Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Следующая часть, как бы общая о фильмах. А уже в следующей речь пойдет исключительно о "Голосе ужаса" И она будет очень большая и ее придется подождать, потому как отпуск закончился)
И заранее прошу прощения за возможное косноязычие при переводе)
Шерлок Холмс в кино
Рэтбоун и Брюс впервые начали играть Холмса и Уотсона в фильме «Собака Баскервилей» (1939). В том же году вышел фильм «Приключения Шерлока Холмса», но после этого более двух лет не было снято ни одного фильма о Холмсе с участием Рэтбоуна и Брюса, хотя оба актера работали на радио над радиоспектаклем «Новые приключения Шерлока Холмса». Первые два фильма были простыми и чисто развлекательными картинами, основанными на Каноне, действие в них происходило в викторианской Англии, и не затрагивало никаких международных проблем. В 1942 году студия «Юнивёрсал» возродила эту франшизу в фильме «Шерлок Холмс и голос ужаса», переместив Холмса и Уотсона из викторианской эры в 1940-е.
![](https://diary.ru/resize/-/-/2/9/0/2/2902872/aGMG_.jpg)
События фильма «Голос ужаса» и следующих двух фильмов этой серии были непосредственно связаны с войной, отражая требования, предъявляемые к киностудии. В них нашли отражения все признаки влияния УВИ: затрагивались интересы международной политики, звучала тема антифашизма, и имели место проникновенные продолжительные монологи о либерализме и о том, что необходимо проявлять смелость и самопожертвование. Так как фильмы на военную тематику снимали с 1942 по 1943 годы, а большинство дошедших до наших дней радиопередач были выпущены с 1944 по 1946 годы, говорить о данной франшизе мы будем в хронологическом порядке, начиная с фильмов военной направленности, а потом перейдем к радиоспектаклям.
Несмотря на важную идейную составляющую фильмов, руководство студии отнесло фильмы о Холмсе к категории фильмов «Б» - чисто развлекательных фильмов, сделанных в довольно сжатые сроки. Фильмы о Холмсе предназначались для самой широкой аудитории, особенно для любителей детективных историй и тех, кто пытался сбежать от ужасной действительности, ища убежище в мире кино. Студия «Юнивёрсал» считала фильмы о Холмсе одной из самых успешных из своих франшиз – это был верный источник прибыли , хотя , вряд ли они могли претендовать на присуждение громких премий.
Почему же, возникает вопрос, герой из викторианской эпохи перенесся в современность, дабы бороться с нацистами? Политика канонического Холмса была проста: главной его заботой было благоденствие Великобритании. Но под влиянием УВИ у него появилась сильная склонность к либерализму, плюс, к тому же , он больше стал ратовать за международное сотрудничество. Однако, несмотря на некоторые изменения в идеологии, Холмс по-прежнему оставался Холмсом, сыщиком, не имеющим себе равных.
![](https://diary.ru/resize/-/-/2/9/0/2/2902872/h51NI.jpg)
Был целый ряд причин, по которым «Юнивёрсал» остановила свой выбор на этом герое. И одним из главных факторов было то, что Шерлок Холмс один из самых известных литературных героев всех времен. Задействуя в фильмах известного всем персонажа, их создатели получали гораздо более мощный рычаг, с помощью которого могли воздействовать на настроения своих зрителей. Кроме того, Холмс наделен талантами, недоступными простым смертным. Обладающий необыкновенным умом, немалой физической силой, умеющий искусно менять внешность, дипломатически сдержанный, Холмс использовал свои таланты, чтоб защитить интересы Великобритании на пороге века двадцатого, и не таким уж большим преувеличением было бы предположить, что будь такая возможность, он продолжил бы защищать страну и во время Второй Мировой войны. Возможно, самым важным было то, что Холмс представлял собой сильный аргумент против американского изоляционизма. Будучи чистокровным британцем, но пользующийся любовью по всему миру, Холмс представлял собой идеального (вымышленного) международного посланника доброй воли. В фильмах с участием Бэзила Рэтбоуна говорилось о том, что у Англии и Америки одни и те же трудности и проблемы. Киностудии часто получали предостережения против фильмов с британскими героями, утверждая, что они чужды американскому зрителю, но британский акцент Рэтбоуна и Брюса в первых двух фильмах не отпугнул американцев, и высокое мнение публики об этих актерах показало, что нет никакой необходимости что –то менять в этих фильмах. И в самом деле, в то время было не так уж много чисто американских персонажей, которые могли бы послужить альтернативой Холмсу. А УВИ нужен был герой, который мог бы олицетворять заявленные им ценности.
Многие в УВИ были не довольны тем, как была показана война после нападения на Перл Харбор. «Голливуд просто добавил военной тематики к обычным детективам и фильмам в стиле экшен… Интерпретация военной темы по-прежнему оставалась на зачаточном уровне: Соединенные Штаты сражались потому, что на них было совершено нападение, и они победят» (Цитата из книги Клейтона Коппса и Грегори Блэка «Голливуд идет на войну»). Война была не серьезным политическим или моральным вопросом, а просто приключением с предопределенной развязкой. В отличие от таких фильмов, картины о Холмсе, отвечающие новым государственным требованиям, относились к войне совсем иначе. В них зрителям сообщалось, что Британия и США сражались вовсе не из чувства мести, а чтобы отстаивать высшие ценности, такие, как демократия и личная свобода.
![](https://diary.ru/resize/-/-/2/9/0/2/2902872/aVYKw.jpg)
Фильмы «Голос ужаса» и «Шерлок Холмс в Вашингтоне» начинались с интересной заставки (в фильме «Секретное оружие» ее не было). Поверх силуэта курящего трубку Холмса значилась такая надпись: «Шерлок Холмс, бессмертный персонаж мировой литературы, созданный сэром Артуром Конан Дойлем, не имеет возраста, непобедим и неизменен. Решая сложные проблемы современности, он остается, как всегда, непревзойденным мастером дедукции». Это отодвигает на задний план все другие, гораздо более прозаические, причины для того, чтоб перенести Холмса на полвека вперед в будущее – например то, что это было сделано киностудией по требованиям УВИ. Но это утверждение не совсем точно . По ходу действия в Каноне Холмс все же стареет; нам известны те редкие случаи, когда он потерпел поражение, и по ходу самих фильмов он становится старше , особенно, когда «воскресает» после своей фиктивной гибели. В радиоспектаклях Холмс находится в уже гораздо более зрелом возрасте, ибо действие там происходит намного позже по сравнению с фильмами, это еще одна разница между двумя составными частями этой франшизы. Но эти слова вступления очень ярко очерчивают саму личность Холмса, а назвав его «непобедимым», создатели фильма устраняют тем самым любые сомнения в том, что и здесь Холмс останется победителем.
И заранее прошу прощения за возможное косноязычие при переводе)
Шерлок Холмс в кино
Рэтбоун и Брюс впервые начали играть Холмса и Уотсона в фильме «Собака Баскервилей» (1939). В том же году вышел фильм «Приключения Шерлока Холмса», но после этого более двух лет не было снято ни одного фильма о Холмсе с участием Рэтбоуна и Брюса, хотя оба актера работали на радио над радиоспектаклем «Новые приключения Шерлока Холмса». Первые два фильма были простыми и чисто развлекательными картинами, основанными на Каноне, действие в них происходило в викторианской Англии, и не затрагивало никаких международных проблем. В 1942 году студия «Юнивёрсал» возродила эту франшизу в фильме «Шерлок Холмс и голос ужаса», переместив Холмса и Уотсона из викторианской эры в 1940-е.
![](https://diary.ru/resize/-/-/2/9/0/2/2902872/aGMG_.jpg)
События фильма «Голос ужаса» и следующих двух фильмов этой серии были непосредственно связаны с войной, отражая требования, предъявляемые к киностудии. В них нашли отражения все признаки влияния УВИ: затрагивались интересы международной политики, звучала тема антифашизма, и имели место проникновенные продолжительные монологи о либерализме и о том, что необходимо проявлять смелость и самопожертвование. Так как фильмы на военную тематику снимали с 1942 по 1943 годы, а большинство дошедших до наших дней радиопередач были выпущены с 1944 по 1946 годы, говорить о данной франшизе мы будем в хронологическом порядке, начиная с фильмов военной направленности, а потом перейдем к радиоспектаклям.
Несмотря на важную идейную составляющую фильмов, руководство студии отнесло фильмы о Холмсе к категории фильмов «Б» - чисто развлекательных фильмов, сделанных в довольно сжатые сроки. Фильмы о Холмсе предназначались для самой широкой аудитории, особенно для любителей детективных историй и тех, кто пытался сбежать от ужасной действительности, ища убежище в мире кино. Студия «Юнивёрсал» считала фильмы о Холмсе одной из самых успешных из своих франшиз – это был верный источник прибыли , хотя , вряд ли они могли претендовать на присуждение громких премий.
Почему же, возникает вопрос, герой из викторианской эпохи перенесся в современность, дабы бороться с нацистами? Политика канонического Холмса была проста: главной его заботой было благоденствие Великобритании. Но под влиянием УВИ у него появилась сильная склонность к либерализму, плюс, к тому же , он больше стал ратовать за международное сотрудничество. Однако, несмотря на некоторые изменения в идеологии, Холмс по-прежнему оставался Холмсом, сыщиком, не имеющим себе равных.
![](https://diary.ru/resize/-/-/2/9/0/2/2902872/h51NI.jpg)
Был целый ряд причин, по которым «Юнивёрсал» остановила свой выбор на этом герое. И одним из главных факторов было то, что Шерлок Холмс один из самых известных литературных героев всех времен. Задействуя в фильмах известного всем персонажа, их создатели получали гораздо более мощный рычаг, с помощью которого могли воздействовать на настроения своих зрителей. Кроме того, Холмс наделен талантами, недоступными простым смертным. Обладающий необыкновенным умом, немалой физической силой, умеющий искусно менять внешность, дипломатически сдержанный, Холмс использовал свои таланты, чтоб защитить интересы Великобритании на пороге века двадцатого, и не таким уж большим преувеличением было бы предположить, что будь такая возможность, он продолжил бы защищать страну и во время Второй Мировой войны. Возможно, самым важным было то, что Холмс представлял собой сильный аргумент против американского изоляционизма. Будучи чистокровным британцем, но пользующийся любовью по всему миру, Холмс представлял собой идеального (вымышленного) международного посланника доброй воли. В фильмах с участием Бэзила Рэтбоуна говорилось о том, что у Англии и Америки одни и те же трудности и проблемы. Киностудии часто получали предостережения против фильмов с британскими героями, утверждая, что они чужды американскому зрителю, но британский акцент Рэтбоуна и Брюса в первых двух фильмах не отпугнул американцев, и высокое мнение публики об этих актерах показало, что нет никакой необходимости что –то менять в этих фильмах. И в самом деле, в то время было не так уж много чисто американских персонажей, которые могли бы послужить альтернативой Холмсу. А УВИ нужен был герой, который мог бы олицетворять заявленные им ценности.
Многие в УВИ были не довольны тем, как была показана война после нападения на Перл Харбор. «Голливуд просто добавил военной тематики к обычным детективам и фильмам в стиле экшен… Интерпретация военной темы по-прежнему оставалась на зачаточном уровне: Соединенные Штаты сражались потому, что на них было совершено нападение, и они победят» (Цитата из книги Клейтона Коппса и Грегори Блэка «Голливуд идет на войну»). Война была не серьезным политическим или моральным вопросом, а просто приключением с предопределенной развязкой. В отличие от таких фильмов, картины о Холмсе, отвечающие новым государственным требованиям, относились к войне совсем иначе. В них зрителям сообщалось, что Британия и США сражались вовсе не из чувства мести, а чтобы отстаивать высшие ценности, такие, как демократия и личная свобода.
![](https://diary.ru/resize/-/-/2/9/0/2/2902872/aVYKw.jpg)
Фильмы «Голос ужаса» и «Шерлок Холмс в Вашингтоне» начинались с интересной заставки (в фильме «Секретное оружие» ее не было). Поверх силуэта курящего трубку Холмса значилась такая надпись: «Шерлок Холмс, бессмертный персонаж мировой литературы, созданный сэром Артуром Конан Дойлем, не имеет возраста, непобедим и неизменен. Решая сложные проблемы современности, он остается, как всегда, непревзойденным мастером дедукции». Это отодвигает на задний план все другие, гораздо более прозаические, причины для того, чтоб перенести Холмса на полвека вперед в будущее – например то, что это было сделано киностудией по требованиям УВИ. Но это утверждение не совсем точно . По ходу действия в Каноне Холмс все же стареет; нам известны те редкие случаи, когда он потерпел поражение, и по ходу самих фильмов он становится старше , особенно, когда «воскресает» после своей фиктивной гибели. В радиоспектаклях Холмс находится в уже гораздо более зрелом возрасте, ибо действие там происходит намного позже по сравнению с фильмами, это еще одна разница между двумя составными частями этой франшизы. Но эти слова вступления очень ярко очерчивают саму личность Холмса, а назвав его «непобедимым», создатели фильма устраняют тем самым любые сомнения в том, что и здесь Холмс останется победителем.
Очень интересная и приятная часть статьи.
Обладающий необыкновенным умом, немалой физической силой, умеющий искусно менять внешность, дипломатически сдержанный, Холмс использовал свои таланты, чтоб защитить интересы Великобритании на пороге века двадцатого, и не таким уж большим преувеличением было бы предположить, что будь такая возможность, он продолжил бы защищать страну и во время Второй Мировой войны.
Ну вот кстати да. Мне кажется, что его даже и Майкрофту не сильно пришлось бы уговаривать...
Будучи чистокровным британцем, но пользующийся любовью по всему миру, Холмс представлял собой идеального (вымышленного) международного посланника доброй воли.
Очень логичный у них был выбор. Там в этом УВИ явно не дураки сидели.
И как всё-таки здорово, что на главные роли выбрали англичан, а не американцев.
Но эти слова вступления очень ярко очерчивают саму личность Холмса, а назвав его «непобедимым», создатели фильма устраняют тем самым любые сомнения в том, что и здесь Холмс останется победителем.
Еще бы!
А уже в следующей речь пойдет исключительно о "Голосе ужаса" И она будет очень большая и ее придется подождать, потому как отпуск закончился)
Ничего страшного, не торопись! Всё потихоньку получится!
Я рада, что тебе понравилось, а то мне показалось, что у меня "язык заплетается" от разных политических моментов)
Мне кажется, что его даже и Майкрофту не сильно пришлось бы уговаривать...
Да, он патриот. Тем более, что во Второй Мировой все еще ожесточеннее было, чем в Первой. Сейчас, кстати, вспомнила, что в одном из старых журналов была статья "Холмс - патриот". Надо посмотреть, что там
Очень логичный у них был выбор. Там в этом УВИ явно не дураки сидели.
Это лучшая кандидатура) Так что они правильно все рассчитали.
А я сегодня смотрела "Холмс в Вашингтоне". Поскольку я уже начиталась статьи , показалось, что в конце, конечно, чувствуется некоторая пропаганда про демократию, но в целом все очень естественно смотрится
Да, но они же выполняют "заказ", как этого может не быть?. Вот и в следующем фильме, который уже не совсем на военную тематику, а лишь косвенно (где Ватсон работает врачом в "госпитале", оборудованном в особняке Месгрейвов), Холмс аналогичным образом под самый конец, сидя в машине, пока Ватсон рулит, толкнул пламенную речь о светлом будущем...
Раньше мне это всё казалось лишним, реально. Но я действительно не знала всей этой подоплёки. Только сейчас это всё полностью поняла, благодаря этой статье, и уже несколько другими глазами пересматриваю фильмы. Ретбоун просто шикарен и неотразим. И Найджел Брюс тоже. Как бы ни ругали его некоторые за клоунаду, мне кажется там это всё очень в кассу - это всё таки должно было быть ещё и развлекательное кино, с юмором, поддерживающее хороший настрой. Они оба прекрасны, если полностью абстрагироваться от канонных персонажей, но в то же время даже за этим всем можно придумать некую сайд стори. Вот мне показалось, что начиная со второго военного фильма Ватсон стал реально больше тупить, будто явно контуженный...
Холмс - и это очень заметно - относится к нему со снисхождением и любовью. Но всё же это Холмс и тупость его бесит, и порой он все же жесток в своем сарказме...
Я сейчас на это всё особенное внимание обращаю при пересмотре.
Да, все верно. Теперь это ощущается и воспринимается совсем иначе после того, что мы уже в статье прочитали
Раньше мне это всё казалось лишним, реально. Но я действительно не знала всей этой подоплёки. Только сейчас это всё полностью поняла, благодаря этой статье, и уже несколько другими глазами пересматриваю фильмы.
И Найджел Брюс тоже. Как бы ни ругали его некоторые за клоунаду, мне кажется там это всё очень в кассу - это всё таки должно было быть ещё и развлекательное кино, с юмором, поддерживающее хороший настрой.
Мне он сейчас очень нравится) Он милый. Но надо, конечно, абстрагироваться от Канона.
Мне вообще давно надо было эти фильмы пересмотреть. Я ж, на самом деле, в большинстве своем их видела от силы пару раз. Еще совсем с другим мировоззрением) Получаю сейчас от них огромное удовольствие. И статья очень кстати пришлась. Рада, что взялась за нее
Вот это вот не совсем понятно. Жду, когда будет про радиоспектакли.
Еще будет, наверное, два поста о фильмах, а потом уже про радио
Натали, насколько я могу судить, по тем эпизодам, что дожили до наших дней, то всё происходит следующим образом. У этих радиоспектаклей (те что с Брюсом и Ретбоуном, потому что когда Ретбоун ушел, то его заменил другой актер, и они с Брюсом записали еще порядка 40 эпизодов) был спонсор. Сначала, с 39 года, это была компания "Бромо-квинин", выпускающая лекарство от простуды, а потом, с 43 года - "Петри Вайн", винодельческая компания. И представитель спонсора всегда присутствовал в этих радиоспектаклях. Этот дядька типа приезжал каждую неделю в гости к Ватсону, который уже давно на пенсии и перебрался жить в Калифорнию, они там пьют вот это вино Петри Вайн, и Ватсон рассказывает очередную историю о себе и Холмсе. Ну а перед этим, конечно же, представитель спонсора (обычно там, по-моему, был всегда один и тот же дядька) делал свою рекламу. Но она классная. Под конец эфира Ватсон и дядька-спонсор прощаются, и Ватсон делает анонс следующей истории. У меня была очень интересная статья о закулисье этих эфиров, и в том же посте немного и про спонсоров, если интересно, можешь глянуть, вдруг даже что-то пригодится, когда будешь переводить про эфиры. oscary.diary.ru/p217279081.htm
Наверное, я читала, сейчас, когда ты рассказала, что-то вспомнилось)
Но, наверняка, пригодится при переводе. Обязательно загляну в этот пост
Чувак спрашивает: Каково ваше мнение о фильмах, в которых Шерлок Холмс по сути помогает воевать во Второй мировой войне?
Очень любопытные ответы. Но очень много таких: "Фильмы хорошие, но лучше бы они обошлись без пропаганды".
Вот кстати у меня раньше были точно такие же мысли. А теперь понятно, что без пропаганды было нельзя. Их просто не было бы, этих фильмов, если б не эта пропаганда. По сути, если так подумать, то война вернула миру Шерлока Холмса. Ведь "20-й век Фокс" сняла в 39 году два фильма с Ретбоуном по викториане, и успокоилась, решив, что больше снимать не будет. И только война, получается, заставила УВИ подумать, какого именно героя оживить и вывести на экран с помощью "Юниверсал"...
Кстати, там еще в комментах был затронут очень любопытный момент. Кто-то отметил, что именно Ретбоун - первый Холмс, который действовал в фильмах в свою эпоху, викторианскую ("Собака" и "Приключения", оба 39 года), в то время как все предыдущие Холмсы действовали во времена снятия фильмов. Я вот не знаю, насколько это заявление верно (я не в теме), но раз ты как раз переводишь книжку Дэвиса, то наверное это будет понятно. Но вот все ранее упомянутые фильмы вроде бы действительно о Холмсе в современности. Тот же Джиллетт, Норвуд... Вот у Норвуда в "Знаке четырех", я обратила внимание, восхитительный Лондон 20-х годов... Они вообще не парились с декорациями, тупо брали и улицы снимали...
Вот кстати у меня раньше были точно такие же мысли. А теперь понятно, что без пропаганды было нельзя. Их просто не было бы, этих фильмов, если б не эта пропаганда. По сути, если так подумать, то война вернула миру Шерлока Холмса.
Да, получается, что так. Мне сейчас вспомнилось, что Хардвик тоже сказал как-то об этих фильмах и что они были нужны, чтоб "разбудить" американцев.
Я вот не знаю, насколько это заявление верно (я не в теме), но раз ты как раз переводишь книжку Дэвиса, то наверное это будет понятно.
Я в теме лишь отчасти) Но могу сказать, что в фильмах с Уортнером, это начало 30-х, тоже современность была. В "Знаке" Мэри, кажется, с короткой стрижкой и в шляпке такой характерной) Как Вера Холодная)
Посмотрим, что там дальше будет) Но меня ждет еще одна статья о Норвуде и еще в журнале случайно фотка с ним попалась из "Трех студентов". Надо все зафиксировать для истории)
Может, еще что-то прочтем на этот счет