Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Шерлок Холмс на радио.

Радиосериал "Шерлок Холмс", в котором также участвовали Бэзил Рэтбоун и Найджел Брюс, а также некоторые другие актеры из киносериала, был совершенно другим миром, отличным от его аналога в кино. На радио Холмс действовал согласно моральным ценностям, выраженным в Каноне, хотя интерпретация Уотсона Брюсом по-прежнему вызывала одобрение со стороны множества поклонников и критику со стороны пуристов. Несколько спектаклей были инсценировкой Канона, но большинство выпусков были оригинальными сюжетами, основанными на незначительных происшествиях, упомянутых в рассказах. Сериал начался вскоре после выхода на экран "Собаки Баскервилей" и продолжался до 1946 года. Рэтбоун и Брюс брали на съемках выходной , чтобы порепетировать и выступить в эфире с их еженедельным радиошоу. Хотя они вместе играли в нем почти восемь лет и сделали 213 спектаклей, дикторы, сценаристы, рабочая группа, и спонсоры менялись с течением времени. Почти все неизданные доступные сегодня радиоспектакли относятся к периоду с 1944 по 1946 год и были созданы командой Дениса Грина и Энтони Баучера, двух фанатов "Шерлока Холмса", глубоко преданных делу Союзников. Баучер обладал почти рельефной памятью на Канон, а Грин был экспертом в Британской речи и колоритных викторианских сценах. Эти двое , как нельзя более кстати , были представлены друг другу и были предложены в качеств команды сценаристов для радиофраншизы о Холмсе в поддержку облигаций военного займа.


Действие радиопостановок по-прежнему происходило в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Большинство эпизодов с 1944 по 1946 год были посвящены неполитическим преступлениям, во многом похожим на более поздние фильмы этой серии. Это не означало, что радиопостановки были лишены политической подоплеки. Напротив, Холмс и Уотсон часто расследовали дела по просьбе британского правительства. Часто преступниками были немецкие агенты или сочувствующие немцам. К последней группе, как правило, относились более пренебрежительно, поскольку коренные немцы считались заблудшими патриотами, в то время как британцев, перешедших на сторону иностранного государства, презирали как предателей. Несмотря на иной подход, радиосериал по-прежнему был посвящен войне.



В эпизоде “На полях Фландрии” Холмсу пришлось помешать перебежчику раскрыть немцам жизненно важные военные секреты. Здесь стареющие Холмс и Уотсон по просьбе правительства вновь вернулись к делам в начале Первой мировой войны , временно прервав свой заслуженный отдых. Рассказывая эту историю, Уотсон описывает британскую военную ситуацию как “ очень мрачную”. Холмса и Уотсона вызывает на передовую во Фландрских полях сэр Стэнли Моррис, генерал, командующий британскими вооруженными силами. Моррис не уточняет причин, по которым он вызвал Холмса и Уотсона, хотя и намекает, что на карту может быть поставлен исход внезапного военного нападения. Там они знакомятся с Мейтлендом и Синтией Моррис, братом и невесткой генерала, талантливыми шекспировскими актерами, добровольно предлагающими свои услуги в попытке поднять моральный дух войск. Пока Холмс и Уотсон ожидают встречи с сэром Стэнли, Холмс размышляет о воюющих нациях:
«Тысячи и тысячи немцев. Вооруженных немцев. Полных слепой, фанатичной ненависти и желания убивать. Они затаились в окопах всего в миле или двух отсюда. Нас окружает такое же количество английских парней, тоже вооруженных. И у них есть воля, если не желание, сражаться, потому что они знают, что их дело - это дело свободы и справедливости. Все эти тысячи людей были готовы наброситься друг на друга и сражаться не на жизнь, а на смерть.»

Речь относится к Первой мировой войне, но она в равной степени применима и ко Второй мировой войне. Немцы, в глазах Холмса, - чудовища. Их мотивы - ложная идеология и врожденная кровожадность. Холмс никогда не осуждает целую нацию ни в одном другом эпизоде, и его заявление не было ортодоксальной риторикой УВИ. УВИ (по крайней мере, официально) долгое время пыталось ограничить ненависть к немцам как к народу. Причины резких высказываний Грина и Баучера неясны. Однако этот эпизод транслировался поздней весной 1945 года, когда Америка начинала уставать от войны, а мир открывал для себя ужасы нацистских зверств. Какова бы ни была причина этого нападения на немецкие армии, речь по-прежнему поддерживает идеалы УВИ по позитивному представлению военных усилий союзников. По словам Холмса, британские солдаты сражаются за идеалы добродетели, а не просто ради борьбы или из ненависти.
Вскоре после того, как Холмс произносит эту речь, расстроенная Синтия Моррис сообщает Холмсу и Уотсону, что ее муж пропал, а до их первого выступления осталось всего несколько минут. Довольно неожиданно Холмс говорит миссис Моррис, что нет времени искать Мейтленда и что он займет место ее мужа на сцене. Холмс настаивает на том, чтобы миссис Моррис была храброй перед лицом этого несчастья и выступала на сцене вместе с ним, - еще один пример, когда Холмс призывает обычного человека проявить большое мужество ради военных нужд. Когда сбитый с толку Уотсон говорит, что жизнь Мейтленда в опасности, Холмс эмоционально отвечает, что он действует в интересах солдат: “Завтра утром многие из них могут оказаться трупами на полях Фландрии. Но сегодня вечером им обещали спектакль”. Холмс поражает солдат волнующим исполнением предсмертной речи Джона Гонта из "Ричарда II", той же речи, которая использовалась в конце "Секретного оружия", хотя версия, произнесенная Холмсом здесь, является более длинным отрывком.
После спектакля Холмс встречается с обезумевшей миссис Моррис и говорит ей, что он пришел к выводу, что ее муж - немецкий шпион. Миссис Моррис признается, что это правда и что она умоляла своего мужа оставаться верным своей родной стране, но безуспешно. Мейтленд добровольно покинул армейский лагерь, чтобы передать немцам жизненно важную военную информацию. В прощальном письме к своему другу Мейтленд написал, что немцы - “друзья, которые понимают и ценят меня. Меня заставляет сделать это нечто более сильное, чем любовь, кровь и страна. Это нечто более дорогое для меня, чем сама жизнь”. Эта цитата - попытка проникнуть в сознание перебежчика. Талантливый, но так и не ставший знаменитым, актер Мейтленд считает, что британцы не ценят великих артистов, в отличие от немцев. Мейтленд был готов пожертвовать жизнями бесчисленного множества соотечественников из чистого высокомерия. Скрытый посыл к аудитории здесь заключается в том, чтобы проиллюстрировать мелочность предателей.
От Холмса зависит помешать Мейтленду передать информацию немцам, и, как обычно, ему это удается. Ближе к концу Холмс снова судит немецкий народ нехарактерно сурово, называя его “страной варваров”. Холмс снова занимает место Мейтленда во втором представлении и заканчивает эпизод страстным исполнением речи Святого Криспина из "Генриха V", где монарх сплачивает свои войска зажигательной речью о славе битвы:

О нас, о горсточке счастливцев, братьев.
Тот, кто сегодня кровь со мной прольет,
Мне станет братом: как бы ни был низок,
Его облагородит этот день;
И проклянут свою судьбу дворяне,
Что в этот день не с нами, а в кровати:
Язык прикусят, лишь заговорит
Соратник наш в бою в Криспинов день.

Эта дань уважения войскам, сражающимся за дело союзников, также является уколом в адрес людей, которые не служат своей стране. Слушателям могло быть стыдно за свою помощь лишь на последнем этапе военных действий.



“Дело Мэнор Хауса”, транслировавшееся 15 октября 1945 года, было одним из немногих эпизодов, в которых фигурировал положительный немецкий персонаж. В июне 1890 года блестящий и стремящийся к миру немецкий дипломат граф Отто фон Хильденштейн был тяжело ранен бомбой, заложенной диверсантом, стремившимся сорвать британо-германские мирные переговоры. Секретарь фон Хильденштейна убит во время нападения, и есть довольно пестрая толпа подозреваемых. Хотя фон Хильденштейн в конечном итоге полностью поправится, некоторое время он будет полностью недееспособен, и ему нужен кто-то, кто расследовал бы происшедшее.
Фон Хильденштейну приходит в голову идея поручить Холмсу, знаменитому мастеру маскировки, выдать себя за него, чтобы найти диверсанта. Холмс надевает парик, накладывает грим, говорит с сильным немецким акцентом и начинает свое расследование, никому не сообщая о своих действиях. Ничего не подозревающий Уотсон объединяется с инспектором Лестрейдом, чтобы расследовать нападение. Одураченный этой маскировкой , Уотсон путается и хвастается, собирая информацию, в то время как забавляющийся этим Холмс наблюдает за ним. В конце, Уотсон уверенно указывает не на того преступника, и именно Холмс должен привлечь к ответу истинного убийцу. Обвинение Холмса сопровождается нетипичным для него гневом,поскольку он фактически кричит, что подрывник одновременно и “убийца, и предатель”.
Этот эпизод был одним из немногих, поддерживавших обе, часто противоречивые, цели УВИ -
подчеркнуть патриотизм и избежать антигерманских настроений. Этот эпизод опровергает утверждение, прозвучавшее в серии “Во Фландрских полях”, что все немцы - варвары. Фон Хильденштейн обладает интеллектом и честностью, и его цель - помочь восстановить мир между
Англией и Германией. Фон Хильденштейн признает, что в Германии есть элементы, которые проявляют насилие и наносят ущерб мировой гармонии.
Также становится ясно, что некоторые английские силы чувствуют то же самое; Англия не находится на высоком моральном уровне. Как английские, так и немецкие националисты
здесь изображены положительно, потому что герои этого эпизода любят мир и свои страны. Дипломатия - это лучший способ уладить разногласия между народами. Люди, которые действуют варварским образом, не приносят этим ни их делу, ни их странам никакой реальной пользы. Антигерманские настроения сменяются антианархизмом, тем самым поддерживая убеждения УВИ “не испытывать злости к кому бы то ни было”.
В то время как “Дело Мэнор-хауса” поддерживало мирные способы разрешения споров, основной посыл “Подводных пещер”, действие которых происходит в 1896 году, состоял в нападении на тех, кто занимается шпионажем. Часто такие преступники неистовствовали в своей защите Германии. Холмса и Уотсона отправляют на крошечный остров в Ла-Манше. Остров официально независим, но каждый год он отдает дань уважения Англии церемонией, на которой эмиссару британского правительства вручается один фунт свежего сливочного масла, поскольку остров известен своими молочными продуктами. В этом году представители Англии - Холмс и Уотсон.
Сначала Уотсон недоумевает, зачем понадобилось их присутствие, но Холмс объясняет, что на острове есть множество природных пещер с подводными входами, что делает его превосходной базой подводных лодок. Его власти всегда симпатизировали британцам, но теперь британское правительство узнало, что немецкие войска пытаются захватить остров, превратив его в подводную крепость и тем самым изолировав Великобританию от остальной Европы. Как мрачно замечает Холмс, “Тот, кто контролирует Ла-Манш, контролирует Англию”.


читать дальше



@темы: Шерлок Холмс, BSI, Бэзил Рэтбоун, Шерлок Холмс против Гитлера

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Решила, что пора ставить все точки над i и надо закончить с этой длинющей статьей из "Baker Street Journal" за зиму 2019 года - наверное, это был последний журнал, который я получила по подписке, дальше сама-сама.

И сразу возьмусь за последнюю самую сложную для меня часть статьи, ибо там про радиоспектакли Рэтбоуна и Брюса, о которых знаю только понаслышке, а часть очень большая, но постараюсь как можно скорее осилить.

Я бы могла сказать, что в этой части ничего такого нового и особенного, сплошные повторы, но внезапно выскочил один ребус. Ну, вот в статье говорится, что Эдди Коук, сыгравший чернокожего проводника Джорджа, в титрах не указан. То же самое написано и у нас на Кинопоиске www.kinopoisk.ru/film/202998/cast/ Вот только там значится, что Джорджа сыграл Кларенс Мьюз, а Коук вроде как исполнил роль стюарда в самолете, и полистав кое-какие фотографии , я подумала, что правы именно они.

Предыдущие части статьи находятся здесь morsten.diary.ru/?tag=6316890&n=t

***


В том же году на экраны вышел фильм «Секретное оружие» (известный, как «Шерлок Холмс и секретное оружие») В центре сюжета был высоко эффективный прицел для бомбометания, изобретенный швейцарским ученым Францем Тобелем. Он ненавидит нацистов и предложил Великобритании воспользоваться его прицелом. Нацисты знают об этом изобретении и пытаются похитить его, но великолепно загримированному и переодетому Холмсу удается тайно вывезти Тобеля из Швейцарии в Англию. Там Тобель разделяет свой прицел на четыре части и каждую вручает отдельному ученому, чтоб потом можно было собрать прибор воедино. Частное производство гораздо более безопасно, чем обычное фабричное, и исключительные знания Тобеля не дают шпионам из правительства узнать секретные подробности создания механизма. Такая чрезвычайная секретность приводит к проблемам, когда Тобеля похищает заклятый враг Холмса, профессор Мориарти, и Холмсу приходится расшифровать тайный код, чтобы узнать имена четырех неизвестных ученых и получить все части бомбового прицела раньше, чем это сделает Мориарти.
В то время как «Голос ужаса» отражает интересы и идеи УВИ, диалог из «Секретного оружия» больше способствует развитию действия. Однако, ограниченный диалог, который действительно затрагивает вопросы войны, весьма важен. Как видно из следующего разговора, Мориарти помогает Германии совсем по иным причинам, нежели те, что движут британскими нацистами в «Голосе ужаса»:

(Холмс был схвачен Мориарти и пытается убедить его не продавать бомбовый прицел Германии.)

Холмс: Мориарти, это не просто преступление. Это удар по нашей стране.
Мориарти: Мне это безразлично. Я получу в этом деле больший куш, чем во всех других своих преступлениях, вместе взятых.

Во многих отношениях Мориарти гораздо более ужасный предатель, чем Мид, в то время как Мид предает свою родную страну по убеждениям, Мориарти пытается набить собственные карманы, невзирая на последствия. Алчность Мориарти - настолько преобладающая черта его характера, что остается только удивляться, почему британское правительство просто не пытается сделать профессору более выгодное предложение.
"Голос ужаса" заканчивается самой короткой речью Холмса из всех фильмов на тему Второй мировой войны, но она имеет благороднейшее литературное происхождение.

(Когда по небу летят британские самолеты, оснащенные бомбовыми прицелами Тобеля.)

Уотсон: - Не так плохо, Холмс, наш остров не стерт с карты.
Холмс: - Да. Наша крепость, выстроенная самой Природой. Эта благословенная земля, эта юдоль, наша Англия.


Реплики Холмса взяты из монолога Джона Гонта в "Ричарде II", где умирающий герой размышляет о величии Англии и о том, что Англия обречена на окончательную военную победу в Европе.



«Шерлок Холмс в Вашингтоне" (1943) был последним из фильмов Рэтбоуна-Брюса, в которых Холмс непосредственно сражался с нацистами, хотя за этим последуют еще девять фильмов, но злодеи из более поздних фильмов действовали скорее для удовлетворения своих собственных эгоистичных интересов, чем для осуществления тайных намерений Третьего рейха. В этом фильме британское правительство обращается к Холмсу с просьбой вернуть сверхсекретный правительственный документ, который был утерян при похищении британского агента. Интересно, что Холмс не информирован о характере документа, а только о чрезвычайной трагедии, которая произойдет, если им завладеют нацисты. Тем не менее, Холмс немедленно берется за дело, приходит к выводу, что бумаги были скопированы на микрофильм, и отправляется в Америку, чтобы разыскать пропавший документ. Примечательно, что микрофильм был спрятан в коробок спичек, помеченный победной буквой “V”. После серии расследований, наблюдений и проницательных выводов Холмс спасает молодую женщину, захватывает злодеев и возвращает микрофильм.
В этом фильме Уотсон иногда кажется воплощением стереотипа американца, который совершенно не обращает внимания на приближающиеся опасности военного времени. В нескольких сценах Уотсон беззаботно жует жвачку, потягивает молочные коктейли и следит за матчами в бейсбол, в то время как Холмс беспокоится о том, как вернуть микрофильм. Конечно, когда призывает патриотический долг, Уотсон без колебаний готов подвергнуть себя опасности во имя блага союзных держав. Уотсон, не только помогает Холмсу в многочисленных поручениях, но также играет ключевую роль во время перестрелки. Создатели фильма, похоже, используют Уотсона, чтобы создать впечатление о среднестатистическом американце — возможно, не слишком блестяще воплощенном в комично неуклюжем образе Уотсона- Брюса, — но он готов отказаться от своих личных удовольствий и подвергает себя опасности ради порядка в своей стране, когда его призывают исполнить свой патриотический долг.
Несмотря на то, что порой он неуклюж и неловок, благородство характера Уотсона никогда не вызывало сомнений. Зато более расплывчат статус одного второстепенного персонажа. Джордж, чернокожий проводник в поезде появляется на экране на несколько минут, помогая Холмсу в его расследовании.



читать дальше



@темы: Статьи, Шерлок Холмс, BSI, Бэзил Рэтбоун, Шерлок Холмс против Гитлера

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой


Первым и, возможно, самым насыщенным из всех фильмов серии «Шерлок Холмс против нацистов» был фильм «Шерлок Холмс и голос ужаса». Снятый по мотивам рассказа «Его прощальный поклон», в котором уже немолодой Шерлок Холмс оставляет свою ферму и пчел, чтобы накануне Первой Мировой войны поймать искусного немецкого шпиона, фильм показывает, как Холмс пытается предотвратить преступления немецких террористов.

Так называемый «Голос ужаса» - это диктор, вещающий по радио из Германии. Пренебрежительно относясь к британскому правительству и уверенный в превосходстве Германии, «Голос» возвещает о разрушительном нападении на важные военные и экономические объекты Британии, и объявленные атаки действительно происходят. После нескольких месяцев разрушения и подрыва боевого духа британцев пять членов Разведывательного управления Англии готовы идти на любые меры, чтобы остановить непрекращающийся поток этих террористических актов. Вызвав недовольство четырех своих коллег, один из членов Управления просит Холмса начать свое расследование. Тот, естественно, принимает это предложение и тут же начинает действовать. Обнаружив умирающего человека практически на пороге Бейкер-стрит, Холмс заручается поддержкой одной из лондонских воровских шаек, с помощью которой он смог внедриться в окружение нацистского шпиона, стоящего за этим «Голосом ужаса». Ничего удивительного, что Холмсу удается добиться успеха и в считанные дни предотвратить немецкое вторжение в Англию.


Отчаявшаяся Англия обращается за помощью к Шерлоку Холмсу

Несколько реально существующих нацистских дикторов пытались подорвать боевой дух союзников, хотя по большей части их слова были лишь пустыми угрозами, в отличие от того, что показано в фильме. Некой Эксис Салли, благодаря нацистским шпионам, были известны некоторые подробности касательно войск союзников, хотя большинство ее передач были скорее эпатажем, нежели реальным возвещением о надвигающейся катастрофе. Эксис Салли угрожала союзникам подобными заявлениями: «Завтра утром гусеницы наших танков будут обильно смазаны вашей кровью».


Милдред Элизабет Гилларс, работающая под псевдонимом Эксис Салли

Вот здесь немножко о ней написано www.portalostranah.ru/view.php?id=158

Предназначением радиопередач Уильяма Джойса, он же лорд Хо-Хо, было вызвать ужас у его английских слушателей. Лорд Хо-Хо был фашистом, бежавшим из Англии, после того, как был обвинен в растрате, и поступил на службу к Гебельсу.

Вот здесь о нем написано www.svoboda.org/a/29064193.html

Враждебная критика в адрес Черчилля лишила его малейшего шанса на широкую британскую аудиторию, и он никогда не был чем-то большим, нежели просто чрезмерно лживым нацистским пропагандистом. Но и Эксис Салли и лорд Хо-Хо были просто радио-любителями по сравнению с героями фильма «Голос ужаса»
Интересны технические приемы «Голоса». Его слова противоречат основной идее, столь распространенной в ранних военных фильмах – что победа союзников неминуема и очевидна всем, даже врагам. Используя такие фразы, как «Глупо сопротивляться могущественному гневу фюрера» и «Англичане, вы все еще ожидаете гибели в своих душных маленьких клубах? Она придет, обещаю вам», «Голос» говорит о триумфе гитлеровской коалиции как о неизбежном результате. "Голос" не только насмехается над британцами, но также пытается склонить их на сторону нацистов. Наибольшую враждебность «Голос» испытывает не столько к британцам, сколько к Британскому правительству из-за отказа немедленной капитуляции. «Голос» говорит от своего имени. Вскоре после репортажа о диверсии на железной дороге, в ходе которой погибло немало молодых солдат и медсестер, «Голос» заявляет:

«Сердца немецкого народа обливаются кровью от того, что невинные мужчины и женщины должны гибнуть из-за того, что ваше глупое правительство отказывается принять неминуемое и капитулировать. Если ваш бестолковый Военный кабинет не понимает, что Англия уже погибла, то тогда долг нашей Священной Германии доказать им это снова и снова и снова, пока они на коленях не станут умолять нашего фюрера о пощаде».

Психология, которую использует «Голос», вполне просчитана. Пытаясь убедить британцев, что силы нацистов непобедимы, «Голос» надеется пошатнуть британский боевой дух, но не разрушить все их надежды. В этой речи «Голос» явно указывает на то, что Германия намерена покорить Англию, но не видит необходимости в ее уничтожении. «Голос» намекает на то, что если англичане капитулируют, то умышленные диверсии прекратятся, и Гитлер превратится в великодушного правителя английского народа. «Голос» говорит, что это единственный способ остановить все разрушения. Германия не остановится до своей полной победы; а Германия непобедима. Вдобавок ко всему, диктор пытается подорвать уверенность британцев в своем правительстве. Если Разведывательное управление Британии ничего не в силах предпринять, то кто может это сделать? Причем, фильм указывает на то, что хотя британцы напуганы этими нападениями, их патриотические чувства несокрушимы. Не смотря на то, что газеты говорят об ужасе, охватившем Британию, ни один англичанин в этом фильме не теряет надежды, и ни один член Разведывательного управления даже не помышляет о капитуляции. Такая преданность Англии свойственна всем социальным слоям, от самых высокопоставленных пэров в Парламенте до самых отъявленных головорезов в трущобах Лондона.
По ходу действия фильма становится ясно, что главным оружием Холмса в его войне с немецкими террористами станут как раз «отбросы» английского общества. Когда некий пытливый знакомый Холмса заколот ножом на самом пороге Бейкер-стрит и произносит загадочные предсмертные слова, Холмс тут же понимает, что это преступление – дело рук нацистов (такой нож мог быть изготовлен только в Германии). Чтоб собрать больше информации, Холмс и Уотсон посещают захудалый паб в Лаймхаузе, который часто посещал и убитый. Среди завсегдатаев этого заведения весьма закосневшие нарушители закона , и в том числе один заключенный, который попал за решетку благодаря непосредственно Холмсу. Потому неудивительно, что Холмсу был оказан в этом баре довольно холодный прием, но он не обращает внимания на столь негостеприимнее поведение окружающих и намерен переговорить с Китти, молодой женщиной, возлюбленной погибшего человека.
Так и не ясно, была ли она его женой или любовницей. Очевидно лишь то, что репутация ее довольно сомнительна. Одета она довольно броско, ее хорошенькое личико ярко накрашено – предполагается, что Китти уличная женщина. Однако, как и многие подобные ей представительницы этой профессии, Китти оказывается настоящим сокровищем. Когда Холмс сообщает ей, что нацисты, «палачи этого мира» , убили ее возлюбленного, она клянется отомстить за него, помогая захватить банду «Голоса ужаса». Естественно, Китти не в силах совершить подобную операцию сама. Ей нужна помощь посетителей паба, которые могут знать о большинстве преступлений, происходящих в Англии. В сцене , заимствованной из классического голливудского фильма 1931 года «М», Холмс просит Китти возглавить эту армию информаторов, ибо как преступники, они могут узнать секреты своих собратьев, служащих нацистам, гораздо быстрее полиции. Когда присутствующие головорезы отказываются помогать ей, Китти бранит их и взывает к их патриотическим чувствам:

«Хорошо тогда не помогайте мне. Сами идите на бойню. Помогайте мне или нацистам… Я прошу этого не для себя. Речь идет об Англии. Вашей, а не чьей-то еще. Нет времени думать, на чьей мы стороне. Сторона только одна – Англия. И не важно, богачи мы или бедняки.»



Этой речи Китти довольно, чтобы все завсегдатаи бара отправились за информацией о действиях нацистских шпионов. Они отложили свои личные дела и позабыли о своем поводе для недовольства ради общего блага, и их можно было бы назвать Нерегулярными частями Лаймхауза. Они сами признают, что они, воры, мошенники и убийцы, но они уж точно не предатели. Их реакция замечательна, ибо она показывает, как люди самого низкого социального положения могут быть безгранично преданы своей стране. Бернард Ф. Дик приписывает темы социальной справедливости политическим убеждениям сценаристов: Линна Риггза, твердого либерала и Джона Брайта, коммуниста. Хотя УВИ не любило коммунистов, оно ценило патриотические суждения, распространяемые ими среди социальных слоев общества. УВИ одобрило это эмоциональное выражение патриотических чувств. Никто из этих Нерегулярных частей не пожелал помогать Китти чисто из альтруизма, но все добровольно согласились на это, как только услышали, что на карту поставлена судьба страны. Это явная попытка сыграть на чувстве вины зрителей: если даже такие преступники могли жертвовать своим временем и рисковать своими жизнями, чтоб поймать нацистских шпионов, то люди , стоящие на более высокой ступени социальной лестницы, и подавно могут предпринять какие-то усилия, чтоб защитить страну.
Тогда как Нерегулярные войска Лаймхауса подвергали себя довольно умеренным опасностям и неудобствам, Китти была призвана взять на себя гораздо большую жертву во имя страны. Вскоре после того, как Нерегулярные отряды нашли убежище нацистов, они встречают одного из вожаков нацистского движения холодного, тщеславного Мида. Мид одержим фашистской идеей сверхчеловека, веря, что его детский сон, в котором он видел себя воином-триумфатором, был пророческим. Мид – воплощение слепой веры в нацистскую догму. Хуже того, Мид еще и предатель. Он британец, но покинул родную страну, чтоб служить Германии. Загнав в угол Холмса, Уотсона и одного из членов Разведывательного управления, Мид говорит, что гибель Уотсона не будет иметь никакого значения. Холмс тут же возражает, говоря: «Нам, глупым британцам, важна любая жизнь». Пренебрежительно фыркнув, Мид говорит, что это «странные понятия еще более странной нации…Мы знаем, что лишь могучие достойны уважения.» Мид настолько отвратительный персонаж, что все его взгляды представляются зрителю совершенно невыносимыми. Холмс и его друзья спасаются, но они знают, что за Мидом нужно следить, чтобы иметь больше информации о нацистских диверсантах. По заданию Холмса Китти выслеживает Мида и становится его любовницей; время от времени убегая от своего отвратительного возлюбленного, чтобы сделать донесение.

Историк кино Бернард Ф. Дик пишет: Основа фильма «Шерлок Холмс и Голос ужаса» - холмсианская, в отличие от его морали. Это мораль военного времени, мораль беспринципности, которой придерживается даже Холмс.» И в самом деле, то, что Холмс требует от Китти отдаться Миду с целью получения информации и захвата нацистских шпионов, выходит за рамки каноничного характера этого героя. В Каноне Холмс отнюдь не склонен отправлять молодых женщин с опасными заданиями, за исключением, если только уж совершенно экстренных случаев, но даже и тогда он никогда бы не попросил женщину заниматься проституцией, пусть даже во имя блага страны. УВИ хотело ясно подчеркнуть, что граждане страны должны идти на определенные жертвы, но то, на что пошла Китти, было сделано в исключительных обстоятельствах, здесь авторы фильма предвосхитили образ шпионки, сыгранной Ингрид Бергман в фильме Альфреда Хитчкока «Дурная слава» (1946). Ее жертва была отражена в фильме столь тактично, что создатели картины, оказавшись под давлением, могли бы заявить, что отношения между Китти и Мидом были совершенно невинны, хоть это и ослабило бы тот жертвенный образ, который сложился в фильме у Китти. Несмотря на сексуальный подтекст этой роли, Китти – один из самых сильных женских персонажей данной франшизы. Единственные женщины из этих фильмов, что могли бы сравниться с ней умом, смелостью и харизмой, это отрицательные главные героини фильмов «Женщина в зеленом» и «Паучиха». Кроме эпизодической роли миссис Хадсон, прочие героини это лишь инженю или таинственные подозреваемые.
«Голос ужаса» положил начало традиции, установившейся в военных лентах о Холмсе, которые заканчиваются его словами о войне и оптимистичной патриотической речью, несмотря на звучащие в ней нотки трезвого реализма. После того, как Холмсу удается захватить банду «Голоса ужаса», они с Уотсоном смотрят на Ла-Манш.

Уотсон: Прекрасное утро, Холмс.
Холмс: Скоро подует восточный ветер, Уотсон.
Уотсон: Не думаю, Холмс. Очень тепло.
Холмс: Эх, старина Уотсон! В этом переменчивом веке вы один не меняетесь. Да, скоро поднимется такой восточный ветер, какой никогда еще не дул на Англию. Холодный, колючий ветер, Уотсон, и, может, многие из нас погибнут от его ледяного дыхания. Но все же он будет ниспослан Богом, и когда буря утихнет, страна под солнечным небом станет чище, лучше, сильнее.

Этот отрывок из самого конца рассказа «Его прощальный поклон». За исключением того, что настоящее имя «Голоса» такое же, как и у супершпиона в «Его прощальном поклоне», эта финальная речь – практически единственное, что есть общего у фильма с этим рассказом. Фильм был снят в 1942 году. Никто не знал, какой ущерб может быть еще нанесен экономике Британии или о тех необратимых изменениях в ее социальной структуре, какие могли бы произойти за трехлетний промежуток. УВИ высоко ценило подобные речи: победа Америки была неминуема, но она потребует немало времени, усилий и жертв. Холмс был до резкости реалистичен, утверждая, что народ Англии сильно пострадает от грядущей войны, но в то же время очень оптимистичной была вера Холмса в то, что Англия сможет восстать из пепла после победы над врагом.

@темы: Шерлок Холмс, Бэзил Рэтбоун, Кино-Холмсы, Шерлок Холмс против Гитлера

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Следующая часть, как бы общая о фильмах. А уже в следующей речь пойдет исключительно о "Голосе ужаса" И она будет очень большая и ее придется подождать, потому как отпуск закончился)

И заранее прошу прощения за возможное косноязычие при переводе)


Шерлок Холмс в кино

Рэтбоун и Брюс впервые начали играть Холмса и Уотсона в фильме «Собака Баскервилей» (1939). В том же году вышел фильм «Приключения Шерлока Холмса», но после этого более двух лет не было снято ни одного фильма о Холмсе с участием Рэтбоуна и Брюса, хотя оба актера работали на радио над радиоспектаклем «Новые приключения Шерлока Холмса». Первые два фильма были простыми и чисто развлекательными картинами, основанными на Каноне, действие в них происходило в викторианской Англии, и не затрагивало никаких международных проблем. В 1942 году студия «Юнивёрсал» возродила эту франшизу в фильме «Шерлок Холмс и голос ужаса», переместив Холмса и Уотсона из викторианской эры в 1940-е.



События фильма «Голос ужаса» и следующих двух фильмов этой серии были непосредственно связаны с войной, отражая требования, предъявляемые к киностудии. В них нашли отражения все признаки влияния УВИ: затрагивались интересы международной политики, звучала тема антифашизма, и имели место проникновенные продолжительные монологи о либерализме и о том, что необходимо проявлять смелость и самопожертвование. Так как фильмы на военную тематику снимали с 1942 по 1943 годы, а большинство дошедших до наших дней радиопередач были выпущены с 1944 по 1946 годы, говорить о данной франшизе мы будем в хронологическом порядке, начиная с фильмов военной направленности, а потом перейдем к радиоспектаклям.
Несмотря на важную идейную составляющую фильмов, руководство студии отнесло фильмы о Холмсе к категории фильмов «Б» - чисто развлекательных фильмов, сделанных в довольно сжатые сроки. Фильмы о Холмсе предназначались для самой широкой аудитории, особенно для любителей детективных историй и тех, кто пытался сбежать от ужасной действительности, ища убежище в мире кино. Студия «Юнивёрсал» считала фильмы о Холмсе одной из самых успешных из своих франшиз – это был верный источник прибыли , хотя , вряд ли они могли претендовать на присуждение громких премий.
Почему же, возникает вопрос, герой из викторианской эпохи перенесся в современность, дабы бороться с нацистами? Политика канонического Холмса была проста: главной его заботой было благоденствие Великобритании. Но под влиянием УВИ у него появилась сильная склонность к либерализму, плюс, к тому же , он больше стал ратовать за международное сотрудничество. Однако, несмотря на некоторые изменения в идеологии, Холмс по-прежнему оставался Холмсом, сыщиком, не имеющим себе равных.



Был целый ряд причин, по которым «Юнивёрсал» остановила свой выбор на этом герое. И одним из главных факторов было то, что Шерлок Холмс один из самых известных литературных героев всех времен. Задействуя в фильмах известного всем персонажа, их создатели получали гораздо более мощный рычаг, с помощью которого могли воздействовать на настроения своих зрителей. Кроме того, Холмс наделен талантами, недоступными простым смертным. Обладающий необыкновенным умом, немалой физической силой, умеющий искусно менять внешность, дипломатически сдержанный, Холмс использовал свои таланты, чтоб защитить интересы Великобритании на пороге века двадцатого, и не таким уж большим преувеличением было бы предположить, что будь такая возможность, он продолжил бы защищать страну и во время Второй Мировой войны. Возможно, самым важным было то, что Холмс представлял собой сильный аргумент против американского изоляционизма. Будучи чистокровным британцем, но пользующийся любовью по всему миру, Холмс представлял собой идеального (вымышленного) международного посланника доброй воли. В фильмах с участием Бэзила Рэтбоуна говорилось о том, что у Англии и Америки одни и те же трудности и проблемы. Киностудии часто получали предостережения против фильмов с британскими героями, утверждая, что они чужды американскому зрителю, но британский акцент Рэтбоуна и Брюса в первых двух фильмах не отпугнул американцев, и высокое мнение публики об этих актерах показало, что нет никакой необходимости что –то менять в этих фильмах. И в самом деле, в то время было не так уж много чисто американских персонажей, которые могли бы послужить альтернативой Холмсу. А УВИ нужен был герой, который мог бы олицетворять заявленные им ценности.
Многие в УВИ были не довольны тем, как была показана война после нападения на Перл Харбор. «Голливуд просто добавил военной тематики к обычным детективам и фильмам в стиле экшен… Интерпретация военной темы по-прежнему оставалась на зачаточном уровне: Соединенные Штаты сражались потому, что на них было совершено нападение, и они победят» (Цитата из книги Клейтона Коппса и Грегори Блэка «Голливуд идет на войну»). Война была не серьезным политическим или моральным вопросом, а просто приключением с предопределенной развязкой. В отличие от таких фильмов, картины о Холмсе, отвечающие новым государственным требованиям, относились к войне совсем иначе. В них зрителям сообщалось, что Британия и США сражались вовсе не из чувства мести, а чтобы отстаивать высшие ценности, такие, как демократия и личная свобода.


Фильмы «Голос ужаса» и «Шерлок Холмс в Вашингтоне» начинались с интересной заставки (в фильме «Секретное оружие» ее не было). Поверх силуэта курящего трубку Холмса значилась такая надпись: «Шерлок Холмс, бессмертный персонаж мировой литературы, созданный сэром Артуром Конан Дойлем, не имеет возраста, непобедим и неизменен. Решая сложные проблемы современности, он остается, как всегда, непревзойденным мастером дедукции». Это отодвигает на задний план все другие, гораздо более прозаические, причины для того, чтоб перенести Холмса на полвека вперед в будущее – например то, что это было сделано киностудией по требованиям УВИ. Но это утверждение не совсем точно . По ходу действия в Каноне Холмс все же стареет; нам известны те редкие случаи, когда он потерпел поражение, и по ходу самих фильмов он становится старше , особенно, когда «воскресает» после своей фиктивной гибели. В радиоспектаклях Холмс находится в уже гораздо более зрелом возрасте, ибо действие там происходит намного позже по сравнению с фильмами, это еще одна разница между двумя составными частями этой франшизы. Но эти слова вступления очень ярко очерчивают саму личность Холмса, а назвав его «непобедимым», создатели фильма устраняют тем самым любые сомнения в том, что и здесь Холмс останется победителем.

@темы: Шерлок Холмс, BSI, Бэзил Рэтбоун, Кино-Холмсы, Шерлок Холмс против Гитлера

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Начну сегодня выкладывать свой перевод этой статьи из журнала общества "Baker street irregulars" (сокращенно BSI)
Журнал за прошлый год том 69. №4



Статья состоит из трех частей. Собственно из политической подоплеки, заставившей кинематографистов выдернуть Холмса из привычной обстановки викторианской Англии и погрузить в военные будни Второй Мировой. Вторая часть - самая большая о фильмах с участием Бэзила Рэтбоуна и Найджела Брюса и третья - о радиоспектаклях с их же участием.

Шерлок Холмс против Гитлера
Крис Чан
Реальная история

Введение


С тех пор, как Артур Конан Дойль впервые представил миру Шерлока Холмса в повести «Этюд в багровых тонах», Холмс и Уотсон совершили немало литературных подвигов, от разоблачения мелких краж и странных организаций до раскрытия ужасных убийств. Не раз Холмс даже брался за расследования дел международного значения. Естественно, эти приключения лишь плод воображения их автора. Не важно, сколько шпионов или преступников удалось задержать Холмсу, его триумф не имел никакого влияния на мир, лежавший за пределами детективных рассказов.
Но Вторая Мировая война изменила такое положение дел. Группа режиссеров, сценаристов, актеров и государственных деятелей вынесла приключения Холмса на киноэкран и в радиоэфир, чтобы тем самым мобилизовать воинский дух американцев. Американское Управление Военной Информации (УВИ), правительственное агентство, приняло решение убедить американцев в необходимости действий государственных органов и поддерживать в военное время высокий боевой дух при помощи Голливуда. Главной целью агентства было добиться того, чтобы даже развлечения американцев были назидательными и призывающими к патриотизму. Результат этих усилий УВИ был довольно неоднозначным. Тогда как некоторые группы граждан по различным причинам противились такому явному давлению со стороны УВИ, другие всецело поддерживали цели правительства. И на этих последних оказали самое благотворное влияние фильмы и серии радио-спектаклей о Холмсе. С Холмсом и Уотсоном в исполнении Бэзила Рэтбоуна и Найджела Брюса, эта легендарная пара сошла со страниц книги, и викторианская эра вступила в борьбу с нацистами.


Краткая история УВИ

Вот здесь wwii.space/13-06-42-%D1%81%D1%88%D0%B0-%D0%BE%D... есть еще немного информации об этом

Америка стала выходить из своей изоляции и начала военные приготовления после нападения японцев на Перл Харбор. Однако, мнения и восприятие сложившейся ситуации резко разделились. Поэтому многие в администрации Рузвельта считали, что необходимо предпринять меры, которые могли бы оживляюще подействовать на умы американцев в отношении военных вопросов. 13 июня 1942 года президент Рузвельт санкционировал создание УВИ, департамента, который с помощью средств массовой информации смог бы повлиять на отношение американцев к войне.
Большинство ведущих членов УВИ были верными приверженцами администрации Рузвельта и так называемыми либералами. В 1940-е быть «либералом» значило одобрять Рузвельта и его видение американской политики, особенно политики Нового курса. Хотя УВИ часто действовало, как цензор, оно не считало своей целью подавление политических диссидентов, а преподносило себя организацией обеспокоенных за судьбу страны американцев, которые хотели проинформировать население о важных политических вопросах. Агентство прекрасно осознавало, что чересчур деспотические меры могут спровоцировать ответный удар. Интересно, что УВИ не писали самостоятельно свои собственные, идейно содержательные пьесы, а вместо этого пытались склонить Голливуд изменить уже имеющиеся сценарии для радио- и кино постановок с тем, чтоб они отражали политические взгляды правящего кабинета.
Вместо того, чтоб побуждать Голливуд генерировать ненависть к Оси, УВИ старалось обеспечить долгосрочную эффективность своих целей, продвигая свои позитивные идеи доброй воли либерального Нового Курса. Демократия была пробным камнем, который мог принести спасение нации, а фашизм был самым верным средством погубить ее будущее. Людей признавали виновными не за их национальность или расу (выбирать которые было не в их власти), а за их политические убеждения. В руководстве Бюро Киноиндустрии (БКИ, подразделение, подчиняющиеся УВИ)для киностудий говорилось: «Любая форма расовой дискриминации или религиозной нетерпимости, особые привилегии для тех или иных граждан являются проявлениями фашизма и будут признаны таковыми… Мир не возможен до тех пор, пока милитаризм и фашизм не будут полностью уничтожены» . Шоу бизнес мог бы гарантировать мировую безопасность, создавая продукт назидательного содержания. УВИ было уверено в том, что фашизм угрожал физической безопасности демократического мира, а фашистская идеология представляла опасность для интеллектуальной и моральной безопасности всех свободных наций.
Многие из ведущих членов УВИ были выдающимися деятелями искусства, интеллектуалами, политическими активистами. Элмер Дэвис, директор УВИ, был известным журналистом либеральных взглядов, работающим на радио.



Давний друг Кристофера Морли, он был принят в «Нерегулярный отряд с Бейкер-стрит» под именем «Дело установления личности». Арчибальд Маклиш и Роберт Шервуд оба были лауреатами Пулитцеровской премии и заместителями директора в УВИ. Историки, такие, как Артур Шлезингер младший и Генри Прингл также были выдающимися членами этой организации. Почти все члены УВИ были сторонниками либерального Нового Курса. Исключением являлся издатель-консерватор Гарднер Коулс младший, назначенный заместителем директора, дабы «придать УВИ характер двухпартийной системы».
УВИ представляло собой не костную бюрократическую систему, а направляющую силу и резонатор. Как указывает Алан Уинклер: «Никто в Америке не обладал властью немецкого министра пропаганды Гебельса. Свойственная Германии жесткая централизация власти чужда американскому образу жизни». УВИ было органом пропаганды, но оно скорее пыталось как-то воздействовать на диссидентов, нежели уничтожать их.
УВИ не располагало абсолютной диктаторской властью, чтоб с ее помощью влиять на кино- и радио-индустрию. Оно часто пыталось предотвратить выход на экраны фильмов, содержание которых резко расходилось с его политикой, но такие попытки редко бывали успешными. Чаще УВИ старалось более мягко воздействовать на этот процесс, предлагая сценаристам добавить в диалоги немного патриотических чувств, затрагивать в пьесах для радио и кино военную тему и воздавать должное тем действиям, что предпринимает в этой области правительство. Рузвельт считал, что кино и радио принадлежат к одним из самых действенных способов воздействия на умы американцев и большинство членов УВИ, глубоко преданных политике Рузвельта и Новому Курсу, полностью разделяли его мнение.

Вот здесь можно посмотреть информацию по этому Новому Курсу ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%...

Дэвис сказал: Самый легкий способ вдохнуть некую пропагандистскую идею в умы большинства людей это провести ее к ним посредством развлекательных кинолент, когда люди даже не поймут, что находятся под воздействием пропаганды». Однако не удивительно, что многие в Голливуде весьма неохотно дозволяли правительству «вдохнуть» свои политические идеи в их кинопродукцию. Сценаристы и режиссеры сопротивлялись вмешательству в их творческие замыслы, а руководители студий содрогались при мысли о потери прибыли вследствие отрицательной реакции публики на это постоянное и неукоснительное навязывание ей патриотических идей.
И, несмотря на то, что у УВИ была поддержка федерального правительства США, управлению отнюдь не хотелось противостоять всей индустрии развлечений. «Голливуд предпочитал избегать острых углов; УВИ требовало утверждения либеральных идей Нового курса во имя Америки и всего мира». Вначале у УВИ возникли проблемы с упрочением своего влияния. Создатели «Маленького Токио», довольно жестко поставленного антияпонского триллера 1942 года, обвинили УВИ в игнорировании опасности японского шпионажа, усмиряя тем самым решительные действия УВИ. Подобные поражения научили УВИ необходимости занять более твердую позицию, и вскоре управление уже настаивало на том, чтобы студии направляли им на рассмотрение свои сценарии. Реакция на это большинства студий была довольно безразличной, и большая часть предложений УВИ, таких как, например, требование добавить в сценарий «Касабланки»(1942 г.) больше благородных монологов антифашистского содержания, были холодно отвергнуты.

********

От себя скажу, что для меня, по крайней мере, очень сильный момент в "Касабланке" когда в этом ресторанчике в ответ на звучащие песни немецких офицеров выходит вперед это лидер Сопротивления и просит оркестр играть "Марсельезу". И как это подействовало на людей, всех, кто был в ресторане. Как все встали и запели - просто мурашки по коже. Как эта девушка, отнюдь не героиня, поет ее со слезами на глазах, и это было настоящим сплочением людей безо всяких пропагандистских речей. Вот этот отрывок. Очень люблю его





Опасения Голливуда лишиться публики растаяли, как дым, как только в военные годы стремительно повысились доходы киностудий. Это произошло, в основном, благодаря тому, что американцы пытались найти в кино некое убежище от тягот военного времени. По словам голливудского сценариста Роберта Рискина, когда УВИ заявило, что «оно желало бы лишь оказать поддержку и помощь, отношение к нему Голливуда как по волшебству изменилось». Публику, однако, все же утомляла довольно прозрачная пропаганда в фильмах того времени. К 1944 году кинозрители отдавали предпочтение фильмам, далеким по тематике от военных будней. С окончанием войны УВИ было упразднено.
Порой гармоничные, порой неспокойные отношения между УВИ и Голливудом со всеми их конфликтами и компромиссами по большей части не подтверждены официальными документами, но одними из свидетельств влияния УВИ являются чрезвычайно успешные фильмы и радио-постановки о Шерлоке Холмсе. У этой серии радиоспектаклей был неизменно высокий рейтинг, а фильмы о Холмсе военного времени были одними из самых успешных картин категории «Б» своего времени. Военные фильмы о Шерлоке Холмсе сейчас являются основным примером того, какова была реакция Голливуда на давление со стороны УВИ, когда киностудии шли на разумный компромисс.


Следующая часть про кино очень большая , буду дробить ее

@темы: Шерлок Холмс, BSI, Бэзил Рэтбоун, Шерлок Холмс против Гитлера

Яндекс.Метрика