
***
В отношении "Скандала в Богемии"
Уотсону не понадобилось много времени, чтоб перейти от фразы "Думаю, мне лучше уйти, я вам помешаю" к заявлению "Пусть меня арестуют вместе с вами за правое дело")
Когда начинается эта история, Уотсон довольно долгое время не виделся с Холмсом, наслаждаясь домашней идиллией. Он “случайно” оказывается на Бейкер—стрит, не решается зайти, стоит на улице и смотрит на окна, входит, его сердечно приветствуют, а когда — осознавая разницу, которую он сам внес в отношения, - он пытается отстраниться, его уговаривают остаться.
Я сама при этом представляю вот этот хиатус, и даже без всякого слэша это целая драма.
Вообще , смотрю, на многих страницах имеется тэг "Письма Уотсона", но я так понимаю, что это такое название Канона.
Еще один интересный момент в хронологическом порядке писем Уотсона заключается в том, что "Скандал в Богемии" следует за "Знатным холостяком" — и мы осознаем беспечную небрежность Холмса и поспешные выводы в первом деле (в "Скандале") после того, как видим его гораздо более осторожный и вдумчивый подход во втором.
В "Знатном холостяке" у вас был похожий клиент с историей с еще более высокими ставками: аристократ / член королевской семьи выдвигает обвинения против своей бывшей любовницы, которая, по его мнению, саботирует его новый брак — за исключением того, что в тот раз обвинение было в убийстве, а женщина уже слыла склонной к насилию и неуравновешенной.Но вместо того, чтобы поверить всему, что скажет лорд Сент-Саймон, Холмс полагался там не на слухи, а на реальные факты и на то поведение, которое мог наблюдать самолично. И он пошел поговорить с теми, кто был вовлечен в это дело, чтобы мирно урегулировать этот вопрос и прояснить недоразумения, которые в первую очередь вызвали всю эту драму.
И ВОТ ТЕПЕРЬ ЭТО ДЕЛО. О, целое представление! Наблюдение, переодевания и толпы зевак, кричащие об убийстве и пожаре! Отчаянная гонка в кэбе и организация диверсии! Все эти отчаянные вылазки и…Холмс даже не проявил своей обычной должной осмотрительности. Он и раньше работал со многими людьми, подобными Королю, и должен знать, что с самого начала стоит сомневаться в обвинениях типа "моя любовница хочет заполучить меня". Возможно, более молодой Холмс, все еще живущий в одной квартире со своим дорогим другом, слегка придержал бы коней, чтобы для начала разобраться в этом деле прежде, чем брать на себя какую-то ответственность.
О, но это не тот Холмс. Это отчаянно одинокий Холмс, жизнь которого внезапно снова наполнилась смыслом, когда Уотсон присоединяется к нему в этом расследовании. Это должно быть ВЕСЕЛО и ОСЛЕПИТЕЛЬНО. Это должна быть игра по-крупному, под названием "Пресечь зло", а не какое-то мягкое посредничество и урегулирование недопонимания. Похоже, Холмс не хочет, чтобы все было менее драматично, чем это выходит по словам короля, поэтому сразу же просто с головой ныряет в это дело, чтобы Уотсон последовал за ним по пятам. И по рвению Уотсона вы можете видеть, что это работает.
В "Знаке четырех" Холмс говорит, что романтическая любовь могла бы оказать на него нежелательное влияние, но при этом мы видим, как в деле, непосредственно последовавшем за этим, он оказывается под сильнейшим влиянием этого отчаянного желания вернуть дружбу Уотсона.
***
И еще кое-что на эту тему.
Тут как бы идет все задом наперед, в том порядке, в котором я это просматриваю. Тут было что-то , типа, обсуждения по поводу некоторых моментов из "Скандала" и предшествующего ему "Знака четырех". И автор поста увидел там не только длительный период, когда Холмс с Уотсоном не общались, но и то, что, возможно, этому предшествовала ссора.
И это как бы заложено в первых абзацах "Скандала". Уотсон утверждает, что Холмс не любит проявления сильных эмоций, и следом за этим сразу же говорит, что они долгое время не виделись. Фактически, фразы "он говорит о нежных чувствах с издевкой" и "последнее время мы отдалились друг от друга" прекрасно выстраиваются в одну общую линию.
Исходя из слов автора поста я так понимаю, - но тут уже частично и мое воображение и домысливание - что та финальная сцена в "Знаке" мало-помалу переросла в ссору. Видимо, постепенно. Чувствуя себя покинутым, Холмс, возможно, не удержался от язвительных замечаний о романтических чувствах, а Уотсон почувствовал себя уязвленным и , может быть, сказал что-то вроде "это лучше, чем быть думающей машиной". При том, что он-то знал, что Холмс - далеко не машина. Но несмотря на все это в настоящий конфликт это не переросло. Но вполне логично, что весь вопрос был поднят Уотсоном. Он все еще чувствует обиду из-за того, что их отношения натянуты, но называя Холмса "бывшим другом", лишь усиливает дистанцию между ними.
В своем вступлении к рассказу он упоминает и о наркотическом пристрастии Холмса, что, возможно, было одним из аргументов в этом споре, и он тем самым будто бы лишний раз разжигает свое разочарование другом.
Как бы там ни было, это , право же, очень мило, как они возобновили отношения с почти прежней сердечностью. Холмс искренне рад снова увидеть Уотсона и говорит ему комплименты о том, как хорошо на него повлияла семейная жизнь (что в данном случае может быть попыткой компенсировать прежние пренебрежительные высказывания). Затем он делает какие-то свои наблюдения и выводы, что приводит Уотсона в восторг, вызывая счастливый смех (и производит на него практически такое же впечатление , как в день их знакомства), а затем Холмс приглашает его вместе изучить письмо клиента. Он называет Уотсона своим другом, говорит, что потерян без него, и настаивает, чтобы Уотсон остался с ним во время беседы с королем. Уотсон, со своей стороны, сначала поддается порыву навестить Холмса, а затем увлекается умозаключениями и вновь с легкостью и очевидным удовольствием становится помощником Холмса (как только понимает, что ему по-прежнему рады) .
Независимо от того, что именно стало причиной такого отдаления, ясно, что они по-прежнему очень привязаны друг к другу и им друг друга не хватало.