Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Давно хотела сделать пост еще об одном любимом диафильме. Но прежде хочу сказать вот о чем.

Иллюстрировала его художница Татьяна Маврина. Я его в детстве очень любила, но тогда, конечно, не просекла, что она же делала иллюстрации к моим "Сказкам Пушкина" Тем, что у меня были практически первыми - в смысле книга.И ее я в основном и читала и сказки Пушкина ассоциируются у меня именно с ней. Если до этого дойдет, то я еще об этой книге расскажу, а пока покажу для примера пару иллюстраций оттуда

Ну, это вот собственно "три девицы под окном"

А это фрагмент из "Лукоморья"



И как можно заметить, иллюстрации все же довольно своеобразные, в таком древнерусском стиле, что-то в них, наверное, даже от икон или фресок есть. И не скажу, что я прямо сильно была в восторге от этих иллюстраций, но привыкла к ним и даже находила выразительными. Но...

Никак раньше не думала, что моего любимого "Сивку-Бурку" иллюстрировала та же Маврина. Как недавно узнала , это было ее раннее творчество. "Сивка-Бурка" все же значительно отличается от того стиля, в котором сделаны "Сказки Пушкина", здесь иллюстрации более реалистичные что ли...Эти иллюстрации из диафильма - практически раритет, и нашла их случайно в не самом лучшем виде, как могла, увеличила и выложу здесь значительную их часть.
Но была, как оказалось, еще и такая же книга, выпущенная в 50-е годы, которая соответственно является тоже библиографической редкостью. Вот ее обложка



Ну, и собственно, вот кадры диафильма.













































@темы: Иллюстрации, "Плёнки"

18:25

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Насчет любимых книг решила начать с самого начала и вспомнить об одной из самых первых своих книжек.



При чем "Ивана-царевича" я даже не сама читала, а читал мне его дед и неоднократно) И оба мы эту книжку очень любили. Она очень русская и классические иллюстрации Кочергина тоже очень русские. И книжку эту помню в первую очередь именно по картинкам. И мне кажется, что и дед не всегда ее читал, а часто и по картинкам просто сам что-то рассказывал. Причем он, наверное, в душе тоже был фикрайтер, потому что я помню, как потом он мне еще что-то захватывающее рассказывал про маленького ребенка Ивана-Царевича и Елены Прекрасной. Что-то очень мелодраматичное)

Об иллюстрациях я не просто так сказала. И сейчас здесь будет собственно небольшой рассказ в картинках. Но прежде хочу сказать вот о чем.
Ну, во-первых, та книжка, что у меня, 1971 года издания и судя по-всему в какой-то степени раритетная, и в сети почему-то почти нет иллюстраций из нее.
Это одна из причин, почему я тут их чуть ли не в полном объеме решила выложить. Ну, и уже не в первый раз замечаю. Иллюстрации из старых книг потом бывает и переиздают, но уже как-то иначе. Уж не знаю переработаны они бывают самими художниками или это продукт современных издателей - но разница бывает огромна, а то и вообще получается нечто вроде вариации на тему. То же самое и с иллюстрациями Кочергина к "Ивану-Царевичу". Но тут вот еще какой момент.
Есть на ту же тему еще и диафильм. Тоже "Иван-Царевич" и тоже Кочергин. Но, похоже, диафильм уже был сделан позже. Мне и в детстве казалось, что по сравнению с книгой он какой-то обновленный. И в чем-то мог служить дополнением к ней, в том числе и в плане иллюстраций. И вот в сети можно найти именно их.
Но тут еще есть одна интересная тонкость) Сказки в книге и в диафильме - разные. Та, что в книге, более зловещая) С Кащеем Бессмертным, Змеем-Горынычем и Бабой Ягой - все как полагается)) В диафильме детей уже решили не пугать, и всей этой нечисти нет, а Елена Прекрасная живет себе не в плену, а просто в каком-то далеком королевстве.

Помню, меня там как-то поразило наличие негритенка) В книжке все гораздо мрачнее.

Ну, и в общем, попытаюсь изобразить сейчас этот рассказ в картинках, добавив еще дополнительные штрихи и из диафильма

Много иллюстраций



Обнаружив, значит, что кто-то прет яблоки, царь велел сыновьям сторожить по ночам яблоню. Здорово тут выписано и какие разные братья и разные бытовые мелочи.













Приключения начинаются...




Волк сейчас мне напомнил о Ночном Волке Фитца)





И интересно, что Жар-птица тут жила у вроде как турецкого султана







А златогривый конь - у викингов. Раньше вот на эти рогатые шлемы как-то особо внимания не обращала





А дальше пошло Лукоморье. Вот эта избушка на курьих ножках всегда мне представлялась очень уютной







Вот здесь такое впечатление, как будто Иван-Царевич прямо из моря вышел



А вот тут очень запомнилось, что шапку свою он запросто так сжимал в руке. Помнится, была у меня одна мягкая шляпа, которую я как раз называла шапкой Ивана-Царевича)





Ну, и тут вот как можно видеть, Елена Прекрасная - пленница Кощея. Всегда нравились эти его сундуки с сокровищами









Волк играет роль Елены Прекрасной





И уже казалось бы все хорошо и можно отдохнуть...


И вот тут как раз в книге самый драматичный момент обойден стороной, а в диафильме он как-то все же отражен, хоть и не показано, как злые братья убивают Ивана-Царевича

[



Но это же сказка. Волк на все руки мастер - оживил Ивана-Царевича







Ну, и собственно благополучное возвращение и все встает на свои места - кому-то невеста, кому-то - заточение







Ну, и свадебный стол. Особенно хорош Волк в турецкой феске)









@темы: Книжки, Иллюстрации, "Плёнки"

17:27

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Чтоб закончить с Бемби и прочими оленями) пройдусь и по диафильму. Может, он был и не самый-самый любимый, но все равно он мне очень нравился. Запомнилось, что "поляна это опасно" и охота здесь была показана очень зловещей и даже трагичной. И мне кажется, что какие-то фразы отсюда надолго запечатлелись в памяти и даже как-то повлияли на мой язык, если можно так сказать) А позже еще отметила разницу в переводе имен: здесь подруга Бемби Фалина, а уже позже ее переводили, как Фэлон.

Итак, вот тут все: и иллюстрации и цитаты










С детства запомнилась вот эта картина наступающих сумерек.












И вот это "Отцы" по-моему прозвучало совершенно неподражаемо)





А вот с этого момента показана настоящая трагическая история






















@темы: Иллюстрации, "Плёнки"

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Закончу на этом с Котом в сапогах и закрою закладку браузера.
Иллюстрации с диафильма. Относительно недавно увидела такую книгу и даже приобрела из ностальгических чувств. Все иначе там, как будто плохая копия или вообще кто-то второпях срисовывал с оригинала.

Постараюсь показать только самые любимые кадры

























@темы: Иллюстрации, Кокорин, "Плёнки"

12:35

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Новогодних картинок, извлеченных из журналов, осталось уже совсем мало и сегодня для создания зимнего сказочного настроения я решила вспомнить несколько иллюстраций из диафильма "Снежная королева" художника Бунина. Для меня они волшебные и необыкновенные, хотя, может, это во мне говорят детские впечатления















@темы: Иллюстрации, "Плёнки"

18:42

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Хочу продолжить разговор о детских книгах и иллюстрациях. Не столько разговор, сколько воспоминания в картинках.

Как я уже говорила, сказы Бажова начались для меня с рассказов деда, когда я еще не умела читать. Но дед рассказывал не просто так, у нас было прекрасное наглядное пособие.


Вот такой талмуд "Каменный цветок", куда входила книга, с эпопеей про Данилу-мастера и более десятка картонных репродукций, они были покрыты пленкой и казались настоящими произведениями искусства



Верхняя обложка



Нижняя обложка




Считаю, что эти картины (картинками назвать их и язык не поворачивается) были прекрасным дополнением к сказу. Куча разных мельчайших подробностей, свой особый мир, с этим узорами, ящерками, даже инструментами мастеров.

Покажу некоторые из них





К следующей иллюстрации была подпись "Данилушка пошел, задумавшись..."





А эта - моя любимая)







Была еще иллюстрация к "Хрупкой веточке", где присутствует уже старый Данила-мастер.
"Мите и самому любо - ну как работа!?"



И завершал подборку портрет автора "Павел Петрович Бажов - певец Урала"



Я разглядывала эти иллюстрации бесчисленное множество раз, даже срисовывать пыталась)


Ну и был еще один сказ Бажова, который узнала еще до того, как научилась читать. Потому что у нас был звуковой диафильм "Малахитовая шкатулка". Там были совершенно необыкновенные иллюстрации и самое главное то, как этот диафильм был озвучен.Актер говорил необыкновенным "сказочным" голосом, с каким-то старинным говорком, он так и звучит у меня в голове. И когда уже книгу читала, с радостью отыскивала знакомые фразы и вновь слышала про себя этот голос

И я очень рекомендую послушать и посмотреть самим. Диафильм в той самой озвучке есть на ю-тубе



Вообще, этот сказ остался одним из любимых. И есть в нем что-то такое, что хоть фанфики пиши.)) Хозяйка Медной горы, пришедшая к дочери Степана и говорящая с ней почти по-матерински...

Приложу и здесь несколько иллюстраций, но все же очень рекомендую все это посмотреть со звуком



















@темы: Книжки, Иллюстрации, Пластинки, "Плёнки"

15:14

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Вчера мне, наконец, удалось немного разгрузить жесткий диск, который был забит под завязку и вчера же начала собирать видео из отрывков с одним скандинавским актером, который чем-то неуловимым пробудил во мне мысли о молодом Холмсе. Это будут кусочки из сериала "Мост". Надеюсь, сделать это сегодня-завтра.

А пока мысли об этом самом "Мосте" напомнили мне, как это может быть не странно, детство. Которое прошло ни разу ни в Скандинавии) Но тем не менее, порой было этой Скандинавией пропитано.

Ну, наверное, тут сыграл свою роль и Андерсен с его сказками. Я многие из них люблю, но в данном случае, речь идет больше о сказках, где не столько действуют короли и принцессы, сколько почти современники писателя: это все та же "Снежная королева с домом Герды и Кая и их розами. И вполне реальные дома, где жили герои сказок "Оле-Лукойе", "Старый дом", "Пастушка и трубочист". Девушки в белых чепцах и широких красных юбках, из-под которых выглядывали полосатые носки, худощавые старики в черных сюртуках, мостовые, выложенные булыжником, пшеничные поля, над которыми летят караваны гусей...



Вот такая романтичная полу-сказочная картина.

Ну, а потом, конечно, был Карлсон. И он тоже был, в основном, книжный. Вот она моя любимая, зачитанная не хуже Холмса) Хотя, нет, конечно, не настолько))


Обожала эту книгу. И эти иллюстрации, которые причислила бы тоже к разряду более "взрослых" иллюстраций.



Можно сказать, что Карлсон пришел на смену старым сказочным героям этой страны. Ведь он сам как-то сказал" Моя мамочка - мумия, а отец -гном";))
А как писал А.Шаров в своей книге "Волшебники приходят к людям" :"Швеция, — особенный край. Спросишь шведа, сколько жителей в его стране, а он ответит:

— Нас, людей, семь с половиной миллионов. — Оглядевшись по сторонам и понизив голос до шепота, он скажет еще: — Ну, а сколько троллей — кто знает? Известно только, что их очень много..."

Страна сказок...

Но сейчас хочу еще признаться, что в "Карлсоне" любила не только главного героя. Мне очень нравилось читать про саму семью Малыша, нравилась атмосфера их дома. Когда немного подросла, поняла, что квартира-то там, мягко говоря, не маленькая)). У всех по комнате, плюс кухня, кладовая, столовая и гостиная, причем для меня было загадкой, почему это не одна и та же комната.



Я очень любила лирические отступления в этой книге, которые, естественно никак не вошли в мульт и вообще не особо, по моему, известны.

"Таких июньских вечеров, как в Стокгольме, не бывает нигде. Нигде в мире небо не светится этим особым светом, нигде сумерки не бывают такими ясными, такими прозрачными, такими синими, что город и небо, отраженные в блеклых водах залива, кажутся совсем сказочными.
Такие вечера словно специально созданы для празднования дней рождения Карлсона в его домике на крыше. Малыш любовался сменой красок на небе, а Карлсон не обращал на это никакого внимания. Но когда они сидели вот так рядышком на крылечке, уплетали булочки и запивали их соком, Малыш ясно понимал, что этот вечер совсем не похож на другие вечера. А Карлсон так же ясно понимал, что эти булочки совсем не похожи на другие булочки, которые печет мама Малыша.



"- Может, это и нехорошо с моей стороны, - сказала мама, - потому что я к Карлсону за последнее время стала понемногу привыкать, но знаете, я сейчас сама готова заплатить десять тысяч крон, только бы от него отделаться.
- Ой, что ты! - воскликнул Малыш.
- Ладно, не будем сейчас больше об этом говорить, - сказала мама, - потому что во время еды надо, чтобы было весело.
Мама часто это повторяла: "Во время еды надо, чтобы было весело". И Малыш тоже так думал. А им, право же, всегда было весело, когда они все вместе сидели за столом и болтали о чем попало. Малыш больше говорил, чем ел, особенно когда на обед была вареная треска, или овощной суп, или селедочные котлеты. Но сегодня мама подала им телячьи отбивные, а на сладкое - клубнику, потому что начались летние каникулы и Боссе и Бетан уезжали из дома. Боссе - в яхтклуб, учиться парусному спорту, а Бетан - на крестьянский хутор, где много лошадей. Так что это был прощальный обед, и мама постаралась, чтобы он превратился в маленький пир."



Я очень люблю маленькие детали и эпизоды из этой книги, которые всегда казались очень уютными. Домик на крыше, где в камине Малыш и Карлсон пекли яблоки, ночные проделки друзей, когда Карлсон под дождем летал к дяде Юлиусу под зонтиком и в пижаме, фрекен Бок, взбивающая сливки для торта.

"Наступил вечер. Малышу пора было идти домой и ложиться спать. Приходилось расставаться с Карлсоном и с его маленьким домиком, где было так уютно, и со всеми его вещами: и с его верстаком, и с его коптящей керосиновой лампой, и с его дровяным сарайчиком, и с его камином, в котором так долго не прогорали головешки, согревая и освещая комнату. Трудно было всё это покинуть, но ведь он знал, что скоро снова вернётся сюда. О, как чудесно, что домик Карлсона находился на его крыше, а не на какой-нибудь другой!

Они вышли. Над ними сверкало звёздное небо. Никогда прежде Малыш не видел столько звёзд, да таких ярких, да так близко! Нет, конечно, не близко, до них было много тысяч километров, Малыш это знал, и всё же… О, над домиком Карлсона раскинулся звёздный шатёр, и до него, казалось, рукой подать, и вместе с тем так бесконечно далеко!

— На что ты глазеешь? — нетерпеливо спросил Карлсон. — Мне холодно. Ну, ты летишь или раздумал?

— Лечу, — ответил Малыш. — Спасибо."



Мне бы не хотелось, чтоб пост был совсем уж картиночным, но не могу не поделиться тут иллюстрациями к Карлсону, которые предшествовали этим. Потому что с Карлсоном у меня еще был и диафильм, и его я видела раньше книги. Там совсем необычный и не привычный Карлсон, но хочу сказать, что мое представление о семье и доме Малыша пошло именно оттуда.






























Здесь все же не удержусь и приведу еще одну "семейную" цитату


"Малыш был очень рад четырём свёрткам. В них оказались: коробка с красками, игрушечный пистолет, книга и новые синие штанишки. Всё это ему очень понравилось. «Какие они милые — мама, и папа, и Боссе, и Бетан! — подумал Малыш. — Ни у кого на свете нет таких милых мамы и папы и брата с сестрой».

Малыш несколько раз стрельнул из пистолета. Выстрелы получались очень громкие. Вся семья сидела у его кровати и слушала, как он стреляет. О, как они все друг друга любили!

— Подумай, восемь лет назад ты появился на свет — вот таким крошкой… — сказал папа.

— Да, — сказала мама, — как быстро идёт время! Помнишь, какой дождь хлестал в тот день в Стокгольме?

— Мама, я родился здесь, в Стокгольме? — спросил Малыш.

— Конечно, — ответила мама.

— Но ведь Боссе и Бетан родились в Мальмё?

— Да, в Мальмё.

— А ведь ты, папа, родился в Гётеборге? Ты мне говорил…

— Да, я гётеборгский мальчишка, — сказал папа.

— А ты, мама, где родилась?

— В Эскильстуне, — сказала мама.

Малыш горячо обнял её.

— Какая удача, что мы все встретились! — проговорил он.

И все с этим согласились."








Ну, и напоследок вот это, очень трогательное.

"В этом месте Малыш улыбнулся — во всяком случае, спасибо, что Карлсон хотел летать только с ним и ни с кем другим, — а потом вздохнул и стал читать дальше....
"Имя своё мальчик нам назвать отказался, боясь, что его имя попадёт в газету, «потому что Малыш этого не хочет», сказал он, и вообще создаётся впечатление, что он очень привязан к своему младшему брату. "

И пока Карлсон кружил по комнате, стараясь получше разглядеть себя в маленьком зеркальце, Малыш читал ему вслух статью. Он пропустил слова «невероятно толстый» и вообще всё, что могло обидеть Карлсона, а остальное он прочёл от начала до конца, и Карлсон был счастлив.
— «Он очень привязан к своему младшему брату», — прочёл Малыш и вопрошающе поглядел на Карлсона. — Эти слова тоже правда?

Карлсон перестал летать и задумался.

— Да, вообще-то да, — сказал он неохотно. — Удивительно, что можно привязаться к такому глупому мальчишке, как ты! Это только по моей доброте, потому что я самый добрый и самый милый в мире… Ну, читай дальше!

Но Малыш не смог читать, пока не проглотил комок в горле; значит, правда, что Карлсон привязан к нему! А на всё остальное тогда наплевать!

— Хорошо, что я попросил их не называть моего имени в газете, правда? — сказал Карлсон. — Я это сделал только для тебя, ведь ты хочешь держать меня в тайне, в полной тайне."

Страшно захотелось перечитать))

***

Добавляю еще из комментариев

***

— Угадай, кто лучший в мире подносчик тефтелей? — сказал Карлсон, убегая на кухню.

Потом Карлсон, Малыш и фрекен Бок, сидя на кровати, уплетали прекрасный ужин с таким аппетитом, что за ушами трещало. Карлсон принёс из кухни полный поднос еды.



— Я обнаружил яблочную запеканку с ванильным соусом. Кроме того, я прихватил ветчины, сыра, колбасы, солёных огурчиков, несколько сардин и кусочек печёночного паштета. Но, скажи на милость, куда ты засунула торт со взбитыми сливками? Его я не нашёл…

— У нас торта нет, — ответила фрекен Бок.

У Карлсона дрогнули губы.

— И ты полагаешь, что можно наесться тефтелями, яблочной запеканкой с ванильным соусом, ветчиной, сыром, колбасой, солёными огурцами да двумя жалкими крохотными сардинками?

Фрекен Бок поглядела на него в упор.

— Нет, — сказала она подчёркнуто спокойным тоном. — Но ведь есть ещё и печёночный паштет.

Никогда ещё Малышу не было так вкусно. Малыш, и Карлсон, и фрекен Бок сидели рядком на кровати и жевали, глотали, и им было так уютно втроём!


Карлсон проглотил последнюю тефтельку, облизал пальцы и сказал:

— Что и говорить, в этом доме живут, конечно, впроголодь, но в остальном мне здесь хорошо.

— О боже праведный! — воскликнула фрекен Бок. Она поглядела на Карлсона, потом на пустой поднос. — После тебя мало что остаётся, — сказала она.

Карлсон соскочил на пол и похлопал себя по животу.

— После того, как я поем, остаётся стол, — сказал он. — Единственное, что остаётся, — это стол."

***



"Малыш и Карлсон тоже спокойно сидели у камина в домике на крыше. Им было очень хорошо и уютно. Карлсон быстро слетал на улицу Хетерге и купил там яблок.

— Я за них честно отдал пять эре, — сказал он Малышу. — Не хочу, чтобы меня заподозрили в краже. Ведь я самый честный в мире! — Разве эти яблоки стоят всего пять эре?

— Видишь ли, я не мог спросить их цену, — объяснил Карлсон, — потому что продавщица как раз пошла пить кофе.

Нанизав яблоки на проволоку, Карлсон пёк их над огнём.

— Угадай, кто лучший в мире специалист по печёным яблокам? — спросил Карлсон.

— Ты, Карлсон, — ответил Малыш.

И они ели печёные яблоки, и сидели у огня, а сумерки всё сгущались. «Как хорошо, когда трещат поленья! — подумал Малыш. — Дни стали холодными. По всему видно, что пришла осень».

— Я всё собираюсь слетать в деревню и купить дров у какого-нибудь крестьянина. Знаешь, какие скупые эти крестьяне, но, к счастью, они тоже иногда уходят пить кофе, — сказал Карлсон.

Он встал и подбросил в огонь два больших берёзовых полена.

— Я люблю, чтобы было жарко натоплено, — сказал он. — Остаться зимой без дров — нет, так я не играю. И, не стесняясь, скажу это крестьянину."


***



"Малыш покачал головой:

— Нет, мама сегодня не делала мясных тефтелек. А торт со сливками бывает у нас только по праздникам.

Карлсон надулся:

— Ну и семейка у вас! «Только по праздникам»… А если приходит дорогой старый друг, с которым не виделись несколько месяцев? Думаю, твоя мама могла бы и постараться ради такого случая.

— Да, конечно, но ведь мы не знали… — оправдывался Малыш.

— «Не знали»! — ворчал Карлсон. — Вы должны были надеяться! Вы всегда должны надеяться, что я навещу вас, и потому твоей маме каждый день надо одной рукой жарить тефтели, а другой сбивать сливки.

— У нас сегодня на обед жареная колбаса, — сказал пристыжённый Малыш. — Хочешь колбаски?

— Жареная колбаса, когда в гости приходит дорогой старый друг, с которым не виделись несколько месяцев! — Карлсон ещё больше надулся. — Понятно! Попадёшь к вам в дом — научишься набивать брюхо чем попало… Валяй, тащи свою колбасу.

Малыш со всех ног помчался на кухню. Мамы дома не было — она пошла к доктору, — так что он не мог спросить у неё разрешения. Но ведь Карлсон согласился есть колбасу. А на тарелке как раз лежали пята ломтиков, оставшихся от обеда. Карлсон накинулся на них, как ястреб на цыплёнка. Он набил рот колбасой и засиял как медный грош.

— Что ж, колбаса так колбаса. А знаешь, она недурна. Конечно, с тефтелями не сравнишь, но от некоторых людей нельзя слишком многого требовать.

Малыш прекрасно понял, что «некоторые люди» — это он, и поэтому поспешил перевести разговор на другую тему."


***

"-Я хочу позабавиться: а то я не играю, — сказал он, и в ту же секунду взгляд его упал на пакетик, который лежал на столе у Малыша.

Он кинулся на него, словно коршун на добычу. Мама положила Малышу этот пакетик вчера вечером, а в нём был прекрасный персик. И вот теперь этот персик Карлсон жадно сжимал пухленькими пальцами.

— Мы его разделим, ладно? — торопливо предложил Малыш. Он тоже любил персики и знал, что нельзя зевать, если хочешь его хоть попробовать.
— Хорошо, — согласился Карлсон, — разделим! Я возьму себе персик, а ты — пакетик. Учти, я уступаю тебе лучшую часть: с пакетиком можно знаешь сколько интересных штук придумать!

— Нет, спасибо! — твёрдо сказал Малыш. — Мы сперва разделим персик, а потом я тебе охотно уступлю пакетик.

Карлсон неодобрительно покачал головой.

— Никогда ещё не встречал таких прожорливых мальчишек, как ты! — вздохнул он. — Ну ладно, раз уж ты так настаиваешь…

Чтобы разделить персик, нужен был нож:, и Малыш побежал в кухню. А когда он вернулся с ножом, Карлсон исчез. Но Малыш тут же услышал, что из-под стола доносилось чавканье и причмокивание, словно кто-то торопливо ел что-то очень сочное.

— Послушай, что ты там делаешь? — с тревогой спросил Малыш.

Когда Карлсон вылез из-под стола, персиковый сок стекал у него с подбородка. Он протянул свою пухлую ручку и сунул Малышу большую шершавую тёмно-красную косточку.

— Заметь, я всегда отдаю тебе самое лучшее, — заявил он. — Если ты посадишь эту косточку, у тебя вырастет целое персиковое дерево, всё увешанное сочными персиками. Ну, кто самый большой добряк в мире? Я ведь даже не устраиваю никакого скандала, хоть и получил от тебя только один паршивенький персик!"

@темы: Книжки, Иллюстрации, Андерсен, "Плёнки"

14:45

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Еще один из диафильмов, который когда-то был одним из любимых. Тоже Андерсен. И рисунки тоже очень своеобразны и выразительны. Меня все же не оставляет впечатление, что на пленке они выглядели несколько другими, и думаю, что дело не только в моем детском восприятии. Возможно, при оцифровке их все же как-то "улучшали", но поскольку других вариантов нет, но удовольствуюсь этим.
Речь пойдет о "Снежной королеве". И здесь именно такие иллюстрации, которые рассказывают и свою собственную историю. Они здесь очень красноречивы. Тревожны. Помню, что очень любила здесь маленькую разбойницу, хоть, конечно, положительной героиней здесь ее никак не назовешь.
Художник Павел Бунин. Ну, об этом я, конечно, узнала относительно недавно. Я буду еще говорить о нем и в следующем посте на тему иллюстраций. А пока скажу, что вот эти резкие, ломанные линии для него более, чем характерны, но вообще, мне кажется, что эта "Снежная королева" несколько выделяется из других его работ. Хотя бы своими какими-то очень сочными красками.
Наверное, очень важно первое восприятие. Для меня до сих пор Золушка , Щелкунчик, Герда и еще некоторые герои видятся именно такими, какими я увидела их на этих "пленках" и прекрасно помнила, хотя сами "пленки" - какие-то утрачены, а какие-то просто были убраны подальше - не видела уже очень и очень давно.

























Вот эта красная лилия , в которой спит принц, произвела когда-то очень большое впечатление)

























@темы: Иллюстрации, Андерсен, "Плёнки"

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
После предыдущего поста загорелась я написать о самом, наверное, классном моем диафильме - "Щелкунчике". Он был засмотрен до дыр и заслушан, потому что тоже был звуковой. И я пластинку потом слушала и отдельно из-за музыки, ну и вообще...
По мне так идеальный диафильм. Совершенно замечательные иллюстрации Лидии Гладневой







и божественная музыка Чайковского. Благодаря этому диафильму, знакомая с самого раннего детства. Текст до сих пор помню почти наизусть. Озвучка на мой взгляд, замечательная.
Но в жизни всегда есть место сюрпризам - кинулась я искать эти иллюстрации, а их почти нет, либо в очень плохом качестве. Зато оказалось, что судьба этого звукового диафильма более счастливая, чем у "Золушки". Все сохранилось вместе с звуком и ниже будет ссылка на него. Очень рекомендую посмотреть и послушать, хотя понимаю, что мы сейчас люди набалованные и смотреть картинки можно, наверное, только по ностальгическим причинам. Но вот тем не менее,очень советую: музыка прекрасно сочетается с голосом рассказчика, а читает он совсем не монотонно, а именно передает голосом действия и эмоции. Ну и к тому же, Мари, Фриц и Щелкунчик обладают собственными голосами, и у Щелкунчика он очень характерный, такой мужественно...деревянный.) Там , кстати, есть как раз тот звуковой сигнал про который я говорила.

Но тут такой момент. Есть диафильм, где, как и положено, нет подписей. Так было бы лучше, но там кто-то поработал над улучшением иллюстраций и это их несколько упростило. Поэтому все же даю ссылку на более качественную рисовку и надо просто не смотреть на то, что написано внизу, а слушать)







Но я, конечно, только этими ссылками сегодня не ограничусь и расскажу еще об одном диафильме.



Этот диафильм всегда производил какое-то грустное и поэтическое впечатление. Весь такой в полутонах.Что-то такое очень светло-зеленое и небесно голубое. В том файле, что нашла в сети, уже чуть более яркие краски. Это , кстати, не только с ним наблюдается. Как-то не очень правильно у нас пытаются улучшить старые фильмы и картинки. Изображение становится более четким, но вместе с тем становится четким и то, что должно быть туманным. "Нельзя тому, что было грустью зыбкой, сказать будь страсть, горя, безумствуй, рдей..." В общем, такие "улучшения" совсем не гуд. Об этом еще позже пойдет речь.
Ну и тут такое средневековье. Или уже эпоха Возрождения. Король весьма такой...возрожденческий. Возможно, есть в нем что-то от Франциска I. И , наверное, здесь я впервые узнала, что такое архиепископ. Местами все выглядит довольно зловеще. Сейчас я бы сказала, что у этого диафильма свое особое очарование.





































@темы: Иллюстрации, Андерсен, "Плёнки"

15:39

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Как я уже как-то говорила, во многом у меня все еще не кончилось детство. И многие мои привязанности тянутся оттуда. Как говорил Экзюпери: Я из моего детства. Я пришел из детства, как из страны.
А в детстве большую роль играли книги. Их было много и в большинстве своем они никуда не делись. Я их и до сих пор очень люблю. Могу сесть рассматривать и просто с головой погрузиться в это занятие - и точно в детстве побывала. В основном говорю о книгах с картинками, ибо картинки и иллюстрации всегда значили очень много. Сначала чисто интуитивно, многие без слов говорили то, чего не было в тексте. Были такие иллюстрации,которые я сейчас называю "взрослыми", когда какая-нибудь сказка иллюстрирована столь же тщательно, изящно и гармонично, что и какая-нибудь книга для взрослых.
Позже стала выделять для себя художников-иллюстраторов. Причем иногда в детстве некоторые из них казались очень уж своеобразными и в том, насколько хороши их работы разобралась уже с возрастом.
Ну, и эти иллюстрации для меня ведь были еще до книг. Когда книги мне читали, то сама я в этот момент смотрела на картинки.
Начну сегодня делиться с дневником этими книжно-картиночными воспоминаниями.

Но до книг в этом плане были еще диафильмы - явный пережиток прошлого. Когда совсем темнело, зашторивали окна, доставали проектор и мы с дедушкой или бабушкой садились смотреть "пленки", как я их тогда называла. Иллюстрации там были просто супер. Поражаюсь, почему те иллюстрации практически так на этих "пленках" и остались. Лишь некоторые были изданы в качестве книг. Многие из них так и стояли у меня перед глазами, пока к своему восторгу не нашла их в сети.

Сегодня хочу рассказать о "Золушке". В книжном виде я эту сказку узнала намного позже и ни одно из изданий для меня не смогло заслонить впечатление, полученное в самом раннем возрасте от этого диафильма. Художники Л. и В. Пановы.Панов, насколько я помню, иллюстрировал и что-то из русской классики, но я раньше даже не замечала, что у его "Сороки-воровки" есть нечто общее с "Золушкой".
А теперь про раритеты. Те иллюстрации из диафильма, что будут ниже , - с подписями, как это и было на большинстве диафильмов. Но у меня "Золушка" была звуковой. То есть диафильм продавался вместе с пластинкой. Следов этой грамзаписи в инете я не нашла и очень жаль. Полагаю, что пластинка у меня цела, но, увы, находится под замком. Когда представится возможность, я обязательно оцифрую ее, ибо во первых, там великолепный волшебный голос рассказчика, местами звучит не менее волшебная музыка (по-моему, это Прокофьев) и самое главное звучит золушкина песня, которая совершенно уникальна. Песня с теми же словами звучит в старом советском фильме

Но там,на пластинке, хоть и похоже, но эта песня звучит все же по другому. Я бы сказала,как-то более вольнолюбиво что ли)

А теперь перейду к иллюстрациям. Хочу сказать, что исходя из них у меня в подсознании сложилось впечатление такого полусказочного-полуреального мира. Большого дома, ночного города с тенистыми улицами. По хорошему, по ним можно на эту "Золушку" написать отдельную историю, потому что для меня эти иллюстрации очень взрослые, в чем-то романтические, в чем-то даже немного драматичные. На моей "пленке" они были чуть-чуть другими, но это только на мой придирчивый взгляд. Выложу только самые любимые иллюстрации или наиболее характерные



































@темы: Иллюстрации, Про меня, "Плёнки"

Яндекс.Метрика