Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
1926-1929
Свет, камера, мотор!
У нас, англичан, с американцами теперь и вправду все общее, кроме, разумеется, языка.
Оскар Уайльд
![](https://diary.ru/resize/-/-/2/9/0/2/2902872/ZhEt7.jpg)
В 1920-е годы Бэзил продолжал играть во многих успешных бродвейских пьесах. Его репутация продолжала расти, и его, казалось бы, идиллический брак с Уидой оказался опорой, в которой нуждалась его личная жизнь .
Они проводили лето в Мэне – конечно, вместе с неизменно преданным Морицем,- и у них часто гостил близкий друг Уиды Джек Милтерн. Джек стал другом и Бэзилу, который считал его чуть ли не вторым отцом.
Несомненно, решение Уиды отодвинуть свою карьеру на второй план было мудрым, и молодожены были безумно счастливы. Чтобы вывести карьеру Бэзила на новый уровень, ему нужен был кассовый успех, который возвысил бы его от кино-ролей второго плана до главных ролей. Он отчаянно нуждался в средстве, которое продемонстрировало бы зрителям все его таланты, и в 1929 году получил роль, которая все изменила.
Голливуд отчаянно нуждался в звуковом кино, и студии посылали искателей свежей крови на Бродвей, который, очевидно, был настоящим рассадником актерских талантов. Многие спектакли лишились своих звезд, которые с радостью приняли выгодный финансовый пряник, подписав сделку с кинокомпаниями, и уже всерьез началась утечка талантов в Голливуд.
Бэзил присоединился бы к этому массовому исходу, но был не совсем доволен этой ситуацией.
Он говорил следующее:
«Когда немое кино стало звуковым, оно утратило свою первоначальную художественную форму и стало производной от театра. Этот процесс разразился по всему миру, и произошла гигантская миграция на Западное побережье, куда были инвестированы миллионы и миллионы долларов, процветала недвижимость; огромные звуконепроницаемые киносъемочные павильоны, как грибы, выросли за одну ночь – режиссеры, сценаристы, актеры, музыканты и техники были нарасхват, и Бродвей был наводнен армией агентов с неограниченными расходными счетами. Медленно, но верно первоначальная магия терялась – за исключением нескольких "мечтателей", помнивших, где она таилась.»
После заключения краткосрочного контракта с MGM в феврале 1929 года (с возможностью продления) начались съемки его первого "звукового" - который принес Бэзилу весьма солидный платежный чек, поскольку Уида расторгла первоначальный контракт и обратилась к нью-йоркскому представителю MGM, где ей удалось удвоить жалованье мужа! В те времена была необходима острая деловая хватка и Уида явно была знакома с игрой, в которую играют студии.
Фильм "Конец миссис Чейни" имел огромный успех, и, наконец, люди услышали классический, властный, но в то же время выразительный британский голос Рэтбоуна, который пленил их. Это была последняя деталь мозаики его карьеры, а уникальный голос Бэзила стал огромным преимуществом на большом экране.
В обзоре в "Нью-Йорк Таймс", имевшем первостепенное значение, игра Рэтбоуна была названа "превосходной" и было добавлено, что его манера держаться и поведение идеально подходят для роли богатого плейбоя лорда Диллинга.
![](https://diary.ru/resize/-/-/2/9/0/2/2902872/bf_YE.jpg)
Его партнерша по фильму Норма Ширер и ее муж – продюсер Ирвинг Тальберг – были близкими друзьями Бэзила и Уиды и, несомненно, имели некоторое влияние на выбор актеров. И позже , Бэзил сказал:
«За все годы, что мы ее знаем, Норма Ширер ни на йоту не изменилась. Ее обаяние, прочная дружба и классическая красота сегодня все те же, что и в первый день нашего знакомства. Если бы и я, и она не были так счастливы в браке, я совершенно уверен, что очень сильно влюбился бы в нее!»
Учитывая прошлые увлечения Бэзила, в его словах сомневаться не приходится. «Конец миссис Чейни» был лишь вторым звуковым фильмом MGM. Поставленный Сиднеем Франклином, он сделал Бэзила не просто звездой-однодневкой, а многообещающим ведущим актером. Франклин сказал:
«Бэзил Рэтбоун очень помог [Норме] в этой картине; я помню, что она очень просила его без колебаний сказать ей, что, по его мнению, было неуместным в ее игре или интонациях, он сдержал данное ей слово, и она была счастлива услышать любой его совет. Бэзила очень раздражали микрофоны, спрятанные в цветочных горшках, и стационарная камера в футляре, которая стояла неподвижно и мешала ему бродить по звуковой сцене, как он привык это делать в театре. Так что они как бы поддерживали друг друга – тот первый год звукозаписи был тяжелым для актеров и режиссеров.»
Двери Голливуда по-настоящему распахнулись, и жажда"звукового кино" привела к тому, что рабочий график Бэзила быстро заполнялся, по мере того, как росло количество предложений главных ролей в картинах, запланированных к выпуску в 1930 году. Его опыт и усердная работа на Бродвее и в ряде немых фильмов сослужили ему хорошую службу, и не было никаких сомнений в том, что теперь его ученичество окончено и можно пожинать плоды своего труда(который был весьма значительным).
Предложения хлынули потоком, а благодаря связям Уиды и умению разглядеть отличный сценарий, это было волшебное время для Ретбоунов.
Его следующий фильм – "Дело об убийстве епископа" – вполне мог бы послужить ранней пробой на роль Шерлока Холмса, имея поразительно много общего с Великим детективом. Он играет главную роль «джентльмена-детектива» Фило Вэнса, который приглашен своим другом, окружным прокурором Маркхэмом, помочь раскрыть убийство. Вэнс, "культурный эксцентрик", использует хитрость и ловкость в своих наблюдениях, и когда подозреваемый арестован, он, далеко не убежденный в его вине, заявляет: «Это не обычное преступление. И мы не можем действовать обычным образом. Попомните мое слово: это не единственное убийство, которое мы пытаемся раскрыть; это начало серии убийств, ужасных и жестоких».
Такое легко мог сказать и сам Холмс.
В фильме актер Роланд Янг даже называет Вэнса Шерлоком Холмсом – было ли это странным совпадением, учитывая то, что ждало Рэтбоуна девять лет спустя, или это был перст судьбы, который так часто играл роль в его жизни?
Кадры из фильма "Дело об убийстве епископа"
![](https://diary.ru/resize/-/-/2/9/0/2/2902872/xOjNb.jpg)
![](https://diary.ru/resize/-/-/2/9/0/2/2902872/kTO-1.jpg)
Контракт Бэзила с MGM был продлен, и для каждого нового проекта они с Уидой отправлялись из Лонг-Айленда в Голливуд; Уида оказывалась в своей стихии, посещая ужины, вечеринки и свадьбы, общаясь с руководителями студий и влиятельными людьми того времени. Поскольку в 1930 году предстояли съемки еще шести фильмов, быстро стало очевидно, что Рэтбоунам необходимо постоянное место жительства в Калифорнии, и поэтому в апреле они переехали в свой новый дом по адресу 628,Кресент Драйв, Беверли–Хиллз, и Уида организовала пышное новоселье - всего через четыре дня после их приезда.
Пока Уида развлекалась, Бэзил продолжал строить свою карьеру в Голливуде, снявшись в «Печально известном романе», «Леди сдается», «Леди Скандала», «Этот безумный Мир», «Кокетливая вдова» и «Грех берет выходной».
Кадры из фильмов
![](https://diary.ru/resize/-/-/2/9/0/2/2902872/kHQP9.jpg)
"Печально известный роман"
![](https://diary.ru/resize/-/-/2/9/0/2/2902872/HWnzJ.jpg)
"Леди скандала"
![](https://diary.ru/resize/-/-/2/9/0/2/2902872/5mje6.jpg)
На съемках фильма "Кокетничающая вдова"
Загруженность, бесконечные вечеринки и приемы, должно быть, утомили человека, привыкшего к более простому существованию, и тот факт, что «Film Daily» сообщила, что Бэзил вернется в Нью–Йорк , чтобы поискать работу в театре, возможно, указывают на то, что он был не совсем доволен своей судьбой - или, по крайней мере, нуждался в том, чтобы приобщиться к своей первой любви - театру, и сохранить душевное равновесие.
Фактически, после фильма «Грех берет выходной», Бэзил взял отпуск – по крайней мере, от кинематографа – и не снимался в кино в течение двух лет. Он согласился сняться в фильме "Женское командование", который должен был выйти в 1932 году, но в промежутках он появился в ряде бродвейских постановок, начиная с «Важного поцелуя» в театре Фултон, сыграв двадцать четыре представления. Затем он сыграл главную роль в постановке"Волны тепла" в феврале 1931 года, снова в театре Фултона, и еще одну пьесу, дав пятнадцать представлений, в то время как с апрельской постановкой "Мело" – в театре Этель Бэрримор в Нью–Йорке – было сыграно шестьдесят семь представлений.
Осенью Бэзил вернулся в Голливуд, чтобы сняться в фильме "Женское командование» (Уида, без сомнения, это бы одобрила) но к первой неделе ноября вернулся в Нью- Йорк, где вскоре должны были начаться репетиции "Путей дьявола". Премьера спектакля неделю шла в Филадельфии в конце декабря 1931 года и еще неделю шла в театре на Брод-стрит, перед своей премьерой на Бродвее, где спектакль имел значительный успех, было сыграно всего около 100 представлений, после чего его повезли в обширное турне по крупным городам США.
Бэзил прерывал работу по мере необходимости, чтобы выполнить свои обязательства в кино, и побывал на премьере фильма "Женское командование" в Мэйфейре в Нью-Йорке.
![](https://diary.ru/resize/-/-/2/9/0/2/2902872/sUDcn.jpg)
Бюджет фильма составлял всего 500 000 долларов, но он собрал в прокате менее половины этой суммы и стал неожиданным провалом при, казалось бы, неизменном успехе Бэзила Рэтбоуна. Но, как он однажды сказал, работа в кино не похожа на работу в театре – вам щедро платят независимо от того, принес фильм прибыль или понес существенные убытки. Это был, по крайней мере, один из плюсов кинобизнеса.
Предполагалось, что Ретбоун готовится к своему следующему фильму MGM в мае1932 – «Воссоединение в Вене» – но, получив более выгодное предложение в Англии, он решил ненадолго вернуться домой. Он отчаянно скучал по дому, несмотря на свою очевидную любовь к Штатам, и, возможно, нуждался в полном отдыхе от вечеринок, гала-концертов и премьер шоу-бизнеса, чтобы сосредоточиться на других вещах.
Прием, который он получит по возвращении в Англию в качестве восходящей голливудской звезды одновременно удивит и разочарует его …