Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Эту картину раньше видела лишь в черно-белом изображении в сборнике "Пятьдесят кратких биографий мастеров западно-европейского искусства". И она не входила в большую книгу Ван Дейка, которая у нас была. И Ван Дейк с тех пор у меня всегда ассоциировался с "Двадцать лет спустя", я любила там Карла и было очень жаль его.

Монументальное полотно «Портрет Карла I на охоте» – один из самых знаменитых образов монарха, которые сделал Антонис ван Дейк, будучи придворным художником. Пожалуй, это самое динамичное изображение правителя, которое, строго говоря, не является официальным Королевским портретом, но, тем не менее, представляет Короля во всём его триумфе.
Карл I предстаёт как элегантный придворный, который спешился на короткий отдых, пока двое пажей заботятся о лошади. Но при кажущейся небрежности полотно отражает Королевское величие. Король, который стеснялся своего маленького роста, здесь он вовсе не кажется коротышкой. Он возвышается над пейзажем, его голова помещается на фоне неба фактически вровень с ветвями высокого дерева. При этом художник очень умно обрамил лицо шляпой, чтобы оно не терялось на фоне облаков.
Эта картина в буквальном смысле воплощает элегантную небрежность. Поза Короля — это тонкий компромисс между джентльменским безразличием и Царственной уверенностью: одна рука горделиво упирается в бедро, её локоть вторгается в пространство зрителя, а другая лежит на трости — атрибуте благородства. Спешившись, Карл стоял лицом к горизонту, но повернулся, чтобы взглянуть на зрителя. Кажется, что он был погружён в свои мысли и бросил на нас мимолётный взгляд, даже не признавая наше присутствие, а как бы отмечая «Ах, да, конечно же, Вы тут».
читать дальше

Монументальное полотно «Портрет Карла I на охоте» – один из самых знаменитых образов монарха, которые сделал Антонис ван Дейк, будучи придворным художником. Пожалуй, это самое динамичное изображение правителя, которое, строго говоря, не является официальным Королевским портретом, но, тем не менее, представляет Короля во всём его триумфе.
Карл I предстаёт как элегантный придворный, который спешился на короткий отдых, пока двое пажей заботятся о лошади. Но при кажущейся небрежности полотно отражает Королевское величие. Король, который стеснялся своего маленького роста, здесь он вовсе не кажется коротышкой. Он возвышается над пейзажем, его голова помещается на фоне неба фактически вровень с ветвями высокого дерева. При этом художник очень умно обрамил лицо шляпой, чтобы оно не терялось на фоне облаков.
Эта картина в буквальном смысле воплощает элегантную небрежность. Поза Короля — это тонкий компромисс между джентльменским безразличием и Царственной уверенностью: одна рука горделиво упирается в бедро, её локоть вторгается в пространство зрителя, а другая лежит на трости — атрибуте благородства. Спешившись, Карл стоял лицом к горизонту, но повернулся, чтобы взглянуть на зрителя. Кажется, что он был погружён в свои мысли и бросил на нас мимолётный взгляд, даже не признавая наше присутствие, а как бы отмечая «Ах, да, конечно же, Вы тут».
читать дальше
Классика!
И вот Вы Дюма вспоминаете, а я - "Писание": "...когда голова Карла еще крепко сидела на его плечах".
Только если живописью восхищаться можно, то и скульптуры, наверное, не возбраняется упомянуть?
Шикарный памятник прямо у стен Вестминстера, и со львом под ногами, словом, всё, как положено. Ему в Англии не один памятник поставлен, а целых пять, но я больше всего именно этот люблю /Автор - сэр Уильям Хамо Торникрофт (1850 – 1925) /:
static8.depositphotos.com/1001798/998/i/950/dep...
Памятник человеку, призывавшему "уповать на Господа и держать порох сухим".
А может, во мне говорит давнее восхищение талантом сэра Ричарда Харриса (который и лучший Дамблдор, к тому же!)
Но для меня тот давний фильм (1970, реж. Кен Хьюз, Великобритания-США) был потрясением детства. Ни один боевик для меня не смотрелся так, как это строгое историческое полотно, где и женских ролей-то, считай, почти не было (кроме Дороти Тьютин в роли королевы Генриетты).
И хотя я, конечно, отдавала должное блестящему мастерству подлинного чародея экрана - сэру Алеку Гиннессу в роли Карла |I (для меня он, конечно, всегда будет, прежде всего, Оби-Ваном Кеноби), Харриса здесь не затмит никто!
vk.com/video99402648_160560799
(Жаль только, что не старый сов. дубляж!)
А в том варианте, помнится, писали в титрах, что этот человек соединил в себе Робеспьера и Наполеона...
Кино, правда, надо посмотреть, вроде где-то было. В детстве не видела. Я вообще в кино ходила не часто.
Особенно те, кто доводят страну до Гражданской войны (при хорошем правлении подобного не случается!)
Что же до Дюма, то меня всегда тошнило от лизоблюдства его героев. Никто из них не способен был сказать, как их почти-современник, но уже из английской литературы:
"Какая же низкая и грязная тварь сидит на троне!"
ЭТОТ кланяться не умел. Никому.
Что же до фильма, то он хорош всем: какие костюмы, интерьеры, я уж не говорю об игре актеров!
Кстати, там появляется в одной из небольших ролей (принца Руперта) совсем молодой еще Тимоти Далтон (будущий м-р Рочестер и Джеймс Бонд).
И играет отлично. Очень впечатлил. В фильме он такой манерный хлыщ с собакой, что я была удивлена, узнав, что, оказывается, в жизни-то принц выдающимся человеком оказался! (Хотя собака, и вправду, была).
Руперт (точнее, Рупрехт) Пфальцский, племянник Карла I (сын его сестры, Елизаветы Стюарт, и Фридриха V), был, конечно, как теперь говорят, рубака и выпендрежник, как и показано в фильме. Но при этом потом защищал интересы Англии в ходе морских войн с Нидерландами (Вторая англо-голландская война, Третья англо-голландская война). Принимал деятельное участие в колонизации Канады в качестве основателя Компании Гудзонова залива, где его именем названы область, река и порт.
А еще - разработал новый сорт пороха, сформулировал математическую проблему о "кубе Руперта", построил водяную мельницу на Хакнийских болотах, придумал механизм, обеспечивающий баланс квадранта при измерениях на борту корабля, и неплохо рисовал.
Любимым животным Рупрехта был большой пудель по кличке Бой, который по преданию был фамильяром и был застрелен серебряной пулей.
Неплохо, да?
А еще, судя по портретам, весьма неплохо выглядел в молодости, так что Далтон ему не польстил (там вообще подбирали актеров, похожих на тех исторических лиц, которых они играли).
Ну, а классические портреты Руперта весьма хороши!
Я говорила о короле - герое романа Дюма. До реального мне особого дела нет. И вообще-то хороших королей, наверное, не бывает, если покопаться))
Я не очень люблю, когда лизоблюдами называют моих любимых героев. Они, слава богу, не революционеры, обычные дворяне.
Но, конечно, авторы – как и их читатели – имеют право на собственную точку зрения, и у разных людей она разная.
Просто как-то претит сама мысль, что можно благоговеть перед кем-то исключительно из-за занимаемой должности, поста, а не из уважения к личным и деловым качествам.
В конце концов, это поняли и сами французы.
Потом.
Когда надоело терпеть на своей шее тех, кого уже не уважали.
А вот это – слова исторического лица, того самого принца-выпендрежника.
Сказанные им сыну его казненного дядюшки. Сын этот после Реставрации Стюартов стал королем Карлом II, ничем реально не прославившимся (кроме бесчисленных похождений), но при этом так и не оставившим наследника… Отчего потом началась вся эта заваруха с герцогом Монмутом, восстанием… И, по счастью, недолгим, правлением Якова (Джеймса) II.
Так вот.
Сказано было следующее:
«Кузен, король Англии может быть дураком. Он может быть также и католиком. Но если он дурак и католик одновременно, то он не может быть королем. Живым».
Кстати, сам говоривший пер напролом, живя так, как хочет.
Женился на актрисе – из-за чего выпал из линии наследования, где стоял третьим, под конец жизни был единственным человеком в правительстве Карла Второго, кто реально занимался делами управления. Причем, в этих делах действовал заодно со своими уцелевшими бывшими врагами из парламентской партии…
История порой допускает и такие шутки.
Ну, и раз уж разговор сегодня начался с живописи, ею, наверное, и закончится.
Вот портрет того принца –
upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/...
Художник Геррит ван Хонтхорст (Нидерланды).
Прочитать о нем можно здесь:
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BD%D1%82%...
Считают, что это «золотой век голландской живописи».