14:55

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Совсем забыла об одной из главных сцен "Саги", когда совсем еще маленький Фитц становится "человеком короля" - собственно, своего родного деда. Цитировала когда-то кусок отсюда, но сейчас хочу побольше охватить эту сцену. Ведь это , вообще, первая встреча юных Фитца и Шута, совсем без слов.
И еще ... король сам выковал свою тюрьму, делая покорным рабом своего внука и приближая к себе преступного сына, Регала. И очень часто он поступал не как любящий отец или дед, а именно, как король. Наверное, это правильно, но, возможно, это его и погубило...
Кусок будет большой, но , на мой взгляд, здесь все очень важно. И пока оставлю так, позже уберу под кат, сейчас это сделать сложновато.


"Я запихнул в карман камзола два яблока и подхватил почти нетронутый пирог с крыжовником, когда король внезапно обернулся и поманил меня. Шут передразнил его. Я замер там, где стоял.

– Посмотри на него, – приказал король. Регал злобно глянул на меня, но я не смел пошевелиться. – Ну, что ты из него сделаешь?

Регал продемонстрировал полное недоумение.

– Из него? Это же Фитц, бастард Чивэла. Как всегда, таскает потихоньку.

– Дурак. – Король Шрюд улыбался, но глаза его оставались жесткими. Шут, решивший, что обращаются к нему, с готовностью улыбнулся. – Ты что, уши воском залепил? Ты не слышишь ничего, что я говорю? Я не спрашиваю тебя, что ты о нем думаешь, я спрашиваю, что ты из него сделаешь? Вот он стоит – молодой, сильный и многообещающий. Его кровь не менее королевская, чем у тебя. Разница только в том, что он родился не с той стороны простыни. Так что ты из него сделаешь? Орудие? Оружие? Соратника? Врага? Или оставишь валяться, чтобы кто-нибудь другой подобрал и использовал его против тебя?
– Этот бастард? Он только ребенок.

Старый король вздохнул:

– Сегодня. Этим утром и сейчас он ребенок. Когда ты вспомнишь о нем в следующий раз, он окажется юношей или, что еще хуже, мужчиной – и тогда будет уже поздно что-то делать. Ты опоздаешь. Но возьми его сейчас, Регал, и направь его рост в нужную тебе сторону – тогда через десять лет в твоем распоряжении будет его верность. Вместо недовольного бастарда, который всегда сможет выступить в роли претендента на трон, он станет союзником, связанным с королевской семьей не только кровью, но и душой. Бастард, Регал, уникальное создание. Надень на него кольцо с королевской печатью, и ты создашь дипломата, которым не посмеет пренебречь ни один иностранный правитель. Его спокойно можно послать туда, куда опасно отправлять принца крови. Вообрази только, как полезен может быть человек, который принадлежит и в то же время не принадлежит к королевской семье. Обмен заложниками. Брачные альянсы. Секретная работа. Дипломатия кинжала.
Он все время смотрел на меня, и я внезапно понял, что выдерживаю его взгляд. Пока он говорил, наши взгляды были скрещены и мы читали мысли друг друга. В глазах этого человека, который приходился мне дедом, светилась безупречная честность. От такой предельной честности становилось не по себе, но зато я знал, что всегда смогу рассчитывать на нее. Я медленно кивнул.

– Подойди сюда, – велел король.

Я осторожно шагнул к нему. Когда я подошел, дед опустился на одно колено, чтобы смотреть мне прямо в глаза. Шут торжественно встал на колени около нас, переводя серьезный взгляд с одного лица на другое. Регал свирепо смотрел на всех нас с высоты своего роста. В то время я совершенно не улавливал иронии того, что старый король оказался на коленях перед незаконнорожденным внуком, так что я торжественно стоял, когда он взял пирог из моей руки и бросил его щенкам, пришедшим вместе со мной. Король вынул булавку из шелковых складок у шеи и торжественно проколол ею простую шерстяную ткань моей рубашки.

– Теперь ты мой, – сказал он, и это заявление было для меня гораздо важнее, чем вся кровь, текущая по нашим жилам. – Тебе незачем теперь подбирать объедки – я буду содержать тебя и буду делать это хорошо. Если какой-нибудь мужчина или женщина когда-нибудь захочет обратить тебя против меня, предлагая тебе больше, чем я, – приходи, расскажи мне об этом, и я обдумаю твои слова. Тебе не придется жаловаться на мою скупость, и если тебе вздумается предать меня, ты не сможешь объяснить это тем, что с тобой здесь дурно обращались. Ты мне веришь, мальчик?
– Да, сир.

– Хорошо. Я отдам несколько распоряжений относительно тебя. Надеюсь, у тебя не будет возражений. Если некоторые из них покажутся тебе странными, поговори с Барричем. Или со мной. Просто подойди к двери моей комнаты и покажи эту булавку. Тебя впустят.

Я посмотрел вниз, на красный камешек, лежавший в серебряном ложе.

– Да, сир, – снова выдавил я.

– Ага, – сказал он тихо.

Я почувствовал ноту сожаления в его голосе и подумал: о чем это он? Взгляд короля отпустил меня, и внезапно я снова стал видеть все, что меня окружало: Большой зал, щенков и Регала, наблюдающего за мной с отвращением на лице, и шута, с энтузиазмом кивающего в своем бессмысленном подражании. Потом король встал. Когда он отвернулся, меня пронзил холод, как будто я внезапно сбросил плащ. Это был мой первый опыт общения с Силой в руках мастера...


Я стоял и смотрел, как старый король выходит из зала, и чувствовал отголоски потери. Странный человек. Хотя я был бастардом, он мог объявить себя моим дедом и одним этим словом получил бы то, что было дороже всяких денег. У дверей задержался бледный шут. Мгновение он смотрел на меня, потом сделал непонятный жест узкими ладонями – это могло быть и оскорблением, и благословением. Или просто бессмысленным взмахом рук дурака. Потом он улыбнулся, показал мне язык и повернулся, чтобы поспешить за Шрюдом."



@темы: Фитц, Сага о Видящих, Цитаты

Комментарии
06.07.2019 в 09:18

Трудно судить, если ни разу, не только не была, но даже не приближалась, к трону))) Но, мне кажется, что настоящий король и должен быть в первую очередь королём, а не мужем, отцом, другом и тд. Кому много даётся, с того много и спрашивается.
Другое дело, что каждый решает для себя, кто такой "король" и не всегда эти решения верные. А с Фитцем, мне кажется, дед сделал только одну ошибку. Он не пошёл до конца. Объявил Фитца своим человеком, но по сути сделал просто исполнителем воли любого, кто в нужный момент окажется на другом конце поводка. Если бы он проявил чуть больше внимания, разговаривал и объяснял, то и у самого шрюда и у его пр
06.07.2019 в 12:01

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Гориан, ты недописала?)

Я рассуждаю не как политик. Говорю исключительно с человеческой точки зрения. Ведь даже преданный Видящим Баррич сказал потом принцу Верити: Неужели для этой роли вы не могли найти кого-то иного, нежели ваш племянник?

И считаю, что во-первых, человек всегда должен оставаться человеком. И от короля никто не требовал превращать в наемного убийцу собственного внука.
А во вторых, мне кажется, что для Регала он был именно отцом, а к Чивэлу, Верити и Фитцу подходил именно с королевской точки зрения. И, как мне показалось, не раз предавал их. Почему-то не мог разобраться с тем, что творится у него под носом. Или не хотел...
И похоже, что Чивэл и Верити пытались защитить мальчика в том числе и от него

Для меня он темная личность. Не в том смысле, что я его считаю отрицательным персонажем, а просто до конца неясно, что им двигало, что он на самом деле думал и чувствовал. Хотя можно сказать, что по любому, он поплатился за свои ошибки.
Все это мое имхо, разумеется
06.07.2019 в 13:16

natali70, да, мой планшет регулярно отсекает часть сообщения)))
Что касаемо "кого-то" другого, для роли убийцы, то есть такие ситуации и такие персоны, что доверить их можно только члену семьи, но в том-то и дело, что Шрюд не сделал Фитца частью семьи.
И я согласна, что главное быть Человеком. Но я всегда отвечала только за себя и свою семью, поэтому мне трудно осуждать тех, кто всю жизнь несёт ТАКУЮ ответственность. И Рыцарь во главе государства... Так ли это хорошо? Вспомним пресловутого Николая2. Все сходятся, что он был благородным человеком. А чем это благородство обернулось стране?
06.07.2019 в 13:50

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Гориан, насчет рыцаря на троне, пожалуй, соглашусь. И власть вообще штука очень сложная и коварная. В смысле и как отственность и право управлять другими.
В общем, остается радоваться, что мы не короли)
06.07.2019 в 15:50

natali70, какие только поводы для радости не находят люди)))
А возвращаясь к Фитцу, могу сказать, что у бастардов попытка найти точку равновесия, вообще дело почти безнадежное. Вроде семья, но не полностью, королевской крови, но... И это жуткое "но" всплывает практически во всем.
06.07.2019 в 16:01

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Гориан, очень верно подметила насчет бастардов.

А ведь если бы второй дед не притащил Фитца в замок, насколько меньше было бы всех проблем) Вот он источник всех бед! Хотя в том доме у мальчика жизнь была бы тоже невеселая. Куда ни кинь, всюду клин, короче.
06.07.2019 в 16:25

natali70, посмотрела твою запись о Пейшенс. Вот яркий пример хорошего человека у власти. Огребла сама, подставила мужа и не смогла ничего сделать. Как бы повезло ей, стань она женой среднего богатства и знатности человека. "Была бы верная супруга и добродельная мать", внимательным, строгая, но милосердная хозяйка, безупречно выполняющая свой долг. И поддерживающая мужа в выполнении его долга.
06.07.2019 в 16:32

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Гориан, ну, в общем, да. Можно сказать, что не повезло) О жизни королей и королев приятно только мечтать.

"Как прекрасны были прежние мечты Тома, и как ужасна была действительность" Марк Твен. Принц и нищий
Яндекс.Метрика