Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Несмотря на то, что я очень рвусь продолжить "Злостную клевету на инспектора Лестрейда", тут получается так, что надо закончить все дело с первым выпуском Baker Street Journal, а потом уже идти дальше. Поэтому будет еще два с половиной поста на эту тему.
Следующая статья одна из самых странных и, возможно таких, которых и выкладывать не стоит, потому что тут очень много неясного и узко профессионального. Но вот, тем не менее, решила выложить, как какую-то информацию для размышления и кроме того, тут будут некоторые дополнения на тему "Холмс и музыка". По крайней мере, для меня это точно было содержательно и познавательно, хотя я не везде тут увидела связь и точно мало, что поняла в музыкальных тонкостях этого самого "равного темперамента", и главное, какое оно точно имело отношение к игре Холмса) Вспомнилась цитата из Ольги Новиковой о том, что "Холмс не всегда был доступен", в смысле, уму даже того же Уотсона. Поэтому статья эта немного абракадабра) , но "в этом безумии есть метод". И я приложу еще некоторые познавательные подробности.
Шерлок Холмс и Равный Темперамент.
МУЗЫКАЛЬНАЯ СТОРОНА жизни Шерлока Холмса не преминула привлечь внимание исследователей, один из самых выдающихся из которых, мистер Харви Оффисер, уже представил шерлокианскому миру занимательный и прозорливый, но слишком краткий анализ некоторых музыкальных аномалий и парадоксов, которые выделяются на общем фоне повествований доктора Уотсона и это, как и во многих других случаях, представляет определенную сложность их толкования.
Никоим образом не пытаясь посягнуть на особый подход мистера Оффисера, я осмелюсь здесь высказать некоторые замечания в этой столь интересной области холмсианской науки; наблюдения вспомогательные и дополнительные, но не более того.
Мы впервые слышим о Холмсе-музыканте в самом началевеликой саги. В "Этюде в багровых тонах" нам рассказывают, что,как известно каждому исследователю, Холмс хорошо играл на скрипке, но, что у него была раздражающая привычка сидеть в кресле, положив скрипку на колени, и извлекать из нее длинную череду аккордов и аккордовых пассажей, водя смычком по струнам в этой совершенно неприемлемой позе.
Позже, в "Союзе рыжих", мы узнаем, что Холмс восхищался игрой мадам Норман Неруды, впоследствии леди Халле, знаменитой женщины-скрипачки, и ходил слушать ее в Сент-Джеймс-холл. Еще позднее в "Чертежах Брюса-Партингтона", мы узнаем о его исследованиях в сложной и трудной области исторического музыковедения, когда он анализировал вокальную полифонию великого контрапунктиста 16 века Орландо ди Лассо.
Теперь все эти указания - фактически все, что можно собрать из деталей, которых нас удостоил его немузыкальный биограф, - какими бы разрозненными,неполными и неудовлетворительными они ни были, ясно указывают на одну неоспоримую истину: Холмс был не просто музыкантом, но
музыкантом выдающихся способностей. Этот вывод подтверждается одним очень интересным фактом, до сих пор, по-видимому, упущенным из виду,который выясняется в результате изучения свидетельств. И заключается он в следующем: чтоу Шерлока Холмса и доктор Уотсона на Бейкер-стрит, 221Б не было ничего похожего на клавишный инструмент, ни фортепиано, ни фисгармонии (или “американского органа”). Это замечательный, весьма примечательный факт, который проливает свет на природу и масштаб музыкального таланта Холмса.
читать дальше
Каждый продвинутый музыкант согласится с утверждением, что ни одному скрипачу, достойному этого имени, никогда не пришло бы в голову играть без фортепиано, в равном темпераменте; хотя в тот самый момент, когда последний инструмент входит в музыкальную картину, например, когда должна быть исполнена соната для него и скрипки, скрипач обнаруживает, что волей-неволей играет в темперированной интонации. Но такой музыкант, как Холмс, несомненно, был знаком с великолепной литературой о музыке семнадцатого и восемнадцатого века для скрипки (и виолончели)без сопровождения фортепиано. И, может быть, можно осмелиться предположить, что в один из тех ранних вечеров на Бейкер-стрит, когда Холмс играл ряд аккордов, “иногда звучных и печальных”, иногда таких, «в которых слышалось неистовое веселье», он напоминал себе и, возможно, повторял знаменитую Чакону (по крайней мере, ее вводные части) из партиты ре минор Себастьяна Баха для скрипки. Любой музыкант, который когда-нибудь слышал, как ее исполняли Крейслер, Хейфец, Мильштейн или любой другой из ныне живущих мастеров игры на скрипке, тот точно поймет, что имеется в виду.
Привожу тут исполнение Чаконы. Мне подумалось, что этот скрипач играет вполне в духе Холмса)
Конечно, для доктора Уотсона ничто из этого не могло быть частью того, что он так наивно называет “пьесой или... чем-то, похожим на мелодию”. Ибо Босуэлл Холмса был на редкость немузыкальным. Он говорит нам, что Холмс мог исполнять ”скрипичные пьесы и довольно трудные“, и называет некоторыеиз них, такие, как «Песни» Мендельсона. И если это вообще что-то значит, то это означает, что Холмс играл Уотсону, чтобы успокоить его после утонченного полета музыки Баха , сыгранные без сопровождения фортепиано,«Песни без слов» Мендельсона, которые были написаны, разумеется, для фортепиано и потому были в полной гармонии. Должно быть, для Холмса это были довольно печальные концерты; и к чести не всегда признаваемой доброты его сердца следует отнести то, что он подобным образом страдал, возлагая порой свой музыкальный гений на алтарь филистимлян.
Для общего развития вот здесь пресловутые "Песни Медельсона". По моему скромному разумению одна скрипка звучала бы лучше.
Теперь мы переходим к вопросу, впервые упомянутому в этом эссе и аналогичным образом рассмотренному мистером Офисером. Это вопрос неприемлемого положения скрипки на коленях; то есть, неприемлемого для игры. Как говорит мистер Офисер, пусть это только попробует кто-нибудь сделать.
На самом деле, доктор Уотсон что-то запамятовал, когда писал о том, как впервые был свидетелем музыкальных упражнений своего друга, поскольку Холмс просто не мог этого сделать и поэтому он не стал бы играть в этой сомнительной неприемлемой позе. Если он и играл, то не на скрипке, “лежащей у него на коленях”. Как мы знаем, Уотсон не был силен в деталях, и поэтому критик вынужден предложить внести поправки, если не в сам текст, то в воспоминания биографа, сделав их более правдоподобными.
Я предполагаю, что Холмс, сидя в кресле, прижимал к груди нижнюю часть скрипки, подложив под нее левую руку, а пальцы этой руки, как обычно, лежали на грифе.Это позволило бы расположить скрипку к себе почти под прямым углом, когда он сидел в кресле, оставляя правую руку свободной для использования смычка, а его левая рука и кисть -, как отмечалось ранее,- были в равной степени свободны для манипуляций с грифом.
Теперь, я даже вспоминаю, что много лет назад встречал скрипача, который намеренно принимал именно такую позу для игры на своей скрипке и который таким образом привык играть самую сложную музыку. Поза выглядела очень неудобной, но он настаивал на том, что предпочитает ее, и, конечно, его выступление не оставляло впечатления, что он теряет какое-либо техническое преимущество.
Любопытное совпадение, что, когда я впервые встретился с ним в студии другого скрипача в Нью-Йорке, он продемонстрировал свои идеи, сыграв так от начала до конца, и к тому же превосходно, саму великую Чакону.
Исправление носит характер предположений, но я думаю, что в нем есть некоторые достоинства.
Такое положение могло бы легко ввести в заблуждение Уотсона, который, как подозревают, всегда был немного близорук, и для которого вся музыка выше уровня мюзик-холла была чем-то большим, чем просто загадкой.
И в качестве последнего подтверждения основного тезиса: нет никаких записей о том, что Холмс когда-нибудь покупал билеты, чтобы послушать Антона Рубинштейна, Ганса фон Бюлова или кого-либо другого из великих пианистов, которые в те дни каждый сезон приезжали в Лондон. Вероятно, он даже не потрудился сходить на симфонические концерты в Хрустальном дворце или на концерты оркестра Ганса Рихтера. Мы знаем, что время от времени он ходил с Уотсоном на вечер Вагнера в Ковент-Гардене: но ведь Вагнер был великим контрапунктистом. Холмсу даже нравилось время от времени слушать, как Жан де Рецке поет во Французской опере; но тогда у великого Жана был непередаваемый голос, и Уотсон, должно быть, любил его слушать. Холмс,
без сомнения, иногда мог мириться с де Рецке в “Фаусте” Гуно, потому что великолепного Жана также можно было услышать в "Тристане" и "Кольце Нибелунга". А Холмс был добросердечным человеком, когда дело касалось его Уотсона. Но мы можем быть уверены, что чистое великолепие вокальной полифонии было ближевсего его сердцу.
Музыкальный талант Шерлока Холмса был очень редким и замечательным. Как и обладающий им человек, он был единственный в своем роде.
***
Я бы, наверное, все же поспорила насчет оперы. Мне кажется, Холмс ее любил безотносительно Уотсона. Да и других музыкальных произведений это также касается.
По поводу Чаконы. Вспомнилась одна цитата из одной моей детской книги о композиторах "Любимые и другие".
«Те, кто слушал многих музыкантов, справедливо говорят: в мире был только один Бах» М. И. Адлунг, 1758 г.
Следующая статья одна из самых странных и, возможно таких, которых и выкладывать не стоит, потому что тут очень много неясного и узко профессионального. Но вот, тем не менее, решила выложить, как какую-то информацию для размышления и кроме того, тут будут некоторые дополнения на тему "Холмс и музыка". По крайней мере, для меня это точно было содержательно и познавательно, хотя я не везде тут увидела связь и точно мало, что поняла в музыкальных тонкостях этого самого "равного темперамента", и главное, какое оно точно имело отношение к игре Холмса) Вспомнилась цитата из Ольги Новиковой о том, что "Холмс не всегда был доступен", в смысле, уму даже того же Уотсона. Поэтому статья эта немного абракадабра) , но "в этом безумии есть метод". И я приложу еще некоторые познавательные подробности.
Шерлок Холмс и Равный Темперамент.
МУЗЫКАЛЬНАЯ СТОРОНА жизни Шерлока Холмса не преминула привлечь внимание исследователей, один из самых выдающихся из которых, мистер Харви Оффисер, уже представил шерлокианскому миру занимательный и прозорливый, но слишком краткий анализ некоторых музыкальных аномалий и парадоксов, которые выделяются на общем фоне повествований доктора Уотсона и это, как и во многих других случаях, представляет определенную сложность их толкования.
Никоим образом не пытаясь посягнуть на особый подход мистера Оффисера, я осмелюсь здесь высказать некоторые замечания в этой столь интересной области холмсианской науки; наблюдения вспомогательные и дополнительные, но не более того.
Мы впервые слышим о Холмсе-музыканте в самом началевеликой саги. В "Этюде в багровых тонах" нам рассказывают, что,как известно каждому исследователю, Холмс хорошо играл на скрипке, но, что у него была раздражающая привычка сидеть в кресле, положив скрипку на колени, и извлекать из нее длинную череду аккордов и аккордовых пассажей, водя смычком по струнам в этой совершенно неприемлемой позе.
Позже, в "Союзе рыжих", мы узнаем, что Холмс восхищался игрой мадам Норман Неруды, впоследствии леди Халле, знаменитой женщины-скрипачки, и ходил слушать ее в Сент-Джеймс-холл. Еще позднее в "Чертежах Брюса-Партингтона", мы узнаем о его исследованиях в сложной и трудной области исторического музыковедения, когда он анализировал вокальную полифонию великого контрапунктиста 16 века Орландо ди Лассо.
Теперь все эти указания - фактически все, что можно собрать из деталей, которых нас удостоил его немузыкальный биограф, - какими бы разрозненными,неполными и неудовлетворительными они ни были, ясно указывают на одну неоспоримую истину: Холмс был не просто музыкантом, но
музыкантом выдающихся способностей. Этот вывод подтверждается одним очень интересным фактом, до сих пор, по-видимому, упущенным из виду,который выясняется в результате изучения свидетельств. И заключается он в следующем: чтоу Шерлока Холмса и доктор Уотсона на Бейкер-стрит, 221Б не было ничего похожего на клавишный инструмент, ни фортепиано, ни фисгармонии (или “американского органа”). Это замечательный, весьма примечательный факт, который проливает свет на природу и масштаб музыкального таланта Холмса.
читать дальше
Каждый продвинутый музыкант согласится с утверждением, что ни одному скрипачу, достойному этого имени, никогда не пришло бы в голову играть без фортепиано, в равном темпераменте; хотя в тот самый момент, когда последний инструмент входит в музыкальную картину, например, когда должна быть исполнена соната для него и скрипки, скрипач обнаруживает, что волей-неволей играет в темперированной интонации. Но такой музыкант, как Холмс, несомненно, был знаком с великолепной литературой о музыке семнадцатого и восемнадцатого века для скрипки (и виолончели)без сопровождения фортепиано. И, может быть, можно осмелиться предположить, что в один из тех ранних вечеров на Бейкер-стрит, когда Холмс играл ряд аккордов, “иногда звучных и печальных”, иногда таких, «в которых слышалось неистовое веселье», он напоминал себе и, возможно, повторял знаменитую Чакону (по крайней мере, ее вводные части) из партиты ре минор Себастьяна Баха для скрипки. Любой музыкант, который когда-нибудь слышал, как ее исполняли Крейслер, Хейфец, Мильштейн или любой другой из ныне живущих мастеров игры на скрипке, тот точно поймет, что имеется в виду.
Привожу тут исполнение Чаконы. Мне подумалось, что этот скрипач играет вполне в духе Холмса)
Конечно, для доктора Уотсона ничто из этого не могло быть частью того, что он так наивно называет “пьесой или... чем-то, похожим на мелодию”. Ибо Босуэлл Холмса был на редкость немузыкальным. Он говорит нам, что Холмс мог исполнять ”скрипичные пьесы и довольно трудные“, и называет некоторыеиз них, такие, как «Песни» Мендельсона. И если это вообще что-то значит, то это означает, что Холмс играл Уотсону, чтобы успокоить его после утонченного полета музыки Баха , сыгранные без сопровождения фортепиано,«Песни без слов» Мендельсона, которые были написаны, разумеется, для фортепиано и потому были в полной гармонии. Должно быть, для Холмса это были довольно печальные концерты; и к чести не всегда признаваемой доброты его сердца следует отнести то, что он подобным образом страдал, возлагая порой свой музыкальный гений на алтарь филистимлян.
Для общего развития вот здесь пресловутые "Песни Медельсона". По моему скромному разумению одна скрипка звучала бы лучше.
Теперь мы переходим к вопросу, впервые упомянутому в этом эссе и аналогичным образом рассмотренному мистером Офисером. Это вопрос неприемлемого положения скрипки на коленях; то есть, неприемлемого для игры. Как говорит мистер Офисер, пусть это только попробует кто-нибудь сделать.
На самом деле, доктор Уотсон что-то запамятовал, когда писал о том, как впервые был свидетелем музыкальных упражнений своего друга, поскольку Холмс просто не мог этого сделать и поэтому он не стал бы играть в этой сомнительной неприемлемой позе. Если он и играл, то не на скрипке, “лежащей у него на коленях”. Как мы знаем, Уотсон не был силен в деталях, и поэтому критик вынужден предложить внести поправки, если не в сам текст, то в воспоминания биографа, сделав их более правдоподобными.
Я предполагаю, что Холмс, сидя в кресле, прижимал к груди нижнюю часть скрипки, подложив под нее левую руку, а пальцы этой руки, как обычно, лежали на грифе.Это позволило бы расположить скрипку к себе почти под прямым углом, когда он сидел в кресле, оставляя правую руку свободной для использования смычка, а его левая рука и кисть -, как отмечалось ранее,- были в равной степени свободны для манипуляций с грифом.
Теперь, я даже вспоминаю, что много лет назад встречал скрипача, который намеренно принимал именно такую позу для игры на своей скрипке и который таким образом привык играть самую сложную музыку. Поза выглядела очень неудобной, но он настаивал на том, что предпочитает ее, и, конечно, его выступление не оставляло впечатления, что он теряет какое-либо техническое преимущество.
Любопытное совпадение, что, когда я впервые встретился с ним в студии другого скрипача в Нью-Йорке, он продемонстрировал свои идеи, сыграв так от начала до конца, и к тому же превосходно, саму великую Чакону.
Исправление носит характер предположений, но я думаю, что в нем есть некоторые достоинства.
Такое положение могло бы легко ввести в заблуждение Уотсона, который, как подозревают, всегда был немного близорук, и для которого вся музыка выше уровня мюзик-холла была чем-то большим, чем просто загадкой.
И в качестве последнего подтверждения основного тезиса: нет никаких записей о том, что Холмс когда-нибудь покупал билеты, чтобы послушать Антона Рубинштейна, Ганса фон Бюлова или кого-либо другого из великих пианистов, которые в те дни каждый сезон приезжали в Лондон. Вероятно, он даже не потрудился сходить на симфонические концерты в Хрустальном дворце или на концерты оркестра Ганса Рихтера. Мы знаем, что время от времени он ходил с Уотсоном на вечер Вагнера в Ковент-Гардене: но ведь Вагнер был великим контрапунктистом. Холмсу даже нравилось время от времени слушать, как Жан де Рецке поет во Французской опере; но тогда у великого Жана был непередаваемый голос, и Уотсон, должно быть, любил его слушать. Холмс,
без сомнения, иногда мог мириться с де Рецке в “Фаусте” Гуно, потому что великолепного Жана также можно было услышать в "Тристане" и "Кольце Нибелунга". А Холмс был добросердечным человеком, когда дело касалось его Уотсона. Но мы можем быть уверены, что чистое великолепие вокальной полифонии было ближевсего его сердцу.
Музыкальный талант Шерлока Холмса был очень редким и замечательным. Как и обладающий им человек, он был единственный в своем роде.
***
Я бы, наверное, все же поспорила насчет оперы. Мне кажется, Холмс ее любил безотносительно Уотсона. Да и других музыкальных произведений это также касается.
По поводу Чаконы. Вспомнилась одна цитата из одной моей детской книги о композиторах "Любимые и другие".
«Те, кто слушал многих музыкантов, справедливо говорят: в мире был только один Бах» М. И. Адлунг, 1758 г.
Хоть во многом она, конечно, для профессиональных музыкантов… или, по крайней мере, для тех, кто знает хотя бы нотную грамоту.
Насчет Баха – очень здорово!
Давным-давно, со времен старых радиоспектаклей (а они были чудесны, изящны и интеллигентны: вот удивительно – почему на радио так хорошо получалось, а на ТВ… вышло то, что вышло? Ведь в тех радиопостановках чувствуется огромное уважение к оригиналу! И никаких «пародий» никто и не думал творить!)
Так вот – со времен тех радиоспектаклей это накрепко врезалось в память: что Холмс – это Бах, разумеется!
Ну, может, еще изломанный, нервный трагизм Паганини…
А те работы на радио начинались как раз с «Чаконы»!
Пляшущие человечки. Артур Конан Дойль. Радиоспектакль 1970 год.
www.youtube.com/watch?v=ph-THujxmXg
И скрипка всегда звучит!
Триумф Скотланд-Ярда («Подрядчик из Норвуда») Артур Конан Дойль. Радиоспектакль 1977год.
www.youtube.com/watch?v=BMkUYv__ATQ
Хорошо написана статься, только зачем же о Мендельсоне-то так? Почему это от его музыки можно "страдать"?
www.youtube.com/watch?v=TjXOYbhboxY
Для меня именно ЭТО исполнение – а играет тут 17-летний тогда Дэвид Гарретт – это тоже безусловный Холмс – одинокий мальчишка с одухотворенным лицом…
Нет, не тот, не из Канона, человек из Иной, параллельной вселенной. Но с тем же именем и фамилией – и наш современник. Нелюбимый социопат, которого так долго никто не желал признавать, и который после одиноких детства и юности все же смог найти близкого человека…
И, конечно же, Баха этот «однофамидец» тоже играл, а как же?
disk.yandex.ru/d/-zBr_Ni-YbOtww
Как жутко скрипит лестница под шагами Мориарти…
А он слышит – и продолжает играть, после секундной паузы.
И еще о Феликсе Мендельсоне Бартольди. Его называли «Моцартом XIX столетия». И он ведь был тем человеком, который немало сил отдал тому, чтоб вернуть современникам музыку Баха, почти позабытого тогда. А он, можно сказать, вернул его из забвения. М-р Холмс, полагаю, не мог этого не знать.
Да и с Англией композитор связан – его «Сон в летнюю ночь» - по Шекспиру! Полет эльфов («Скерцо»)…
И… вот они, «Песни без слов»:
www.youtube.com/watch?v=hBuDINtyICg
И что, от такой музыки можно «страдать»?!
Да это какой-то «Антон Иванович» писал, не иначе! (из тех, кому непременно нужно «встать и снять шляпу»).
Думаю, сам Иоганн Себастьян с ним бы не согласился! )))
www.youtube.com/watch?v=TPUGcjOX7MA
А еще, наверное, Бах – его «отстраненность и надмирность» – прекрасно отвечали характеру Великого Детектива.
Спасибо за перевод!
Вот, к примеру
Вспомнилась маленькая зарисовка на тему Баха
"Я удовлетворенно вздохнул, вслушиваясь в последний звучный аккорд Контрапункта 1. Взглянул с улыбкой на Холмса и с удивлением увидел, что он сидит, нахмурившись и барабаня пальцами по колену.
Хотя мы сидели в переднем ряду, во время репетиции люди часто разговаривали. Поэтому я тут же шепотом поинтересовался у него, в чем дело.
- Все не так, - прошептал он мне в ответ довольно резко, - у этого скрипача нет чувства синергизма, он не может быть одним целым с оркестром, играть в общей гармонии со всеми.
Взгляд его потемнел, когда он услышал, в каком ключе играет музыкант, о котором он говорил.
Когда Холмс встал и пошел к сцене, у меня невольно вырвался возглас.
- Нет, Холмс! – зашипел я, но мой друг уже поднимался по ступенькам и тут же бросил в лицо виртуозу свое возмущение. В ужасе я наблюдал, как эти двое начали спорить, отчаянно жестикулируя над пюпитром с нотами.
Я спрятал лицо в ладонях. Возможно, это была самая ужасная из эксцентричных выходок моего друга, но нечто подобное случалось довольно часто.
И тут мощные аккорды вступления заставили меня поднять глаза. У меня вырвался еще один возглас, теперь с квартетом играл Холмс, а его антагонист стоял у него за спиной с самым раздраженным видом.
У него были на это все основания, ибо пьеса звучала совсем по-другому теперь, когда играл мой друг. Он взглянул на меня, я улыбнулся. Когда дело касалось Баха, не было большего авторитета, чем Шерлок Холмс.Я удовлетворенно вздохнул, вслушиваясь в последний звучный аккорд Контрапункта 1. Взглянул с улыбкой на Холмса и с удивлением увидел, что он сидит, нахмурившись и барабаня пальцами по колену.
Хотя мы сидели в переднем ряду, во время репетиции люди часто разговаривали. Поэтому я тут же шепотом поинтересовался у него, в чем дело.
- Все не так, - прошептал он мне в ответ довольно резко, - у этого скрипача нет чувства синергизма, он не может быть одним целым с оркестром, играть в общей гармонии со всеми.
Взгляд его потемнел, когда он услышал, в каком ключе играет музыкант, о котором он говорил.
Когда Холмс встал и пошел к сцене, у меня невольно вырвался возглас.
- Нет, Холмс! – зашипел я, но мой друг уже поднимался по ступенькам и тут же бросил в лицо виртуозу свое возмущение. В ужасе я наблюдал, как эти двое начали спорить, отчаянно жестикулируя над пюпитром с нотами.
Я спрятал лицо в ладонях. Возможно, это была самая ужасная из эксцентричных выходок моего друга, но нечто подобное случалось довольно часто.
И тут мощные аккорды вступления заставили меня поднять глаза. У меня вырвался еще один возглас, теперь с квартетом играл Холмс, а его антагонист стоял у него за спиной с самым раздраженным видом.
У него были на это все основания, ибо пьеса звучала совсем по-другому теперь, когда играл мой друг. Он взглянул на меня, я улыбнулся. Когда дело касалось Баха, не было большего авторитета, чем Шерлок Холмс."
То, что скажу дальше, это, конечно, исключительно мое мнение, даже не столько мнение, сколько восприятие. В детстве не сильно любила слушать радиопостановки, хотя слушала иногда чисто случайно, как фон, бывало где-то на отдыхе, когда вечером в своем номере просто было нечего делать. И таким образом запомнились отрывки из "Анны Карениной" (читала Доронина) и "Двух капитанов". А потом классе, может, в шестом или седьмом заездила пластинку с "Островом сокровищ". Она меня заставила как-то иначе взглянуть на саму книгу, которую , правда, и без того очень любила. Но вот Плятт читал там доктора Ливси, который там, понятное дело, наверное, любимый герой, не считая капитана Смолетта) Помню, прочла когда-то, что доктор Ливси - это соединение в одном лице медицины и права, Шерлока Холмса и доктора Уотсона. Но я отвлеклась)
Голос Плятта все же для меня настолько узнаваем и присущ именно ему, что я не могу его воспринимать, как Холмса. Вот почти так же, как сейчас Ливанова, хотя это другое, конечно. То же самое и доктора Ливси касается. Это Плятт ,читающий их реплики. Профессионально и выразительно, но не слишком глубоко погружаясь в образ. Для меня это просто как бы аудиокнига. Но это сейчас, в детстве не слушала. Может, надо сесть послушать, но начало для меня очень ровное, я даже в книге это ощущаю более ярко. Но, может, радио или аудио это не совсем мое. Помню, как окончательно разочаровалась в Смехове, послушав в его исполнении начитку "Трех мушкетеров". Ничего выразительного, бесчувственно и скучно.
При все при том, мечтаю о сценариях радиоспектаклей Берта Коулза, которые многие считают чуть ли не самым идеальным воплощением Холмса наряду с Гранадой, а многие даже отдают им предпочтение перед ней. Причем спектакли эти , хоть и каноничны, несут еще очень многое сверх Канона и для меня именно этим и хороши. Но это пока мечта. И собираю только доступные куски из этих сценариев.
Хорошо написана статься, только зачем же о Мендельсоне-то так? Почему это от его музыки можно "страдать"?
Ну, я скажу, как я это понимаю и чувствую. Возможно, для Холмса Мендельсон слишком "простой") Я его сейчас слушала , наверное, второй раз в жизни. И для меня это красивые мелодии, и для Уотсона соответственно, но , возможно, не для Холмса. Это все-таки именно песни. А Холмс говорил, к примеру, что предпочитает немецкую музыку французской и итальянской, "она помогает углубиться в себя и это то, что мне нужно." И все, о чем шла здесь речь, говорит о его склонности к совсем иной музыке. Эта прекрасна, но легковесна с точки зрения Холмса. Мне так кажется.
Что касается ди Лассо, то, конечно, я не могла не полюбопытствовать, что же там такое слушал м-р Холмс?
Нашла вот это…
disk.yandex.ru/d/Yr-Sn2agMik5xg
Как же звучит-то здорово. Гармонично!
Холодноватая такая гармония… И чем-то Баха напомнила.
Что же до «легковесности»…
Я тоже вспомнила отрывок из какой-то книги.
Так автор рассказывает, что когда поправлялся от тяжелой болезни (еще не зная, что выздоравливает), слушал Баха.
И дальше удивительная фраза идет: что с Бахом легче уходить из жизни, чем с Моцартом.
«Он не так душераздирающе человечен. Он мудр, как порядок вещей».
Вот как-то странно для меня триада гениев выстраивается: в изобразительном искусстве – Микеланджело. В музыке – Бах. В литературе – Станислав Лем.
Каждый по-своему Вселенную и Бесконечность выражает.
А отрывок о споре о правильном исполнении Баха просто великолепен.
И вполне ведь «в характере»!
И ничего такого – возмущение гения тем, что плохо выполняют свою работу.
Вспомнила один широко известный эпизод с Ф.И. Шаляпиным (тот же обычно и режиссировал спектакли, в которых участвовал.) И вот, когда он репетировал Сальери (а это бас в опере Римского-Корсакова, по «Маленькой трагедии» Пушкина), тенор, поющий партию Моцарта, совершенно «не тянул». И Шаляпин ему объяснял, объяснял, показывал… И в конце концов вышел из себя – наорал:
«Дубина! И зайца можно научить бить в барабан, а вас ничему научить нельзя!»
И когда тот накачал качать права:
«Я артист!», ответил, махнув рукой, и немного остыв:
«Какой ты, к черту, артист? Сказал бы я тебе, кто ты, да тут женщины».
И ведь не просто так «придирался» великий мастер, а пропевал вполголоса – показывал, «отыгрывал» партию, как ее нужно исполнить, чтоб она была не просто по нотам точно спета, а – главное! – психологически точной была!
Неудивительно, что Великий Детектив возмутился, увидев «халтуру»…
www.youtube.com/watch?v=OXopj05jN44
Действительно, "звучок".
И - по нервам, по нервам...
Неудивительно, что Леонид Коган (а это звучит его скрипка, Владимр Мсрян играл - блестяще, надо сказать, - только драматическую часть роли)... а Коган...
Он не надолго пережил съемки в фильме. Сердце не выдержало. Так и умер, по пути на концерт...
Очень люблю наш фильм про Паганини и связанную с ним в какой-то степени песню Ассадуллина. Хорошо бы клип сделать. В школе все время пыталась связать все это с Холмсом)
В общем, это был такой "ожог души".
А песня Альберта Ассадулина, конечно, всецело связана с этим фильмом, хотя там звучит только мелодия, муз. тема, без слов.
Голос у певца, конечно, фантастический!
Клип на песню по материалам сериала "Никколо Паганини" - есть:
www.youtube.com/watch?v=W8AiCj8AEDg
Что же до классического - канонного - Холмса, то для меня это вовсе не "только любовь", а что-то сродни явлениям природы...
Горы, звезды, водопад... Облака.
Улицы Лондона.
Отстраненное, вневременнОе и вечное.
Что-то как у Геннадия Шпаликова:
"А я - осенняя трава,
летящие по ветру листья,
но мысль об этом не нова,
принадлежит к разряду истин..."
Да, есть такое Хотя у меня, наверное, все иначе)