Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Сегодня день памяти Джереми Бретта. Он умер 12 сентября 1995 года.
Давайте вспомним о нем.









Честно говоря, я, говоря словами доктора Уотсона, хотела умолчать об этом событии, но как всегда это бывает, когда дело касается мистера Холмса и мистера Бретта, вмешалось провидение и, когда совсем уже собралась спать, то внезапно наткнулась на ссылки на недавно выложенные на ютубе любительские съемки встречи Джереми Бретта со зрителями в Сент-Луисе. Там же были уже даже две гифки по мотивам этой встречи






Это оживило многие впечатления и воспоминания, и так родился этот пост

Думала выложить здесь сегодня перевод статьи Диксона Смита из журнала "Шерлок Холмс" за 1995 год. но погрязла в переводах и поняла, что на точный дословный перевод у меня просто нет сил, и вместо этого просто изложу близко к тексту отрывки из этой статьи.

Джереми Бретту в знак признательности
(Диксон Смит)


"В 1983 году шерлокианцы с большим энтузиазмом встретили весть о том, что телестудия "Гранада" будет снимать новый сериал о приключениях Шерлока Холмса. Сериал ждали с еще большим нетерпением, когда "Гранада" сообщила, что он будет снят непосредственно по оригинальным произведениям Конан Дойля. И с каким же удовлетворением большинство из нас приветствовало выход на экран первой серии "Скандал в Богемии", вышедшей на экраны 24 апреля 1984 года. Ибо здесь перед нами воочию предстали события канонических рассказов Дойля, будто бы ожили классические иллюстрации Сидни Пейджета. И что лучше всего, это были Холмс и Уотсон, какими их представил Дойль.
В Шерлоке Холмсе Джереми Бретта отразились все непростые стороны характера этого героя, целый век существующие лишь на страницах книг, ибо на экране они никогда не находили свое отражение. И что , возможно, еще более важно, там был знающий, терпеливый доктор Уотсон в исполнении Дэвида Бёрка (а позже Эдварда Хардвика), тот самый Уотсон, которого создал Конан Дойль.
Нашлось немало людей, которым трудно было принять Холмса Джереми Бретта. У каждого шерлокианца есть свое собственное представление о том, как Холмс должен выглядеть или вести себя, и интерпретация Бретта многих может раздражать. Ибо Холмс - герой, и наше представление об этой неизменной священной иконе, как о самоуверенном, прирожденном гении, подкрепленное властной уверенностью образа, созданного Бэзилом Ретбоуном, было только частью того, что создал Дойль в канонических рассказах; помимо этого перед нами там часто предстает чрезвычайно самонадеянный, надменный, резкий невротик. Многие шерлокианцы предпочли игнорировать менее привлекательную сторону своего героя, создавая в своем воображении собственный образ. Бретт показал нам наряду с достоинствами и недостатки -"трещины в мраморе", как он называл их - и Гранада впервые дала нам такие отношения между Холмсом и Уотсоном, какими их задумал Конан Дойль. Впервые мы увидели отношения, в которых, как часто говорил Бретт, Холмс нуждался в Уотсоне более, чем Уотсон в Холмсе.
Десять лет назад я описывал работу Джереми Бретта следующим образом:

" В изображении Бретта Холмс - уязвимая, нервная, мыслящая машина; не настолько самоуверенный, как Бэзил Ретбоун; его одиночество и отчужденность вполне очевидны Уотсону, и он скрывает их за ледяной маской надменного превосходства, которое зачастую неумолимо и жестоко...
С другой стороны, Бретт также демонстрирует необыкновенную привлекательность этого человека и показывает широкий спектр его настроений даже через мимику и жесты: худощавое аскетическое лицо и пронизывающий взгляд; легкий взмах руки; повышение и понижение тембра голоса; отсутствующий, полу-вопросительный взгляд человека, погруженного в собственные мысли; загадочная полуулыбка, играющая на его губах (словно бы улыбаться в его глазах является слабостью); почти маниакальная радость, с которой он берется за новое дело"

У меня нет причин вносить поправки в свои записи. Не его вина, что вследствие болезни он утратил то худощавое, аскетическое лицо, о котором я писал в 1985 году, и не его вина, что после ухода продюсера Майкла Кокса сериал стал немного походить на пастиш. У всех у нас есть свои любимые эпизоды; один из моих любимых, когда в"Случае в интернате" , Холмсу и Уотсону говорят, что их ожидает герцог. "Это никуда не годится" - произносит Бретт, скрывая за согласием свое снисходительное отношение к собеседникам.

Шерлок Холмс существует уже 108 лет, но в целом наше впечатление о нем сложилось благодаря лишь трем актерам. Для первого поколения двадцатого века Уильям Джиллетт воплотил в себе Холмса на сцене театра; в середине столетия доминирующим Холмсом кинематографа стал Бэзил Ретбоун; и , наконец, в конце двадцатого века Холмс Джереми Бретта, появившийся на телеэкранах, затмил собой все достижения Джиллетта и Ретбоуна - не говоря уже об Эйли Норвуде, Артуре Уонтнере, Питере Кушинге и Дугласе Уилмере. И столь потрясающими достижения Бретта делает его точность в отражении Канона. Джиллетт выступал в собственной пьесе, в которой не осталось и следа Конан Дойля. Ретбоун участвовал в серии фильмов и радиопостановок, которые, за исключением первых двух фильмов, имели весьма относительное сходство с Сагой. Но Холмс Бретта был центральной фигурой в сериале, который, по крайней мере, изначально принес на экран атмосферу Бейкер-стрит, созданную Дойлем. Бретт никогда ничего не заимствовал из образов, созданных его предшественниками, но создал совершенно новую, вполне законченную и гармоничную интерпретацию, которая показала нам Холмса всеобъемлюще, со всеми его достоинствами и недостатками. И потому со времен Бэзила Ретбоуна он стал первым актером, создавшим своего уникального Шерлока Холмса.
Очень близкая к тому, о чем в рассказах Дойля писал Уотсон, интерпретация Джереми Бретта более, чем какая-либо другая, помогла мне создать собственную концепцию относительно того, что же на самом деле представляет из себя Шерлок Холмс. Гранадовский сериал останется, вероятно, самым точным отображением Канона, который нам суждено увидеть в этой жизни. За одиннадцать лет Джереми Бретт пробудил к жизни целый легион поклонников, почитателей и друзей, оставив нам 41 фильм и почти сорок часов из жизни Шерлока Холмса.
Джереми Бретт теперь принадлежит истории, но его образ будет незримо витать над миром, где всегда будет 1895-й год."

***

А теперь хочу кое-что добавить от себя. Так уж вышло, что гранадовский сериал появился в моей жизни, когда Холмса я уже почти отнесла к своим детским привязаностям. Книги, как мне казалось, были прочитаны от корки до корки, наш сериал с Ливановым также чуть ли не выучен наизусть, и почувствовала, что как-то это все перестало радовать. хотя я все равно считала, хоть и не особо фанатично, что наш Холмс лучший.
А потому сериал с Джереми Бреттом восприняла довольно спокойно, некоторые серии вообще пропустила - какие потому что считала не особо интересными ("Горбун"), а какие потому, что аналог был уже в нашем сериале, и я была уверена, что ничего лучше быть не может.
Ну, и, наверное, знаковыми для меня оказались "рейхенбахские" серии. "Последнее дело" было весьма пронзительным и трагичным, а "Пустой дом" окончательно меня сразил, и , наверное, в первую очередь сценой над водопадом, где Холмс наблюдает за Уотсоном и даже едва не окликает его.

Потом , после "Эбби Грейндж" я поняла, что кроме точного следования Канону, в сериале есть еще свои прекрасные лирические отступления, как в том разговоре у камина в конце этой серии или небольшой истории с кокаином в "Обряде Месгрейвов".
И уже несколько запоздало поняла, что даже менее интересные - на мой взгляд -рассказы могут превратиться здесь в увлекательные и интересные серии. Примером тому может послужить все тот же "Горбун", который восхитил меня своим началом. Там такой мрачный, депрессивный Холмс, угрюмый, казалось бы, без особой на то причины.





Это поневоле заставляло задуматься о том, что стоит за этой раздражительностью. Увидеть человека за этим ледяным фасадом.
Но вот эта самая мрачность и беспричинная резкость сделали его потрясающе реальным и живым. Вот он настоящий Холмс из книги, не идеальный джентльмен, а реальный человек из плоти и крови.





И все эти взгляды, когда хочется задуматься, о чем напомнил Холмсу тот или иной эпизод, когда вдруг по его лицу пробегает едва заметная тень. Их столько в этом сериале... И каждый из них таит в себе загадку





И все его мрачные настроения, его отказ от еды , его отчужденность - все это было таким настоящим, и порой дополняло и обогащало Канон более тонкими и живописными деталями.





Иногда даже казалось, что Холмс Джереми Бретта более глубок и трагичен, чем Холмс в Каноне.
И нет ничего удивительного в том, что львиная доля фанфиков замешана именно на гранадовском сериале, со многих страниц там так и проглядывает Холмс Бретта с его полуулыбками, пальцем, задумчиво прижатым губам, характерными для него "голодовками" и приступами черной депрессии.

Наверное, в виде бонуса еще был маленький минус - после Гранады я практически уже не могла смотреть прежними глазами на наш советский сериал. Нет, я по-прежнему люблю его, его атмосферу и юмор, и наш Ватсон для меня по-прежнему лучший, но в Ливанове, увы, я перестала видеть Холмса, это кто-то другой, вариация на тему, очень милая, возможно, но все же вариация. Мне самой это довольно грустно, но это, к сожалению, так.
Но сейчас речь не об этом .
Джереми Бретт дал новую жизнь Шерлоку Холмсу, сделал его ощутимее и реальней, чем когда-либо прежде, за что ему огромное спасибо.

Не так давно в одном журнале я увидела очень точные слова.

" Каждый актер, игравший Шерлока Холмса, приносил в этот образ нечто уникальное. Но хотя в кино и на телевидении Холмса представляли более восьмидесяти актеров, включая Джона Бэрримора, Йена Маккеллена, Майкла Кейна, Питера О’Тула и даже знаменитого доктора Кто - Тома Бейкера, один актер здесь стоит особняком. Провозглашенный идеальным воплощением Шерлока Холмса, покойный Джереми Бретт дал Холмсу то, что не давал еще ни один актер до него; он отдал ему себя."
Точнее не скажешь.


.

@темы: Сент-Луис, Джереми Бретт, Шерлок Холмс, Sherlock Holmes Journal, Статьи, Гифки

Комментарии
12.09.2020 в 20:53

Для меня он безоговорочно лучший "классический" Холмс (я очень люблю и камбербэтчевского Холмса, но он, понятно, довольно далёк от классики... хотя, возможно, именно из-за того, что Канон периодически начинают реформировать или ревизовать, оный Канон свеж и жив).

Светлая память!..
12.09.2020 в 21:15

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
gengar1, да, полностью солидарна с вами. В том числе и насчет современных версий, они на свой лад бывают каноничнее иных классических)
14.09.2020 в 10:58

natali70,
когда совсем уже собралась спать, то внезапно наткнулась на ссылки на недавно выложенные на ютубе любительские съемки встречи Джереми Бретта со зрителями в Сент-Луисе.
Да, я тоже неожиданно на них наткнулась. Встреча прекрасная. :) Многое уже где-то встречалось в виде цитат, но много было и нового. Помню, раньше где-то видела целую дискуссию о том, как интересно было бы узнать, какие серии были любимыми у самого Дж.Б. Тут он как раз ответил в том числе и на этот вопрос :)
Иногда даже казалось, что Холмс Джереми Бретта более глубок и трагичен, чем Холмс в Каноне.
Я вот иногда думаю, а трагичен ли ШХ в Каноне? И каждый раз отвечаю на этот вопрос по-разному. Иногда мне кажется, что он по большому счету счастливый человек. В его жизни есть любимое дело, искренняя дружба. Это больше, чем у большинства людей. :) Но тут, конечно же, все упирается в вопрос о том, что такое счастье. В любом случае, для меня гранадовский сериал не менее многогранен и интересен, чем книга, и в нем есть и трагедия, и огромное счастье тоже.
14.09.2020 в 12:08

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Я вот иногда думаю, а трагичен ли ШХ в Каноне?

Полагаю, что как ни посмотри, а труднее всего назвать Холмса человеком счастливым. Он, прежде всего человек одинокий, порой даже тогда, когда рядом с ним Уотсон, а ведь он был рядом далеко не всегда. Одиночество редко бывает счастливым. Но, понятное дело, каждый смотрит на это по-своему.
14.09.2020 в 12:22

I go where I go
Натали, большое спасибо и за картинки и за гифки, и за этот пост.

А ты не поделишься статьей Диксона Смита целиком (в оригинале)? Очень хочется приобщить к архиву :beg:


У меня нет причин вносить поправки в свои записи. Не его вина, что вследствие болезни он утратил то худощавое, аскетическое лицо, о котором я писал в 1985 году, и не его вина, что после ухода продюсера Майкла Кокса сериал стал немного походить на пастиш.
Вот кстати мне его позиция больше нравится, чем позиция Дэвиса (и его жены, кстати!) по данному вопросу. Последние так почему-то все претензии в первую очередь предъявили лично Джереми....



Гранадовский сериал останется, вероятно, самым точным отображением Канона, который нам суждено увидеть в этой жизни.
Как он прав.


Нашлось немало людей, которым трудно было принять Холмса Джереми Бретта. У каждого шерлокианца есть свое собственное представление о том, как Холмс должен выглядеть или вести себя, и интерпретация Бретта многих может раздражать.
Так и есть. Но как здорово, что он, несмотря на критику (даже и от Дамы Джин) предпочел гнуть свою линию и продолжать воплощать то, что считал верным.





Иногда даже казалось, что Холмс Джереми Бретта более глубок и трагичен, чем Холмс в Каноне.
Да, он будто открыл нам страницы, которые у нас слиплись и мы их пропустили. Где-то заставил копнуть глубже и самим...
Я кстати вот за это ему очень благодарна. Что подстегнул желание узнать больше.


Джереми Бретт дал Холмсу то, что не давал еще ни один актер до него; он отдал ему себя
Да.
14.09.2020 в 12:57

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
oscary, мне очень приятно, что ты оценила этот пост.

А ты не поделишься статьей Диксона Смита целиком (в оригинале)? Очень хочется приобщить к архиву


А Кокс нужен?) Они подряд идут. Диксона Смита уже отсканировала, думала попробовать взять в помощь какого-нибудь переводчика on-line, но как-то у меня с этим не сложилось, и в результате вышел вот такой, все же довольно авторский перевод, кое-что пересказала, кое-что пропустила.

Вот кстати мне его позиция больше нравится, чем позиция Дэвиса (и его жены, кстати!) по данному вопросу. Последние так почему-то все претензии в первую очередь предъявили лично Джереми....


Да, Дэвис с женой единодушны в этом. На мой взгляд, это все же жестоко, особенно если знаешь, что дело в болезни.



Но как здорово, что он, несмотря на критику (даже и от Дамы Джин) предпочел гнуть свою линию и продолжать воплощать то, что считал верным.

Да, и был , мне кажется, абсолютно прав. По-моему, именно все эти моменты , что вызывали критику и сделали его Холмса наиболее приближенным к Канону. Ну, вот я опять возвращаюсь к "Горбуну". Вот те самые первые кадры, когда они с Уотсоном идут уже по территории, где находится штаб этого полка. Холмс идет весь "в себе". Без особого энтузиазма, мрачный и потерянный. И из этого состояния выходит, увидев вот этот катафалк - или как это называется - и это, мне кажется, вернуло его к его мрачным мыслям. Великолепная ведь сцена. Он не автомат, готовый по первому сигналу бежать на помощь, не вечно не унывающий герой, а живой человек, мыслящий и тонко чувствующий. И страдающий...


Да, он будто открыл нам страницы, которые у нас слиплись и мы их пропустили. Где-то заставил копнуть глубже и самим...

Очень точно ты сказала. Я во многом благодаря ему, посмотрела на Холмса уже несколько другим взглядом. И появилось желание узнавать о нем все больше и больше
14.09.2020 в 12:57

natali70,
Но, понятное дело, каждый смотрит на это по-своему.
Да и один и тот же человек может думать по-разному в зависимости от настроения. :)
14.09.2020 в 13:10

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
_Fiddle_, ну, возможно. Не буду спорить. Тут все индивидуально
14.09.2020 в 14:27

natali70,
Не буду спорить.
Я тоже не спорю. Это просто мысли вслух. :)
Спасибо тебе за пост! Очень отозвался. Дж.Б. просто невероятный и для меня лучший ШХ.
14.09.2020 в 15:19

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
14.09.2020 в 17:13

I go where I go
А Кокс нужен?)
Кокса ты мне и так обещала)) Поэтому про него не спрашиваю - терпеливо жду))


и в результате вышел вот такой, все же довольно авторский перевод, кое-что пересказала, кое-что пропустила.
Отлично вышло. Для памятного поста - самое то. Иначе был бы перегруз))


Великолепная ведь сцена.
Да.
14.09.2020 в 18:13

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Кокса ты мне и так обещала)) Поэтому про него не спрашиваю - терпеливо жду))


Хорошо)) Тогда здесь сейчас выложу, пошла за сканом.Отлично вышло. Для памятного поста - самое то. Иначе был бы перегруз))


Очень рада, что ты одобрила)
14.09.2020 в 18:34

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Ну, в общем, вот сразу две статьи. С фотками для наглядности)








15.09.2020 в 11:22

I go where I go
Натали, огромное спасибо!
Размер сканов!!!! :inlove::inlove::inlove:


Какая чудесная статья у Майкла Кокса. Да, ничего нового, но оно здесь всё так компактно подобрано и с такими добрыми словами!..
Ты ее будешь переводить или я могу за нее взяться? Хочу, чтоб она украшала мой дневничок))
15.09.2020 в 14:59

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Размер сканов!!!!

:D Но если это все же перебор ты скажи. Меня они иногда пугают своим гигантским размером))



Какая чудесная статья у Майкла Кокса. Да, ничего нового, но оно здесь всё так компактно подобрано и с такими добрыми словами!..
Ты ее будешь переводить или я могу за нее взяться? Хочу, чтоб она украшала мой дневничок))


Я рада, что она тебе понравилась) Переводи, конечно. Я застряла в исследованиях. Не успеваю ничего, на самом деле пишу тебе один коммент уже час, наверное) С большими перерывами на работу

А еще очень жду твоего перевода из SH review) Я тебя не тороплю) Просто жду
15.09.2020 в 23:38

I go where I go
Но если это все же перебор ты скажи. Меня они иногда пугают своим гигантским размером))
Конечно можно и поменьше)). Если, например, сканить в 200? Мне кажется, текст всё равно будет отчетливым. Главное - потом не ужимать на радикале. И можно же постить превью. Задать размер превью и все дела))


А еще очень жду твоего перевода из SH review) Я тебя не тороплю) Просто жду
Я даже не знаю, когда я до него доберусь. Но рано или поздно, естественно, доберусь.
16.09.2020 в 02:18

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Главное - потом не ужимать на радикале. И можно же постить превью. Задать размер превью и все дела))

Договорились)


Я даже не знаю, когда я до него доберусь. Но рано или поздно, естественно, доберусь.

Ну, как доберешься) Я сама хотела, но чувствую, что ты больше знакома с оборотами речи Джереми)
Яндекс.Метрика