Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
И последняя.

Восточный ветер

Я и сам начал тревожиться о состоянии моего друга, когда, просыпаясь несколько раз ночью, все время слышал за стеной глухой стук его шагов.
Доктор Уотсон. «Знак четырех».

Каникулы прошли быстро и спокойно. Большую часть времени Холмс проводил в лаборатории. Джонатан был прав, считая, что его хозяин все еще находил способы выкурить трубку. Хотя большую часть того времени, что Шерлок проводил в лаборатории, он ставил там опыты, иногда он уходил туда просто потому, что мог зажечь там свою трубку, не рискуя привлечь к себе нежелательное внимание. Он получал удовольствие от того , что сейчас лаборатория колледжа была в полном его распоряжении, как некогда это бывало в Бартсе. Он не любил, когда в разгаре довольно сложного эксперимента его отрывали разговорами заведующий лабораторией или другие студенты, и как ни ценил он услуги и преданность Джонатана, иногда Шерлок чувствовал потребность укрыться даже от его внимательного взгляда. Но когда 2 января он возвращался в свои комнаты после ужина в университетской столовой, то знал, что это продлится не долго. Студенты уже возвращались. Через пару дней вновь начнутся лекции. Шерлок знал, что пора вновь обратить внимание на свои обычные занятия. Смиренно вздохнув, Шерлок Холмс плюхнулся на стул и взялся за учебники.
Но в ту ночь подул восточный ветер, и, то ли от его порывов, проникающих в стены колледжа, то ли от печальной необходимости изучать предметы, от которых ему будет мало прока, но Шерлок Холмс не мог ни на чем сосредоточиться. Он отшвырнул учебники и взялся за скрипку, потом отложил и ее и стал ходить по комнате, после чего ушел к себе в спальню.

читать дальше

@темы: Шерлок Холмс, Университет

Комментарии
29.07.2022 в 06:23

Очень трогательная история!
Ужасно жаль Шерлока (все-таки несправедливо с ним обошлись, хотя, может, в конечном счете, всё оказалось и к лучшему), но почему-то больно, как легко попытались от него откреститься, изгоняя «паршивую овцу». Даже имя его решили стереть из истории Университета. (Сразу же вспоминаются проводимые потом многочисленные исследования на тему: «Оксфорд или Кембридж?») Но как все-таки несправедлива жизнь! Почему-то подумалось, что если бы юный Холмс «грешил» обычным, традиционным способом – азартные игры, кутежи и попойки, любовные интрижки – это бы скорее нашло «понимание».

А тут – кошмар-то какой! – захотел быть умнее других.

Подобного не прощают.

А ведь он – и тогда, и потом – был совершенно бескорыстен!
Неужели трудно было понять, что не «мешал» он полиции?
Хоть бы выслушали его однажды! Неужели неинтересно было?..

Да уж… Авторитет.
Человек – ничто, а вот представление о нем – это всё.
Сидел некий профессор, писал работы о движении астероида, и, небось, и авторитетом пользовался.
И никто его не порицал…

Никто не содрогался от ужаса.

А тут… Лаборатория взорвалась! Скажите, пожалуйста!
Да еще ведь и доучиться-то ему оставалось немного!
Не смогли дотерпеть… Выгнали.

И Джонатана тоже жаль. То, что он был привязан к такому хозяину – непростому, надо сказать, – говорит о доброй и верной душе.
В какой-то степени он как будто предшественник доброго доктора-компаньона.
Интересно, был ли жив Джонатан к тому времени (все ведь в жизни бывает), когда стали публиковаться заметки д-ра Уотсона?.. И узнал ли, что стало с его хозяином?..
Если да, то не мог, наверное, не гордиться им.

Спасибо за перевод!
29.07.2022 в 09:42

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
EC_Alice, рада, что понравилось) Спасибо за отзыв!

Я думаю, что, в принципе, руководство колледжа поступило довольно предсказуемо. И согласна, что картежники и выпивохи, возможно, такой реакции и не вызывали. Но тут целый букет - и нарушение режима - это еще самая малая провинность. Общество преступников, вмешательство в дела полиции, которая, мягко говоря, тоже была не в восторге. И это, наверное, понятно. Вспомнился цикл о молодом Холмсе Westron Wynde. И там Лестрейд далеко не сразу стал слушать, что говорит ему какой-то юнец. И потом, даже принимая помощь, чуть ли не советует послушать брата и занять какой-нибудь скромный пост на Пэлл Мэлл. А чуть что в Скотланд Ярде и на порог не пускали. Это уже после оказанной помощи. А тут неизвестный мальчишка крутится на месте преступления. Ясное дело, что его гонят прочь. Это же не полицейская академия) И работа эта совсем не для джентльмена.
Ну, а взрыв-то уже до кучи. Это точно было последней каплей. И, наверное, вполне благовидным предлогом. И я думаю, что, если б даже колебались насчет отчисления, то все бы решил вопрос оплатой штрафа. Мистер Холмс старший вряд ли бы стал его оплачивать. А находясь в университете, самому Холмсу нелегко было бы что-то с этим придумать. Если только надеяться на братьев - сумма все-таки очень большая.

Мне очень понравилось тут вот это вычеркивание из списков, оно как бы многое объясняет в плане тех самых исследований в духе Большой Игры.

Про Джонатана я тут тоже сидела фантазировала, встречались ли они после. Не помню, что бы Джонатан появлялся в следующей книге, хотя могу и не помнить, конечно.
29.07.2022 в 10:47

Про Джонатана я тут тоже сидела фантазировала, встречались ли они после. Не помню, что бы Джонатан появлялся в следующей книге

Жалко, если с Джонатаном что-то случилось. Хотелось бы, чтобы он жил... И рассказывал как легенду историю об "умном студенте" (и о том, что с тем стало впоследствии) своим детям и внукам. :)

А насчет того, что занятие не для джентльменов - гонять преступников, то почему это? Сэр Роберт Пиль (откуда "бобби"-то?) был отнюдь не рабоче-крестьянского происхождения, а вот не считал зазорным следить за правопорядком. Холмс же тоже не с дубинкой бы бегал по улицам, а, конечно, более интеллектуальный вид деятельности для себя бы избрал. Что же тут постыдного? Такой вид служения Королеве и стране очень даже важен для любого государства, а иначе во что оно превратится? Вспоминая опять же Уилки Коллинза (те же самые годы примерно), его Ричарда Каффа уважали, бесспорно. Хотя и побаивались, что вполне понятно. И чем тот не джентльмен? Куда больше, чем лощеный - и лживый - сэр Годфри Эблуайт.
29.07.2022 в 11:53

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Жалко, если с Джонатаном что-то случилось. Хотелось бы, чтобы он жил...

Да нет, я и не говорю, что с ним что-то случилось, просто у них с Холмсом были уже разные пути. Кажется, у автора есть о нем отдельная книга. Я как-то недавно показывала обложку.

А насчет того, что занятие не для джентльменов - гонять преступников, то почему это?

Я тут, конечно, никаких сословных соображений привести не могу. Но это видно даже из отношения. Сыщик - не самое благородное занятие, отчасти наемник. На того же Каффа окружение леди Вериндер смотрело явно как на человека из другого сословия. Чаще всего свысока. Сыщик в доме - это уже неприятно. Так же относились к Холмсу профессор Пресбери и , если не ошибаюсь, лорд Маунт Джеймс. В целом ряде фанфиков к уже очень опытному Холмсу, которого все знали, полицейские, по крайней мере, часть их, относились как к исключению из правил - сыщику-джентльмену.
Под джентльменом имею в виду не то, что он безупречен в моральном отношении, а именно сословную принадлежность.
Ну, вот я уже вспоминала, что в цикле Westron Wynde Лестрейд порой поражается, что имея возможность занимать пост где-то в министерстве, Холмс лазает "по чердакам и помойкам")

Сэр Роберт Пиль все же преступления не раскрывал, и был в первую очередь политиком.
Каффа сама очень люблю, считаю его предшественником Холмса, почти дедушкой, если сопоставить даты), но не факт, что он из благородного семейства, его характер и манера поведения - это совсем другое. И тот же Беттередж, по крайней мере, поначалу относился к нему именно как к сыщику, тому, кто рыскает по дому и может навлечь неприятности на головы хозяев)

Хотя, наверное, были и другие примеры таких сыщиков-джентльменов. Но, может быть, уже в более позднее время.

Ну, это мне так кажется, хотя я, конечно, не профи)
29.07.2022 в 13:22

Вы во многом правы, наверное, но вот насчет "благородства занятия"...
Это жен/мужей (и прочих родственников) убивать из-за денег - ой как неблагородно, а преступников за это наказывать - самое то.
И если полицейский - "наемник", кто тогда военный (хоть солдат, хоть генерал)?
Даже более того: от СОЛДАТ (любого уровня), кроме красивых мундиров, британцам (я сейчас именно о них говорю, островитянах, на чью территорию не ступал чужеземный сапог) - в принципе, не горячо и не холодно. Так, декоративные паркетные шаркуны (если об офицерах речь).
А когда убивают, грабят, преследуют, шантажируют...
То это ой-ёй. И армия не поможет - как говорится, "вся королевская конница и вся королевская рать".
Не их это дело.
А знать, что есть кто-то, кто этот кошмар прекратит, и накажет обидчика...
Да таким людям... Низко кланяться надо.
Особенно - женщинам (хоть и мужчинам бывало несладко: думаете, не понимал этого тот "щеня"-подрядчик из Норвуда, - которого просто, считай, что из петли вынули!)
А эта зазомбированная красавица, чуть было не вышедшая замуж за барона Грюнера? Когда морок с нее сошел, неужели не ужаснулась тому, из кокой бездны ее вытащили, а она-то еще отбивалась, "тонуть" хотела.
Полагаю, и леди Хильда, бросившаяся к ногам сыщика, - буквально! - тоже имела четкое представление, джентльмен с ней говорит, или нет.
Вероятно, поболее, чем ее любимый супруг, "не простивший" бы и "переставший бы верить" ей - из-за написанного много лет назад наивного письма "глупой, влюбленной девочки"!
Так в ком же больше великодушия, широты души, благородства?!
Вот они, эти аристократы. А что кривились высокомерно - так это обычная сословная спесь, и не более.
Ну, и страх скандала еще, вероятно.
Сами-то часто немногими достижениями могли похвастать.
Точно, как говорил Фигаро: "Дали себе труд родиться, только и всего".
И тот герцог, закрывавший глаза на художества незаконного сына... Да хоть сам богемский король, со всеми своими землями и титулами...
Не стоять им и близко со скромным джентльменом с самыми умеренными запросами ("кусок хлеба, чистый воротничок, что еще человеку нужно?") А блестящие безделушки, из-за которых теряли голову - всего-то из-за "сорока гран кристаллического углерода" - для него ничего не значили.
Нет, что ни говорите, а такой человек явно стоит НАД толпой.
Может быть, в глубине души они даже осознавали это.
А что Лестрейд не поминал, для чего столь грязная работа джентльмену...
Так это обычное отсутствие воображения. )))
Кстати, всё еще мечтаю о той подборке миниатюр KCS.
У нее и Лестрейд там как живой.
29.07.2022 в 14:57

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Ну, так я же говорю о взглядах того времени. Причем, и знати, и лакеев, и полиции. Взглядах сугубо практических. Я же не дифирамбы пишу мистеру Холмсу, а говорю, по возможности, как было. О том, что работа сыщика - в принципе, для людей среднего класса. Поэтому на них и смотрели соответствующе.

И я говорю о джентльмене, как представителе своего класса, а не отдельном человеке со всеми его достоинствами. Речь же не идет о том, кто что из себя представляет. А о том, что джентльмен или сын джентльмена обычно выбирает совсем другую профессию. В "Тайне Танкервильского леопарда" профессия сыщика шокировала и Майкрофта, чего уж говорить о мистере Холмсе старшем и университетских профессорах. А кем потом стал Шерлок Холмс выяснится лет через цать)

Кстати, всё еще мечтаю о той подборке миниатюр KCS.
У нее и Лестрейд там как живой.


До Лестрейда еще добраться надо. И его очень люблю у Westron Wynde, где он очень реалистичный. Не самого острого ума, и готов воспользоваться помощью странного молодого человека. К которому потом относится, в общем, неплохо, но своего не упустит. Не друг, но... Лестрейд. В чем-то поможет, но и о своей выгоде не забудет. Сначала, когда увидела в нем чуть ли не второго Уотсона, даже разочаровалась, но жизнь все расставила по местам)
29.07.2022 в 16:55

Так Лестрейда же и считали "бульдогом" - не самым интеллектуальным, но деятельным: вцепится - не отпустит.
Я еще... удивительно даже: все упоминаемые в "Писании" служащие правопорядка, может, и не светочи знаний, и остротой ума не блещут, но ни об одном ведь не пишут, что вор, взяточник, казнокрад. Что на первого встречного "дело" повесит, лишь бы спихнуть.
Бульдоги, да. Но честные.
А у нас - прямым текстом. У Гоголя, у Островского...
Видимо, не считалась там полиция "доходным местом".
Интересно...
Что же до Майкрофта, вероятно, хотел для брата лучшего (в своем понимании): университетской кафедры или кабинета по соседству со своим...
Но... - как непоследовательно с его стороны! - сам ведь потом "дела деликатного свойства" подбрасывал.
29.07.2022 в 17:06

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Да, все так. Но в плане Лестрейда честность, конечно, под вопрос никто не ставит. Возможно, если б писал Диккенс...)
Просто я к тому, что Лестрейд это не Уотсон) И у Westron Wynde это хорошо показано.

Ну, а Майкрофт, конечно, хотел как лучше, даже пытался диктовать. Ну, а потом подбрасывал, конечно, задачки, не говоря уже про хиатус, там, наверное, целая миссия была внешнеполитическая. Кроме всего прочего...
29.07.2022 в 17:22

там, наверное, целая миссия была внешнеполитическая.

Никаких сомнений.
Там же было, где разгуляться.
«...провел несколько дней у далай-ламы».
А затем «объехал всю Персию, заглянул в Мекку и побывал с коротким, но интересным визитом у калифа в Хартуме…»
Просто так частные лица, путешествующие для своего удовольствия, ОТЧЕТЫ министру иностранных дел не представляют.
Явно была какая-то миссия!

Если даже _совсем_ не о том писавшая Барбара Картленд (не бейте меня, это совсем не мое, одна сотрудница увлекалась, ну и я полистала как-то) упоминала не раз о Большой Игре и британских агентах (предшественниках Джеймса Бонда!), то, значит, было... было.
29.07.2022 в 17:44

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Да.
Одной из причин, почему я когда-то взялась за слэшный "С тех пор, как впервые увидел тебя", было именно наличие подобной миссии и даже столкновение там с Мораном. Вообще тему Хиатуса очень люблю с самых разных сторон.

Вот это вот:

"1893 год. Высокий, худой, сероглазый иностранец бежит, спасая свою жизнь.
Этого и следовало ожидать. Как всегда.
Человек, который может изъясняться на девяти языках — французском как родном, а итальянском и немецком достаточно свободно, чтобы ввести в заблуждение не итальянца и не немца; человек, который может вычитать опасность в царапинах на стене и в подергивании руки; человек, который просто может, если потребуется, очень быстро бегать, имеет на чужбине некоторые преимущества.
Они, однако же, не безграничны.
Он может преобразить свое лицо и тело на несколько часов, но не на несколько недель. Не получится каждое утро красить кожу соком грецкого ореха или приклеивать накладные брови при переходе через Тянь-Шань в компании двух индуистских монахов. Да еще и цвет глаз. Он бы дорого дал за возможность его изменить.
Он был исследователем, химиком, музыкантом, шпионом. Он может быть практически кем угодно — и только неприметным он, как выяснилось, оставаться не умеет. Он сменил больше имен и личин, чем в состоянии вспомнить (Гийом Ферье, Иоганнес Рейнхардт, Ханс Сигерсон), но все эти люди, совершенно не считаясь с его волей, в чем-нибудь да не вмещались в рамки заурядности. Не так уж долго они могли существовать до того, как о них начинали говорить, об этих высоких, светлоглазых, неугомонных иностранцах с их необычными талантами и дурной привычкой к совершению деяний, о которых пишут в газетах. Он даже поймал убийцу в Джайпуре и предотвратил похищение в Самарканде — едва ли мудрый образ действий для целей самосохранения, но что ему еще оставалось?"

не бейте меня, это совсем не мое, одна сотрудница увлекалась, ну и я полистала как-то

Не буду) А я вообще очень любила Анжелику, если уж на то пошло)
29.07.2022 в 18:41

Интересная цитата, спасибо!
Вот тут вспомнилась короткая теленовелла MANY HAPPY RETURNES по "ШЕРЛОКУ" ВВС.
Забавно, как показано, что вот _не может_ человек не вмешиваться!
Характер просто так не "отключишь" и не изменишь. :)

А что кому нравится - дело вкуса. Я эту блондинку с ее вечными похождениями с детства терпеть не могла (затащили когда-то в кино, "за компанию").
Впрочем, даже не столько ее, сколь ее муженька. Сам на неприятности нарывался: вот надо было своим богатством демонстративно хвастать и так выпендриваться перед сильными мира сего?
Ну, и получил... соответственно.
А уж это циничное заявление, что де со счета сбился, сколько дамочек - всех цветов и оттенков - было... И ты, мол, никуда не денешься?
???
Не-а. Это сразу - GAME OVER.
Говорить даже не о чем.
Так что явно герои не моего романа. :)
Но многим нравится. Во всяком случае, в старой постановке.
Новая, как я слышала, еще хуже.
Яндекс.Метрика