Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
И до кучи еще одна небольшая статья все из того же первого номера "SH magazine"
Это даже не статья, а что-то типа редакторской колонки. И внимание мое она привлекла потому, что это Дэвис. В какой-то степени имя знаковое, и признанный авторитет. Это нечто вроде приветствия читателям нового журнала, и я решила его привести здесь, как один из примеров публикаций в этом журнале.
Все фотографии взяты из самой статьи.
Шерлокианские наброски
Дэвид Стюарт Дэвис
Мысль, которая интригует меня в этот момент, это то, что заставило вас прочесть этот журнал. Я понимаю, что если говорить простым языком, то ответ будет: Шерлок Холмс. Но почему Шерлок Холмс? Что есть такого в этом литературном герое, созданном молодым врачом более 120 лет назад, что так притягивает вас? Иначе говоря – почему нормальные, здравомыслящие и умные люди находят старого Шерлока таким привлекательным? Конечно, на эту загадку есть несколько шаблонных ответов, которые можно было бы извлечь на свет божий, и так я и сделаю.
Здесь разыгрывается беззаботная академическая игра, затеянная Рональдом Ноксом, которая требует от читателя расследовать аномалии и упущения в рассказах, в силу какой-то оплошности пера Уотсона. Последователи этих изысканий стремятся выдвинуть теории относительно какого-нибудь неясного момента – а именно ,сколько раз был женат Уотсон, в каком университете учился Холмс, кто такая миссис Тернер, которая, казалось, проживала в доме 221б во время дела «Скандал в Богемии», но потом больше никогда не упоминалась, и почему обоих братьев Мориарти звали Джеймсами? Тест должен быть проанализирован и препарирован, чтобы найти ответы на все вопросы.
Еще одним привлекающим нас аспектом холмсианского канона является наслаждение тем временем, чудесной атмосферой и вызывающим воспоминания творчеством поздней викторианской эпохи. Это мир, где независимо от того, какие бы гнусные деяния ни совершались, главный поборник закона и порядка своего поколения всегда рядом, чтобы все исправить. Перед нами предстает Англия с густыми клубящимися туманами, когда "свет газовых фонарей не различить с расстояния двадцати шагов", опиумными притонами, коварными злодеями из всех классов общества. В обществе легендарных обитателей Бейкер-стрит мы путешествуем в кэбе по темным мощеным улицам, зная, что игра продолжается. И поступая таким образом, мы сбрасываем оковы сегодняшнего дня и можем с трепетом наблюдать за приключениями Шерлока Холмса и его близкого друга доктора Уотсона. Погрузившись в эти славные рассказы, мы возвращаемся в волшебное детство. Сам сэр Артур указал, что рассказы были написаны для того, чтобы доставить удовольствие “мальчику, который уже наполовину мужчина, и мужчине, который еще наполовину мальчик”.
Или, может быть, то, что действительно приводит вас в трепет, - это драматические воплощения рассказов о Холмсе с участием целого ряда харизматичных актеров от Уильяма Джиллета до Эйла Норвуда, Артура Уонтнера, Бэзила Рэтбоуна, Питера Кушинга, Дугласа Уилмера, Джереми Бретта и Бенедикта Камбербэтча.
Эти динамичные актеры облекают плотью смутный образ человека с книжной страницы, и он становится реальным. В моем собственном случае, примерно в возрасте двенадцати лет, я натолкнулся на "Собаку Баскервилей" на полках школьной библиотеки (на повесть, а не само чудовище), и в это же время увидел по телевизору фильмы Рэтбоуна. Это двойное событие сделало меня шерлокианским рабом (буквально продало меня в шерлокианское рабство) на всю жизнь.
Также удивительно то, что существует универсальная невидимая связь, которая связывает поклонников Шерлока Холмса и его мир. По всей планете существует множество обществ и групп, которые встречаются и говорят о Шерлоке, наслаждаясь замечательным спонтанным чувством товарищества, порожденным человеком в дирстокере. Люди из всех слоев общества, из всех стран находят быстрое взаимопонимание и мгновенно становятся друзьями при встрече друг с другом. Как будто мы все являемся членами совершенно особого клуба. И, на самом деле, так оно и есть!
Итак, какой бы конкретный сюжет из рассказов о Холмсе вас ни привлек, добро пожаловать в этот журнал.
Я хотел бы завершить свою первую колонку вот этим замечанием. Хотя я перечислил несколько аспектов мира Шерлока Холмса и историй, которые, могли вызвать у вас интерес, все они могут служить ответом на мой вопрос “почему Шерлок Холмс?”. Но я бы также предположил, что есть что-то еще. Это то, что скрыто в глубине души и не поддается описанию. Мы знаем, что это значит для нас, мы чувствуем это, мы все разделяем это, но, в конце концов, это слишком неуловимо, слишком дорого, чтобы выразить словами. Мы храним это в нашем сердце и памяти. Вот почему я считаю, что на такой вопрос нет по-настоящему подходящего ответа - только ощущение. И поскольку вы - Шерлокианцы, я уверен, вы понимаете, что я имею в виду.
Это даже не статья, а что-то типа редакторской колонки. И внимание мое она привлекла потому, что это Дэвис. В какой-то степени имя знаковое, и признанный авторитет. Это нечто вроде приветствия читателям нового журнала, и я решила его привести здесь, как один из примеров публикаций в этом журнале.
Все фотографии взяты из самой статьи.
Шерлокианские наброски
Дэвид Стюарт Дэвис
Мысль, которая интригует меня в этот момент, это то, что заставило вас прочесть этот журнал. Я понимаю, что если говорить простым языком, то ответ будет: Шерлок Холмс. Но почему Шерлок Холмс? Что есть такого в этом литературном герое, созданном молодым врачом более 120 лет назад, что так притягивает вас? Иначе говоря – почему нормальные, здравомыслящие и умные люди находят старого Шерлока таким привлекательным? Конечно, на эту загадку есть несколько шаблонных ответов, которые можно было бы извлечь на свет божий, и так я и сделаю.
Здесь разыгрывается беззаботная академическая игра, затеянная Рональдом Ноксом, которая требует от читателя расследовать аномалии и упущения в рассказах, в силу какой-то оплошности пера Уотсона. Последователи этих изысканий стремятся выдвинуть теории относительно какого-нибудь неясного момента – а именно ,сколько раз был женат Уотсон, в каком университете учился Холмс, кто такая миссис Тернер, которая, казалось, проживала в доме 221б во время дела «Скандал в Богемии», но потом больше никогда не упоминалась, и почему обоих братьев Мориарти звали Джеймсами? Тест должен быть проанализирован и препарирован, чтобы найти ответы на все вопросы.
Еще одним привлекающим нас аспектом холмсианского канона является наслаждение тем временем, чудесной атмосферой и вызывающим воспоминания творчеством поздней викторианской эпохи. Это мир, где независимо от того, какие бы гнусные деяния ни совершались, главный поборник закона и порядка своего поколения всегда рядом, чтобы все исправить. Перед нами предстает Англия с густыми клубящимися туманами, когда "свет газовых фонарей не различить с расстояния двадцати шагов", опиумными притонами, коварными злодеями из всех классов общества. В обществе легендарных обитателей Бейкер-стрит мы путешествуем в кэбе по темным мощеным улицам, зная, что игра продолжается. И поступая таким образом, мы сбрасываем оковы сегодняшнего дня и можем с трепетом наблюдать за приключениями Шерлока Холмса и его близкого друга доктора Уотсона. Погрузившись в эти славные рассказы, мы возвращаемся в волшебное детство. Сам сэр Артур указал, что рассказы были написаны для того, чтобы доставить удовольствие “мальчику, который уже наполовину мужчина, и мужчине, который еще наполовину мальчик”.
Или, может быть, то, что действительно приводит вас в трепет, - это драматические воплощения рассказов о Холмсе с участием целого ряда харизматичных актеров от Уильяма Джиллета до Эйла Норвуда, Артура Уонтнера, Бэзила Рэтбоуна, Питера Кушинга, Дугласа Уилмера, Джереми Бретта и Бенедикта Камбербэтча.
Эти динамичные актеры облекают плотью смутный образ человека с книжной страницы, и он становится реальным. В моем собственном случае, примерно в возрасте двенадцати лет, я натолкнулся на "Собаку Баскервилей" на полках школьной библиотеки (на повесть, а не само чудовище), и в это же время увидел по телевизору фильмы Рэтбоуна. Это двойное событие сделало меня шерлокианским рабом (буквально продало меня в шерлокианское рабство) на всю жизнь.
Также удивительно то, что существует универсальная невидимая связь, которая связывает поклонников Шерлока Холмса и его мир. По всей планете существует множество обществ и групп, которые встречаются и говорят о Шерлоке, наслаждаясь замечательным спонтанным чувством товарищества, порожденным человеком в дирстокере. Люди из всех слоев общества, из всех стран находят быстрое взаимопонимание и мгновенно становятся друзьями при встрече друг с другом. Как будто мы все являемся членами совершенно особого клуба. И, на самом деле, так оно и есть!
Итак, какой бы конкретный сюжет из рассказов о Холмсе вас ни привлек, добро пожаловать в этот журнал.
Я хотел бы завершить свою первую колонку вот этим замечанием. Хотя я перечислил несколько аспектов мира Шерлока Холмса и историй, которые, могли вызвать у вас интерес, все они могут служить ответом на мой вопрос “почему Шерлок Холмс?”. Но я бы также предположил, что есть что-то еще. Это то, что скрыто в глубине души и не поддается описанию. Мы знаем, что это значит для нас, мы чувствуем это, мы все разделяем это, но, в конце концов, это слишком неуловимо, слишком дорого, чтобы выразить словами. Мы храним это в нашем сердце и памяти. Вот почему я считаю, что на такой вопрос нет по-настоящему подходящего ответа - только ощущение. И поскольку вы - Шерлокианцы, я уверен, вы понимаете, что я имею в виду.
Вполне справедливо и правдоподобно.
Только хочется повторить слова из старого-старого сов. фильма - еще довоенного, 30-х голов:
"Ты хорошо сказал... Но как ты МАЛО [о нем] сказал!"
Тут только баллады писать...
Или просто - помнить. В глубине своего сердца.
Спасибо, что перевели столь интересную статью!
Мне очень понравилось, что он сказал в конце, что есть что-то еще, чего не выразить словами, и, наверное, это и не нужно)
Рада, что статья понравилась)
Безусловно, для архивного хранения.
Захотелось даже коллаж сделать, объединив фото всех исполнителей - "целого ряда харизматичных актеров", - которых Автор упоминает в своей заметке.
Вот что получилось:
ibb.co/khLM2kw
Но, если честно, я ничего особенного в этой статье не увидела, кроме очень искренней концовки, ибо, правда, есть тут много такого, что просто невозможно озвучить и как-то выразить и - да, это совсем и не нужно. Мы все друг друга поняли, ну, или почти все)
А во всем остальном вроде ничего нового.
Дэвис, конечно, спец по кино-Холмсам. А у меня лично с этим все не просто. Всегда считала, что главными для меня были книги, но "зажег" меня именно Ричардсон и на этой волне все это уже стало чем-то большим, чем просто любимые книги. Потом с небольшим перерывом появился в моем мире сериал с Ливановым, который всегда существовал параллельно книгам и, наверное, частично он у меня с Холмсом ассоциировался с некоторой оговоркой, и произошло это исключительно, благодаря Соломину и их отношениям в сериале, один Ливанов меня бы точно в восторг не привел. Сейчас, кстати, то же самое в отношении Рэтбоуна. Он прекрасный Холмс, да, но пересматривать фильмы тянет именно из-за их отношений с Брюсом. В этом отношении Масленников был очень прав, нужен Уотсон и даже очень. Хотя, с одной стороны, может, наверное, появиться такой кино-Холмс - еще лучше, чем Бретт, - который будет весьма самодостаточен для зрителя . А с другой - для меня всегда очень важен Уотсон и в книгах, и само собой в пастишах-фанфиках - важен его голос, его восприятие, его чувства, важен Холмс, на которого я смотрю его глазами, потому что это любящие глаза.
Потом был, конечно, очень важный и длительный период увлечения Гранадой и открытия ее для себя. Когда у меня в голове и ощущениях поменялась вся пластика, и природа, и бог знает, что еще. Но тоже были оговорки)
Но сейчас после всех этих взлетов и, увы, падений пришла к выводу, что идеала нет. И книжный Холмс в этом отношении пока остается недосягаемым. Книги отдельно, кино - отдельно. Сейчас с огромным удовольствием смотрю фильмы Рэтбоуна и что-то пишу и перевожу по ним, но это опять таки, как отдельная грань.
Мне очень нравится Холмс Уонтнера - очень мягкий, не лишенный юмора, очень любящий своего Уотсона, жаль, что фильмов было мало.
Но всегда удивлял восторг в отношении Холмса Уилмера. Я, правда, посмотрела только раз - надо все это сделать смотрибельным, то бишь перевести субтитры, тогда можно делать более точные выводы. Но это все же очень своеобразный Холмс, и почти уверена, что эти фильмы видел Ливанов - интересное сходство в подходе к роли.
А у Дэвиса вообще, конечно, много статей и интервью, надо будет по ним пройтись.
Это не истории об __одном__ человеке, сыгранные разными актерами (как, скажем, Гамлета играют).
Это "реинкарнации" из разных вселенных, если можно так выразиться.
Так что можно любить - разных, потому что это не один человек.
И Холмс Рэтбоуна - совершенно не похож на викторианского Холмса Бретта. Они же из разных миров! И люди разные!
В Бретте порой какая-то трагичность чувствуется... Ну, на мой взгляд.
А Бэзил - точнее, его герой - вполне цельный и самодостаточный, и - на мой взгляд, конечно, - и Уотсон его, Н. Брюс - в его мире, - это так, домашний питомец (всегда вспоминаю английское: "Добрый человек добр даже к своей собаке"). Просто Доктор в ГРАНАДЕ - самостоятельная личность. А Брюс - так, набор реприз и клоунских выходок.
Я уж не говорю об Уотсоне - ДЖОНЕ - Мартина Фримана, который совершенно на равных с Шерлоком, просто у них там у каждого - своя роль: один - интеллектуал, "решатель вопросов", другой - практик, если дело касается "экшна": отстреляться, отбиться или оказать мед. помощь.
И при этом - существенная разница с Каноном: там всё же Уотсон - добрый друг, последователь и хроникер, невозможно представить, чтобы он командовал Холмсом или отодвигал его на второй план.
А ДЖОН по-военному "гаркнуть" может запросто. Есть в нем эта боевая "косточка", совершенно незаметная в прочих кино-Уотсонах. (За исключение Иэна Харта, пожалуй, где чувствуется, что это боевой офицер в прошлом с ого-го каким практическим опытом!)
В этом, наверное, самое удивительное в "кинохолмсиане": что она разделилась на самостоятельные истории о совершенно разных людях с одной и той же фамилией!
Забавно.
А еще в работе Бэзила здорово то, что он, вероятно, был первым, кто - во всяком случае, успешно, - Холмса осовременил, "прописав" его в том времени, в котором жил сам.
Так они и стоЯт на страже: каждый - вверенной ему эпохи!
Классика - Бретт,
борьба с фашизмом Второй мировой - Рэтбоун,
и сложные проблемы нашего безумного времени - Бенедикт Камбербэтч (этот в паре с Джоном-Фриманом, конечно!)
Не удивлюсь, если в будущем появится, скажем, Холмс на Марсе... Или на какой-нибудь космической станции.
И ведь прекрасно впишется!
Есть много других, большая часть которых более или менее из единой вселенной.
Хотя я закрываю глаза на современность Рэтбоуна в большей части его фильмов. Особенно, если учесть, что он был первым викторианским Холмсом, а до него все Холмсы были современными. И я тут сравнивать никого не хочу, но Уонтнер был превосходным предшественником Рэтбоуна и тоже современным Холмсом, хоть временами и в дирстокере и в галстуке на старинный манер.
Ну, а любить-то можно всех, кто же возражает. Просто чаще всего люди ищут того, кто лучше воплощает любимый образ и современный антураж - по крайней мере, у Рэтбоуна с Уонтнером - этому совсем не мешает.
В Бретте порой какая-то трагичность чувствуется... Ну, на мой взгляд.
Господи, конечно! Еще какая... Она, конечно, есть и в Каноне, разумеется, в более скрытом виде. Вот этого не хватает в Рэтбоуне, хотя есть это и там, если приглядеться.
Насчет Брюса спорить не буду, но без него фильмов бы не было, на этого самодостаточного человека смотреть было бы не особенно интересно. Кстати, самого Рэтбоуна эта самодостаточность довольно сильно раздражала. Но какой поразительный домашний питомец, что при виде на него у человека светлеет лицо, и он взгляд от него оторвать не может...Вот на это можно смотреть с огромным удовольствием и это - "вечное". Главное в лучших фильмах о Холмсе.
Не удивлюсь, если в будущем появится, скажем, Холмс на Марсе... Или на какой-нибудь космической станции.
Уже есть, насколько я знаю, да и Спок говаривал о фразе своего предка, "что если отбросить все невозможное, то, что останется и будет истиной, какой бы поразительной, она не была". Но это точно не мое.
Это, наверное, потому, что подобные "метаморфозы" пишутся на строго определенных актеров, а не "на предъявителя".
Все те корифеи, которых мы упоминали ранее, всё же сыграли - и всё, не перевернув при этом ткань вселенной. ))))
Но бывает иначе...
Вот что меня, помимо всего прочего, так по-хорошему удивило в работе BBC One с их "ШЕРЛОКОМ - это то, что они так угадали с актерами. Я, наверное, и не вспомню ничего похожего - ну, то есть, мало того, чтоб потом всколыхнулась такая волна фикрайтерства, так еще и чтобы оставили именно всё присущее данным АКТЕРАМ - то, что те вложили в свою работу, - и настолько наплевали на сам сюжет. И чтоб так потом мотало эти самые образы-"маски" (именно в данном исполнении, абсолютно узнаваемыми и именно такими, какие были представлены на экране), по векам и эпохам: от патриция Древнего Рима и ветерана римской когорты... До средневековых алхимиков... до эпохи Регентства... викторианства (но опять же - с поправкой именно на данные образы конкретных актеров!) - до спецназовцев и солдат в "горячих точках", куда для сложного и тайного расследование присылают умника из MI-6... Или даже просто люди и судьбы, без всякого экстрима и "экшна" - но от этого не менее впечатляющие и по-человечески понятные и трогательные: истории спортсменов (велогонщиков из "Тур де Франс", по ходу дела раскрывающих историю с допингом), теннисистов-профессионалов, врачей (а что там мозгами требуется шевелить, понятно после Хауса!)... Или даже истории о двух голливудских актерах столкнувшихся на съемочной площадке психологической драмы, так что это решительным образом меняет их судьбы... (И при этом ничего общего с судьбами самих исполнителей - Фримана и Камбербэтча, - нет, просто развитие того, какими они показали - задали - своих героев на экране!)
И, можете поверить, это вполне добротные вещи в смысле психологии и логики взаимоотношений! ibb.co/6sTVvkg
В общем, то ли би-би-сишные режиссеры и специалисты по кастингу так "попали в десятку"... То ли тут вообще феномен какой-то необъяснимый! ))
Ну, существует достаточно поклонников этих Холмсов.
Все те корифеи, которых мы упоминали ранее, всё же сыграли - и всё, не перевернув при этом ткань вселенной. ))))
Но бывает иначе...
Не соглашусь. Бретт произвел целую революцию и огромное количество работ писалось под вдохновением от его Холмса, он там конкретно проглядывает со страниц. Причем, наверное, такое было и сразу по выходу сезонов, и сильнейшие отголоски звучали с 2005 по 2011, после чего, во многом все, увы, перекрыл "Шерлок". Я говорю не как поклонник Бретта, а просто констатирую факт. Его влияние огромно.
Насчет "Шерлока" ничего сказать не могу - возможно, феномен. Лично я прочитала два-три фанфика на русском и мне этого хватило. Но когда кто-пишет: ищу фанфик, где Шерлок слепо-глухо-немой с рождения, а Джон - его врач - мне такое непонятно, и на мой взгляд, все это уже совсем из другой оперы. Но на вкус и на цвет...
Да, заявка довольно странная... Но и тут есть, о чем подумать. Драму - чисто человеческую - можно найти и в этом, стоит вспомнить судьбу вполне реальной Элен (Хелен) Келлер, которую м-р Твен называл самой удивительной женщиной, которую встречал в своей жизни. Она лишилась способности воспринимать мир не с рождения, но, не дожив до двух лет, переболела (вероятно, скарлатиной), получив тяжелое осложнение, в результате чего потеряла зрение и слух. Из-за этого она и говорить не могла, связи с миром – ноль.
К семи годам это был «звереныш», приводивший в ужас даже ее родителей…
А потом в ее жизни появилась учительница – Энн Салливан… Это был еще конец XIX века, никаких методик не было…
Но то, что удалось тогда сделать, оказалось прорывом в социальной педагогике и медицине.
Нет, зрение-слух Элен восстановить не могли.
Но она училась, овладела несколькими языками (по системе Брайля), писала книги, выступала как лектор и политическая активистка - против расизма, милитаризма и дискриминации женщин, была активным деятелем Американского союза защиты гражданских свобод.
За её заслуги в 1964 году Линдон Джонсон наградил её Президентской медалью Свободы. С 1980 года указом Джеймса Картера её день рождения отмечается как День Хелен Келлер.
...А на памятнике, посвященном ей, – маленькая девочка возле водоразборной колонки. Пальцы девочки сложены в знак, означающий слово «ВОДА» - первое слово, которое ее учительница смогла донести до ее закрытого до того момента сознания, – соединив ЗНАК со СМЫСЛОМ – с потоком воды, текущим из колонки…
Меня когда-то потрясла эта судьба.
Так что «заказ», вероятно, основывается на этом: изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах. И на том, как помощь извне позволяет раскрыться невиданным доселе талантам…
Но, разумеется, тут снова речь о конкретных актерах, которых зрители видят в особенных обстоятельствах.
И от темы «Шерлокианы» всё это весьма далеко!
Хотя, думаю, настоящий м-р Холмс этой американской методикой бы заинтересовался – он ведь был ее современником. А случай-то необыкновенный.
Похоже, все тут, в самом деле, завязано на актерах. Наверное, можно позавидовать такой увлеченности...
На актерах это, в самом деле, завязано. Только именно "ШЕРЛОК" сделал их мировыми звездами.
Оба очень талантливы, и сыграли немало запоминающихся ролей, но ведь именно участие в "ШЕРЛОКЕ" настолько привлекло к ним внимание!
Отсюда и этот феномен безумного фикрайтерства.