Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Снова пишу и название главы и эпиграф, потому как это имеет непосредственное отношение к тексту

Глава 10

1933-1935

Кассовые сборы и Письма ненависти



Есть разница между злодеем и тем, кто просто совершает преступление. Злодей – это человек, действующий чрезвычайно осознанно и преступление он совершает сознательно, ради самого преступления.

У.Х. Оден

Казалось, какую бы роль Бэзил ни сыграл, она была написана специально для него – конечно, все это благодаря его актерскому мастерству – и хотя ему удавались и роли красавцев-главных героев в романтических фильмах, похоже, Рэтбоуну больше нравились менее популярные роли, которые он неизменно приветствовал от всего сердца.
Однако его следующая картина не просто усилила его способность играть самых отвратительных из персонажей, она едва не положила конец его карьере. После «Повести о двух городах» по Диккенсу, ставшей буквально изюминкой года в Голливуде, продюсер Дэвид О. Селзник стремился снова окружить себя лучшими талантами, каких только мог привлечь, включая Бэзила Рэтбоуна, предложив ему роль отвратительного Эдварда Мэрдстона в "Дэвиде Копперфилде".



Со звездным актерским составом во главе с легендарным У.К. Филдсом, Лайонелом Бэрримором и Морин О'Салливан, фильм стал настоящим триумфом. Бэзилу не хотелось брать на себя роль еще одного негодяя так скоро после "Маркиза". В одном интервью в «Motion Picture» он рассказал, что его сопротивление постепенно ослабевало из-за отказа Селзника и режиссера Джорджа Кьюкора принять его возражения. И хотя он чувствовал, что у него не хватит духу сыграть Мэрдстона, в конце концов он согласился на эту роль и, как всегда, оказался на высоте.



«Ты не можешь играть человека, который отравляет тебя», - говорил он:

«Я пять раз отказывался от роли Мэрдстоуна и, наконец, взялся за нее, как берутся за любой отчаянный шанс – с трепещущим сердцем и скрещенными пальцами. Я должен был играть холодного, жестокого мистера Мэрдстона, и однажды утром в MGM я выпорол до полусмерти бедного маленького Фредди Бартоломью, который играл Дэвида Копперфилда.



Это был очень неприятный опыт, потому что мистер Джордж Кьюкор велел мне не выражать никаких эмоций – просто избить ребенка до полусмерти! У меня была ужасная трость с большим хлыстом, но, к счастью для Фредди Бартоломью и для меня, под его штанами был проложен лист поролона, который полностью прикрывал его маленький зад. Тем не менее, Фредди взвыл от боли (в основном, я полагаю, от страха), и на крупных планах его лицо было искажено, и он весьма жалостливо плакал самыми настоящими слезами. Играя мистера Мэрдстона, я старался не думать о Фредди, колотя его изо всех сил, но делал это как автомат. Время от времени Джордж Кьюкор требовал снять еще один дубль. "Бэзил, - говорил он, - ты о чем-то думал. Пожалуйста, не надо – ну, давай попробуем еще раз!"
Мы с Фредди стали большими друзьями, и он часто приходил к нам домой поплавать в бассейне и поужинать. Из-за этого роль мистера Мэрдстона стала для меня еще более трудной.»
Ниже на фотографиях Бэзил и Фредди







Конечным результатом этой работы стал фильм, который Бэзилу было трудно смотреть, возможно, его обеспокоило то, как убедительно он сыграл такого жестокого человека.
Еще он писал:
«Временами я даже ненавидел Джорджа Кьюкора – по–детски, нелогично – за то, что он заставлял меня делать. И любая заслуга тут принадлежит не мне, а ему. Он мог добиться от кого угодно чего угодно – самых нежных чувств, самой беспощадной жестокости. Он хотел от меня жестокости, и он ее получил.


Бэзил Рэтбоун и Элизабет Аллен (играющая мать Дэвида Копперфильда) готовятся к съемке

Когда картина была выпущена, у меня были хорошие рецензии и очень много писем от фанатов – и все они были оскорбительными! Мы с мистером Кьюкором хорошо выполнили нашу работу, настолько хорошо, что на какое-то значительное время мне пришлось стать жертвой одного из худших проклятий кинофильмов –«штампа». Теперь на мне стояло клеймо "злодея" или негодяя, нечто вроде категории, которая часто не отдавала должное роли, которую она должна была весьма произвольно характеризовать.»


Дэвид Селзник с медалью, которую он получил за "Дэвида Копперфилда", и съемочная группа. Слева, обнявшись, стоят Бэзил Рэтбоун и Фредди.

«Variety», «The New Yorker»и«New York Times»восхваляли картину как одну из лучших в этом году, и в прокате она собрала более 3 миллионов долларов– это более, чем в три раза превышало миллион долларов, который ушел на ее производство.

***
От себя еще добавлю, что посмотрела фильм и он оставил очень приятное впечатление. Наверное, одна из лучших экранизаций этой книги. И здесь снова появляется Эдна Мэй Оливер в роли тетушки Дэвида мисс Тротвуд(если не ошибаюсь) и по мне так, она наверное, лучшая исполнительница этой роли. Великолепная комедийная и острохарактерная актриса.

И фильм смотрится совсем, как современный без всяких скидок на то, что это 30-е годы

@темы: Бэзил Рэтбоун, Проклятие Шерлока Холмса