Скандал в Богемии
Дамы и господа, я рада объявить о повторном просмотре GRANADA HOLMES!
Какая-то добрая душа оцифровала весь гранадовский сериал "Шерлок Холмс" 1980-х годов, с Джереми Бреттом в главной роли Холмса и Дэвидом Берком / Эдвардом Хардвиком в роли Уотсона, а какая-то другая добрая душа сделала пост со ссылками на все эпизоды онлайн. Это именно то, что мне нужно на данном этапе моей жизни. Мой президент - сумасшедший, моя страна в хаосе, планета раскаляется, и Гранадовский сериал поможет мне пройти через все это (Я бы тут подписалась под каждым словом - какое-то безумное совпадение). В дополнение к своим многочисленным красотам он возвращает меня в мою юность, время, которое было очень беспокойным для меня, но которое кажется раем, когда я о нем вспоминаю. Джереми Бретт был моим первым телевизионным Холмсом. Я люблю «Шерлока», но Бретт всегда будет тем Холмсом, что царит в моем сердце. Бретт и Берк были командой, вдохновившей меня на создание моего первого фанфика о Холмсе и Уотсоне “Проще простого” еще в 1990-х годах. Снова увидев их на экране, я чувствую себя по-настоящему счастливой, независимо от всего дерьма, творящегося сейчас.
И все же я так и не досмотрела сериал. Смена актера, играющего Уотсона, была для меня слишком значительной; я перестала смотреть сериал после “Последнего дела”. На этот раз я намерена довести дело до конца. Так что некоторые из этих эпизодов - старые друзья, а некоторые будут для меня совершенно новыми.
Я буду время от времени ссылаться на "Шерлока", потому что Гранада, очевидно, оказала влияние на этот сериал; но эти посты все равно должны быть приятными и доступными для людей, ничего не знающих о "Шерлоке". А теперь позвольте мне поделиться с вами своими мыслями по поводу повторного просмотра эпизода, который представил Холмса Джереми Бретта и Уотсона Дэвида Берка их будущей публике: “Скандал в Богемии”.

Главной новизной в сериале Гранада было то, что они должны были делать экранизации реальных рассказов Конан Дойла, вместо того чтобы брать персонажей Холмса и Уотсона и писать для них новые сюжеты. Это то, что делало до этого момента большинство театральных, кино- и телевизионных адаптаций. За исключением "Собаки Баскервилей", которая была экранизирована множество раз, люди в основном не были заинтересованы в экранизации реальных историй Дойла. Достаточно легко понять, почему; короткие истории часто настолько сжаты, что трудно представить, как из них получился бы полнометражный фильм или даже часовой эпизод, сюжет часто довольно пустяковый, а интересы людей, живших в конце викторианской эпохи, не обязательно совпадали с интересами зрителей двадцатого века.
На самом деле, у команды “Гранады” часто возникали проблемы с тем, как сделать интересную часовую серию из одного сюжета, не дополняя его и не вводя смехотворно посторонних “экшн-эпизодов”, таких как погоня за поездом в конце "Переводчика с греческого" (подробнее об этом в свое время). Но лучшие сценарии смогли воспользоваться упущенными возможностями Дойла и добавить нюансы и развитие, на которые у Дойла не было времени. В “Скандале в Богемии”, поскольку это вступительный эпизод, была проведена большая работа, так что он довольно хорошо выдерживает темп. Еще лучше то, что там большая часть дополнительного времени была потрачена на развитие персонажа, что является сильной стороной проекта Гранады.
Правда, наблюдается некоторая неровность в актерской игре. Холмс, Уотсон и миссис Хадсон незменно великолепны. Приглашенные звезды - это разношерстный состав. Вольф Келер, которого IMDB милостиво охарактеризовал как “характерного актера немецкого происхождения", не вызывает восторга в роли короля Богемии, и хотя Гейл Ханникатт прекрасна в роли Ирен Адлер, на самом деле она не так хороша, как та роль, которую для нее написали.
И это подводит меня к двум моментам, которые я больше всего ценю в повторном просмотре "Скандала в Богемии". Во-первых, это работа, которая была проделана, чтобы заложить фундамент для отношений Холмса и Уотсона, что просто восхитительно; а во-вторых, это действительно единственная адаптация, из тех которые я видела, и которая отдает должное канонической Ирэн Адлер вместо того, чтобы, по сути, «переписать» ее образ с учетом того, кого сценарист считает современной “сильной женщиной” (Моффат, это я о вас).
Что есть в этой экранизации и чего нет в большинстве других, так это то, что, хотя Ирен Адлер является противником Холмса в этой истории, она не преступница и не злодейка. Эта незавидная роль принадлежит клиенту Холмса. У короля Богемии был роман с незамужней и лишенной какого-либо покровительства американкой, он бросил ее и теперь настолько напуган тем, что ему придется страдать от последствий своего собственного поведения, что готов сделать практически все, чтобы избавиться от компрометирующей фотографии Ирен Адлер. Этот эпизод "Гранады" начинается с того, что двое нанятых королем головорезов глубокой ночью обыскивают дом Ирен Адлер, вспарывая ножами ее мебель и картины в поисках фотографии. Это лишь одна из многих совершенно незаконных вещей, которые, по признанию короля во время его разговора с Холмсом, он совершил в отношении Ирэн Адлер (в каноне АКД и в этой адаптации). В конце концов, Ирен появляется с пистолетом, чтобы прогнать грабителей. После того, как они убежали, она поднимает взгляд на большую картину, собственно ее портрет (это ужасная картина; Я не знаю, почему продюсеры исторических драм не могут заставить себя заплатить за приличные имитации портретов, но они повсеместно разочаровывают) и вы можете видеть, как она оскорблена и шокирована символическим насилием. И это каноничная Ирен Адлер: сильная женщина в чрезвычайно уязвимом положении. Она хитрая, смелая, умная, вооружена пистолетом, носит мужской костюм и т.д. для самозащиты. В первом разговоре с королем было установлено, что Ирен Адлер на самом деле не шантажистка в обычном смысле этого слова; король пытался купить фотографию, но она отказалась ее продавать. Она хочет, чтобы он женился на ней, а не на ком-то другом. Как только она этого больше не захочет, с ней будет покончено. В этой адаптации они подчеркивают это, показывая, как она выбрасывает фотографию с палубы корабля, на котором они с Годфри плывут на Континент, подобно тому, как Роза в «Титанике» выбрасывает Сердце Океана.
Это важно, потому что растущее восхищение Холмса Ирэн Адлер авторы сериала объясняют совсем не сексуальным влечением. Холмс действительно говорит о ее красоте, но когда явно удивленный Уотсон повторяет: “Лицо, за которое мужчина готов отдать жизнь?!”, он говорит, что это “метафора”.


Для него ее красота не поверхностна; это внешний признак более духовных качеств. В начале фильма есть момент, когда Холмс, переодетый подвыпившим безработным конюхом, наблюдает за домом Ирен Адлер и слышит ее пение. В каноне говорится, что у Ирен Адлер контральто. И они действительно подобрали ей голос контральто для пения. У нее красивый, сильный и более низкий голос, чем можно было бы ожидать, и он тут же очаровывает Холмса. Когда все еще переодетый Холмс принимает участие в тайном венчании, и она зовет его позже, чтобы вручить соверен, он искренне тронут ее щедростью - не просто тем, что она дала ему монету, но и тем, что она, не желая ранить его гордость, назвала ее “памятным подарком”. Во время сцены “пожара” Холмс (в роли бедного старого священника) беседует с Ирэн Адлер о мотивах инцидента, и она довольно многозначительно говорит ему, что “не может представить”, что человек может действовать движимый жаждой мести, и он, очевидно, верит ей. К концу эпизода, когда Холмс говорит, что Ирэн Адлер “находится на совершенно ином уровне, чем ваше величество”, он не просто имеет в виду, что она умнее; он имеет в виду, что практически во всех отношениях она лучше короля. Она сострадательна и милостива к тем, кто "ниже" ее в социальной иерархии; он высокомерен и жесток. Ею движет любовь, им движут личные интересы. Она ценит музыку и искусство; он, очевидно, ценит только деньги, власть и секс. Она способна быть великодушной к поверженному противнику; все, что мы знаем о короле, говорит о том, что ему нравится втаптывать своих собственных противников в грязь.
Итак, учитывая все это…почему Холмс работает на этого отвратительного человека?
Посмотрев эту экранизацию еще раз, я была поражена тем, насколько эта история в некотором роде предсказывает феномен крутого детектива. Холмс берется за это дело не потому, что считает, что это правильно; он берется за него, потому что ему нужна работа. Потребность отчасти финансовая – ”Это дело, Уотсон, как минимум, пахнет деньгами”, – говорит он, наблюдая, как подъезжают королевские лошади и карета, - а отчасти психологическая. Авторы сериала перенесли в начало этого эпизода фрагмент из начала "Знака четырех", в котором Уотсон отчитывает Холмса за употребление наркотиков; итак, прежде чем появится король, мы услышим речь “мой разум восстает против безделья”. Холмс довольно недвусмысленно говорит о том факте, что ведение этого дела является частью его плана лечения.
Холмс ни на секунду не тешит себя иллюзией, что в этом деле он на стороне ангелов. Он занимается циничным делом - помогает кому-то, обладающему большой властью и деньгами, прикрыть свою задницу, принеся в жертву женщину, вооруженную только своим умом и обаянием. Одна из самых приятных вещей в игре Бретта в этом эпизоде - это то, как последовательно он передает презрение Холмса к своему клиенту. Сцена первого разговора в этом отношении просто феерична. Уотсон, как только узнает, что клиент - король, начинает пытаться выполнить все правила королевского этикета; Холмс демонстративно показывает, что ему на это наплевать. Король хочет надеть маску и назваться графом фон Краммом; Холмс обращается к нему “ваше величество”. Король не хочет, чтобы при разговоре присутствовал Уотсон ; Холмс говорит ему: “Говорите либо с нами обоими, либо ни с кем”. Он упоминает, что король “убил четырех противников” на дуэлях; король говорит, что “Все они погибли в честном бою”. Холмс только смеется.

Мне особенно нравится момент, когда Холмс перечисляет все причины, по которым это вообще не является какой-то неразрешимой проблемой, и то, как Король на все это реагирует. Поначалу Холмс относится к этому пренебрежительно; затем, когда он начинает понимать, что король рассказал ему не все, вы видите, как Бретт с блеском в глазах наклоняется вперед, с нетерпеливым жестом: давайте, давайте, выкладывайте. Холмс просит у короля денег вперед, чего он почти никогда не делает – отчасти , конечно же для того, чтобы получить деньги, но также и для того, чтобы послать этим королю невербальное сообщение: пожалуйста, не позволяйте себе даже на мгновение поверить, что я берусь за это дело по какой-либо другой причине. Конечно, не потому, что для меня большая честь оказывать услуге какому-то титулованному типу; уж точно нет, потому, что мне на тебя наплевать. Когда они расстаются в доме Ирен Адлер, король протягивает Холмсу руку для рукопожатия. Без сомнения, для короля это момент колоссальной великодушной снисходительности. Холмс поворачивается и уходит, не пожав ему руки; вместо него это делает Уотсон.

И это подводит нас к Холмсу и Уотсону.
Что я могу сказать? Вот это что-то потрясающее, эти отношения Холмса/Уотсона, по сравнению с которыми все остальное в конечном счете меркнет. Голос Уотсона за кадром объявляет, что команда Гранады решила изменить общую сюжетную линию, и приоритетом № 1 было устранение брака Уотсона. Уотсон говорит, что на момент рассмотрения этого дела они с Холмсом жили вместе “несколько лет”. Он также говорит, что каждый раз, когда он покидает Холмса “на какое-то время”, он возвращается, опасаясь застать Холмса «не в духе». Как только он заходит в дом, он начинает расспрашивать миссис Хадсон о том, как дела у Холмса, и это звучит не очень хорошо. Он поднимается наверх, ожидая худшего, видит шприц в полуоткрытом ящике стола, впадает в праведный гнев и решает сразу начать с критики: “Что сегодня вечером? Морфий или кокаин?”
Мне нравится, как быстро оба этих актера показывают глубину этих отношений. Реакция Уотсона на вид шприца настолько остра и мгновенна, что вы понимаете, что это долгое время было источником конфликта между ними. Холмс реагирует на это в своей, как он знает, безумно раздражающей сдержанной манере. По ходу разговора мы понимаем, что в этом есть и другие аспекты. Уотсон зол отчасти потому, что он возвращается домой из долгой поездки, и вместо того, чтобы просто устроиться поудобнее и наслаждаться теплом и уютом, им приходится снова затевать этот спор. В этом эпизоде была запущена не раз повторяющаяся потом шутка об аппетите Уотсона – он всегда голоден, а Холмс никогда, и кажется, что Уотсон все время тратит значительные ресурсы на обеспечение собственного доступа к еде – но здесь его охватывает острое разочарование: возвращение домой к Холмсу никогда не бывает таким утешительным, каким бы это хотелось Уотсону. Всегда есть “дурные настроения” Холмса, с которыми Уотсону приходится иметь дело, – настроения, которые, по-видимому, отчасти являются способом Холмса отомстить Уотсону за то, что тот его покинул.

Холмс даже намекает в конце этой стычки, что он специально оставил шприц на виду: “Вы должны закрыть этот ящик. Вы поставили неправильный диагноз, доктор! Вот мой стимулятор”. И он протягивает ему письмо короля Богемии.
В какой-то момент во время всего этого Холмс указывает на коробку сигар и говорит: “Видите, я не забыл о вашем возвращении”. То, как Бретт это делает, меланхолично, с легким оттенком раздражительности, говорит о многом. Он знает, что Уотсон хочет от него того, чего он не может ему дать; ему больно от того, что это выше его сил; вместо этого он предоставляет то, что может, а именно коробку сигар и шанс на еще одно приключение. И, по крайней мере, на данный момент, этого достаточно.
Посмотрите на лицо Уотсона на этом кадре в самом начале поста. Холмс только что сказал ему, что ему понадобится помощь Уотсона для выполнения этой опасной миссии; и Уотсон буквально выпрямляется в своем кресле, весь в нетерпении и внимании. Он так гордится тем, что Холмс хочет его помощи. Прочитав письмо короля, Уотсон довольно печально говорит, что клиент явно не захочет, чтобы он здесь присутствовал, и ему следует уйти, а Холмс очень четко говорит ему: нет. Вы мне нужны. Останьтесь. Ну, на самом деле, он говорит следующее: “Я потерян без моего Босуэлла”. И, когда он это говорит, мы видим замечательный крупный план Бретта, и от этого сердце едва не выскакивает у вас из груди!!!

Так вот что удерживает Гранаду на первом месте в моем сердце . Примерно за 15 минут эти двое демонстрируют долгосрочные отношения со многими эмоциональными слоями и всевозможной близостью между ними , а все остальное на самом деле просто подливка. Теперь я предупрежу всех, кто не видел раньше этот сериал, что время от времени вы будете получать неприятные сюрпризы от качества работы съемочной группы. Например, у кого-то из костюмеров был плохой день, когда они получили заказ на наряд короля:

Честно говоря, он выглядит так, словно собирается на БДСМ-вечеринку в викторианском стиле. Хуже того, режиссер решил использовать в качестве лейтмотива эти повязки на глазах:

Это оркестр с завязанными глазами играет, пока король и Ирэн танцуют; а потом еще это:

Честно говоря, я не могу сказать, должно ли это быть вымышленной подсказкой, или... ну, нет, я знаю, что это должно символизировать любовь Холмса к маскировке, которой он, безусловно, в полном объеме предается в этом эпизоде. Есть несколько сцен, в которых Холмс снимает свой костюм и моет лицо и руки в тазу во время разговора с Уотсоном. Съемочной группе, очевидно, понравилась идея насчет “мастера маскировки”, и Бретт отработал ее по полной программе. Его Холмс действительно «отличный актер, первосортный». И если вы хотите представить, что он делал с этой маской после того, как король отправился домой, не позволяйте мне вас останавливать.