Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Решила сделать этот пост чисто для информации. Чтоб если что знать, каковы, на самом деле, факты.

***
Факт признания британцами заслуг Ливанова часто фигурирует в посвящённых ему материалах и передачах. Иногда — без уточнения обстоятельств («Ливанов и Виталий Соломин, исполнивший роль доктора Ватсона, были признаны англичанами лучшей парой Шерлока Холмса и доктора Ватсона», телерадиокомпания «Мир», репортаж к 85-летию актёра). Однако в основном в СМИ упоминаются два конкретных события, произошедших уже в XXI веке.
О первом из них в декабре 2003 года рассказал сам Ливанов:
«…В сентябре приехала мощная делегация из 20 человек, которая включала в себя семерых англичан во главе с председателем Международного клуба Конан Дойля, трёх немцев и десять японцев. Мне был вручён диплом Международного общества как лучшему Шерлоку Холмсу».
Этот эпизод (с дипломом «лучшему Шерлоку Холмсу всех времён и народов») упоминается также на посвящённом сериалу сайте, в выпуске журнала «Искусство кино» и многих других источниках.
Не менее важное и торжественное событие состоялось три года спустя: в 2006 году Василий Ливанов был удостоен ордена Британской империи. Вот что сказал об этом случае актёр в 2015 году в интервью телеканалу Life:
«Во-первых, я считаю, что то, что Её Величество королева Великобритании Елизавета II наградила меня орденом Британской империи… я это воспринимаю прежде всего как признание нашей русской национальной актёрской школы, потому что в указе королевском написано, что она меня награждает как лучшего Шерлока Холмса в мировом кинематографе».
Год спустя, выступая на Первом канале в программе «Наедине со всеми», Василий Борисович повторил свою мысль о содержании указа, добавив, что «орден вручается только через посольства, и в мировом кинематографе этим орденом награждены Стивен Спилберг, Элизабет Тейлор и ваш покорный слуга».
Безусловно, диплом или указ, если их описания приведены корректно, стали бы доказательством справедливости рассматриваемого утверждения. Но давайте детальнее рассмотрим имеющуюся о них информацию.

Узнать подробнее о первом случае, с дипломом, нам поможет эссе Василия Ливанова «Наш друг Шерлок Холмс». В нём Василий Борисович цитирует репортаж из московской газеты «Слово»:

«Фойе гостиницы "Космос"… В пёстрой снующей толпе выделялась одна группа иностранных туристов. Её просто нельзя было ни с кем спутать. Державшиеся наособь люди: мужчины и женщины, европейцы и японцы — красовались в клетчатых каскетках а-ля Шерлок Холмс на головах, у некоторых во рту были трубки. В Москву приехали члены общества поклонников и почитателей Шерлока Холмса. Специально для того, чтобы встретиться с народным артистом России Василием Ливановым, исполнителем главной роли в популярнейшем советском сериале 80-х годов. Который, кстати, не сходит с наших телеэкранов вот уже без малого четверть века. Возгласы, приветствия, представления, вспышки теле- и фотокамер… Группу привёз в Россию президент английского общества любителей Шерлока Холмса Филип Уэллер. Неудивительно, что группа поклонников всемирно известного детектива приехала в Россию на встречу именно с Ливановым — экранизация произведений о Холмсе режиссёра Масленникова считается одной из лучших в мире, а ливановское воплощение Холмса объявлено эталонным. <…> Гости вручили Василию Борисовичу Ливанову диплом, который удостоверяет, что отныне популярнейший русский актёр является почётным членом общества почитателей Шерлока Холмса».


Стоп. «Почётный член общества почитателей Шерлока Холмса» — это совсем не «лучший Шерлок Холмс всех времён». Как же на самом деле выглядел этот диплом? Изучение биографии вышеупомянутого Филипа Уэллера подтверждает, что он был председателем одного из шерлокианских обществ, а именно — The Baskerville Hounds, а также членом около полусотни других тематических сообществ. После недолгих поисков находим и фотографию самого диплома, а также Василия Борисовича с ним:



Здесь довольно однозначно указано, что Василий Ливанов был избран почётным членом общества The Baskerville Hounds и не более того. Подобную формулировку подтверждает и бюллетень Лондонского общества Шерлока Холмса от ноября 2003 года. Таким образом, событие 2003 года не соответствует заявленному утверждению.

Теперь обратимся к вручению ордена Британской империи. Конечно, оно имело место — об этом говорят не только многочисленные фотографии:



Факт награждения подтверждает и открытая информация из архивов британского правительства. Вот только официальное описание причины очень короткое: For service to the theatre and performing arts («За заслуги перед театром и исполнительским искусством»).

Ситуацию несколько проясняет уже знакомый нам бюллетень Лондонского общества Шерлока Холмса, на этот раз от апреля 2006 года. В нём Алан Туми из Церемониального секретариата при кабинете министров Соединённого Королевства уточняет, что Василий Ливанов получил Почётный орден Британской империи. «Поскольку почётные награды не попадают в публикуемые раз в полгода списки награждений, не публикуются и цитаты, связанные с ними. Однако я могу сказать вам, что господин Ливанов был удостоен этой чести за своё изображение Шерлока Холмса в советском телесериале 1979–1986 годов», — добавляет он. Там же, со ссылкой на Филипа Уэллера, говорится, что на награду Ливанова номинировал британский посол (в 2006 году эту должность занимал Энтони Брентон).


Летом того же года в британском посольстве в Москве состоялась и церемония награждения. Орден вручал посол Брентон (а вовсе не лично королева, как утверждал телеканал «Звезда»). Первый канал сделал репортаж об этом событии, включив в него следующее утверждение:

«Самый лучший Шерлок Холмс Британской империи живёт в России. Королева Елизавета II пожаловала актёру Василию Ливанову орден Британской империи за создание самого верного образа легендарного сыщика». Масло в огонь подлил и сам Брентон, который заявил журналистам на русском языке: «Он прекрасно стал Шерлоком Холмсом, может быть, лучше английских актёров». А журналисты «Первого» добавили: «С этим мнением абсолютно согласна королева Елизавета. И не только она. Самый лучший Шерлок Холмс — советский. Такой вердикт вынесли англичане ещё 1982 году, когда фильм с Василием Ливановым в главной роли впервые транслировали по каналу BBC. Все — от премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер до простого лондонского булочника — приняли тот образ старой доброй Англии, который создали в фильме режиссёр Игорь Масленников и актёры Василий Ливанов и Виталий Соломин».


Возможно, именно этот репортаж центрального телеканала породил вторую волну всеобщей веры в «признанного англичанами лучшим Холмсом» Ливанова. Однако, если вчитаться в сухие факты, имеем следующее.

1) Ни в одном письменном британском источнике не говорится о «лучшем Холмсе» в контексте почётного ордена.

2) Посол Брентон с определённой долей допущения (возможно, сообразно моменту, а возможно, высказывая личное мнение) говорит, что Ливанов сыграл «может быть, лучше английских актёров».


Однозначность мог бы привнести текст указа, о котором любит рассказывать Василий Борисович. В одном из репортажей Ливанов показал эту бумагу. Изображение довольно нечёткое, и разобрать текст сложно. Однако мы можем взглянуть на текст аналогичного указа в отношении британского и российского социолога Теодора Шанина и убедиться, что он стандартен:



Судя по контурам, различаться могут максимум несколько слов в тексте указа – по большей части там, где называется конкретный вид ордена Британской империи. А в остальном это «от кого», «кому» и «что вручается». Никакого описания заслуг там нет.

Таким образом, с высокой вероятностью можно утверждать, что подписанный королевой Елизаветой II указ никоим образом не затрагивает вопроса «лучшего Шерлока Холмса». Так что и вторая официальная бумага не соответствует заявленному утверждению. К сожалению, в обоих случаях слова Василия Борисовича противоречат фактам.

И напоследок немного о признании со стороны других англичан. Сам Ливанов рассказывает о восторженном отношении к сериалу премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер, а также пожилой дочери Артура Конан Дойла — Джейн. Правда, в том интервью актёр не утверждает, что его вариант образа героя признали лучшим. Зато это делает со ссылкой на газету Daily Mail режиссёр сериала Игорь Масленников. Однако, вопреки его словам, в упомянутой статье нет ничего ни о Тэтчер, ни о первенстве.

В 2003 году вышла книга британца Алана Барнса «Шерлок Холмс на экране», в которой он собрал и обобщил информацию обо всех известных экранизациях детективов Конан Дойла. В ней интересна не только фраза «пару Ливанова и покойного Виталия Соломина следует включить в галерею лучших исполнителей Холмса / Ватсона», но и следующий фрагмент:

«Сам Ливанов не сомневается в том, что знает секрет успеха телесериала. В интервью русскому журналу, данном в 2000 году, он сказал: "Рассказы Конан Дойля экранизировали до нас множество раз. Но, насколько я понимаю, именно наши герои оказались самыми человечными и убедительными". Далее он заявляет: "Возможно, именно поэтому британцы признали наш фильм лучшей европейской экранизацией". Пока нет, не признали. Но со временем — кто знает».

В 2015 году авторитетное издание The Telegraph опубликовало свою версию 20 лучших воплощений Шерлока Холмса. Ливанова в этом списке просто нет. При этом, как ни странно, в аналогичном рейтинге докторов Ватсонов второе место занял… партнёр Ливанова по сериалу Виталий Соломин. Это говорит о том, что советский сериал всё-таки во внимание принимался, однако Соломиным британцы восхищаются сильнее.

В 2019 году опрос прошёл уже на сайте известного британского журнала Radio Times. Конечно, никто не контролировал национальность голосовавших, однако Василий Ливанов занял в этом рейтинге вполне почётное восьмое место. А в 2020 году Лондонское общество Шерлока Холмса заочно поздравило Василия Борисовича с 85-летием, назвав его «одним из лучших» Холмсов кинематографа. Портрет Василия Ливанова украшает сувенирную лавку официального музея Шерлока Холмса в Лондоне и монеты формально подчинённых Елизавете II островов Кука:



Тем не менее широко распространённое утверждение о том, что Василий Ливанов был признан самими англичанами лучшим Шерлоком Холмсом всех времён и народов, основано на недостоверных источниках.


Ну, и напомню, что вот здесь morsten.diary.ru/p221019879.htm были фотографии, как раз отражающие момент вручения Ливанову диплома вышеназванного Общества

@темы: Василий Ливанов, Советский ШХ

16:53 

Доступ к записи ограничен

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

16:12 

Доступ к записи ограничен

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

11:51

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Решила все же написать тут, что вот в этом видео под ником Пингвин выступает товарищ, который, собственно, выложил на форум страницы дневника Масленникова

И там видео непосредственно с той встречи в Лондоне, фотографии с которой я недавно выкладывала. Правда, там как-то уклончиво сказано и написано про Общество друзей ШХ вместо Нерегулярных.





@темы: Шерлок Холмс, Василий Ливанов, Масленников, BSI, Советский ШХ

15:04

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Новый выпуск журнала "Шерлок Холмс"



Ну, и вот, да... Незабываемый.

Я иногда придираюсь, порой даже расстраиваюсь, но как сказал, кажется, Ланселин Грин, "он точен, как бритва". Всегда рождает массу новых впечатлений, причем практически неотрывно от Канона.


В журнале статья с какими-то воспоминаниями Дэвиса. Возможно, что это что-то известное, но все равно любопытно. И также любопытно что там написали о Ливанове)


@темы: Шерлок Холмс, Джереми Бретт, Василий Ливанов, Sherlock Holmes Magazine

04:44

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Решила , пусть это будет здесь.

16 января 2007 года, за несколько дней до ежегодного обеда Лондонского общества Шерлока Холмса, небольшая группа его членов имела честь встретиться и побеседовать с российским актером Василием Ливановым в пабе «Шерлок Холмс». Мистер Ливанов, звезда замечательного телесериала, снятого в период с 1979 по 1986 год,( с покойным Виталием Соломиным в роли доктора Ватсона), был в Лондоне, снимая документальный фильм для российского телевидения. В кабинете на Бейкер-стрит в пабе Роджер Джонсон вручил ему свидетельство почетного члена общества «Обитатели Полного дома», дочернего общества "Нерегулярного отряда Бейкер-стрит". (Фотографии Джин Аптон, Боба Эллиса и Дена Хоулетт.)


В кабинете Холмса: Боб Эллис и Василий Ливанов.





Роджер Джонсон вручает Василию Ливанову свидетельство почетного члена общества «Обитатели Полного дома»






В баре: Боб Эллис, Василий Ливанов, Роджер Джонсон



Роберт Грэхем, Василий Ливанов, Джон Хоут, Роджер Джонсон, Боб Эллис, Джин Аптон





На Вестминстерском мосту

@темы: Василий Ливанов, Паб "Шерлок Холмс", Роджер Джонсон, Джин Аптон

18:43

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Как приложение к рассказу о съемках нашего "Холмса" вот эти кадры со съемок "Кровавой надписи". Из разных источников, а большинство с форума 221б.
Некоторые из них я уже выкладывала , но без Джеферсона Хоупа и Эноха Дреббера.






















@темы: Василий Ливанов, Виталий Соломин, Масленников, Советский ШХ

17:06

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Уже давно я хотела сделать в своем дневнике ряд постов, посвященных выдержкам из дневников Игоря Масленникова. Это собственно есть на форуме 221б, а сама я прочла их в другом дневнике. Но сейчас хочу выложить это здесь. Не скопом, а более короткими частями, чтоб не валить все в одну кучу. И к тому же местами самой что-то прокомментировать и при случае проиллюстрировать. Ну, и еще постараться выложить в хронологическом порядке, потому что там все как-то смешалось, а я хочу, чтоб было по порядку. Эти записи вызвали у меня массу впечатлений - это и ностальгические чувства по 80-м, и порой негодование, и даже возмущение порой.

Хочу, чтоб это было у меня в дневнике, что бы там потом ни случилось. Хотела заняться этим в отпуск, получая двойное удовольствие от создания этих постов, не торопливо занимаясь ими, кропотливо собирая по датам и подбирая какие-то фотографии для иллюстрации. Но вчерашний день показал, что и отпуск будет не слишком радостным, и дневник этот - очень странная штука. Поэтому уже без особых восторгов начну прямо сейчас.


К сожалению, самая ранняя запись в дневниках относится к замыслам "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона". О "Знакомстве" в тех отрывках нет ни слова. Поэтому мне вдруг пришла в голову идея посмотреть, что есть об этом в его книге "Бейкер-стрит на Петроградской".

Вообще, наверное, все это надо бы делать как-то по-другому, но уж что есть, то есть. Последние события не сильно способствовали обстоятельному ведению этого дневника.

Ну, и, наверное, то, что я задумывала, как просто выкладку отрывков этих дневников будет набором воспоминаний Масленникова из разных источников. Не самых избитых, при чем, постараюсь не писать здесь то, что большинство из нас и так знает наизусть.

В общем, это будет что-то вроде "Съемок "Нашего Холмса" глазами Игоря Масленникова"



Начало.

Из книги "Бейкер-стрит на Петроградской".

О Ливанове.

Стоит заглянуть в рассказы Конан Дойла, и вы убедитесь, что в десятках этих рассказов Шерлок Холмс статичен, характер его не развивается, он - "маска".

Холмс - позер, он не говорит, а вещает.

Все эти качества счастливым образом совпадали с особенностями характера Василия Ливанова.

Он родился в семье знаменитого мхатовца Бориса Ливанова, от которого унаследовал не только страсть к лицедейству, умение рисовать и литературный дар, но и сохранил в зрелом возрасте мальчишеское начало (желание "поиграть в англичанство").

Я помню Василия Борисовича на улицах Кракова в ту пору, когда снимали "Ярославну". Он твердил, что он католик, искал фамильный дом, в котором якобы родилась его мать Евгения Казимировна, полька по происхождению. На вид Ливанов был абсолютным европейцем - ладный костюм, бритое до синевы лицо, волосы покрыты слоем бриолина. Осталось сбрить усы, с которыми он никогда не расставался, - и будет вылитый Холмс с черепом долихоцефала.


Ливанов с фотографом Самуэлем Кацевым 1983 год

Но руководство Центрального телевидения, по заказу которого мы должны были снимать "Холмса", отвергло его кандидатуру: "Какой же это Холмс?! Знаем мы Ливанова - шумный, сложный, непредсказуемый..."

Для очистки совести я познакомился с Александром Кайдановским, сделал фотопробы - вот уж кто полностью соответствовал литературному образу! Сух, высок, педантичен и бесстрастен.

Но мне нужен был Холмс, не совпадающий с первоисточником. Ливанов - это Ливанов. Своим непредсказуемым характером, неуживчивостью и в особенности громовым голосом он напоминает Маяковского, каким его описывали современники. Правда, в отличие от двухметрового поэта, Ливанов невысок ростом, а Маяковский, в отличие от артиста, никогда не пил водки и был левшой. Но общее у них - превосходная память, полемизм, апломб, заносчивость и надменность.
"Сильвио! - говорил сыну Борис Николаевич, цитируя Пушкина. - Для тебя самое главное - попасть в муху на стене..."

Ливанов вместе со своей обаятельной женой художницей-аниматором Леной может быть хлебосольным хозяином и в Москве, на Тверской, и на Николиной горе, на даче. Но может, находясь в ином "расположении духа", позвонить, например, из ленинградской гостиницы "Европейская" в Вашингтон, в Белый дом, президенту Картеру с требованием лишить режиссера Масленникова права на постановку фильмов о Шерлоке Холмсе.

Болезненному честолюбию Василия Борисовича был нанесен несколько лет назад болезненный укол.

Еще в восьмидесятые годы он несколько раз проявлял инициативу выдвинуть наши фильмы о Холмсе на государственную премию, тогда еще СССР. Писались письма в вышестоящие инстанции и от "Ленфильма", и от телевидения, и от Союза кинематографистов...

Вотще!..

В 2000 году Российский киносоюз, московский "Детектив-Клуб" и Первый канал телевидения в очередной раз выдвигают наш творческий коллектив - актеров Ливанова, Соломина, оператора Векслера (посмертно), композитора Дашкевича и меня на Госпремию России.

Проходит какое-то время, и по странному, загадочному стечению обстоятельств по решению Высшей наградной инстанции премию получаю... только я, но не за нашего "Холмса", а "за вклад в развитие телевизионного кино"...

Если бы премию давали за "Холмса", я бы в такой ситуации безоговорочно отказался от нее. Это было бы обидно и несправедливо. Но "за вклад"?..

Ситуация была болезненная. А если учесть, что вскоре ушел из жизни Виталий Соломин, просто ужасная.

И вот недавно у меня от сердца отлегло.

К своему шестидесятилетию Василий Борисович Ливанов награжден, во-первых, орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени, а во-вторых, английская королева удостоила его "Превосходнейшим орденом Британской империи". Наш "Холмс" пополнил стотысячный список почетных кавалеров этого ордена, в числе которых - Иегуди Менухин, Стивен Спилберг, Мстислав Ростропович, Элизабет Тейлор, Сева Новгородцев...

Интерес к монархическим кругам, мне кажется, был свойственен Ливанову давно. Помню, в начале восьмидесятых он собирался на фестиваль в Монте-Карло и просил нашу группу изготовить дубликат трубки Холмса, чтобы подарить ее принцу Монако.

Мы ее сделали.


Надеюсь, Василий Борисович вручил трубку сюзерену. Надеюсь, что и сюзерен оказал нашему артисту свое монаршее внимание.

О Соломине.

Доктора Ватсона искали долго. Уж больно точно был выписан сценаристами его характер. Как сыграть наивность и простодушие, отвагу и преданность? Актеру без тонкого чувства юмора это не под силу.


Фотопробу Виталия Соломина с наклеенными армейскими английскими усами я обнаружил в актерском отделе "Ленфильма".



С этой фотографии на меня смотрел вылитый Конан Дойл в молодости. Это была порода эдинбургских англичан - рыжеватых, курносых, веснушчатых. Кроме того, Виталий был очень похож на известного английского комика Терри Томаса, знакомого нам по картине Стэнли Крамера "Этот безумный, безумный, безумный мир".

Но в объединении "Экран" вслед за Ливановым не утвердили и Соломина. "Какой это Ватсон?! У него же русская курносая физиономия!" - пожимали плечами редакторши.

***


Было ясное весеннее утро, начало смены речевого озвучания.

Виталий Соломин, только что приехавший из Москвы ранним поездом, стоял в тонателье перед микрофоном. На экране повторялись кадры с его изображением.

"Просыпайся, талантище!.." - похлопывая себя по щекам, произносил он.

В Академическом Малом театре в Москве, где работал Виталий, в то время готовился спектакль к очередному партийному съезду. Репетиции проходили ежедневно и при железной явке. А у нас съемки. И тоже каждый день...

Неделю Соломин провел в поезде, катаясь из Москвы в Ленинград и обратно. И ни разу за эту неделю не спал, ни дома, ни в гостинице!

Вскоре он стал приезжать к нам в обществе прелестной женщины. Мы начали снимать "Пеструю ленту", и спутница Виталия исполнила в этой серии сразу две роли - сестер-близнецов Элен и Джулии Стоунер. Звали актрису Мария Соломина.

"Моя жена, друг, товарищ и брат", - представил нам ее Виталий.



Я не знал в Москве более уютного и хлебосольного дома, чем их жилье сначала на Дорогомиловской, потом на Суворовском бульваре.. Две девчонки - Настя и Лиза, смешные дочки, лай собаки, суета на кухне. У плиты колдует сам Виталий Мефодиевич, Маша - объект его иронических комментариев. Но сколько в этих его словах было любви и семейного счастья. Странно, но я никогда не видел у них дома деятелей искусства, коллег. Были врачи, хирурги, толковые мужики...

И вот - не уберегли!..

О Векслере.

Актеров я выбрал удачно. Художник оказался замечательный. С композитором Владимиром Дашкевичем я работал уже на протяжении нескольких лет. Главная удача - нашел Оператора!

Я всегда знал, ЧТО мне нужно, но не всегда знал КАК именно. А теперь рядом был Юра...

Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, многократный лауреат профессиональной премии имени Андрея Москвина Юрий Векслер был неучем - десять классов и никакого специального образования.

Он был сыном ленфильмовского художника Аркадия Векслера. Мальчишкой ездил по экспедициям, хулиганил, дрался... Но однажды отцу надоели эти "художества" сына, и Юра был отправлен в цех комбинированных съемок учеником фотолаборанта.

Дмитрий Долинин, выпускник ВГИКа, привлек этого "комбинатора" в свою группу сначала ассистентом, а потом вторым оператором на картине Виталия Мельникова "Семь невест ефрейтора Збруева". Чуть позже в титрах оба уже значились как операторы. И дело тут не в приятельстве.

Векслер был оператором от бога: темперамент, помноженный на интуицию, врожденная культура глаза плюс свобода от догм. Юра был не просто оператором - он был оператором художественного кино. Что это значит? Это значит уважение к драматургии и актерам, обязательное участие в поисках грима и костюмов.



Актеров он снимал, влюбляясь в них. Не случайно он был мужем удивительной красавицы Светланы Крючковой.

Но втайне он мечтал о режиссуре. Когда Юру госпитализировали с последним инфарктом, на столе у него лежал сценарий Алексея Германа и Светланы Кармалиты "Долгие ночные стоянки", который он готовился снимать как режиссер.

...Репетируем в павильоне. Юра молча наблюдает. Актеры примеряются к декорации. Затем Ливанов и Соломин усаживаются в кресла.

"Стоп, - говорит Юра. - Дальше крупные планы. Я готов снимать".

Оказывается, все это время он вполголоса давал указания второму оператору по поводу света, рельс, тележки, оптики...

И до и после этого мне часто приходилось заглядывать в визир кинокамеры, чтобы убедиться, правильную ли крупность установил оператор. Но при работе с Векслером такой необходимости не было.

***
К сожалению, как сейчас оказалось, книга эта у Масленникова довольно отрывочная и никаких особых подробностей про начало съемок тоже нет. Поэтому что касается рассказа о начале съемок, то это все, а дальше уже, видимо, я сразу перейду к "Приключениям"








@темы: Василий Ливанов, Виталий Соломин, Масленников, Советский ШХ

06:36

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Совершенно внезапно нашлось на тумблере. Фотографии Ливанова где-то между "Собакой Баскервилей" и "Сокровищами Агры". А я помню , что в то же примерно время был выпуск "Экрана детям", где была его фотография вот в этом же джемпере рядом с его бульдогом, которому еще предстояло стать Тори.









@темы: Фотографии, Василий Ливанов

17:29

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Я бы сказала, что это кадр из фильма, но наши немецкие коллеги утверждают, что дело происходит во время съемок "Сокровищ Агры". За что купила, за то и продаю. Фото в любом случае замечательное.



@темы: Шерлок Холмс, Василий Ливанов, Виталий Соломин, Советский ШХ

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Решила не растягивать это удовольствие. Последняя часть


















@темы: Книжки, Василий Ливанов

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Итак, решила я осуществить давнюю задумку и потихоньку - не сразу) - выложить книжку Аллы Гербер про Ливанова. Это, наверное, даже не книжка, а скорее брошюра и написана она довольно художественно. То есть это не биография, а рассказ о человеке и актере, немножко о нем, немножко о ролях, частично разговор с самим Василием Борисовичем.
Взялась за книжку и вспомнила, как она ко мне попала. Я уже говорила, кажется, что как-то в школе мы помогали во время каких-то работ в библиотеке. За хорошую работу библиотекарша мне сделала как-то царский подарок - списанный и потрепанный 2 том огоньковского издания Конан Дойля. Ну, и еще раз такое было, когда во время санитарного дня я помогала ей увязывать стопки книг на списание. Мне предложили взять в награду какую-нибудь ветхую книжку) Ею и оказалась эта брошюра - обложка на ней еле держалась, а сейчас ее уже и след простыл.
Ну, это предыстория. А теперь начало.
Часть начального текста приложу из старого поста, а потом уже все пойдет по книжке.

Итак, книга Аллы Гербер "Василий Ливанов"



Он громче всех смеется и тише всех слушает. Вдогонку за временем он носится на машине с рискованной скоростью. Но, забыв о времени, может часами вести неспешный разговор с друзьями, и тогда кажется, что жизнь вообще остановилась и больше никуда и никогда не надо спешить. он может быть безукоризненно вежливым, а может... Не стану вспоминать, каким он может быть, если при нем кого-то оскорбили или вели себя, как ему кажется, не по-мужски. И все это бродит, кипит, перетирается, перемалывается в его жизни, творчестве, спрессовываясь , в конце концов, во что-то единое.





















@темы: Книжки, Василий Ливанов

00:48

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Немного ностальгии...

Почему-то мне немного запомнился этот день. Единственное, я вот только не уверена, возможно, это был мой день рождения.
Гуляли с отцом где-то по центру, сходили в кино. Кажется, это был фильм "Зеркало треснуло"по Агате Кристи. А потом я увидела в киоске этот журнал... Конечно, мне его сразу купили))



И он точно был моей настольной книгой. Практически наизусть запомнила слова о том, что Шерлок Холмс Ливанова "светится"






@темы: Шерлок Холмс, Про меня, Василий Ливанов, Советский экран

22:41

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Никогда раньше не видела этого фото



***

Завтра делаю вылазку на работу. Собираюсь , как на войну)


***
Тестовая версия diary2 заблокирована. Несколько человек написали, я проверила - у меня тоже. Появилось сообщение, что злоумышленники могут похитить ваши данные)

@темы: diary, Василий Ливанов, Виталий Соломин

19:37

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Скажу пару слов и о нашем Холмсе. Благо, что подвернулись гифки)

На самом деле, я очень люблю наше "Знакомство", то, которое до "Пестрой ленты". Вот ее почему-то совсем не люблю. Вообще я рассчитываю позже, когда в книге дойду до 70-80-х, обязательно про наш сериал написать очень подробно. Свои мысли и впечатления, тогда и теперь. А в книге Дэвиса о нем, кстати, почти ничего нет и фотография Ливанова там более, чем скромная. Где-то в разделе про то, что Холмса снимают во всем мире.

Так вот о "Знакомстве". Когда я его в первый раз в сознательном возрасте увидела (это был, как я недавно узнала, второй показ сериала по телевидению), меня совершенно очаровала эта серия. И опять, наверное, благодаря тому, что это было некоторое отступление от книги. Но не только.
Очень интересен этот период знакомства, когда все только начинается. Вот эта тема более развернуто звучит в "Дневнике Шерлока Холмса", и он также притягателен именно этим. И, кстати, по-моему, довольно интересный ход, что Ватсон подозревал Холмса в преступных деяниях.





И вот за этой сценой с омлетом вообще-то можно очень много чего увидеть. Я все время говорю, что гифки дают многое разглядеть, на что иногда при просмотре можно не обратить внимания. Ну, и вот тут ... поразительная химия. Замечательно показаны мельчайшие оттенки чувств и очень канонично по-моему. Холмс довольно властно пытается командовать, но во взгляде - в котором тут просто утонуть можно, такой он глубокий - видна какая-то все же нерешительность. Ну, или это я так вижу... И Ватсон столь же неуверенно пытается, кажется, разглядеть что-то за этой властностью.

@темы: Шерлок Холмс, Знакомство, Гифки, Василий Ливанов, Виталий Соломин, Советский ШХ

17:54

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Я тут сделаю небольшой перерыв между главами) Захотелось кое-что написать.

Как говорил Фрунзик Мкртчян, "я вам одну умную вещь скажу, но только вы не обижайтесь")

Поняла уже, что из тех, кто читает мой дневник, почти никто не забирается вглубь, это я не жалуюсь, просто констатирую факт.
И потому буду невольно повторяться, чтоб было понятнее.

Хочу, во-первых, вспомнить, как я когда-то начала знакомство с Холмсом. Это была всего одна книга из Библиотеки приключений, потом чуть позже еще одна. Никаких фильмов на тот момент не смотрела, если только случайно видела отрывки из нашего, совсем нового тогда, сериала. Но он тогда как-то прошел мимо меня - еще не доросла) А когда начала интересоваться Холмсом, то его не видела - показывали его раньше очень редко.
Ну, и вот в этот период по нашим экранам как раз и прошла "Собака Баскервилей "с Ричардсоном - впечатлений была масса, для меня это тогда было настоящим потрясением. Это, конечно, сугубо мои индивидуальные впечатления и эмоции. Которые, возможно, другим будут непонятны, так же, как и мне бывают непонятны порой восторги других.
Холмс Ричардсона предстал передо мной именно таким, каким я его представляла по книге - язвительный, невозмутимый, остроумный. Как писал один товарищ, привлекательный "особым очарованием странного человека". По моему, он таким и должен быть, не красавцем, а со своим особым очарованием.





Я про все это уже сто раз писала, но сейчас речь не о Ричардсоне, хотя лишний раз напомнило о нем это предисловие, которое вчера переводила и, может быть, посмотрю сегодня за обедом "Собаку".
Я просто хочу сказать, что было дальше. Буквально тем же летом начали показывать наш сериал. И я его практически видела впервые, вот так целиком, будучи уже в сознательном возрасте, и обожающая книжного Холмса. После Ричардсона Ливанов показался немного странным Холмсом, это я точно помню. На мой взгляд, ему явно не хватало какой-то "пронзительности". Но я настолько прониклась их отношениями с Ватсоном, что постепенно приняла его, а Соломин с тех пор так и остался любимым Уотсоном.
И сказать, что я любила сериал, значило ничего не сказать. Показывали редко , и это каждый раз было праздником.
Я тут могу, наверное, целую простыню написать про каждый отдельный момент. Но пробегусь пока просто галопом по Европам.
Очень любила "Знакомство". Мне кажется, у этой серии какой-то свой особый флер был. Мне его потом в какой-то мере напомнил "Дневник ШХ". И я в своих непременных фантазиях любила развивать эту тему -кстати, очень нравился ход сценаристов, что Ватсон вначале относился к Холмсу одновременно и с симпатией и с опаской. И отдельно фраза Холмса "Таких людей, как я, очень немного. Может быть, даже я такой один..."
И атмосфера "нашей" Бейкер-стрит для меня до сих пор не сравнима ни с какой другой. Возможно, она была не очень английской, но ужасно домашней и уютной. Какой-то родной.
Особняком стояли серии про Рейхенбах. Вот тут точно могу целый трактат написать. Хотя есть вещи, которые описать невозможно. Да и не нужно. Эти три серии были превосходны и что-то в них заставило меня тогда по-другому взглянуть и на первоисточник. "Смертельная схватка" была по настоящему трагичной. А "Охота на тигра" для меня обладает особым очарованием не только из-за того, что все там заканчивается хорошо. Вот эти кадры, предшествующие появлению Холмса - и эпизоды в клубе "Багатель", и особенно, в доме Адэра с такой тревожной и меланхоличной мелодией - создают совершенно непередаваемую атмосферу.
И еще скажу, что даже после всех прочих фильмов для меня наша "Смертельная схватка", наверное, остается лучшей экранизацией "Последнего дела Холмса". При всех неточностях, расхождениях и юморе, который временами был совсем не к месту. Сама схватка по-моему аналогов не имеет. При всей моей любви к Гранаде и Джереми Бретту. Это была замечательная сцена, великолепно сыгранная Ливановым. Я уже об этом говорила, но скажу еще, что Холмс в этой схватке выглядел... интеллигентом. Возможно, русским интеллигентом. А мне виделось в нем что-то чеховское) Если б Чехову вдруг случилось сражаться не на жизнь, а на смерть, это выглядело бы именно так.







И вот этот момент подготовки к битве всегда очень трогал



Нашу "Собаку" любила несколько меньше. В моих глазах она явно проигрывала "ричардсоновской", которую до сих пор считаю лучшей из всех прочих "Собак". Ну, и там я, наверное, несмотря на юный возраст, впервые осознала чрезмерную комичность фильма и там, где это совсем не требовалось. Ну, и, конечно, Михалков. К которому, вообще-то отношусь довольно положительно. Но я же читала книгу - даже если убрать в сторону сэра Генри из английского фильма, который тоже, на мой взгляд, был не идеален - и это был совсем не сэр Генри. Помню, сказала про себя: Ну, ладно) В принципе, вначале я так сказала и про Ливанова. Сейчас люблю эту серию гораздо больше, чем в детстве, в силу ностальгии и опять таки своеобразной атмосферы на этот раз уже "нашего" Девоншира.
"Сокровища Агры" всегда нравились гораздо меньше. Сейчас не скажу точно почему.
Ну, и последний фильм. Его сначала смотрела в кинотеатре - а это совершенно другое дело, нежели по телеку. При первом появлении Ватсона раздались аплодисменты. И я, наверное, всегда буду помнить те впечатления, которые были при этом просмотре. В этом фильме, на мой взгляд, куча недостатков, но тогда, в кинотеатре это был какой-то особенный прсмотр, хоть фильм был и не целый - без "Чертежей Брюса-Партингтона"

В общем, вот. Я это написала, чтоб было понятно то, чем был для меня когда-то наш сериал. Ливанова и Соломина очень любила, они, как родные были. Всегда выискивала в телепрограмме фильмы с их участием, радовалась, когда их показывали в какой-то передаче. По этим же причинам фильмы "Сильва", "Летучая мышь", "Зимняя вишня", "Коллеги" и даже "Звезда пленительного счастья" тоже были для меня отчасти "холмсовскими". Но... главными всегда оставались книги. Хотя когда придумывала в голове какие-то свои фанфики, то Холмс там говорил голосом Ливанова и частично имел его манеры. Но в то же время в этом моем внутреннем кино этот Холмс бывал таким, какой и не снился авторам сериала. Сдержанный и скрытный, не слишком оптимистичный, и уж точно не такой добродушный и общительный, каким он был в исполнении Ливанова. Потому что на первом месте для меня всегда был Холмс из книги, хотя и казалось, что Ливанов его превосходно воплощает.
И так было довольно долго . Потом, кстати , был момент, когда, как мне показалось, я из всего этого выросла и сериал наш смотрела довольно равнодушно. И это было печально.
А потом пришло новое время. И новые фильмы, и шерлокианские ресурсы в сети, наши и англоязычные.
И гранадовский сериал. Который я, правда, "рассмотрела" не сразу.
И я прочла и узнала очень много нового для себя. И детское увлечение перешло во что-то более серьезное.
Но вот после всего того, что я прочла и посмотрела, я перестала видеть в Ливанове Холмса. Видела Ливанова, который играет Холмса. Он перестал быть его воплощением. Да, тут, конечно, и Гранада сыграла свою роль, но об этом надо говорить отдельно. Но, как бы там ни было, мне стало ясно, что Холмс в книге и Холмс Ливанова два совершенно разных человека, даже если порой из их уст звучат одни и те же фразы.
Причем интересно, что Виталий Соломин по-прежнему мой любимый Уотсон. Да, и сериал я люблю по-прежнему, просто отношусь к нему немножко по-другому.
А теперь почему я вдруг об этом заговорила. Я специально рассказала всю эту длинную историю, чтоб было ясно, что сериал наш я очень люблю.
Но когда захожу на некоторые холмсовские странички и обсуждения, меня реально начинает "колбасить"

Мне кажется, вот эта легенда про нашего "лучшего в мире " Холмса уже реально начинает играть против него. И это же просто гипноз какой-то.
Ну, ладно , когда спрашивают, который Холмс по-вашему лучший? Глупо даже сомневаться, что все закричат "Наш!". Но вот тема поста "Американские Холмсы", и все хорошо и замечательно. Но вдруг в конце возмущенная реплика: А что же ничего не сказали про наш сериал? Он же лучший.
Если кто-то вдруг бывает вставит что-то про того же Камбербетча, немедленно его затыкают со словами: Вот дадут вашему Камбербетчу орден, тогда и поговорим о нем. Или когда памятник поставят. А нашему Холмсу поставили монумент уже не только в Москве, но и в Лондоне.
Вот тут мне реально стало интересно. Думаю, не уж-то правда? Там же и сериал-то наш смотрели далеко не все. Да, он нравится многим холмсосанам и даже очень. Но для многих он явился открытием, и совсем недавним.
Ну, вот он. Хоть убейте, не пойму, где вы тут нашего Холмса увидели.



Еще вчера был забавный момент. Пост опять же с коварным вопросом: почему Холмс лучше, чем Пуаро? Постановка вопроса, конечно, интересная, но дело даже не в этом. В виде иллюстрации фотографии Дэвида Суше и Бэзила Ретбоуна. И вот это наших людей сбило с толку. Потому что один товарищ тут же решил уточнить.
"А это не Ливанов, это... Козаков! :D

Вот так вот. Для нас иных не существует, потому что наш лучший.
Ну, в самом деле, ведь это даже скучно. Все комменты сводятся к одному. И больше никто ничего знать не хочет. Ни Канона, ни других экранизаций, и все стопроцентно уверены в собственной правоте. И доходит до смешного, потому что сначала все приводят, как главный козырь, этот орден из рук королевы. А когда один смелый блоггер написал про то, что это все легенда, народ закричал: Подумаешь! Очень надо! Их Холмсы все равно нашему в подметки не годятся.
И смешно и грустно. И возникает порой желание встать где-то там рядом и тоже что-то писать, чтоб была альтернатива и хоть какая-то другая информация против всего вот этого.
Кстати, Александр Седов удивил. Написал, что после "Знака четырех" Холмс с наркотой завязал.
А несколько человек хором заявили, что про Рейхенбах самые скучные и ненужные рассказы, и фильмы соответственно.... И такое бывает, оказывается.

Надеюсь, никого не задела. Наболело просто. И давно хотелось самой вспомнить про старые впечатления от нашего сериала. Надеюсь, что не в последний раз.

@темы: Шерлок Холмс, Про меня, Василий Ливанов, Ричардсон, Советский ШХ, Собака Баскервилей (1983)

16:59

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Посмотрела фильм "Две жизни". Кажется, уже второй раз.

Вскользь расскажу, если вдруг кто не слышал и кому-то будет интересно



Фильм советский, 60-х годов. Раньше в детстве, его никогда не видела, хотя я, наверное, не видела многое из старых фильмов. Но подумала, что тут еще может быть вот какая причина. В одной из небольших ролей Лев Круглый. А он кажется, уехал в свое время за границу и фильмы с ним могли положить на полку. Возможно, такое случилось с телеспектаклем "Собака Баскервилей" 1971 года, где он играл Уотсона (или Ватсона, не помню как там было)

Играют наши самые прославленные звезды: Николай Рыбников, Алла Ларионова, Вячеслав Тихонов. Ну, это что касается самых главных ролей

Ну, в двух словах о сюжете. Советские туристы на теплоходе прибывают во Францию и там в ресторане отмечают очередную годовщину Октября. Пожилой турист Востриков (Николай Рыбников) делится со своими молодыми спутниками воспоминаниями о былом. Ну, и вот тут надо сразу отметить забавную ситуацию. Потому что сидит он за столиком между Шерлоком Холмсом (Василий Ливанов) и доктором Ватсоном (Лев Круглый). Нет, я не до такой степени холмсоман, просто сейчас отметила для себя этот факт. А вчера, когда смотрела, вновь почувствовала себя семиклассницей, которая счастлива была хоть в маленьком эпизоде увидеть Ливанова и услышать его уникальный голос.



Ну, а наш пожилой турист стал рассказывать, как для него, солдата русской армии, революция началась с того, что он влюбился, совершенно внезапно, производя арест в доме князей Нащокиных. Влюбился в гордую и надменную сестру этого самого князя (М.Володина).



Которая , как легко можно догадаться, отнеслась к любви простого солдата с большим презрением, хоть и пыталась иногда воспользоваться его чувством.
Антипод героя Рыбникова - князь Нащокин (Вячеслав Тихонов)



Можно сказать, что вся эта история показывает их своеобразное противостояние. "Классовое", так сказать.
Параллельно в фильме показаны еще несколько сюжетных линий. Среди героев присутствуют и Николай Второй и Ленин. Тут собственно показан переход от февральской революции 1917 -го до Октябрьской. Не буду расписывать, у всех может быть разное отношение к этому периоду, но фильм безусловно достоин просмотра, хотя бы для того, чтоб посмотреть на игру наших звезд. Помимо уже тех, что я указала, здесь снимались такие мастера старой школы, как Л. Свердлин и О. Жизнева (они здесь играют супружескую чету , и мне это сразу напомнило фильм "Разные судьбы"), Е. Гоголева, В.Дружников, Г. Юматов
Ну, а что касается главных героев фильма, в финале можно оценить верность выбранного каждым пути. Но я не буду сбиваться на идеологию)

Еще немного скриншотов













@темы: Кино, Василий Ливанов

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Яндекс.Метрика