Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Помню, как в прошлый раз я, буквально не вставая, сидела за постами с этими дневниками, стараясь их как-то изящно проиллюстрировать и поделиться какими-то своими воспоминаниями-размышлениями. Потом , увидев, что нет никакой реакции, махнула рукой и последние части просто пошли одним куском. Ну, а сейчас-то я вообще ко всему уже привыкла и с фотографиями тут все гораздо хуже, и я уже, мягко говоря, не в форме, поэтому уж как пойдет.
***
2 февраля, Вс
Беседа с Риной Зелёной. Рано лёг спать, т. к. завтра утром начинается трудовая неделя - поездка в Белые столбы.
3 февраля, Пн
Машина, которую заказала администраторша Ира, опоздала. Шофёр - разгильдяй и лодырь был ужасен. Ехали в Белые столбы целую вечность. В машине замёрз. Долго блуждали по коридорам Госфильмофонда. Наконец, я получил ящики с картотекой английских документ. фильмов. Набрал целую кучу названий. Можно было бы начать смотреть, но шофёр сказал, что у него рабочий день кончается. Вечером - у Ливановых. Продолжение разговоров о сионизме.
4 февраля, Вт
Снова дорога в Белые столбы - мороз -20. Шофёр попался хороший и быстрый. На монтажном столе прокрутил 32 коробки плёнки, отобрал много интересных кадров. Не было времени даже пообедать - Ира приносила мне тарелки в монтажную. Встретил там Дмитриева, который интересовался моей работой и Холмсом. Вообще - "Вишня" и "Холмс" стали моими отмычками ко всем. По возвращении в Москву говорил с Сизовым - он всё-таки хочет сделать киноверсии из старых фильмов о Холмсе, и так же как Иванова просит наших предложений по параллельным съёмкам.
5 февраля, Ср
Дал задание Тигаю и Визгину - подготовить смету на кинофильм о Ш. Холмсе.
6 февраля, Чт
Отъезд в Ригу.
7 февраля, Пт
Моя команда - Тигай, Каплан и Визгин (без Векслера - больна Светочка) прибыли в холодную промозглую Ригу. Встретил Саша Метелица. Живём в гост. "Латвия" вместе с Тигаем, чтобы не доплачивать по 8 рублей. Зато завтрак - казённый. Первый день - осматриваем саму Ригу. Свозил Каплана-старшего на "Бейкер-стрит", который выбрал 7 лет назад со мной Каплан-младший.
![](https://diary.ru/resize/-/-/2/9/0/2/2902872/bqbPo.jpg)
Старая Рига с тех пор приведена в порядок, но только она. Остальная часть города, да и вся республика в запустении и убожестве (в сравнении с Эстонией и Литвой). Съездили в Кемери, посмотрели "усадьбу Ройлотта" - приют, санаторий для больных детей - на предмет "дома Холмса", но дом очень велик. Консультировались в музее этнографии (скансен) - советуют ехать в Цесис.
8 февраля, Сб
Сегодняшнее направление поисков "дома Холмса" - небольшого и отдельно стоящего на "просторах Суссекса" хуторка - на восток, в сторону Сигулды, Цесиса и Пскова. Исколесили примерно 250 км, очень унылая и однообразная архитектура, хотя природа очень подходит - холмы, просторы. Магазины пусты и убоги. Обедали в какой-то деревне. На обратном пути осмотрели подробно скансен и нашли то, что нужно - на берегу озера экспонат "усадьба рыбака". Конец дня - пробежка по магазинам, совершенно бесполезная.
9 февраля, Вс
Направление поиска - юго-запад в сторону Елгавы, т. е бывшей Митавы, княжества курляндского, откуда вышли Анна Иоанновна, Бирон и пр. Кроме дворца на острове (сельхозакадемия) и пары церквей ничего не осталось - угрюмое, безликое место. Местность плоская, по-видимому плодородная, хутора полуразрушенные. Ничего не нашли и окончательно утвердились в решении - снимать в этнографическом заповеднике. Поезд ранний - в 7 вечера. Прошлись по гастрономам (кровяная колбаса, конфеты) и поехали. Вечером в купе подбили бабки - в Риге получится примерно 20 съёмочных дней, в Выборге - 15.
14 февраля, Пт
На студии занимался делами картины - костюмы, гримы, парики.
18 февраля, Вт
Приехала на примерку Катя Зинченко (жена Ватсона) - длинная и нелепая. Несчастная, нигде не работает.
![](https://diary.ru/resize/-/-/2/9/0/2/2902872/Fvf6t.jpg)
19 февраля, Ср
На главной редакции обсуждалась работа телеобъединения. Потом было освоение павильона - дом Холмса. Ничего ещё не готово. Так странно снова очутиться в этих стенах. Пробуждаются какие-то инстинкты из прошлого. Это почувствовали несколько человек. Юрий Богатырёв долго врал и увиливал - короче, отказался от роли. Вечером работал над реж. сценарием - ливановский вариант.
20 февраля, Чт
В павильоне сегодня всё более готово. Затем состоялся партком... От всей этой болтовни голова пухнет, а ведь завтра первый день съёмок! Вместо Богатырёва решил звать Андрея Миронова (или Лиепу).
21 февраля, Пт
Первый съёмочный день начался с разговора с Ливановым, который потребовал доли в гонораре за сценарий (из-за его переделок, сделанных им по собственному усмотрению). Далее всё шло бодро и весело. Смеялись даже больше, чем надо. Освоили павильон. Кроме Ливанова и Соломина снимался симпатичный парень из БДТ Миша Морозов.
![](https://diary.ru/resize/-/-/2/9/0/2/2902872/CD4sA.jpg)
Михаил Морозов (Смит)
Съёмка кончилась лишь в 9 вечера. После этого наши женщины поздравили нас с 23 февраля и напоили чаем.
22 февраля, Сб
Появился Смоктуновский, старый, умытый, приветливый - настоящий актёр. Весь день он страдал из-за слабой своей памяти. Монологи длинные. Я ещё помню по "Пиковой", что для него это - нож острый. Уж он и бумажки писал, и Аркадий ему подсказывал, но реноме актёра требовало - "играть", а играть можно только свободно владея текстом.
![](https://diary.ru/resize/-/-/2/9/0/2/2902872/fb-Gx.jpg)
Ливанов, естественно, изображал перед ним на площадке командира. Они ведь давние знакомые - снимались 27 лет назад у Калатозова. Ужасно плохой актёр оказался Романцов - кривляка. Векслер пребывал в чёрной меланхолии - особенно озлобился, когда Ливанов прошёлся по Эрмлеру, его еврейскому диктату на Ленфильме. Но работалось хорошо, много успели, ещё больше впереди.
23 февраля, Вс
Время прошло в очередной серии анекдотов и шуток вперемешку с моими криками "Мотор". Я сформулировал основу кинорежиссуры: три дела должен знать режиссёр: кричать "мотор" и "стоп", а также говорить актёрам: "мягче" или в редких случаях - "ярче". Анекдоты Ливанова о Рошале и Калатозове. Например: Рошаль открывает вечер 12 апреля, говорит о коммунист. субботнике с Лениным, о Дне космонавтов и освоении космоса, вдруг - Да, ведь сегодня пасха и убегает... Сняли в общей сложности 347 м. Это почти месячный план. Конец дня был отмечен в пивной, что и видно (примечание: по почерку).
24 февраля, Пн
Медленно, но неотвратимо Ливанов уже с утра начал вплывать в дурное расположение духа. Прицеплялся ко всему - к незаключенному договору, к тому, что его мало сегодня снимают, ко мне. Тут и пришлось его одёрнуть. Ор, крик и т. д. Может быть и напьётся. Первые дни радостного играния прошли, ему надоело. Соломин, к сожалению, его подзаводит, как я заметил. Тоже ведь режиссёр теперь, только херовый. Сегодня первый раз снималась Сафонова и, естественно, полдня ушло на поиск внешнего вида - костюм, причёска, грим. Слабая у меня всё-таки гримёрша Лиля.
![](https://diary.ru/resize/-/-/2/9/0/2/2902872/yZmij.jpg)
25 февраля, Вт
Ливанов повторил требование по поводу доли в гонораре. Я ответил, что для этого нужно сосчитать объём его текстов и определить %. Сейчас это ещё невозможно сделать. - Тогда, дайте десятку, - сказал он. Я ему дал 50 рублей. Слава богу, закончили съёмки в квартире Холмса! И он не запил. Снято за эти дни 537 метров. Я очень доволен молодым актёром Мишей Морозовым (клерк Смит).
27 февраля, Чт
После обеда поехали выбирать интерьеры с Капланом и Векслером - Спорткомитет, муз. школа на В.О., Голландское посольство на Маклина, Витебский вокзал. Классический ленинградско-лондонский набор.
28 февраля, Пт
Звонил Смоктуновский, интересовался материалом.
***
Наковыряла фотографий, даже с избытком. Надо будет кое-что добавить в предыдущие части.
С кастингом опять тут беда. Все-таки, во-первых, это, конечно, комедия, с учетом того, что фон Борка должны были играть Богатырев, Миронов(!) и, в конечном счете, Куравлев. И все же мне кажется у Масленникова иногда нет какого-то четкого видения будущего фильма, когда вдруг такие разные идеи о выборе актеров.
Ну, и потом, я уже об этом говорила. Он часто выносит какие-то слишком уж нелицеприятные суждения. Чисто по-человечки меня коробит. "Нелепая" Зинченко, "кривляка" Романцов, "херовый режиссер Соломин"...
Ну, и насчет кривляния. Не понятно это так же, как и в той же "Собаке". Ведь вы же режиссер, в чем же состоит режиссура, как не в направлении актеров и съемок в нужное режиссеру русло?
***
2 февраля, Вс
Беседа с Риной Зелёной. Рано лёг спать, т. к. завтра утром начинается трудовая неделя - поездка в Белые столбы.
3 февраля, Пн
Машина, которую заказала администраторша Ира, опоздала. Шофёр - разгильдяй и лодырь был ужасен. Ехали в Белые столбы целую вечность. В машине замёрз. Долго блуждали по коридорам Госфильмофонда. Наконец, я получил ящики с картотекой английских документ. фильмов. Набрал целую кучу названий. Можно было бы начать смотреть, но шофёр сказал, что у него рабочий день кончается. Вечером - у Ливановых. Продолжение разговоров о сионизме.
4 февраля, Вт
Снова дорога в Белые столбы - мороз -20. Шофёр попался хороший и быстрый. На монтажном столе прокрутил 32 коробки плёнки, отобрал много интересных кадров. Не было времени даже пообедать - Ира приносила мне тарелки в монтажную. Встретил там Дмитриева, который интересовался моей работой и Холмсом. Вообще - "Вишня" и "Холмс" стали моими отмычками ко всем. По возвращении в Москву говорил с Сизовым - он всё-таки хочет сделать киноверсии из старых фильмов о Холмсе, и так же как Иванова просит наших предложений по параллельным съёмкам.
5 февраля, Ср
Дал задание Тигаю и Визгину - подготовить смету на кинофильм о Ш. Холмсе.
6 февраля, Чт
Отъезд в Ригу.
7 февраля, Пт
Моя команда - Тигай, Каплан и Визгин (без Векслера - больна Светочка) прибыли в холодную промозглую Ригу. Встретил Саша Метелица. Живём в гост. "Латвия" вместе с Тигаем, чтобы не доплачивать по 8 рублей. Зато завтрак - казённый. Первый день - осматриваем саму Ригу. Свозил Каплана-старшего на "Бейкер-стрит", который выбрал 7 лет назад со мной Каплан-младший.
![](https://diary.ru/resize/-/-/2/9/0/2/2902872/bqbPo.jpg)
Старая Рига с тех пор приведена в порядок, но только она. Остальная часть города, да и вся республика в запустении и убожестве (в сравнении с Эстонией и Литвой). Съездили в Кемери, посмотрели "усадьбу Ройлотта" - приют, санаторий для больных детей - на предмет "дома Холмса", но дом очень велик. Консультировались в музее этнографии (скансен) - советуют ехать в Цесис.
8 февраля, Сб
Сегодняшнее направление поисков "дома Холмса" - небольшого и отдельно стоящего на "просторах Суссекса" хуторка - на восток, в сторону Сигулды, Цесиса и Пскова. Исколесили примерно 250 км, очень унылая и однообразная архитектура, хотя природа очень подходит - холмы, просторы. Магазины пусты и убоги. Обедали в какой-то деревне. На обратном пути осмотрели подробно скансен и нашли то, что нужно - на берегу озера экспонат "усадьба рыбака". Конец дня - пробежка по магазинам, совершенно бесполезная.
9 февраля, Вс
Направление поиска - юго-запад в сторону Елгавы, т. е бывшей Митавы, княжества курляндского, откуда вышли Анна Иоанновна, Бирон и пр. Кроме дворца на острове (сельхозакадемия) и пары церквей ничего не осталось - угрюмое, безликое место. Местность плоская, по-видимому плодородная, хутора полуразрушенные. Ничего не нашли и окончательно утвердились в решении - снимать в этнографическом заповеднике. Поезд ранний - в 7 вечера. Прошлись по гастрономам (кровяная колбаса, конфеты) и поехали. Вечером в купе подбили бабки - в Риге получится примерно 20 съёмочных дней, в Выборге - 15.
14 февраля, Пт
На студии занимался делами картины - костюмы, гримы, парики.
18 февраля, Вт
Приехала на примерку Катя Зинченко (жена Ватсона) - длинная и нелепая. Несчастная, нигде не работает.
![](https://diary.ru/resize/-/-/2/9/0/2/2902872/Fvf6t.jpg)
19 февраля, Ср
На главной редакции обсуждалась работа телеобъединения. Потом было освоение павильона - дом Холмса. Ничего ещё не готово. Так странно снова очутиться в этих стенах. Пробуждаются какие-то инстинкты из прошлого. Это почувствовали несколько человек. Юрий Богатырёв долго врал и увиливал - короче, отказался от роли. Вечером работал над реж. сценарием - ливановский вариант.
20 февраля, Чт
В павильоне сегодня всё более готово. Затем состоялся партком... От всей этой болтовни голова пухнет, а ведь завтра первый день съёмок! Вместо Богатырёва решил звать Андрея Миронова (или Лиепу).
21 февраля, Пт
Первый съёмочный день начался с разговора с Ливановым, который потребовал доли в гонораре за сценарий (из-за его переделок, сделанных им по собственному усмотрению). Далее всё шло бодро и весело. Смеялись даже больше, чем надо. Освоили павильон. Кроме Ливанова и Соломина снимался симпатичный парень из БДТ Миша Морозов.
![](https://diary.ru/resize/-/-/2/9/0/2/2902872/CD4sA.jpg)
Михаил Морозов (Смит)
Съёмка кончилась лишь в 9 вечера. После этого наши женщины поздравили нас с 23 февраля и напоили чаем.
22 февраля, Сб
Появился Смоктуновский, старый, умытый, приветливый - настоящий актёр. Весь день он страдал из-за слабой своей памяти. Монологи длинные. Я ещё помню по "Пиковой", что для него это - нож острый. Уж он и бумажки писал, и Аркадий ему подсказывал, но реноме актёра требовало - "играть", а играть можно только свободно владея текстом.
![](https://diary.ru/resize/-/-/2/9/0/2/2902872/fb-Gx.jpg)
Ливанов, естественно, изображал перед ним на площадке командира. Они ведь давние знакомые - снимались 27 лет назад у Калатозова. Ужасно плохой актёр оказался Романцов - кривляка. Векслер пребывал в чёрной меланхолии - особенно озлобился, когда Ливанов прошёлся по Эрмлеру, его еврейскому диктату на Ленфильме. Но работалось хорошо, много успели, ещё больше впереди.
23 февраля, Вс
Время прошло в очередной серии анекдотов и шуток вперемешку с моими криками "Мотор". Я сформулировал основу кинорежиссуры: три дела должен знать режиссёр: кричать "мотор" и "стоп", а также говорить актёрам: "мягче" или в редких случаях - "ярче". Анекдоты Ливанова о Рошале и Калатозове. Например: Рошаль открывает вечер 12 апреля, говорит о коммунист. субботнике с Лениным, о Дне космонавтов и освоении космоса, вдруг - Да, ведь сегодня пасха и убегает... Сняли в общей сложности 347 м. Это почти месячный план. Конец дня был отмечен в пивной, что и видно (примечание: по почерку).
24 февраля, Пн
Медленно, но неотвратимо Ливанов уже с утра начал вплывать в дурное расположение духа. Прицеплялся ко всему - к незаключенному договору, к тому, что его мало сегодня снимают, ко мне. Тут и пришлось его одёрнуть. Ор, крик и т. д. Может быть и напьётся. Первые дни радостного играния прошли, ему надоело. Соломин, к сожалению, его подзаводит, как я заметил. Тоже ведь режиссёр теперь, только херовый. Сегодня первый раз снималась Сафонова и, естественно, полдня ушло на поиск внешнего вида - костюм, причёска, грим. Слабая у меня всё-таки гримёрша Лиля.
![](https://diary.ru/resize/-/-/2/9/0/2/2902872/yZmij.jpg)
25 февраля, Вт
Ливанов повторил требование по поводу доли в гонораре. Я ответил, что для этого нужно сосчитать объём его текстов и определить %. Сейчас это ещё невозможно сделать. - Тогда, дайте десятку, - сказал он. Я ему дал 50 рублей. Слава богу, закончили съёмки в квартире Холмса! И он не запил. Снято за эти дни 537 метров. Я очень доволен молодым актёром Мишей Морозовым (клерк Смит).
27 февраля, Чт
После обеда поехали выбирать интерьеры с Капланом и Векслером - Спорткомитет, муз. школа на В.О., Голландское посольство на Маклина, Витебский вокзал. Классический ленинградско-лондонский набор.
28 февраля, Пт
Звонил Смоктуновский, интересовался материалом.
***
Наковыряла фотографий, даже с избытком. Надо будет кое-что добавить в предыдущие части.
С кастингом опять тут беда. Все-таки, во-первых, это, конечно, комедия, с учетом того, что фон Борка должны были играть Богатырев, Миронов(!) и, в конечном счете, Куравлев. И все же мне кажется у Масленникова иногда нет какого-то четкого видения будущего фильма, когда вдруг такие разные идеи о выборе актеров.
Ну, и потом, я уже об этом говорила. Он часто выносит какие-то слишком уж нелицеприятные суждения. Чисто по-человечки меня коробит. "Нелепая" Зинченко, "кривляка" Романцов, "херовый режиссер Соломин"...
Ну, и насчет кривляния. Не понятно это так же, как и в той же "Собаке". Ведь вы же режиссер, в чем же состоит режиссура, как не в направлении актеров и съемок в нужное режиссеру русло?