Записи с темой: Советский ШХ (84)
17:58

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
От spiritcc, которая , как могла, популяризировала наш сериал у англоязычных шерлокианцев.







Почему я никогда не перестану любить эту сцену:

* Миссис Хадсон и самый важный человек в Британии ползают под столом, пытаясь одурачить Морана палками и прочей чепухой

* Майкрофт мягко говорит с миссис Хадсон, не приказывает, а советует, что ей делать

* Майкрофт стоит на четвереньках, со скатертью на голове, при этом он все еще с моноклем

*В конце миссис Хадсон готовит обед на четверых: Шерлока, Ватсона, ее самой и Майкрофта

@темы: Шерлок Холмс, Гифки, Пустой дом, Охота на тигра, Советский ШХ

03:55

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
В старых страницах тумблера вырулила на некоторые записи по нашему сериалу.

У буржуев (или если даже это кто-то из наших пишет в расчете на буржуев) все это выглядит несколько иначе. И мне кажется, они видят там нечто немного другое. Этому способствует и незнание языка) Кто-то у нас, помнится, ухмылялся, что буржуи не понимают, что это комедия. А может, в этом их преимущество?) И для них это вполне серьезная экранизация. И мне иногда хочется думать, что они видят там то, что было в этот фильм заложено даже вопреки воле его создателей. И даже если наши люди на это смотрят как-то иначе, там все равно это есть.

Сокровища Агры: резюме



История их жизни

***





"Я лудильщик по имени Эскот, и дела мои процветают. Каждый вечер мы гуляли и беседовали. О боже! Эти беседы!"

ПОСМОТРИТЕ, КАК РЕВНУЕТ ВАТСОН

@темы: Шерлок Холмс, Советский ШХ

07:11

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой


Художник Антон Пик (у меня его еще много будет)

Картина сейчас немного напомнила о моем вчерашнем переводе в будке и о леди Эстер. Этот фанфик тоже какое-то воплощение несбывшихся надежд и разочарования. Не сам по себе, то, что с ним связано. Сам фанфик очень люблю, как и всю серию. И была мысль как-то еще написать о ней, признаться в любви. Не для рекламы и не для того, чтоб вызвать чей-то интерес, просто как итог, ведь это ж последняя часть...

***
Наверное, глупо , что пишу об этом сейчас, когда надо уже вставать из-за стола и собираться на работу. Но все же... Я знаю, что мне скажут или подумают: надо читать и смотреть только позитивное, то, что поднимает настроение, а не наоборот. Да. Ну, может, я, конечно, и не права, но для меня знать горькую правду - это значит снять розовые очки и понимать где и как живешь. Ощущать атмосферу, не ждать то, чего быть не может по определению.
Неплохим средством от моего нытья в этом дневнике - ну, где же все? почему такая тишина? почему все молчат, а вглубь дневник вообще никто не читает - был вчера в ночи Дзен. Ну, не впервые, конечно, чего там. Просто все эти люди в комментах по Холмсу были ответом на все эти вопросы. У нас нет никаких авторитетов, мы просто ничего не хотим знать, с апломбом заявляем о своей точке зрения и считаем ее единственно правильной. Мелькнула мысль, что если бы не сериал Масленникова, Холмс у нас вообще никому не был бы нужен. "Сериал хорош тем, что лучше скучной книги". Не успела написать - на экране работающего без звука телевизора - Ливанов. Ладно, проехали.
"А Хэмиша этого придумали в ВВС". "А я и не знал, что он "торчал", правда что ли?" "Сериал "Шерлок" к Конан Дойлю никакого отношения не имеет, уж я-то знаю, потому что Дойля хорошо знаю и люблю, пусть придумывают свое, а к чужому не примазываются". "И не надо писать, что вы там думаете о серии "Знакомство", просто наслаждайтесь фильмом и не надо нам ваших мыслей". "А я расстроился, когда в "Собаке" туда к ним Холмс приехал, они там без него очень хорошо со всем справлялись - Ватсон, сэр Генри и Бэрримор..."
Я сетовала когда-то, что у нас нет никаких Обществ. Но этого не может быть по определению. С этим тогда , в 90-е было, как и со всем остальным. Нас пытались втянуть в цивилизацию. Не вышло.

@темы: Живопись, Про меня, Рассея, Советский ШХ

14:58

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Продолжаю идти по следам Кэтрин Кук, а точнее влезла в хронику Лондонского Общества ШХ.

И всплыло всякое разное.

Искала там подробности одного события (ниже скажу какого именно) а по дороге узнала разные другие вещи.

Оказалось, Джун Томпсон умерла в прошлом июле. Ей было 92 года. Если кто не в курсе, это автор множества пастишей, и главное, книги "Холмс и Уотсон: этюд о дружбе". У нас это назвали "Досье на Шерлока Холмса".

По ходу еще узнала о журнале Питера Блау "Scuttlebutt" (Слухи) . В основном, он, видимо, информативный. Взяла на заметку. Иногда информацию о книге или журнале найти бывает почти невозможно.

Но, собственно, узнать я хотела о мероприятии, проводимом в прошлом сентябре, под названием "Корабли, шпионы и призраки".
Главным местом проведения мероприятия был исторический порт Харвич на северо-востоке Эссекса, но остановились члены Общества в историческом Секфорд-холле, недалеко от Вудбриджа, я так понимаю, что это теперь гостиница. Меня там кое-что заинтересовало, поэтому уж заодно позволю себе тут небольшую фотосессию.

Секфорд-холл


В саду Секфорд-холла. Здесь можно узнать Джин Аптон



В большом зале гостиницы состоялся тематический обед под названием "Военно-морская сигнализация"



В Харвиче помимо прочих достопримечательностей члены Общества посетили Электрический дворец, один из старейших, сохранившихся до наших дней кинотеатров







Мэтью Эллиотт и Роджер Джонсон представили им последнюю часть классического советского сериала "Шерлок Холмс в ХХ веке"





Это прямо по теме шпионов было) Ну, и к слову сказать, вот даже эта продвинутая часть английских шерлокианцев увидела этот фильм только в прошлом году





@темы: Шерлок Холмс, Советский ШХ, Шерлокианцы

03:12

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой


"Меня очень привлекла идея сделать фильм о Шерлоке Холмсе. Просто удивила мысль, что после всех сименонов, «знатоков» и современных детективов можно вернуться к Конан Дойлю. Неужели автор угадал? Неужели зритель захочет увидеть наивность детективов, без садизма, секса и гангстеров?
Мы снимаемся в доме, построенном внутри павильона. Здесь улица, мостовая (отлитые из резины выпуклые булыжники, по которым едут лошади и фиакры). Я живу в доме 221 б на Бейкер-стрит. Внутри интерьеры начала века. Художник сделал это весьма интересно. Здесь целая квартира — столовая, спальня, деревянные лестницы с балюстрадами. Здесь комнаты мистера Холмса и мистера Ватсона, буфетная. Уют английского быта начала века. Моя роль — это отдельные реплики по всей картине. Мое присутствие тут так же необходимо, как часы в столовой или фигурные медные подсвечники. И я сама ощущаю себя не персонажем, а предметом, неотъемлемой частью этой обстановки.
Камин пылает, Холмс сидит в вольтеровском кресле. В углу на полу стоят большие старинные часы, на стенах старые гравюры с видами Лондона, в витринках под стеклом — коллекции бабочек. Я — квартирная хозяйка и экономка Шерлока Холмса. Меня затягивают в корсет в восемь часов утра, так что дышать уже почти нельзя. Но это ерунда, все можно, и будешь дышать всю смену, как миленькая. На мне длинное платье по моде того времени, широкий кожаный пояс с кошелечком на нем и связкой ключей. Парикмахер Люся сделала мне очаровательную прическу. Волосы когда-то блондинки, а теперь седой дамы, легкие и пушистые, уложены просто и замысловато.
Съемка еще не началась. Устанавливают свет. Я разгуливаю по своим комнатам, стою на маленьком балкончике, у лесенки, десять ступенек которой ведут в столовую. Невольно любуюсь интерьером своей столовой. Большой овальный стол покрыт узорчатой тканой скатертью. Стулья старые (чиппендейл, что ли?). Перед камином удивительный экран. Это невысокая трехстворчатая ширма красного дерева, в которую вставлены толстые бемские стеклышки с фасетками, в медной оправе. Почему-то стекло хорошо защищает от огня, и в то же время видишь пламя камина. Народу в столовой сейчас много, каждый занят своим делом: рабочий вешает барометр, костюмер застегивает высокую, под горло, жилетку мистеру Ватсону (В. Соломин); гример причесывает мистера Холмса, который, не обращая на это внимания, повторяет роль. Ставят мебель. Негромкий говор, вопросы по делу, замечания, просьбы. А над всем этим громкие голоса — указания осветителям. Слышу их только я и запоминаю:
— Игорь, поверни. Дай задний фон.
— 12-3 Включи!
— Выключи корыто!
— Нина, второй шевели, дай 1-12.
— Так нельзя! Полосы пойдут по комнате.
Я слушаю как будто голоса из космоса: людей не видно, они где-то в темноте, около своей аппаратуры.
— Ребята, уголечки проверьте наверху!
— Игорь, у тебя не синий? Включи все!
— Надо поманипулировать!
— Убери с барометра. Подними выше.
— Опять бликует!
— Вот этот не достает.
— Шторки давай! Перекоси!
— Олег, гони уже!
Когда от осветительных приборов в комнате становится нечем дышать, я выхожу в маленькую прихожую, где вижу распахнутое окно на улицу и кресло перед ним. И я поддаюсь иллюзии, опускаюсь в кресло у раскрытого окна, чтобы подышать «свежим» воздухом, и тут же вижу установленный за окном огнедышащий «Марс» (осветительный прибор): окно открыто в павильон, а прибор с особым фильтром заливает комнату закатным солнечным светом.
— Рине Васильевне приготовиться!
Я вхожу в столовую:
— Ужасное преступление на Брикстоун Роуд, сэр! — говорю я и кладу на стол свежие газеты, даже «Times» того времени (бывало и так в истории киносъемок, что ОТК на просмотре в руках чиновника чеховского времени мог рассмотреть «Комсомольскую правду»).

Это часть мемуаров Рины Зеленой "Разрозненные страницы".

@темы: Миссис Хадсон, Советский ШХ

04:11

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Досмотрела "Собаку" 1971 года. В основном, очень понравилось. И главное тем, что там нет ничего смешного, а наоборот весьма драматично - все, как в книге, которая на комедию никак не рассчитана. И никто , слава богу, не напивается. И отдельно радует, что тут "Уотсон", а не "Ватсон" - для меня это совсем иное звучание и само отношение к персонажу.
Плюс цитаты из Дойля, не вошедшие, наверное, ни в одну экранизацию. В частности: "Что мне мешает стать хорошим мужем женщины, которую я люблю?" И опасения, что Селден может напасть на Стэплтонов. А звучит все очень очень гармонично и ты забываешь, что в других экранизациях это осталось за кадром. Там, где нет Холмса, все вообще идеально) Этим мне напомнило сериал с Уилмером, который я намедни вспоминала. Очень люблю сам сериал, но там очень странный Холмс. Кстати вот, наступит же время, когда я закончу с Рэтбоуном, и тогда с кино-Холмсами все будет более трудоёмко, потому что перед тем, как что-то писать, придется делать субтитры, смотреть, а потом уже писать, но я этого очень жду) Видимо, по-другому у меня руки до этих фильмов не дойдут.

Но я отвлеклась. Позабавила сцена, где Холмс, типа, следит за кэбом из окна.

Прекрасный сэр Генри. Я бы его, наверное, поставила на второе место. И романтик, и вполне себе потомок неукротимых Баскервилей.



Я совсем не верю в сэра Генри из Гранады - он там больше на университетского препода похож. А у меня в голове в этом плане всегда звучат слова Уотсона, что ради такого человека можно пойти на все, потому что он разделит с тобой любой риск.

Очень хороша Бэрил. Веришь, что это "одна из красавиц Коста-Рики".



И вот это тоже дань , которую отдали Канону - замечательно, что она тут рассказывает про их жизнь до Девоншира. И вот еще. Сейчас вспомнила фразу "Сэр Чарльз рассказал Стэплтону легенду о собаке, и, таким образом, вступил на свой смертный путь." А здесь Бэрил вскользь упоминает, что о собаке Стэплтон вообще-то знал от своего отца - ведь это же семейное предание.

Волков все же играет какого-то среднестатистического сыщика, и сдается мне, что кроме сценария он ничего не читал. Во время гибели Селдена этот Холмс совершенно непрошибаем и спокоен, как удав.


***

В очередной раз пыталась сделать скан с "Комментариев Баринг Гоулда". Дохлый номер. Очень тугой переплет и добиться полной видимости можно только , порядком разодрав книгу, которая не только дорогая, но еще думаю и редкая, так что, нет, ничего из этого не выйдет. Если припрет, то только все вручную, как я уже выписывала из "Глории Скотт" и "Месгрейвов". Знаю, что один товарищ выкладывал скан, как минимум одной статьи, и мне интересно: есть ли где-то скан этой книги или просто не жаль было ее слегка разогнуть?



@темы: Шерлок Холмс, Про меня, Советский ШХ, Комментарии Баринг Гоулда

17:06

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Ну, коротенько скажу по поводу "Сокровищ Агры". А точнее "Скандала в Богемии".

В основном, все это касается мистера и миссис Нортон. Просто вот при просмотре посмотрела на них) и как-то все всколыхнулось.

Здесь, наверное, никаких рассуждений - одни эмоции) И, наверное, это один из тех моментов, где - в моих глазах - наш сериал превосходит Гранаду.

Я начну с пресловутого Годфри Нортона, потому что тут у меня более логичные аргументы, а потом немного скажу про Ирен.

Нельзя сказать, что о нем мы много чего знаем. "Брюнет, красавец, прекрасно одевается" - по словам Холмса. Это внешность. А со слов Ирен можем заключить, что это благородный человек. Не могу вообще сказать, чтоб он меня сильно волновал) Но...

Пойду от противного во всех смыслах слова)

Если вообще забыть про сам рассказ и какое-то свое восприятие, то гранадовский Годфри для меня тип очень неприятный. Где-то суетливый, где-то недобрый, с довольно ярко выраженным презрением к тем, кто ниже его.



Ирен он, конечно, любит и, возможно, больше, чем она его) В общем, для меня он человек неприятный, и не очень тянет на благородного джентльмена.

Пригляделась вчера к нашему Годфри. И по мне это именно то, что надо. Вполне такой викторианский красавец - вот таким, по идее, должен быть Уотсон, согласно Сидни Пейджету - одет, как денди, может, даже с перебором для адвоката) , он все же не лорд, а о ноющем короле Богемии смешно даже думать рядом с таким кавалером))



Но огромная разница даже в том, как Нортон обращается к переодетому Холмсу - в нашем сериале и в гранадовском. Там это чуть ли не приказ, с восклицанием -Эй, вы! У нас - просьба, вплоть до "Умоляю вас..." Мне нравится такой Годфри Нортон)



Ну, и теперь вот, кстати, Ирен.

Я здесь ничего вразумительного не скажу. "Скандал" я прочла задолго до всех фильмов. Единственным образом Ирен был для меня вот этот


Помню, как сидела потом, прикидывая, кто из известных мне тогда актрис мог бы сыграть ее (тогда же иногда подумывала о Лановом в роли Холмса) Ну, и потом образ, созданный Ларисой Соловьевой лег на все это очень неплохо. И я думаю, что хорошо сделали, что почти ограничились этим образом прекрасной незнакомки . Без дополнений, что она сказала и как поступила. Она была довольно сдержана, без оживленной мимики и это очень хорошо. Роль почти без слов , все по Канону.



И мне видится, что вот эта полуулыбка в конце - намек на то, что она все поняла)



Гранадовский "Скандал" я почему-то не люблю. Не могу толком сформулировать, рассказ всегда очень нравился по множеству причин. Не могу сказать, что мне не нравится Гейл Ханникат, хотя особенно не люблю эпизод в ее доме - мне все это виделось всегда совсем иначе.

Ну, и еще пара штрихов.

Как продолжение темы. Я, конечно, знаю иллюстрации Пейджета и согласна, что Гранада их замечательно копировала, но, наверное, у каждого были свои иллюстрации) У меня был вышеприведенный Цейтлин. Поэтому священник мне казался более органичным с минимумом маскировочных средств - как раз сейчас заканчиваю переводить статью об этом. Сейчас народ скажет, что я вернулась к Ливанову)) но это не так



И еще последнее. Вот там момент, когда Холмс говорит: эта женщина действительно совсем другого уровня, чем вы, Ваше Величество...


И вот в этот момент у Ливанова такой спокойный, тихий голос, без всякого фиглярства. Естественный. Если б он все время им говорил, была бы совсем другая история.... А так многое портит то, что он как бы под детей что ли подстраивается. Чтоб все все поняли("Меня больше интересует, успеем ли мы помочь известной вам даме") и чтоб не стало скучно, поэтому там периодически включается что-то среднее между крокодилом Геной и Удавом) А могло все быть по-взрослому...







@темы: Шерлок Холмс, Ирэн Адлер, Скандал в Богемии, Советский ШХ

12:48

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Вообще я не хотела продолжать писать о своих впечатлениях по поводу нашего сериала, но как-то оно накопилось и крутится в голове. Потому запишу, есть тут для меня важные моменты.

Но тут все отрывочно. Своего рода зарисовки и где-то импрессионизм. Не столько сам сериал, сколько мысли, возникающие по ходу. И копаться в себе и в памяти особо не буду - тут только то, что мелькнуло при последнем просмотре.

Когда доктор Мортимер начал читать манускрипт, а за ним и заметку в газете еще раз обратила внимание на то, какой балаган устроил из этого Стеблов.



Ничто в книге не наводит на мысль о каком-то неврастеническом характере доктора. Наш Мортимер должен был получить приз за самое необычное чтение манускрипта. Чтение заметки скатывается к полному фарсу и нелепому выкрикиванию фраз. Я уже молчу вот про это: Я не верю тут ни единому слову!!!

Наверное, к слову будет сказать, что мне, конечно, очень импонирует Мортимер - Денхолм Элиотт, хоть он, может, и не слишком каноничен в плане возраста и внешности, но что касается нее, то я еще не видела кино-Мортимеров, прекрасно подходящих под описание из книги. Но Денхолм Элиотт был очень похож на благожелательного сельского доктора, и к тому же других Мортимеров я до него на тот момент не видела)

Стеблов мне напомнил о Мортимере-Адоскине, которого видела только как-то мельком, но осталось очень приятное впечатление, и, пожалуй, в грядущие выходные можно будет, наконец, посмотреть эту старинную "Собаку".

И еще... чтение манускрипта напомнило о знакомых с детства строках: "Написано рукой Гуго Баскервиля для сыновей Роджера и Джона, и приказываю им держать все сие в тайне от сестры их, Элизабет". И вспомнился короткий фик "Вторая собака" и снова подумалось, что что бы там ни сотворил Стэплтон, возможно, проклятие все же было, и "Есть ли нужда отрицать, что многие в нашем роду умирали смертью внезапной, страшной и таинственной? " Кстати, если припомнить наш сценарий и то, что осталось от него на экране, Масленников тоже склонен был к мистике в этом фильме, жаль, что многое осталось за кадром. Так что мысль о том, что Собака действительно существовала, мне не кажется такой уж фантастической.

***
Я внезапно обратила внимание на Ватсона и его взгляды в сторону сэра Генри, после того, как они с Холмсом обнаружили на болотах труп Селдена. Возможно, кто-то скажет, что это мои фантазии. Но была там одна сцена... Сэр Генри без умолку трещит, рассказывая Холмсу о том, как там страшно, а Ватсон в этот момент просто не сводит с него глаз, и в его взгляде нет ни тени улыбки. Я там вижу взгляд на того, кого еще час назад считали мертвым. Тем более, что он там еще так голову опускает...







Вот бы он на Холмса так смотрел в "Охоте на тигра" , без детского "Холмс, давайте веселиться"...
Но как бы там ни было, Соломин замечательный актер, и он там в этот момент играет в разы выразительнее Ливанова, который стоит на первом плане со своей привычной миной. Появилась даже мысль, посмотреть все как-нибудь, обращая внимание исключительно на его Ватсона.

Решила отделить зерна от плевел. Пару слов о "Сокровищах Агры" скажу отдельно.

@темы: Шерлок Холмс, Виталий Соломин, Собака Баскервилей, Советский ШХ

15:54

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Немного оторвусь от своих переводческих дел и запишу кое-какие впечатления.

Вчера и сегодня утром смотрела нашего "Холмса". Не стоит думать, что я настолько безумный фанат, что только все эти фильмы и смотрю - меня бы это давно отвратило и от книг и от фильмов про Мастера - но вот все же бывает иногда такое настроение...

В данном случае речь пойдет об "Охоте на тигра" и совсем чуть-чуть о "Собаке" - буду досматривать в обед)

Что касается вот этой рейхенбахской трилогии , она вообще всегда для меня особняком стояла. И эти три серии всегда были для меня главными. Там для меня столько всего, что если взяться писать прямо подробно-подробно, то целая поэма выйдет. Потому что так уж вышло, что когда смотрелось в школьные годы - не говорю в детстве, потому что первый "сознательный" просмотр был лет в 13-14, почти сразу же после ричардсоновской "Собаки" - оно упало на очень благодарную почву, и по ходу просмотра сразу возникали какие-то свои ассоциации и особые впечатления, которые засели очень глубоко. Затем все это долго переваривалось и перемалывалось в голове и душе, и потом принесло свои всходы. Сейчас все смотрится несколько иначе, но те впечатления живы и, наверное, именно они лежат в основе моего, так называемого, фанатства, при том, что Ливанов сейчас уже для меня далеко не кумир.

Но если честно, написать об этих сериях хочется, попробовать задокументировать то, неуловимое... Но это как-нибудь потом. А сейчас чисто мимолетные мысли при просмотре, многие из которых возникают уже далеко не в первый раз.

В школе я как-то пропускала мимо ушей, что хиатус в нашем сериале длится всего месяц, это говорит о том, что фильм всегда был чисто приложением к книге. И, наверное, этому впечатлению способствовал вид заброшенной и покинутой комнаты Холмса, практически затянутой паутиной - как такое могло бы выйти за один месяц? - и главное, повсюду были эти следы пепелища...







Для меня там были два очень любимые и чрезвычайно для меня атмосферные места действия - клуб "Багатель" и дом Рональда Адэра.

Вот эта фраза "Делайте вашу игру, джентльмены, делайте вашу игру" звучала, как музыка)



Сразу скажу, что пресловутый маркер когда-то - вот уже именно в детстве (когда фильм воспринимался просто как страшная история, а Шерлок Холмс меня не особо тогда волновал) - порядком меня напугал вот в этой сцене, даже не столько своими вампирскими (странная режиссерская находка) зубами, а больше какими-то дьявольскими глазами.



Но потом он воспринимался, как часть всей этой истории, в какой-то степени замена органисту Паркеру)

Теперь Рональд Адэр. Что здесь, что в Гранаде, все целиком фантазии сценаристов, потому как никаких особых подробностей. Но наш мне нравится, как продуманный образ. В Гранаде Моран на суде говорит про то, что он "прекрасный современный молодой человек", просто образцово-показательный. И, наверное, так и есть - в аристократической среде. С изрядной долей надменности, холодности и ...вежливости. Само собой очень порядочный. Но холодный.




Сегодня я обратила внимание на такую подробность. Он спрашивает горничную: Миссис Мэйнус дома? Я даже в сценарий залезла проверить. С какого перепуга она "миссис"? В Каноне значится леди Мэйнус, но это я сейчас посмотрела, а так понятно, что жену графа едва ли будут именовать "миссис такая-то".

Ну, и сразу скажу, что у нас ее играла потрясающая актриса. Какой голос! Аристократизм сквозит просто даже в интонации, движениях, фигуре.



Гранадовская актриса выглядит по сравнению с ней весьма плебейски.

Теперь Ватсон со своей слежкой. По зрелом размышлении все это выглядело очень странно и, наверное, глупо. Интересно, он каждый день за ним так следил или от случая к случаю? Не проще ли было бы поделиться своими опасениями с самим Адэром, чтоб тот был начеку? Чем Ватсон мог помочь ему на расстоянии и, то, видимо, от случая к случаю?
Теперь с костюмом. Сутану он, видимо, одел исключительно из "нежных чувств". Но как же тогда он мог ее просто бросить в кэбе? Просто глупость какая-то. И меня всегда немного удивлял его костюм, в котором он явился к дверям Адэра. Странный короткий пиджак. Разве в таком ходили по улицам? Тем более в марте-апреле?




В свете этого одна и любимых цитат: Не хочет джентльмен взять экипаж? Плохая погода, сэр.



Немного скажу о Ватсоне-Соломине. Вообще он у меня, наверное, самый любимый, ну или делит это первенство с Бёрком. Но иногда он иногда тоже ведет себя как-то свысока, почти заносчиво, и эта серия не исключение. Можно бы забыть и не обращать внимание. Просто запала в память одна заметка с тумблера, увы, частично оттуда удаленная, о том, что Уотсона редко изображали правильно. И речь тут не только о Найджеле Брюсе. Его показывали туповатым. Слабым. Агрессивным. Бесполезным. Даже предателем (возможно, это больше из разряда пастишей). Тогда как по большей части доктор Уотсон очень добрый, мягкий, преданный, любящий, заботливый человек. Ну, вот да - "проводник света". Показать такое удавалось явно немногим.

Наверное, о "Собаке" напишу отдельно после полного просмотра)



@темы: Шерлок Холмс, Пустой дом, Охота на тигра, Советский ШХ

17:48

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Я тут , вдохновившись, полезла в разную старину в закладках, ну, и пусть будет вот это ... просто так.

Арт по нашему Холмсу или даже больше по Майкрофту, который руководил миссис Хадсон на Бейкер-стрит, пока Холмс с Ватсоном ловили Морана



И двигая восковую фигуру , а также отдавая команды миссис Хадсон из-под стола, он кое-что выуживает оттуда потом)



- Я кое-что нашел...

Когда-то очень любила этого художника.

***

Это совсем из другой оперы, но сегодня впервые увидела на фейсбуке под фоткой из нашего сериала краткий отзыв на английском: ужасная экранизация. От иностранца такое вижу впервые. И подумалось, что либо это кто-то из наших, либо человек смотрел очень вдумчиво) Прямо заинтересовал даже

@темы: Шерлок Холмс, Арт, Советский ШХ, ireally should be drawing

12:40

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Для памяти. Может, сходить?...

Выставка «Приключения Шерлока Холмса в России»

28 декабря 2022 — 26 марта 2023


С Шерлоком Холмсом, героем четырех повестей и пятидесяти шести рассказов Артура Конан Дойла, читатели впервые познакомились в 1887 году. До сих пор сыщик с Бейкер-стрит остается одним из самых знаменитых литературных героев в мире. Выставка представляет русский взгляд на Шерлока Холмса, присутствующий в отечественных иллюстрациях, театре и кино, а также в многочисленных произведениях российских авторов.
Первый зал раскрывает литературную биографию героя Конан Дойла. Как формировался его образ от произведения к произведению — демонстрируют предметы, без которых немыслим Шерлок Холмс: лабораторные принадлежности, аппараты и приборы конца XIX — начала XX века. Гости выставки погрузятся в мир загадок и расследований, встретятся с «пестрой лентой», узнают о таинственных снадобьях из произведений Конан Дойла и, конечно, о знаменитом методе дедукции.
Второй зал посвящен переводам рассказов о Холмсе на русский язык, первым отечественным публикациям, а также «русской шерлокиане». В начале 1900-х годов популярность героя Конан Дойла в России приобрела неслыханные масштабы. Только с лета 1902 года до конца 1903 было издано более двадцати книг о Шерлоке Холмсе. Наряду с переводами произведений Конан Дойла стали появляться целые серии литературных пародий и пастишей. В них непримиримый борец со злом вел свои расследования в России. Вслед за сыщиком посетители выставки отправятся в Петербург и Пермь, Владикавказ и Пензу, Одессу и Баку, познакомятся с галереей русских читателей Конан Дойла — от Льва Толстого до Василия Розанова.
Специальные разделы выставки рассказывают об эксцентричном детективе-консультанте в русском театре и кинематографе. Пьесы о Холмсе ставились по всей стране, цирки называли его именем пантомимы и иллюзионные номера. В советском кино первым исполнителем роли Шерлока был Николай Волков. Однако самым популярным фильмом стал сериал, снятый Игорем Масленниковым в 1979–1986 годах на Ленфильме. Василий Ливанов создал ставший каноническим образ английского сыщика.
Финал выставки возвращает в Лондон, в кабинет писателя, и заставляет задуматься о роли, которую Шерлок Холмс сыграл в жизни самого Конан Дойла.
Помимо неординарного предметного ряда, выставка объединила книги и иллюстрации, афиши театральных постановок, фотографии, эскизы костюмов из фондов ГМИРЛИ имени В. И. Даля, Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, Российской государственной библиотеки, Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга, Политехнического музея, Государственного биологического музея имени К. А. Тимирязева, киностудии «Ленфильм» и частных коллекций.
Кураторы:
Марина Краснова, зав. отделом «Дом И. С. Остроухова в Трубниках»,
Елена Панышева, зав. сектором экспозиционно-выставочной деятельности отдела «Дом И. С. Остроухова в Трубниках»
Художник: Мария Утробина.
Графический дизайнер: Татьяна Сафронова
Контакты для СМИ: Надежда Николаева, +7 967 160-06-80, [email protected]
Дом И. С. Остроухова в Трубниках
пер. Трубниковский, 17




@темы: Шерлок Холмс, Советский ШХ

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Оказалось, я не доглядела - еще одна заключительная часть

Ну и заключительная часть нашего сериала.

6–13 ноября - поездка в Ирландию с "Зимней вишней".

20 ноября, Чт
Москва. Завтрак у Валуцкого, Алла в Польше. Сегодня - комиссия по определению категории "Холмсу". Хессин в коридоре сказал, что фильм наш ("ХХ век") снят с программы, т. к. передан в Госкино в Прокат. Стал туда звонить. Обнаружил, что они хотят показывать только первую серию. Устроил скандал. До Сизова или Войтовича не дозвонился.

21 ноября, Пт
В поезде ехал с американцем, который интересовался кино, спрашивал, надо ли быть членом партии, чтобы ставить фильмы. Звонил в Москву - получили первую категорию, но... после показа по TV. А фильм-то передан в прокат! Началась путаница перестройки. Не дозвонился ни до Сизова, ни до Войтовича. Приехал в город Дашкевич. Мелькнул, но не появился.

24 ноября, Пн
Попытка дозвониться до Войтовича утром не увенчалась успехом. Зато в конце дня он уже меня сам искал и мы поговорили. Он согласился с моим предложением перемонтировать "ХХ век" в одну общую серию. Дали телекс Сизову. И тут я струхнул. Как это у меня получится? Сгоряча наобещал. Тем более надо будет ехать в Москву монтировать, перезаписывать и т. д. Выступил в ДК им. Кирова на тему о перестройке в кино. Подарили цветы и книгу о Митрохине. Потом смотрели Холмса. В Доме кино вечер Татосова, а мы заседали в Секретариате.
читать дальше

@темы: Масленников, Советский ШХ

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
1 августа, Пт

Только сегодня мы закончили с Люсей расстановку музыки, а комбинаторы ещё по-прежнему должны уйму кадров. Первая гроза после жары накануне Ильина дня, как положено. Весь вечер пишем части второй серии. Глядя, например, на помогающую нам Наташу Ливитину, я понимаю, какой мастер и профессионал Зверева.

2 августа, Сб
На студии мы наконец закончили перезапись! Всё! Но ощущение свободы пока ещё не наступило. Посмотрели с Векслером и Капланами вторую серию. Все сказали, что уровень соблюдён.

4 августа, Пн
Долго возился с комбинаторами, которые ни одного метра плёнки не сдали в картину безе переделок.

6 августа, Ср
Позвонил в Смольный Лопатникову и тут же поехал туда. Говорили (в т. ч.) о премии Холмсу, о званиях народных артистов... На студии настаивают, чтобы состоялся просмотр Холмсов, чтобы никто ничего не сказал.
читать дальше

@темы: Масленников, Советский ШХ

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
1 июля, Вт
Полторы смены съёмки. Ливанов из Москвы, Соломин из Риги. Снимали их хождение по дому Оберштейна. Затем фронт-проекцию с поездами. Одновременно - монтаж. Фронда отмела Холмса от выдвижения на лауреатство гос. премии и выдвинула "Ивана Лапшина" Германа. Борьба идёт.

2 июля, Ср


Снимаем сцену "у Оберштейна" с Клюевым и Лиепой, но без Брондукова, который запил во Львове. Кое-что досняли, но ещё много осталось на завтра - в том числе и Брондуков. Монтаж остановился.

3 июля, Чт
Снимали все хвосты - Брондукова к вчерашней сцене, Ливанова и Соломина в финальных кадрах. Канитель с комбинаторами. Снятые ранее кадры на рире - в браке. Предстоит пересъёмка. Проводы Ливанова и Соломина. Фактически это был последний съёмочный день.


читать дальше

@темы: Масленников, Советский ШХ

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
2–9 июня - Кинофестиваль в Гавре с "Зимней вишней".

9 июня, Пн
С места в карьер - к Фёдору Павловичу на день рождения, а затем на вокзал в Москву. В купе с Крюковым.

10 июня, Вт
Поехал на Мосфильм и узнал в прокате, что к 1 апреля "Вишню" посмотрело около 25 млн. Совэкспортфильм делает в Париже дубляж на англ. языке. Индия купила для широкого показа на стране.

11 июня, Ср
Снова в Ленинграде. Здесь прохладнее, чем в Москве, но в течение дня потеплело. Сперва поехали выбирать натуру - нашли рядом в доме на Кировском, потом долго собирались и наконец сняли возле дворца Кшесинской сцену у дома Ватсона с Катей Зинченко. Смотрел материал комбинаторов. Нестояние кадра подтвердилось. Потом смотрели кинопроектор для финала и Аркадий предложил хорошую идею, чтобы крутил его я. Наконец поглядели выборгский материал - нормально. С завтрашнего дня будем вкалывать по две смены.

12 июня, Чт
Утренняя разминка Ливанова - звонок по телефону со скандалом по поводу встречи на вокзале, такси, гостиницы и т. п. Отказ идти на озвучание. Однако, по прилёте Соломина около 12-ти оба сидели как миленькие в тонателье. Писали кольца до 4-х. Потом пробовал юных немок на озвучании с акцентом Гузеевой. В городе наступила жара вроде московской. Потом вечером в режиме снимали эпизоды дома Оберштейна. На Кировском, во дворах домов 26-28. Вокруг толпы пьяниц. Кончили поздно.

13 июня, Пт
Две смены съёмок в павильоне. "Дом Лукаша" - в сборе все черти с Брондуковым и двумя симпатичными молодыми актёрами. Возились в жаре, духоте и тесноте до десяти вечера. Приехал Дашкевич, у меня для него было 10 минут. Обнаружился Валуцкий. И с ним говорили минут 15. Отменил партком из-за отсутствия времени. Смотрел материал комбинаторов - ничего (биплан, метро). Капризы и эгоизм Ливанова. Зато Соломин, посмотрев вчера на озвучании материал, успокоился и повеселел. Зато Векслер всё делает через немогу.

14 июня, Сб


Наконец, состоялась съёмка в метро, на рельсах, которые мы так долго искали. С нами был работник первого отдела метро, весьма критически настроенная личность. В последнем "Огоньке" - рецензия на "Вишню". Два раза в жизни я снимал проблемное совр. кино - Кузяев и Вишня. И оба раза удостоен разноса в "Огоньке", что почитаю за большую честь, ибо издание это средоточие сов. мещанского, догмат. мышления. Они видите ли предлагают кончить фильм отъездом в Женеву.

16 июня, Пн
В тон ателье привели немок на роль Гузеевой, но ничего мы не записали, т. к. не работала аппаратура. Вся техника на студии разваливается. Днём сидел в монтажной - очень много работы. Вплотную пришло озвучание, а мы не готовы.

17 июня, Вт
Озвучание. Записали всю роль Миши Морозова, немку (русские тексты), а также Корецкого. Люся Образумова ждала меня в монтажной. Доделали несколько сцен.

18 июня, Ср
Озвучание сцены с Татосовым и Куравлёвым. Прошло весело и творчески. Стоит жара. Прохлада только в тонателье. Немного помонтировал.

19 июня, Чт
Аспид прибыл - смена озвучания с Ливановым и тем же Куравлёвым уже была совершенно не похожа на вчерашнюю. Конфликтный характер нашего фаворита вносит заразу в любую мирную обстановку. Затем сидел до позднего вечера с Люсей в монтажной. Прошли, наконец, всё до конца по первому разу, даже Рину Зелёную смонтировали.

20 июня, Пт
Озвучание Ливанова, Смоктуновского и Романцова, который специально приехал из Вильнюса, несмотря на катастрофу на жел. дороге, долетел. Смоктуновский рвался открывать какую-то (театральную) выставку в Манеже. Ливанов ехидничал и т. д. в старом репертуаре. На нервах всё-таки записали всего Смоктуновского. Он остался доволен своей ролью, уехал. После озвучания я сидел ещё в монтажной и смотрел новый материал (посредственный).

21 июня, Сб
У всех выходной, а я даже забыл, что это такое.



Съёмка в Спорт-комитете эпизода в особняке Уолтера (Ливанов, Соломин, Марис Лиепа), Соломина опять не встретили на вокзале, опять скандал, я отстранил от работы Инну Шлионскую. После этого мои скандалисты успокоились.

22 июня, Вс
Съёмка - две встречи Холмса и Ватсона в деревне в Суссексе. Несмотря на то, что сцены короткие, работа шла медленно - освоение, плохая погода, головная боль, у актёров похмелье (кроме Ливанова). Лишь около шести часов дело было сделано.

23 июня, Пн
Озвучание Ливанова и Соломина, партком короткий по приёму, опять озвучание и съёмка на фронт-проекции - купе??? поезда. Возня комбинаторов продлилась до десяти вечера. Кажется, виден конец съёмкам. Завтра опять две смены.

24 июня, Вт
Озвучание Ливанов-Соломин + артист Иловайский, перед которым Василий устроил низкую и неприличную игру знаменитости с рядовым актёром. На деле этот Иловайский, робкий и поношенный, показал себя на озвучании толковым и профессиональным, а тот... Сколько было бешенства! Итак, первый тур озвучания наших героев закончился. Сегодня они отбывают в Москву. Правда, Соломина мы ещё будем снимать в павильоне - на рир-экране в купе (?), за завтраком (яйцо и т. д.) и в кабинете с Катей Зинченко, которая окончательно превратилась в щуку. Приезжало телевидение - брало интервью для передачи обо мне. Вечером начался показ по Лен. TV - всего сериала о Холмсе. Опять из окон на улицах хрипит голос Ливанова.

25 июня, Ср
Озвучание - эпизод с гидравлическим прессом. Работали до 16 часов. Смотрел материал комбинаторов - хроническое непопадание в экспозицию. Пусть Векслер думает, что делать.

26 июня, Чт
Озвучание, короткий партком, а вечером сидел с Люсей в монтажной. Очень устал, опять жарко.

27 июня, Пт
На заседание Президиума Худсовета я не пошёл, а засел в монтажной, хотя жара там (южная сторона) стояла весь день ужасная. Люся даже плохо себя почувствовала около 8-ми часов. Собрали и вычистили первые четыре части. По Лен. телевидению показывают весь сериал, поэтому звуки нашей увертюры из монтажной слышать как-то даже неловко. Было сегодня короткое озвучание с немцами.

29 июня, Вс
Я весь день просидел в монтажной. Первую серию вроде бы мы сделали, завтра посмотрим в зале. Во второй серии пришла идея разбить эпизод с Майкрофтом на несколько (по мере называния персонажей), но начали монтировать и запутались. Надо сначала сделать на бумаге.

30 июня, Пн
День монтажа. Посмотрел целиком первую серию - странная история: то, что казалось действенным (пресс и т. п.) теперь смотрится скучно, а болтовня на Бейкер-стрит со Смоктуновским и Сафоновой, которая казалась бесконечно длинной, теперь стала интересной. Длинно - девять частей. Надо сокращать. Прошли первые три части. Состоялось освоение декорации "Квартира Оберштейна". Завтра будем снимать.


@темы: Масленников, Советский ШХ

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
6 мая, Вт
В 10 утра у парткома... Потом уехал на съёмку на Смоленское лютеранское кладбище (Ливанов, Соломин, Светлана Смирнова). За время праздников кладбище ещё более осквернилось, но сняли мы несколько красивых кадров.


В Ленинграде радиация поднялась на 12%. В монтажной скопилось огромное количество материала, которое пора разбирать, а времени нет.
читать дальше


@темы: Масленников, Советский ШХ

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
1 апреля, Вт
В девять я был у студии - сели Векслер, Тигай и Заиграева. Поехали смотреть мотоцикл - отлично. Потом в Сосновую Поляну - смотреть автомобили - самопалы, но сойдёт. Их повезут в Ригу. Потом в Дом архитектора снимать, но тут выяснилось, что съёмки сорваны из-за отсутствия грузовика для мебели. Визгин - пижон и лодырь. Поехал на студию и засел в монтажной - собрали эпизод "под прессом". Вроде ничего.

4 апреля, Пт
Последний рабочий день перед экспедицией. Вечером звонил Ливанов со скандалом из-за денег. Грозился не приехать.

6 апреля, Вс
Целый вагон съёмочной группы прибыл в Ригу. В том числе даже Зверева, хотя синхронных эпизодов, по-моему, у нас не будет. С ней - 3 техника. Меня поселили в гостинице Совмина "Ридзене" - шик для начальства, номер люкс: бархат, плюш, два туалета и т. д. Остальные живут в "Латвии". Посмотрели машины "ретро" - очень плохо. Потом поехали по загородным точкам утвердить с Векслером - дом Холмса, дороги Суссекса и т. д. В Латвии уже нигде нет снега. Обедали в Сигулде.

7 апреля, Пн
После двенадцати пошёл с Капланом довыбирать натуру по старому городу. Я старался искать не традиционное средневековье и неметчину, а современный Лондон ХХ века. Нашли несколько хороших, приведённых в порядок точек. Пообедали в ресторане на "Бейкер-стрит" - малосольная форель, деревенские колбаски. Поехали на автостоянку - машины в том же состоянии и совершенно ясно, что завтра снимать их невозможно. Устроил скандал Визгину и Тигаю. Ещё раз туда съездил - ни души. Идёт так называемый "кайфичек". Ливанов изволил сказать, что приедет 14-го апреля.

8 апреля, Вт
"Машина Ватсона" не была ещё, естественно, готова, но мы всей кавалькадой, даже тонваген со Зверевой для записи тарахтений, поехали в Сигулду снимать проезды мотоцикла с дублёрами. Старинная машина (1907 года) еле двигалась - на энтузиазме хозяина. Намотали мы более 1.000 метров плёнки (в картину пойдёт 20).

В конце дня появилась и "Антилопа-Гну". И даже один проезд удалось снять. День был холодный и пасмурный.

9 апреля, Ср
Снова холодно. Но день светлее и во второй половине - чистое небо и ясное солнце. Тигай в ангине, но тем не менее командовал массовкой. Снимали в городе - "Годолфин-стрит" - кэб, мотоцикл, народ, велосипедисты. Сняли кадры и для комбинаторов. Когда вернулся в отель - звонок от Ливанова. Врачи запрещают ему уезжать до майских праздников - остаточные явления пневмонии. Делать нечего - будем на той неделе сворачивать экспедицию в Ригу, останавливаться. Сдача фильма отодвинется на месяц. Вероятно, будет перерасход. Вчера вечером в программе "Время" Горбачёв на встрече в Тольятти сказал, что с пьянством борьба только начинается. Сегодня вечером я решил принять "night cup" - рюмку хорошего виски - кукиш. В баре - одна минералка, даже пива нет. Как тут не вспомнить естественное чувство противоречия.

10 апреля, Чт
Сегодня - день освоения. Тигай и Векслер заехали за мной, и мы посетили строительство крыльца и забора у дома Холмса (скансен), а потом автостоянку - наши "славные" машины. Вот и всё освоение.

11 апреля, Пт
Снимали все общие планы вокруг коттеджа Холмса. Только общие, т. к. актёров нет, одни дублёры или дублёры дублёров, похожие на дублёров.

Мотоцикл при последнем издыхании. Машины ещё пока живы (на них уже точат зубы Титов с "Климом Самгиным" и Мельников, который собирается ставить фильм по сценарию Валуцкого про русского сыщика, который борется с немецкими шпионами перед Первой мировой войной. Каково!). К концу дня пошёл снег. Последние кадры уже снимали в пурге. Холод собачий.

13 апреля, Вс
Снег лежит на газонах. На Бейкер-стрит завезена тонна соли. В 12 часов дня приезжаю на площадку: массовка, две машины, кэб, два мотоцикла, стая велосипедистов и - Соломин, злой как чорт из-за того, что его вызвали на два дня, а может он, якобы, один. Верчусь, юлю. Чистим крыши от снега и в конце концов снимаем на "Бейкер" всё возможное с Ватсоном и дублёром Холмса + кадры комбинаторов для дорисовок.

14 апреля, Пн
Очередная порция абстрактных кадров с дублёрами - проезды по "имперскому" Лондону - уже развалился мотоцикл, не пришла лошадь, разбежались велосипедисты, разваливаются наши машины, и лишь профессиональная рижская массовка как вышколенная шествует по тротуарам. Лупит солнце, что для комбинаторов очень плохо, но снимаем. У всех уже чемоданное настроение, деньги проедены и пропиты, в магазинах ничего особенного.

15 апреля, Вт
Встал рано. Погода, что называется - лётная. Итак, можно подвести некоторые итоги нашей деятельности в Риге - в принципе мы сняли всё, что хотели снять в качестве натуры - Бейкер-стрит, усадьба Холмса, улицы Лондона и т. д. Загвоздка лишь в том, что сделано это практически без актёров. К каждому общему плану, который ещё будут дорисовывать комбинаторы, нам предстоит снимать крупные планы и даже целые сцены. Визгин не хочет консервации, надеется, что всё-таки мы сдадим картину в срок - 7 июля. Закроем съёмочный период в мае, остальное - как досъёмки.

18 апреля, Пт
Десять минут я смог уделить своей картине - Ливанов поправляется и кажется на той неделе будем снимать.

20 апреля, Вс
Надеюсь, что завтра мы всё-таки начнём снимать кино. Вчера я посмотрел материал комбинаторов, получилось прилично, теперь это надо довести до образности.

21 апреля, Пн
Долгое ожидание выезда на съёмку в Дом архитектора. В конце концов - отмена опять из-за мебелевоза.

22 апреля, Вт
Приехали Ливанов и Куравлёв. Съёмки состоялись - снимали их сцену в доме Борка до восьми вечера. Ливанов - в новом гриме ирландца (дядя Сэм), кривлялся как собака. Еле унял его, а заодно и Куравлёва ("мастера русского наигрыша"). Завтра продолжим.


23 апреля, Ср
Снимали сегодня Ливанова и Куравлёва. У Куравлёва уже от Ливанова начинают играть желваки на висках. Завтра ещё более тяжёлый день - Зелёная и Соломин.

24 апреля, Чт
Полторы смены. Сегодня имею всех: Ливанов, Соломин, Зелёная, Куравлёв. Каждый в отдельности не подарок.

Элик Кацев делал исторические снимки всех героев + съёмочная группа с ними. Работали допоздна. В результате перевалило за 50% отснятого материала. Рина Васильевна поразила меня своей законсервированностью. Она не изменилась. Конечно, дряхлости чуть прибавилось, но все шуточки те же, голова ясная и т. д. Мы не только сняли её, но Зверева также записала её в чистом виде в тонателье. Сегодня же она уезжает в Москву, заработав за один день около 800 руб. (хитрости Тигая).

25 апреля, Пт
Досъёмки к начатым сценам - Ливанов и Куравлёв. Элик Кацев принёс вчерашние снимки - особенно хорошо получилась карточка всей группы и в центре Зелёная. На всех лицах умиление и понимание исторического момента. Поэтому все красивые и помолодевшие. Редкое и яркое явление.

Выяснилось, что съезд кино состоится 13-15 мая, а быть в Москве надо 11-го. Под вопросом наш отъезд в Выборг. Вероятно, до съезда мы будем снимать в Ленинграде, а во второй половине мая в Выборге. (А дальше - ужас: Франция!) Только мы с Тигаем составили подробный календарь, и опять всё поломалось. Наступила тёплая погода и того гляди - всё зазеленеет. Тоже проблема!

26 апреля, Сб
Снимаем, наконец, в Доме архитектора. Сегодня здесь безлюдно, работать удобно, хотя очень тесно и жарко. На улице лето: +23. Странное свойство у Гузеевой. Она начинает хорошо работать, если её пугнуть или ударить. Она даже просит об этом (вероятно, мазохистка). Приезжало телевидение ("Телекурьер"), а вечером показали интервью со мной и как мы снимаем (со стороны даже интересно). После съёмок мы с Аркадием съездили на Смоленское лютеранское кладбище. Ужасное состояние, но точку для съёмок нашли. Надо торопиться, т. к. всё вот-вот зазеленеет.

28 апреля, Пн
С утра снимали разговор Старка и Хэдерли в автомобиле (павильон). Зря взяли целую смену, т. к. сняли быстро. После парткома поехал по южному берегу Финского залива искать место съёмок на завтра. Доехал до Лебяжьего далеко за Ломоносов. Вернулся поздно.

29 апреля, Вт
Бессодержательный день. Простояли на натуре, глядя в синее солнечное небо, в ожидании хотя бы облачка, чтобы снять Ливанова к кадрам в Риге на пасеке. Не сняли ни метра.

30 апреля, Ср
Под Киевом произошла авария на атомной электростанции. Первыми это обнаружили шведы. В Польше детям дают лекарство. Облако прошло над Финляндией, Чехословакией, Болгарией. В Киеве паника. Мы снимаем весь день Ливанова и Соломина. Опять было телевидение. Закончили ресторан и финал фильма. Огромные очереди за водкой. Около бензоколонок - сотни автомобилей.


@темы: Масленников, Советский ШХ

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
3 марта, Пн
В павильоне снимал сцену с Майкрофтом Холмсом (Б. Клюев). Долго возились с текстами и бесчисленной аппаратурой из музея связи. "Господ" почти не снимал, но они терпеливо ждали очереди.

4 марта, Вт
Полторы смены, чтобы закончить объект "Кабинет Майкрофта". Затем в зале более часа смотрели материал со Смоктуновским и пр. Непонятно, что получается. Кажется, жмут зверски. Наконец, скрылся от посторонних глаз в павильоне - второй день Клюев чувствует себя, естественно, легче.

Рано отпустил "господ". Долго снимали монологи. У Клюева с памятью как у Смоктуновского.

5 марта, Ср
Снова полторы смены... Новый объект - дом министра. Каплан построил очень плохую и неудобную декорацию - буквой Г в русском стиле с ужасным голубым цветом. Снималась Сафонова с "господами".

Ливанов уже не ревновал, а послушно работал. Зато Виташа дулся. Проковырялись до полуночи. Моя био-графиня Люба пытала Ливанова и Лену насчёт меня.

6 марта, Чт
И опять полторы смены. В павильоне снимал "господ", Сафонову (остатки сцены), Смоктуновского и Романцова. Очень спешили, т. к. Смоктуновский дал один день до поезда, но тем не менее, кажется, репетировали очень тщательно. Должна сцена получиться. Соломин сидел в стороне. Во-первых, судя по всему, они поссорились с Васей, а во-вторых у него, действительно, нечего играть. Сценарная слабость. Увы! Каждый раз приходится придумывать - как его втянуть в действие.

7 марта, Пт
Отправился на пр. Маклина в Городской военкомат (бывш. голландское посольство - приведено в образцовый реставр. порядок) снимать два прохода Холмса и Ватсона.

Заняло это полдня - свет, организация, ожидание и т. д. Потом в группе было чаепитие по случаю 8 марта, преподнесены цветы, затем в объединении это было продолжено, но уже за закрытой дверью и со спиртным.

9 марта, Вс
Вчера я позвонил в Москву и поздравил с праздником Рину Зелёную.

Трепетная и ехидная старушка долго говорила о том, что она и не чаяла услышать меня, надеялась поговорить хотя бы с уборщицей нашей группы. И просила выслать тексты. Сегодня утром печатал её сцену, чуть переделал и отправил по почте.

10 марта, Пн
День, посвящённый монтажу и разбору завалов скопившегося материала, бесконечное количество раз прерывался разного рода совещаниями и согласованиями у Хохлова... Монтировал с Люсей допоздна.

11 марта, Вт
Только около трёх часов я, наконец, добрался до монтажной и засел с Люсей за эпизоды на Бейкер-стрит (Каплану нужно переделывать декорацию в итальянский ресторан). В монтажной была Зверева, которая выпытывала мои планы.

12 марта, Ср
Выбираем натуру - институт травматологии (примечание: в Александровском парке) и Арсенал (Арт. музей). Остаток дня - в монтажной.

13 марта, Чт
Отобрал материал, съездил к художнику Андрею Пахомову в мастерскую, где у него коллекция старинных мотоциклов, отобрал один для фильма. Монтировал сцены с Майкрофтом. Борка согласился, наконец-то, играть Куравлёв.

14 марта, Пт
Съездили в город и посмотрели интерьеры для "Арсенала". Остановились на Доме композитора.


17 марта, Пн
На работе лишь час пробыл в монтажной. Затем был вызван в главное здание и уже назад не вернулся.

18 марта, Вт
Поездка в Сосновую Поляну - посмотреть, как делают нам старинные два автомобиля для "Холмса". Пока это очень смахивает на самопал. Погода стоит весенняя, солнечная. В павильоне, где было назначено освоение - декорация "Пресс" не готова. Всё очень приблизительно, без деталей, а главное - опять нет отходов и всё без фантазии - Каплан выдохся. Искали по подвалам и котельным варианты проходов в таинственном доме и т. д.

19 марта, Ср
Снимали одни проходы и пробеги по котельной и подвалам, т. к. у Каплана декорация пресса по-прежнему не готова. Первые съёмки у новых для меня актёров. Гузеева аж тряслась от волнения. Не думал, что она такая психопатка.

20 марта, Чт
Что-то мы больно веселимся на площадке с Векслером и Тигаем, сплошные шуточки и хорошее настроение, хотя дело идёт очень медленно - возня с трюком, свечками, керосиновыми лампами и тому подобным.

21 марта, Пт
Я собрался было идти на съёмку, как вдруг паника - срочно ехать к Ходыреву, которому мы уже месяц ждём приёма. А далее была съёмка допоздна - ковыряние в павильоне - история с прессом. Стало известно, что Ливанов очень болен - не проходит высокая температура. Соломин в Риге - тоже о нём ничего не известно.

24 марта, Пн
Мучительные съёмки эпизода, когда пресс давит несчастного инженера Хэдерли. В дело были вовлечены каскадёры и трюкачи, которые с помощью блоков и канатов поднимали и опускали плиту пресса. Вся надежда на то, что этот эпизод почти в темноте и звуком поможем. Ливанов лежит с воспалением лёгких. Самое время было бы отодвинуть выезд в Ригу, но там уже всё заказано, хотя Хохлов и Жаров до сих пор не подписали просьбу группы об оплате дорогих гостиниц (а других нет).

26 марта, Ср
День начался с организации съёмок на Витебском (Паддингтонском) вокзале - долгий выезд, установка точки, афиши, костюмы актёров (кровь, палец инженера и т. д.), но снимать я уже не мог - надо было ехать в Смольный на Пленум Горкома по итогам съезда партии.


28 марта, Пт
Утренний просмотр материала был сорван из-за парткомовских посетителей и решения неотложных дел в телеобъединении. Освоение декорации "Дом фон Борка". Поездка в город на выбор интерьера "Дом Старка". Остановились на Доме архитектора. Опять павильон, просмотр материала (пресс) - кажется, получилось. Ливанов болен, хамит по телефону. Конец дня - вереница посетителей и просителей.

31 марта, Пн
Долгая съёмка с новыми актёрами - Куравлёвым и Татосовым.

Новая декорация - усадьба фон Борка. Опять довольно долго боролись с недоделками. К 5-ти часам сняли первый кадр. Татосов - средней руки актёр. Неслучайно он не в БДТ. Зато Куравлёв произвёл на всю группу самое милое впечатление. У него - защитная реакция на все случаи жизни (опыт работы в кино) - валяет дурачка ("Мастер русского наигрыша" - говорит он о себе со смехом). Это был его первый день съёмок у нас, а посему я вырвался домой поздно.


@темы: Масленников, Советский ШХ

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Помню, как в прошлый раз я, буквально не вставая, сидела за постами с этими дневниками, стараясь их как-то изящно проиллюстрировать и поделиться какими-то своими воспоминаниями-размышлениями. Потом , увидев, что нет никакой реакции, махнула рукой и последние части просто пошли одним куском. Ну, а сейчас-то я вообще ко всему уже привыкла и с фотографиями тут все гораздо хуже, и я уже, мягко говоря, не в форме, поэтому уж как пойдет.

***


2 февраля, Вс
Беседа с Риной Зелёной. Рано лёг спать, т. к. завтра утром начинается трудовая неделя - поездка в Белые столбы.

3 февраля, Пн
Машина, которую заказала администраторша Ира, опоздала. Шофёр - разгильдяй и лодырь был ужасен. Ехали в Белые столбы целую вечность. В машине замёрз. Долго блуждали по коридорам Госфильмофонда. Наконец, я получил ящики с картотекой английских документ. фильмов. Набрал целую кучу названий. Можно было бы начать смотреть, но шофёр сказал, что у него рабочий день кончается. Вечером - у Ливановых. Продолжение разговоров о сионизме.

4 февраля, Вт
Снова дорога в Белые столбы - мороз -20. Шофёр попался хороший и быстрый. На монтажном столе прокрутил 32 коробки плёнки, отобрал много интересных кадров. Не было времени даже пообедать - Ира приносила мне тарелки в монтажную. Встретил там Дмитриева, который интересовался моей работой и Холмсом. Вообще - "Вишня" и "Холмс" стали моими отмычками ко всем. По возвращении в Москву говорил с Сизовым - он всё-таки хочет сделать киноверсии из старых фильмов о Холмсе, и так же как Иванова просит наших предложений по параллельным съёмкам.

5 февраля, Ср
Дал задание Тигаю и Визгину - подготовить смету на кинофильм о Ш. Холмсе.

6 февраля, Чт
Отъезд в Ригу.

7 февраля, Пт
Моя команда - Тигай, Каплан и Визгин (без Векслера - больна Светочка) прибыли в холодную промозглую Ригу. Встретил Саша Метелица. Живём в гост. "Латвия" вместе с Тигаем, чтобы не доплачивать по 8 рублей. Зато завтрак - казённый. Первый день - осматриваем саму Ригу. Свозил Каплана-старшего на "Бейкер-стрит", который выбрал 7 лет назад со мной Каплан-младший.


Старая Рига с тех пор приведена в порядок, но только она. Остальная часть города, да и вся республика в запустении и убожестве (в сравнении с Эстонией и Литвой). Съездили в Кемери, посмотрели "усадьбу Ройлотта" - приют, санаторий для больных детей - на предмет "дома Холмса", но дом очень велик. Консультировались в музее этнографии (скансен) - советуют ехать в Цесис.

8 февраля, Сб
Сегодняшнее направление поисков "дома Холмса" - небольшого и отдельно стоящего на "просторах Суссекса" хуторка - на восток, в сторону Сигулды, Цесиса и Пскова. Исколесили примерно 250 км, очень унылая и однообразная архитектура, хотя природа очень подходит - холмы, просторы. Магазины пусты и убоги. Обедали в какой-то деревне. На обратном пути осмотрели подробно скансен и нашли то, что нужно - на берегу озера экспонат "усадьба рыбака". Конец дня - пробежка по магазинам, совершенно бесполезная.

9 февраля, Вс
Направление поиска - юго-запад в сторону Елгавы, т. е бывшей Митавы, княжества курляндского, откуда вышли Анна Иоанновна, Бирон и пр. Кроме дворца на острове (сельхозакадемия) и пары церквей ничего не осталось - угрюмое, безликое место. Местность плоская, по-видимому плодородная, хутора полуразрушенные. Ничего не нашли и окончательно утвердились в решении - снимать в этнографическом заповеднике. Поезд ранний - в 7 вечера. Прошлись по гастрономам (кровяная колбаса, конфеты) и поехали. Вечером в купе подбили бабки - в Риге получится примерно 20 съёмочных дней, в Выборге - 15.

14 февраля, Пт
На студии занимался делами картины - костюмы, гримы, парики.

18 февраля, Вт
Приехала на примерку Катя Зинченко (жена Ватсона) - длинная и нелепая. Несчастная, нигде не работает.

19 февраля, Ср
На главной редакции обсуждалась работа телеобъединения. Потом было освоение павильона - дом Холмса. Ничего ещё не готово. Так странно снова очутиться в этих стенах. Пробуждаются какие-то инстинкты из прошлого. Это почувствовали несколько человек. Юрий Богатырёв долго врал и увиливал - короче, отказался от роли. Вечером работал над реж. сценарием - ливановский вариант.

20 февраля, Чт
В павильоне сегодня всё более готово. Затем состоялся партком... От всей этой болтовни голова пухнет, а ведь завтра первый день съёмок! Вместо Богатырёва решил звать Андрея Миронова (или Лиепу).

21 февраля, Пт
Первый съёмочный день начался с разговора с Ливановым, который потребовал доли в гонораре за сценарий (из-за его переделок, сделанных им по собственному усмотрению). Далее всё шло бодро и весело. Смеялись даже больше, чем надо. Освоили павильон. Кроме Ливанова и Соломина снимался симпатичный парень из БДТ Миша Морозов.

Михаил Морозов (Смит)
Съёмка кончилась лишь в 9 вечера. После этого наши женщины поздравили нас с 23 февраля и напоили чаем.

22 февраля, Сб
Появился Смоктуновский, старый, умытый, приветливый - настоящий актёр. Весь день он страдал из-за слабой своей памяти. Монологи длинные. Я ещё помню по "Пиковой", что для него это - нож острый. Уж он и бумажки писал, и Аркадий ему подсказывал, но реноме актёра требовало - "играть", а играть можно только свободно владея текстом.

Ливанов, естественно, изображал перед ним на площадке командира. Они ведь давние знакомые - снимались 27 лет назад у Калатозова. Ужасно плохой актёр оказался Романцов - кривляка. Векслер пребывал в чёрной меланхолии - особенно озлобился, когда Ливанов прошёлся по Эрмлеру, его еврейскому диктату на Ленфильме. Но работалось хорошо, много успели, ещё больше впереди.

23 февраля, Вс
Время прошло в очередной серии анекдотов и шуток вперемешку с моими криками "Мотор". Я сформулировал основу кинорежиссуры: три дела должен знать режиссёр: кричать "мотор" и "стоп", а также говорить актёрам: "мягче" или в редких случаях - "ярче". Анекдоты Ливанова о Рошале и Калатозове. Например: Рошаль открывает вечер 12 апреля, говорит о коммунист. субботнике с Лениным, о Дне космонавтов и освоении космоса, вдруг - Да, ведь сегодня пасха и убегает... Сняли в общей сложности 347 м. Это почти месячный план. Конец дня был отмечен в пивной, что и видно (примечание: по почерку).

24 февраля, Пн
Медленно, но неотвратимо Ливанов уже с утра начал вплывать в дурное расположение духа. Прицеплялся ко всему - к незаключенному договору, к тому, что его мало сегодня снимают, ко мне. Тут и пришлось его одёрнуть. Ор, крик и т. д. Может быть и напьётся. Первые дни радостного играния прошли, ему надоело. Соломин, к сожалению, его подзаводит, как я заметил. Тоже ведь режиссёр теперь, только херовый. Сегодня первый раз снималась Сафонова и, естественно, полдня ушло на поиск внешнего вида - костюм, причёска, грим. Слабая у меня всё-таки гримёрша Лиля.


25 февраля, Вт
Ливанов повторил требование по поводу доли в гонораре. Я ответил, что для этого нужно сосчитать объём его текстов и определить %. Сейчас это ещё невозможно сделать. - Тогда, дайте десятку, - сказал он. Я ему дал 50 рублей. Слава богу, закончили съёмки в квартире Холмса! И он не запил. Снято за эти дни 537 метров. Я очень доволен молодым актёром Мишей Морозовым (клерк Смит).

27 февраля, Чт
После обеда поехали выбирать интерьеры с Капланом и Векслером - Спорткомитет, муз. школа на В.О., Голландское посольство на Маклина, Витебский вокзал. Классический ленинградско-лондонский набор.

28 февраля, Пт
Звонил Смоктуновский, интересовался материалом.

***
Наковыряла фотографий, даже с избытком. Надо будет кое-что добавить в предыдущие части.
С кастингом опять тут беда. Все-таки, во-первых, это, конечно, комедия, с учетом того, что фон Борка должны были играть Богатырев, Миронов(!) и, в конечном счете, Куравлев. И все же мне кажется у Масленникова иногда нет какого-то четкого видения будущего фильма, когда вдруг такие разные идеи о выборе актеров.
Ну, и потом, я уже об этом говорила. Он часто выносит какие-то слишком уж нелицеприятные суждения. Чисто по-человечки меня коробит. "Нелепая" Зинченко, "кривляка" Романцов, "херовый режиссер Соломин"...
Ну, и насчет кривляния. Не понятно это так же, как и в той же "Собаке". Ведь вы же режиссер, в чем же состоит режиссура, как не в направлении актеров и съемок в нужное режиссеру русло?


@темы: Масленников, Советский ШХ

Когда мы служим великим, они становятся нашей судьбой
Как я уже говорила, решила закончить с этими дневниками, раз уж они появились на форуме.


"Итак, отрывки из дневника МИФа за 1986 год. Только то, что касается Фильма (которым, как вы помните, МИФ занимался, если оставалось время от партийной, студийной и прочей общественной работы).



5 января, Вс
Звонил Ливанов, обещал приехать 8-го. Как всегда со своими предложениями по тексту и по актёрам.

6 января, Пн
Долго сидели в телеобъединении над планами и ломали голову по поводу запусков этого года. Каплан и Лев эскизов не показали (после переделок по моим замечаниям). Лиепа не приехал, но Инна Шлионская вернулась из Москвы с хорошими вестями.

7 января, Вт
В наконец опустевшей комнате сидел с ассистенткой и принял ряд ответственных решений: вместо Ахеджаковой попробую Гузееву, вместо К. Лаврова - Романцова.

8 января, Ср
Единственная радость - начались встречи с актёрами, гримы, фотопробы. Первой была Гузеева - делаем из неё жгучую вамп. Она таковой и является. Обычно до этого её высветляли. Сделали гримы Воробьёву (оперетта), Романцову (БДТ), Ефимову (Ленфильм), Парфёнову. Приходили ещё пара парней на эпизоды.

9 января, Чт
Сегодня приезжает Марис Лиепа на роль полковника Валентайна. Притом - очень хочет сниматься. Только беда в том, что прибудет он на студию в те часы, когда я буду вести партком. Партком сложный. Говорильня, причём страстная, продолжалась до начала девятого. Лиепу я так и не увидел.

10 января, Пт
На студии наконец встретился с Лиепой. Очень яркая личность. Думаю, украсит наш фильм.

14 января, Вт
Сдача эскизов прошла без меня - проспал. Опоздал также на гримы актёров - молодые ребята на роль Хэдерли. Появился около 12-ти. Долго возились с причёской Оли Захаровой (протеже Набирухина) на роль невесты Уэста.

15 января, Ср
Панихида в БТА (умер Авербах). Народу очень много. Приехал Ливанов. Я вёл прощание. Хоронили на Комаровском кладбище.

16 января, Чт
Как всегда, когда Ливанов собирается в чём-то меня переубеждать (в данном случае он имел много поправок по сценарию и предложений по усовершенствованию отношений Холмса и Ватсона) он начинает очень агрессивно, явно пытаясь сразу меня сломить. На сей раз я сразу принял его и Виталия идеи, т. к. сам мучился из-за слабой роли Ватсона в этих сериях. Всё кончилось мирно, он ушёл на примерки, подарив мне брошюру про себя.

17 января, Пт
Просмотрел картотеку в актёрском отделе: нашёл нескольких фон Борков. Надо обдумать сериал Холмса для Проката (как просит Сизов).

19 января, Вс
Написал бумагу на имя Сизова по его просьбе с проектом переделок всего сериала о Холмсе для показа в Кинопрокате - получилось шесть односерийных фильмов + то, что мы начинаем снимать может быть сдублировано для Госкино.

20 января, Пн
Решился я на Ю. Богатырёва на роль Борка (с подачи Векслера, с которым мы, наконец, долго пообщались. Ведь до начала съёмок осталось меньше месяца). Решили строить на натуре декорацию - дом Холмса.

21 января, Вт
Отнёс Каплану два тома моих "Studio" с картинками "домов Холмса".

24 января, Пт
Посетил Ливановых - взял у него дописки для сценария. После этого поехал к Дашкевичам, где Володя крутил мне кассету с музыкой к Холмсу.

27 января, Пн
Приехал Ю. Богатырёв - долго возились с его гримом (усы кайзера). Думаю, это будет удачный фон Борк.

29 января, Ср
В Америке вчера случилось печальное событие - на 75 секунде после запуска взорвался топливный бак "Челленджера" - погибли семь астронавтов, среди них две женщины. Пришла Светлана Смирнова и мы сделали первую прикидку грима.

30 января, Чт
Сделали примерку и основательный грим Сафоновой. Получается интересный декаданс. Нужно уже собираться в дорогу.

31 января, Пт
Поселился в гостинице "Москва". Посетил Иванову - долгий разговор о принципах работы над Холмсом для TV и кино. Просит просчитать смету дополнит. расходов. Вечером пошёл к Соломиным. Они в новой квартире на Суворовском бульваре (бывшая Ю. Семёнова). Разговоры о кризисе в Малом театре.

***

Ну, и я вот тут сразу по ходу со своими мыслями.
И я не то, что бы критикую, но это просто мои мысли впечатления.
У меня создалось впечатление, что у Масленникова вообще плохо с кастингом. В том плане, что у него не было четкого представления, кого он видит в данной роли.Самое странное в этом это, когда он заменил Смоктуновского практически на каскадера. Мне лично очень жаль, что так случилось, думаю, что Смоктуновский был бы потрясающий Мориарти. Но проехали. Ахеджакова в роли немки в голове у меня не укладывается. А вот Лавров был бы, наверное, интересным Хоупом. По крайней мере, в сто раз более каноничным, чем Романцов, который помню, удивил меня тогда при первом просмотре и еще более удивила Сафонова. Лавров очень бы подошел на роль благородного лорда и министра.
И раз уж зашел об этом разговор, еще в предыдущих дневниковых записях удивила идея снимать в роли Джонатана Смолла Тихонова или Баталова . То есть Джонатан Смолл ему представлялся таким персонажем, на роль которого годились исключительно советские секс-символы? Странно.

Подозреваю, что поправки Ливанова были не к добру (надо будет потом поглядеть этот сценарий) и умилила подаренная им брошюра. Это , видимо, та самая, которую я здесь выкладывала)
Вообще насчет декаданса я тогда сразу была удивлена видом Сафновой в стиле Веры Холодной, тем более, что этот рассказ, несмотря на упомянутый
в нем Сассекс, мне всегда казался очень викторианским, а в некоторых хронологиях он идет еще до Рейхенбаха, поэтому для меня с декадансом никак не вязался. Про Сафонову надо говорить отдельно)

@темы: Масленников, Советский ШХ

Яндекс.Метрика