Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Здесь еще пока отрывки, но через пару глав уже думаю переводить более подробно.

Глава 16

Виктор Тревор




На следующий день вновь пришел с визитом Виктор Тревор. На этот раз в углу спальни Шерлока он заметил рапиры и фехтовальные маски.
- Я слышал, что вы фехтовали с Джонатаном на университетском дворе.
- Да. Хотя едва ли будем это делать в ближайшее время.
- Да, думаю, что вряд ли. А какими-нибудь другими видами спорта вы занимаетесь?
- Занимался боксом, но уже довольно давно.
- Может, после того, как вы поправитесь, мы могли бы провести с вами несколько раундов.
- Безусловно.
- Ну, конечно, это все объясняет.
- Объясняет что?
- Разговоры о том, как вы нокаутировали лорда Сесила.
- Думаю, что «нокаутировал» это преувеличение. Он крепко стоял на ногах, перед тем, как уйти.
- Ну, вы знаете, какими бывают слухи. В любом случае, это не имеет значения. Он высокомерный сноб. И вполне заслуживал того, чтоб его нокаутировали. Именно так и говорили студенты. И я слышал, что действовал он отнюдь не по правилам маркиза Квинсберри.
- Тогда вы, наверное, знаете, что он напал на меня сзади, что точно не входит в правила Квинсберри.
- Говорят, он сказал вам что-то отвратительное.
- Единственное, что он сказал мне, так это то, что меня иногда посещает доктор Маккензи, что как вам теперь известно, чистая правда.
- Похоже, доктор Маккензи хороший человек, а вы совсем не кажетесь мне сумасшедшим. Но говорят, вы сказали о Сесиле Хемли какие-то поразительные вещи, как будто вам было известно то, что не знали другие. Откуда вы все это узнали о лорде Сесиле?
Шерлок Холмс засмеялся.
- Вы из Норфолка, хотя и снимаете квартиру на Хобсон стрит. Помимо бокса, о котором вы уже упоминали, вы еще немного занимались греблей, а в прошлом семестре занялись регби. Вы учите математику, которую терпеть не можете, и любите шоколад. И вы единственный ребенок в семье.
- Поразительно! Все так и есть. Скажите, как вы обо всем этом узнали?
- Мозоли на ваших ладонях очень характерны для гребцов.. А тип ссадин и напряженность вашей шеи и плеч , которую я иногда замечал во время семестра, говорит о том, что вы отдаете предпочтение командному виду спорта. Все это вместе вкупе с землей, в изобилии приставшей к вашим подошвам, говорит мне о том, что вы новичок в этой игре и пока много тренируетесь на твердой почве. А поскольку мы вместе посещаем лекции, предмет вашего изучения был очевиден.
- А шоколад?
- Каждый раз, когда вы посещаете меня, у вас обязательно где-то есть пятнышко от шоколада, как вот и сейчас – на тыльной стороне большого пальца.
Виктор Тревор повернул руку и посмотрел на палец. Затем слизнул находившееся на нем пятнышко от шоколада.
- А вы можете такое проделать с любым? Просто стоять на углу улицы и говорить какие-то вещи о идущих мимо прохожих?
- У нас с братьями была когда-то такая игра.
- Замечательно! Вот если б я так мог! Ну, мне пора. Мне нужно встретиться с моим куратором.

***

На следующий день Тревор вернулся.
- Здравствуйте, Холмс! Как ваша лодыжка?
- Все еще болит. И трудно в таком состоянии принять удобную позу. А как прошла ваша встреча с куратором?
- Вероятно, это было не так болезненно, как ваша нога, но приятной я бы эту встречу не назвал. Мне не нравится его обхождение. Я признаю, что мне нужна помощь, но не люблю, когда ко мне относятся, как к полному идиоту, - сказал Тревор , вытаскивая из кармана кисет с табаком и трубку. – Не возражаете?
- Нет, пожалуйста. Джонатан скоро принесет чай. Выпьете его со мной?
- Конечно! Это замечательно, что вас обслуживает ваш мальчуган, а не какой-нибудь дерзкий прислужник или стелющие постели в колледже служанки с постными лицами . У меня не плохая квартирная хозяйка, но все равно, это не то же самое, что иметь в своем полном распоряжении этого мальчика, - сказал Тревор, разминая пальцем в трубке щепоть табаку. – Он хорошо готовит?
- Да, если вы любите непритязательную йоркширскую кухню и не возражаете против довольно ограниченного в выборе меню. Его учила готовить кухарка моего отца, хотя думаю, что еще до этого он чему-то научился у своей матери.
- Да, сэр, - подтвердил его догадку Джонатан, входя в комнату с подносом в руках.
- Вы из Йоркшира? – спросиил Тревор после того, как Джонатан ушел.
- Да, хотя я жил и в Лондоне, и во Франции и побывал еще в нескольких странах на Континенте.
- А я никуда особо и не ездил. А вот мой отец путешествовал в молодости. Но он не любит об этом говорить. Думаю, он боится, что меня тогда потянет в дальние странствия. У меня была старшая сестра. Она умерла от дифтерии, когда гостила у тети в Бирмингеме. И после этого отец боится отпускать меня, куда бы то ни было. У него поместье в Донифорпе, и до сих пор он предпочитал, чтоб я всегда был при нем. Он впадает в панику, если я каждый день не буду отправлять ему коротенькую записку. Впрочем, полагаю, вам все это уже известно. Вероятно, поняли это по чернильному пятнышку на моем пальце или пылинке на носу, верно? – усмехнулся Тревор.
Шерлок Холмс улыбнулся, и они с Тревором еще немного поговорили во время чая. Потом Тревор с неохотой сказал, что ему надо идти.
- Мне нужно заниматься. Не уверен, что от этого будет большой прок, но я сделаю все, что в моих силах.
- Если я могу вам чем-то помочь, вам стоит только сказать мне об этом. Я занимаюсь самостоятельно.
- Это очень любезно с вашей стороны. Вы не будете возражать, если завтра вечером я приду к вам со своими книгами и немного поэксплуатирую ваши мозги?
- Конечно, же, нет.
И Тревор приходил каждый вечер, и они с Холмсом занимались. А иногда и разговаривали между делом.


Глава 17

Жизнь в колледже


В первое утро Пасхального семестра Тревор вновь завтракал с Шерлоком Холмсом. Потом они спустились вниз и перешли улицу, чтобы перед началом лекций присутствовать на утренней службе в университетской церкви. Шерлок довольно ловко управлялся со своим костылем, но это, конечно, сильно замедляло его передвижение. Виктор нес книги и тетради Шерлока и открывал перед ним двери, не переставая тем временем трещать, как сорока. И если он не рассказывал какой-нибудь анекдот или не отпускал очередную шутку, то расспрашивал Холмса о его наблюдениях в отношении встретившихся им людей. Шерлоку его общество представлялось довольно занятным, и оно отвлекало его от боли в ноге и прочих мелких проблем.

***

По окончании лекций они сравнили свои конспекты . Тревора приводило в восхищение то, как с ходу понимал суть лекций Холмс, и те остроумные замечания, которые он порой отпускал по поводу самих лекций. А восхищение и внимание Тревора заставляли Шерлока следить за ходом лекций с еще большим вниманием, уже хотя бы затем, чтоб произвести впечатление на друга, если и не по какой-то другой причине.
В первый вечер оба друга немного опоздали на ужин в университете. За столом первокурсников были свободны лишь два места в самом конце стола. Их они и заняли. Студент, сидящий на противоположном конце стола, тепло приветствовал Холмса. Тот поблагодарил его. Месгрейв, сидящий по правую руку от него, сказал:
- Пока вы были в изоляции, Тревор потчевал нас тут рассказами о ваших поразительных дедуктивных способностях.
- Это просто логика вкупе с наблюдениями, - сказал Шерлок Холмс.
- Он слишком скромен, - возразил Тревор. – Как раз сегодня, когда Холмс,прихрамывая, направлялся к колледжу, он между делом заметил, что мужчина, снявший шляпу без какой-то особой причины, работает натурщиком. И я просто не мог вот так это оставить. Я подбежал к этому человеку и спросил его.
- Оставив меня посреди улицы с моим костылем, - заметил Холмс, вызвав смех сидящих за столом студентов.
- И Холмс был прав! Этот человек указал мне на картину с изображением патриарха Авраама, выставленную в магазине на Грин-стрит. Он сказал, что сейчас свободен и готов позировать, если я начинающий художник, против чего я, конечно, возразил. Мне не следовало сомневаться в словах Холмса, просто я нахожу его способности неиссякаемым источником для удивления.
Когда был подан ужин, сидящие за столом студенты стали расспрашивать Холмса, как он пришел к такому выводу. Он объяснил и представил другие примеры и знаки, по которым можно определить профессию человека. В первый раз со времени поступления в Сидни Сассекс Холмс чувствовал себя здесь не чужаком, а таким же студентом, как все.

***

Тревор часто оставался заниматься по вечерам, после того, как помогал Холмсу вернуться к себе на квартиру после ужина в колледже. К унынию Джонатана , во время занятий Шерлок перенял у Виктора привычку курить трубку. Однажды вечером хмурясь и кашляя, мальчик бросился открывать окно, чтобы хоть немного выпустить наполнивший комнату табачный дым. Шерлок поднял голову.
- Ты можешь идти спать, Джонатан, - сказал он. – Мы обо всем позаботимся.
Джонатан зажег лампу в своем небольшом чулане, находившемся рядом с кухней. Он свернулся калачиком с книгой в руке, прислушиваясь одним ухом к разговорам и смеху молодых людей, раздававшимся из гостиной. Виктор ушел к себе без четверти десять, чтоб избежать нареканий со стороны прокторов, и вскоре после этого Шерлок ушел к себе в спальню. После этого Джонатан тихонько выскользнул из своего убежища, чтоб убедиться, что все прибрано, лампы потушены, дверь закрыта на щеколду, а потом, вернувшись к себе, задул свою лампу и закрыл глаза.

***

Среди всей толпы студентов были и другие, кто задавал Шерлоку Холмсу вопросы о его выводах. Одним из таких любознательных студентов был сэр Томас Рипли, сын баронета, который входил в окружение лорда Сесила. Вдали от него он был довольно приятным и весьма умным человеком. И находил беседу с Холмсом очень интересной.
Когда Шерлок с Джонатаном направлялись как-то домой, Шерлок внезапно остановил мальчика и сделал знак соблюдать тишину. Они услышали, как за углом дома разговаривают Томас Рипли и Сесил Хэмли.
- Вы должны признать, что у него есть талант, - сказал Рипли.
- О, да, признаю, -зевнул лорд Сесил. – Он очень талантлив. Изрядную часть последних двух семестров он отдыхал в комфортной квартире и не посещал лекций, церковь и вообще не был в здании колледжа, и все же его не отчислили. Для этого требуется особый талант.
- Его же укусил этот чертов пес!
- Как удобно, не правда ли? Такая сцена на глазах всего колледжа. Интересно, что помешало ему сдавать экзамен на чин бакалавра в осеннем семестре? Похоже, это тайна о семи печатях. Но уж поверьте, готов биться об заклад, что мистер Шерлок Холмс не сдаст экзамен и в мае.
- Вздор!
- Просто не забудьте о том, что я сказал вам! Но я должен спешить. У меня назначена встреча в «Хупе»*
- Он был прав в отношении АДС.
- Глупости!
- Вы желаете нести любую околесицу о ком угодно, но не хотите услышать ни слова правды о себе самом.
- Правды? Правда - это то, что говорю я.
- Увольте, Хэмли. Лорд вы или не лорд, но с меня достаточно этого вздора.
- Да будет так. Идите, куда пожелаете. А я пошел к «Хупу».
Раздался звук удаляющихся шагов, и Холмс с Джонатаном продолжили свой путь.
Если бы лорд Сесил заключил пари, как он намеревался, то проиграл бы его. Ничто не помешало Шерлоку принять участие в майских экзаменах. Он все еще пользовался костылем, но ходил уже почти нормально. Он, прихрамывая, явился на первые экзамены, но сдал их хорошо, и плучил категорию первого класса.

***

- О, Холмс, теперь вас следовало бы сжечь за колдовство, - сказал ему Тревор в последний день экзаменов.
- В Англии больше не сжигают колдунов, - ответил Холмс.
- И, тем не менее, лорд Сесил говорит, что вы не могли прийти к этим выводам логическим путем. И теперь он решил, что это какое-то чародейство.
- И не готовится к экзаменам по естественным наукам, да? – хмыкнул Холмс.
- Нет, думаю, что по классической литературе, - ответил Тревор.
- Что ж это вполне соответствует обстоятельствам. Его взгляды несколько устарели. Намерен ли он созвать суд, чтоб обвинить меня в колдовстве?
- Не смейтесь, от него всего можно ожидать.
- Лорду Сесилу, должно быть, было смертельно скучно, если он не нашел ничего лучше, как измышлять обо мне разные байки.
- О, он распространяет разные слухи ровным счетом обо всех. Некоторые из них он где-то слышал. Некоторые выдумал сам. Но самые занимательные – это те, что о вас. Сказал, что я неспроста пропустил мяч во время матча регби. Он, конечно, не видел самой игры. И я клянусь, что совсем не намеренно рухнул лицом в грязь, не поймав мяч. Я поскользнулся. Но вот кстати о скуке… Каковы ваши планы на летние каникулы?
- Я собираюсь навестить своего брата в Лондоне.
- Вы должны сначала погостить у меня в Норфолке! – воскликнул Тревор.
- Вы уверены? – спросил Холмс.
- Да-да. Я настаиваю, чтоб вы провели у меня первый месяц каникул! Моя мать умерла несколько лет назад. Так что нас там лишь двое – отец и я. Было бы так замечательно, если бы вы приехали погостить у нас. Я покажу вам наше поместье и всю местность вокруг. Донифорп – это, конечно, не шумный город, вроде Кембриджа, но у нас там чудесные охота и рыбалка.
- Это замечательная идея.
- Я дам телеграмму отцу и все устрою, можете считать , что это дело решенное.

***

*Насколько я поняла "Хуп" (Hoop) старинная гостиница в Кембридже, излюбленное место для встреч. Вот так она выглядит сейчас




@темы: Шерлок Холмс, Университет

Комментарии
14.10.2021 в 22:45

Прямо захотелось перечитать рассказ Конан Дойла после того, как я узнала предычторию. )))
14.10.2021 в 22:50

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
:) Перечитай)
Яндекс.Метрика