не мог себе позволить, а любовь к искусству выражалась в приобретении картин Грёза и других художников, стоящих многие тысячи фунтов. Его страстные амбиции взяли над ним верх, и он посвятил свои поразительные способности преступной деятельности. И, в конце концов, по городу поползли темные слухи, и даже без каких-то особых доказательств, их было достаточно, чтобы профессор лишился своего поста в университете.»


Полагаю, исходя из этого, можно было бы утверждать, что у профессора Мориарти был мотив попытаться заработать какие-то деньги честным путем, в качестве частного преподавателя во время каникул, до того, как он решил встать на путь преступления, хотя нельзя всерьез предполагать, что Мориарти считал, будто он за несколько недель в Йоркшире, где денежные траты являются предметом серьезного беспокойства, сможет заработать сумму, которая будет значительным вкладом в приобретение картины Грёза.
В дополнение к фундаментальным возражениям против идеи ранних отношений между Холмом и Мориарти существует целый ряд других фактов, которые опровергают ее. Так, например, Холмс родился в 1852 году и поступил в университет в 1870-м, поэтому нанимать ему учителя в 1872 году было уже поздно. А текст рассказа «Последнее дело Холмса» довольно решительно указывает на то, что визит Мориарти к Холмсу был их первой встречей лицом к лицу:


«Его колючие глаза так и впились в меня.
-У вас не так развиты лобные кости, как я ожидал, – сказал он, наконец.»


Более того, кажется невероятным, чтоб в двух пространных повествованиях о жизни Мориарти, которые Холмс поведал Уотсону в «Последнем деле Холмса» и в «Долине ужаса» не было бы упомянуто о столь примечательном стечении обстоятельств, как обучение у Мориарти в юности, если бы такое происходило в реальности.
Когда я перед этим обсуждал родителей Холмса, то позаимствовал у мисс Дороти Сейерс аргумент, названный ею « очаровательной остротой, которую отец Рональд Нокс остроумно окрестил «Шерлокисмусом», цитируя (или, скорее, несколько переиначивая, как сделал перед тем и преподобный Нокс) хорошо известный пример «странного поведения собаки в ночь преступления» из «Серебряного». Собака ничего не делала, и это-то и было столь же странно, как и тот факт, что на протяжении всех записанных разговоров с Уотсоном Холмс ни разу не упоминал свои школьные годы. И если учесть, что Уотсон откровенно делился с Холмсом подробностями своих собственных школьных лет, даже такой деталью, как его номер в школьной раздевалке, то здесь напрашивается вывод, что Холмсу просто нечем было поделиться в ответ, и я полагаю, все дело именно в этом.
В колледже у Холмса появилось несколько друзей, но более всего его привлекал Реджинальд Месгрейв, который также «не пользовался особой популярностью среди студентов». Месгрейв, как и Холмс, воспитывался в загородном доме в Сассексе, и это было одним из тех первых вещей, которые их объединили. Кроме того, Месгрейв не был членом какой-либо группировки в университете, сложившейся еще со школьных лет, ибо получил образование у частного учителя дома:

«Когда мой домашний учитель задавал мне задачи по тригонометрии, они всегда были построены на измерениях высоты. Поэтому я еще мальчиком измерил каждое дерево и каждое строение в нашем поместье.»

И вполне резонно будет предположить, что не слишком большая популярность среди сверстников самого Холмса объяснялась тем фактом, что он и сам обучался дома, что было еще одним связующим звеном между ним и Месгрейвом.
Я нахожу дополнительное подтверждение выводу, что Холмс не посещал школу, в том факте, что в отличие от любителя регби Уотсона, он не проявлял особого интереса к спорту, который является неотъемлемой частью школьной жизни. Хорошо известно его мастерство боксера, и в предыдущей своей работе я уже предполагал, что весьма вероятно, что он добился его в дружеских поединках с деревенскими чемпионами в поместье своего отца. Стрельбе из револьвера его, видимо, научил отец или преподаватель. Но тут я нахожу крайне существенным и убедительным, что Холмс удивил Сирила Овертона своим полным равнодушием к регби:

«В таком случае, надо полагать, что имя Сирила Овертона вам также ни о чем не говорит?
Холмс с добродушной улыбкой покачал головой.
– О боже! – вскричал атлет. – Ведь я был первым запасным в матче Англия – Уэльс, а с этого года капитан университетской команды. Но это неважно. Не думал я, что в Англии найдется хоть один человек, который не слышал о Годфри Стонтоне. Ведь это знаменитый трехчетвертной – гордость Кембриджа и Блэкхита, участник пяти международных встреч! Боже мой! Мистер Холмс, где вы были все это время?»



Подводя итог, скажу, что согласен с Баринг Гоулдом в том, что у Холмса был домашний учитель, но я не верю в то, что это был профессор Мориарти. Думаю, что именно этот учитель дал Холмсу то образование, которое он получил до поступления в университет, и все это происходило довольно длительное время в Восточном Сассексе, а вовсе не было несколькими неделями подготовки к экзаменам в Северном Йоркшире. После чего, как всем известно, Холмс поступил в университет, и этот крайне интересный период его жизни будет в свое время надлежащим образом исследован.




@темы: Детство, Шерлок Холмс, Баринг Гоулд, Тревор Холл, Шерлок Холмс с Бейкер-стрит, Профессор Мориарти, Исследования

Комментарии
14.11.2021 в 20:27

Ну, мне кажется, что все довольно логично. А идея с Мориарти мне никогда ненравилась.
14.11.2021 в 20:44

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Да, согласна. Мне тоже такая идея казалась странной, но в "Семипроцентном растворе" все настолько необычно, что уже ничему не удивляешься. А вот просто так ни с того, ни с сего это , конечно, очень сомнительно.
15.11.2021 в 07:49

На мой вкус "7%-ный раствор" так захватывает сюжетом, что там можно и это принять, видно же, что голимая альтернативка. И Фрейд, и Мориарти.... Это все равно что "Шерлок Холмс и Призрак оперы" или что-нибудь в этом роде. Почитать очень интересно. Но вот для Канона... как-то эта идея именно туда у меня не впихивается.
15.11.2021 в 10:27

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Ну, я , вообще-то не считаю, что в "Растворе" есть что-то уж очень фантастическое. Наркомания Холмса - вполне реальная штука. Ну, отсюда и Фрейд появляется уже вполне логично.
Мориарти в качестве учителя Холмса, конечно, момент сомнительный. Но иногда эта идея обыгрывается довольно интересно)
16.11.2021 в 07:11

Но иногда эта идея обыгрывается довольно интересно)

Именно что иногда. Я не против иногда, я против считать это доказанным вариантом.
16.11.2021 в 10:06

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Согласна, это явная фантазия.
Яндекс.Метрика