Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Давно у меня висит в закладках нечто вроде небольшого расследования одного довольно известного пользователя тумблера) Это Plaidder, и как мне кажется ей не чужды идеи слэша)
В посте, о котором пойдет речь, она предполагает некоторую связь между "Пустым домом", Возвращением Холмса и "Собакой Баскервилей". Возможно, ее идеи кому-то покажутся слишком фантастичными, но мне подумалось, что что-то в них такое есть и решила привести здесь эту статью. И выбросить ее из головы)
На всякий случай должна предупредить, что в ней мелькают пара слэшных идей)

Ну, и если кому интересно, оригинал находится здесь archiveofourown.org/works/13809123

Человек на гранитном столбе. «Собака Баскервилей» и Хиатус.



"В прошлый уик-энд мы совершили одну поездку, и в машине я вслух читала «Собаку Баскервилей». Ну, и я подумала о том, что этот роман вышел в свет во время хиатуса. В «Последнем деле», опубликованном в 1893 году, Холмс погибает. В 1894 году он возвращается. Но в реальной жизни «Пустой дом» не был опубликован до 1903 года. (Подумайте об этом. ДЕСЯТЬ ЛЕТ. Для первого поколения фанатов Холмс ДЕСЯТЬ ЛЕТ был мертв). «Собака Баскервилей» публиковалась в журналах «Стрэнд» в 1901-1902 годах.
Меня всегда интересовало, почему у Дойля Холмс отослал Уотсона в Баскервиль-холл одного? Но теперь я понимаю. «Собака Баскервилей» была пробным камнем. Дойль прощупывал почву не только для того, чтобы убедиться, что Холмса хорошо примут и в двадцатом веке; он фактически репетировал воссоединение Холмса и Уотсона. И кроме того он при этом писал нечто такое, что должно было бы стать частью «Пустого дома», но это было невозможно в силу небольшого объема рассказа: историю ожидания Уотсона.
Причины, по которым Холмс посылает Уотсона в Девоншир одного, в принципе, понятны, и Уотсон проводит там нечто вроде расследования, плоды которого оказываются весьма важны . Но когда я читала книгу в этот раз, мне показалось, что самое важное в этой ситуации то, что Уотсон остается один и скучает по Холмсу. Читатель всегда в какой-то мере идентифицирует себя с Уотсоном, и в этом отношении доктор связан со всеми фанатами, любившими Холмса и также тоскующими по нему. Без него Уотсон окружен странными и зловещими явлениями, которые он не в силах себе объяснить. Он чутко спит (утверждает, что так было всегда, и говорит, что Холмсу это известно, заставляя читателей задаваться вопросом, каким же это образом – и хоть существует ряд рассказов, в которых Холмсу приходилось будить крепко спящего Уотсона, не уверена, что удовлетворюсь таким объяснением). Порой он кажется довольно подавленным. Самое поразительное и волнующее происходит с ним в Баскервиль-холле той ночью, когда они с сэром Генри по болотам гонятся за Селденом, и это, несомненно, потому, что эта погоня за беглым каторжником так напоминает ему его приключения с Холмсом. Ну, и вдобавок Холмс фактически появляется на свет божий во время этой погони, но Уотсон не узнает его. Он видит появившуюся из-за туч луну и при ее свете видит силуэт Холмса , но он его не узнает. Вместо этого Уотсон измышляет для себя зловещего двойника Холмса: Человека на гранитном столбе.



И меня это просто завораживает. После той ночи Уотсон становится все более и более одержимым этим человеком на столбе. Он убежден, что этот человек – ключ ко всей тайне и, как никогда, полон решимости выследить и найти его. Но все его известные нам чувства в отношении этого человека негативны. Если мы предположим, что где-то на подсознании Уотсон знает, что человек , которого он видел, это Шерлок Холмс, тогда Человек на гранитном столбе становится некоей проекцией, в отношении которой Уотсон аккумулирует все свои негативные чувства к Холмсу. Человек на гранитном столбе – это обособленный, отдаленный ум, наблюдающий за Уотсоном на расстоянии , контролирующий все его действия и даже стремящийся помешать им. Он намеренно окружает себя тайной, не желая пролить на нее свет или что-то объяснить. И что весьма досадно, он не желает, чтоб его обнаружили.



Таким образом, Человек на гранитном столбе это одновременно и хладнокровный, склонный манипулировать другими Холмс из «Собаки Баскервилей» - человек, который, по словам Уотсона, сказанным при их воссоединении, «пользуется его помощью, но не доверяет ему» - и Холмс из «Последнего дела», который исчезает и скрывается, оставив Уотсона горевать в одиночестве. Но если Человек на гранитном столбе – источник гнева и печали Уотсона, он также видится мне темным объектом желания – этакая ночная версия Холмса, чей ум при свете поднявшейся луны затмевают другие, более плотские и чувственные, качества.



С этой точки зрения очень интересна реакция Уотсона, когда он, наконец, находит убежище Холмса. Он находит клочок бумаги, на котором Картрайт набросал «Доктор Уотсон уехал в Кумби-Треси». И это дает начало пугающему, но волнующему прозрению Уотсона.

«Выходит, что незнакомец охотится не за сэром Генри, а за мной? Он выслеживает меня не сам, а приставил ко мне кого-то другого – может быть, этого мальчика? И вот его последнее донесение. С тех пор как я живу здесь, за каждым моим шагом, вероятно, ведется слежка. Ведь все это время меня не оставляло ощущение, что здесь действуют какие-то невидимые силы и что они осторожно и умело стягивают вокруг нас тончайшую сеть, легкое прикосновение которой мы чувствуем на себе лишь изредка, в самые критические минуты.»

Посмотрите только, как взволнован Уотсон при этом открытии, что в действительности это он находится в центре внимания Холмса. Посмотрите, как он представляет Холмса «невидимой силой», которая стала частью окружающей его обстановки, «сетью, легкое прикосновение которой» ощущает Уотсон, оказавшись в ней с одной стороны, как в ловушке, а с другой – как в колыбели. Он все еще сердит, но он также быстро и благодарно измышляет свою собственную фантазию, в которой отсутствие Холмса никогда на самом деле не было отсутствием, а всеобъемлющей, защищающей вездесущностью. Удивительно,- думает Уотсон, - что этот человек добровольно подвергал себя неудобствам жизни в этом примитивном жилище единственно ради того, чтоб иметь возможность наблюдать за мной. «Кто же он, - спрашивает себя доктор, – наш злобный враг или ангел-хранитель?»



Итак, вот моя точка зрения: если вас так же, как многих из нас, не удовлетворяет то, как Дойль описал сцену воссоединения в «Пустом доме», предположите хоть на минуту, что, возможно, именно в «Собаке Баскервилей» он на самом деле передал эмоциональный оттенок их пост-рейхенбахской разлуки и воссоединения.
И для Дойля и для первых читателей повести, она «ощущалась» как Возвращение; это же была первая новая история о Холмсе со времен «Последнего дела». И, в самом деле, то, как Холмс объясняет Уотсону, почему держал его в неведении, очень похоже на то его объяснение, которое позже он представит ему в «Пустом доме». «Если б вы знали, что я здесь, это ничему бы не помогло и, может быть, даже кончилось моим разоблачением. Вам, наверно, захотелось бы рассказать мне что-нибудь или же вы, по свойственной вам доброте, вдруг вздумали бы обставлять меня здесь удобствами.» В ходе этого разговора Уотсон реагирует гораздо эмоциональнее, нежели в «Пустом доме». Он совершенно недвусмысленно демонстрирует читателю свою горечь и гнев, а затем следует вот этот надрывающий сердце крик души.

«Значит, все мои отчеты писались впустую! – сказал я дрогнувшим голосом, вспомнив, сколько труда и гордости этим трудом было вложено в них.»

Бедный Уотсон. Он заплакать готов при мысли, что все это время, когда он думал, что пишет Холмсу, его письма никто не читал. И это, в самом деле, один из самых горестных аспектов скорбящего человека: знать, что ты все еще можешь говорить с покинувшим тебя навек дорогим существом, но он тебя не услышит. И преодолеть свой гнев из-за этого предательства Холмса ему помогает тот факт, что , на самом деле, тот получал его письма, читал их, и не единожды. «Вот ваши отчеты, друг мой, изученные самым тщательным образом, в чем вы можете не сомневаться.»

В свою очередь, Холмс в этот момент необычно добр и внимателен к Уотсону – гораздо более, чем будет потом в «Пустом доме». В добавок к тому, что он делает Уотсону совершенно искренний комплимент, Холмс доказывает ему свое доверие , пойдя на то, чего прежде всегда избегал: сообщает ему решение загадки еще до конца расследования. Когда они уже собираются расстаться, Уотсон призывает Холмса не оставлять его больше во мраке неведения. «Нам нечего скрывать друг от друга.» И Холмс, в конце концов, соглашается с этим. «Убийство, Уотсон... изощренное, хладнокровно обдуманное убийство .» То что после этого Холмс оказывается вынужден где-то повторить участь Уотсона во время Хиатуса и оплакивать того, кто на самом деле жив, пожалуй, уже чересчур."

Далее автор говорит, что теперь еще больше полюбила "Собаку Баскервилей". И примечательно то, что она писала это, еще не видя гранадовскую "Собаку", на которую возлагает большие надежды в плане того, что ее создателям удастся передать все вышесказанное. Но поскольку, она, как видно, является поклонницей дуэта Бретт- Бёрк, то уже заранее готова представить в своем воображении, как это могло бы быть в их исполнении.

@темы: Шерлок Холмс, Джон Уотсон, Собака Баскервилей, Великий Хиатус, Plaidder, Гифки, Исследования

Комментарии
03.08.2020 в 21:41

I go where I go
Натали, большое спасибо, что делишься, да еще и в переводе!

Ох, ты же помнишь, что я ее не люблю, но она одна из немногих, кто думает и размышляет. И у нее действительно много очень интересных идей и даже "открытий", но вот часто эти идеи она выражает каким-то странным образом, что хочется взять ее идею и по-своему переписать. Но вообще-то это тоже плюс существования ее блога и статей. Ну и она в какой-то степени является "проводником света" - опять-таки цитата из "Собаки"))

Мне понравилась ее мысль о том, что воссоединение в "Собаке" было своего рода репетицией воссоединения "Пустого дома". Могло ли это быть и правда такой задумкой у Дойля? Учитывая, сколько всего мы прочитали о создании "Собаки", то кажется, что напрашивается явный ответ, что - нет. Получается, что это какое-то совпадение? Но я уже пришла к мысли, что эти совпадения (если это они) очень уж какие-то странные. Как будто действительно Дойля кто-то направляет.

Но вот единственное, логику чего я постичь не могу, это вот это:

Но если Человек на гранитном столбе – источник гнева и печали Уотсона, он также видится мне темным объектом желания – этакая ночная версия Холмса, чей ум при свете поднявшейся луны затмевают другие, более плотские и чувственные, качества.

У меня стойкое ощущение, что здесь опущены какие-то промежуточные звенья, без которых я, как и Ватсон, не вижу связи. Откуда это вытекает? Из чего?


Итак, вот моя точка зрения: если вас так же, как многих из нас, не удовлетворяет то, как Дойль описал сцену воссоединения в «Пустом доме», предположите хоть на минуту, что, возможно, именно в «Собаке Баскервилей» он на самом деле передал эмоциональный оттенок их пост-рейхенбахской разлуки и воссоединения.
Вот я и согласна и нет одновременно.
Конечно мне нравится, как они ругаются в Собаке, особенно после того, как я послушала эту сцену у Меррисона и Уильямса. Но сцена в "Пустом доме" мне видится не менее эмоциональной. Я не знаю, насколько верно то, что первые мгновения и первые чувства, которые мог испытать Ватсон при виде Холмса, - это шквал эмоций. Мне кажется, что падение Ватсона в обморок - первый и в последний раз в жизни - это вот прям лучше не придумаешь. Какой шквал эмоций ощутил при этом Холмс? Ватсон этого всего не видит - он в обмороке! Тут можно столько всего домысливать! Так же как и о последующих сценах, когда Ватсон пришел в себя. Можно представить, как он яростно бьет Холмса, как в "Шерлоке", или что они оба рыдают в объятиях друг друга как Ливанов и Соломин, или что-то еще... И я наверное рада даже в какой-то степени, что Ватсон очень тактично умолчал о том, что там на самом деле было, признавшись лишь в обмороке. Но я точно могу сказать, что фразы про "расстегнутый воротник" и "вкус коньяка на губах" я перечитывала не по одному разу, попутно пытаясь представить, как это всё происходило. Так что не знаю... Наверное, меня удовлетворяет то "как Дойль описал сцену воссоединения в «Пустом доме»".


Меня всегда интересовало, почему у Дойля Холмс отослал Уотсона в Баскервиль-холл одного?
Что касается вот этого, то моя мысль в данном случае устремляется в другом направлении, и я ее уже когда-то озвучивала. Она о том, что Холмс практически никогда не отправляет Ватсона одного. Ведь, что касается "Собаки", то он кинулся за ним следом, чуть ли не на следующий день. И для меня это, как и другие ситуации из Канона, показатель того, что в этом дуэте именно Холмс - тот, кто сильнее переживает и беспокоится за безопасность друга. А Ватсон что? Он вообще всегда спокойный, как удав. Холмс днями-неделями где-то пропадает, о нем ни слуху ни духу, а Ватсону пофиг. И это при том, что он знает, насколько опасная у Холмса работа, и что он сам порой представляет для себя опасность. А потом вот только телеграммы из Лиона получает...
03.08.2020 в 22:35

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Оскари, а тебе спасибо за такой большой подробный комментарий.
Как-то случайно напала на этот ее опус, даже не знаю, как точно его назвать. Что-то показалось интересным и решила зафиксировать, правда он долго у меня висел в закладках.

Ох, ты же помнишь, что я ее не люблю, но она одна из немногих, кто думает и размышляет.

Да, а я , обнаружив вот этого Человека на столбе, у нее где-то порылась и обнаружила, критику Бёрка, хотя здесь она пишет, что отдает ему предпочтение перед Хардвиком. И при этом считает, оказывается, что Бёрк плохо играл в "Последнем деле". Я прямо удивилась, если честно.

хочется взять ее идею и по-своему переписать. Но вообще-то это тоже плюс существования ее блога и статей

У меня такое тоже часто бывает - и в отношении разных товарищей. Даже вот Новиковой)

Но я уже пришла к мысли, что эти совпадения (если это они) очень уж какие-то странные. Как будто действительно Дойля кто-то направляет.

Да, и совпадений там вообще не мерено.

У меня стойкое ощущение, что здесь опущены какие-то промежуточные звенья, без которых я, как и Ватсон, не вижу связи. Откуда это вытекает? Из чего?

У меня глаз сразу как-то это выхватил, тоже не совсем поняла и подумала еще, что , может, после перевода будет яснее, но нет. Если только это какие-то свои подсознательные идеи. Что-то фрейдистское?) А так даже не представляю.

Но сцена в "Пустом доме" мне видится не менее эмоциональной.

Да, сцена там очень сильная. И обморок сам за себя говорит - это ж не леди какая-нибудь чувств лишилась. И за этим обмороком тоже можно увидеть очень многое, что было с Уотсоном за эти три года и бурю эмоций, которые, , как говорится, через край перевалили. Про Холмса даже не берусь предположить.



Но я точно могу сказать, что фразы про "расстегнутый воротник" и "вкус коньяка на губах" я перечитывала не по одному разу, попутно пытаясь представить, как это всё происходило.

Я ее даже проигрывала про себя когда-то, пытаясь представить чувства их обоих в эту минуту.



А Ватсон что? Он вообще всегда спокойный, как удав. Холмс днями-неделями где-то пропадает, о нем ни слуху ни духу, а Ватсону пофиг. И это при том, что он знает, насколько опасная у Холмса работа, и что он сам порой представляет для себя опасность. А потом вот только телеграммы из Лиона получает...


Ты очень живописно написала) Особенно про Лион. Да... В школе мне, правда, казалось, что он очень переживает из-за каждого чиха Холмса, но, возможно, я где-то выдавала желаемое за действительное...Что-то вроде счастливого Сассекса)
04.08.2020 в 09:08

After all this time? Always
очень интересные размышления
04.08.2020 в 11:08

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
marsi, всегда, пожалуйста) Рада, что понравился этот пост
04.08.2020 в 13:19

I go where I go
И при этом считает, оказывается, что Бёрк плохо играл в "Последнем деле". Я прямо удивилась, если честно.
Действительно есть чему удивиться!


У меня глаз сразу как-то это выхватил, тоже не совсем поняла и подумала еще, что , может, после перевода будет яснее, но нет. Если только это какие-то свои подсознательные идеи. Что-то фрейдистское?) А так даже не представляю.
Да, но ты обозвала это "слэшем", чем отпугнула часть потенциальных читателей, хотя, возможно, часть и привлекла)))


И обморок сам за себя говорит - это ж не леди какая-нибудь чувств лишилась.
Вот именно.



Про Холмса даже не берусь предположить.
Я представляю, как он там бегать начал. Потом, возможно, головой о стену биться, рвать на себе волосы (с чего ты думаешь у него такие залысины?) - а Ватсон ничего этого и не видел...


Что-то вроде счастливого Сассекса)
Которого, наверное, всё же нет...
04.08.2020 в 13:53

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Действительно есть чему удивиться!


Если интересно, потом могу найти этот пост и вообще что-то фрагментами выписать у нее относительно Гранады. Так навскидку, мне запомнилось, что главный ее упрек был по поводу как раз самой душераздирающей сцены у водопада. Что так, типа, не плачут) И лицо вроде закрыл специально, потому что напряг со слезами. Прямо кощунственно как-то звучит.

Да, но ты обозвала это "слэшем", чем отпугнула часть потенциальных читателей, хотя, возможно, часть и привлекла)))


:D Я в этом отношении стала осторожна. Особенно с тех пор, когда вроде решила здесь устроить общедоступную страничку Холмса. Об этом вообще отдельно надо говорить, но я понимаю, что несмотря ни на что, оно мало кому интересно. Но мне это самой где-то помогает, получаю от этого удовольствие сама и в худшие минуты думаю, что на крайняк это пригодится другому поколению)
Так вот, люди все же все разные, это во-первых, а во-вторых, знаю, что среди читателей, пусть и не официально, но присутствуют мужчины) Поэтому я теперь буду вывешивать что-то типа "Осторожно, слэш!) Чтоб с одной стороны, не было шока и негативных эмоций, а с другой, чтоб я могла продолжить выкладывать какие-то посты и фики на эту тему, а то я вроде в этом плане затормозила. А , если честно, ужасно хочу продолжить "Целуя Шерлока Холмса")

Я представляю, как он там бегать начал. Потом, возможно, головой о стену биться, рвать на себе волосы (с чего ты думаешь у него такие залысины?) - а Ватсон ничего этого и не видел...


Очень живописно) Я прямо представила эту картину

Которого, наверное, всё же нет...

Увы, но я все же буду думать, что есть, вот как Адриан написал и куча слэшеров. Кстати, возможно, именно они с их Сассексом направили меня на слэшерский путь. Наверное, надо будет для примера что-то перевести, а то пока я со своим хронологическим порядком до них доберусь, сама старше Холмса буду) И во многих, кстати, там присутствует Стэкхерст - с одной стороны, он если что за домом присматривает. пока Холмс шпионством занимается, а с другой - он вполне подходящий товарищ и кандидат в соперники, чтоб заставить Уотсона ревновать
04.08.2020 в 14:05

I go where I go
Если интересно,
Нет, не надо. Мало ли у кого какое мнение. Ее мнение мне не интересно))



вот как Адриан написал и куча слэшеров.
Адриан один из первых проложил пути к слэшу, а потом громче всех возмущался!
04.08.2020 в 14:12

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Адриан один из первых проложил пути к слэшу, а потом громче всех возмущался!


:D Он сам не понял, какие силы разбудил)
Яндекс.Метрика